Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 23:03, дипломная работа
Целью дипломного исследования является уголовно-правовой и криминологический анализ насильственных преступлений, совершенных в семье по отношению к женщинам и детям и разработка мер эффективной борьбы с этим видом преступлений на основе комплексного исследования уголовно-правовых и криминологических аспектов.
Введение……………………………………………………………………2.
Глава 1. Общее понятие криминологической безопасности.
§1. Система угроз социумом и общественная безопасность…………………………...8.
§2. Понятие и сущность криминологической безопасности………………………….22.
§3. Система обеспечения криминологической безопасности………………………...32.
Глава 2. Характеристика насилия в семье как угрозы
криминологической безопасности.
§1. Общая характеристика семейно-бытового насилия. Состояние и тенденции бытовой преступности в России…………………………………………………………………..37.
§2. Насилие в семье как предпосылка насильственной преступности……………….57.
Глава 3. Обеспечение криминологической безопасности
несовершеннолетних от насилия в семье.
§1. Зарубежный опыт противодействия насилию в семье……………………………...66.
§2. Организация и осуществление противодействия насилию в семье в России……..74.
§3. Организация криминологической защиты и предупреждение виктимного поведения несовершеннолетних органами внутренних дел в связи с насилием в семье………....84.
Заключение……………………………………………………………………………..96.
Список используемой литературы……………………………………………..101.
В нашей стране имеются отдельные попытки разобраться в вопросах агрессии и жестокости в семейных отношениях, и, главное, в последствиях этого феномена.
Для объяснения жестокого обращения в семье используются теория о сформированном стереотипе поведения. Эта теория исходит из того, что насилие, как и любое другое поведение, является результатом обучения определенным стереотипам, образу действия.
Основное положение теории о сформированном стереотипе поведения, цель которого — объяснить жестокое обращение в семье, состоит в том, что ребенок подражает поведению родителей, образу действий, принятых в семье, где он вырос. Семья учит определенному поведению, учит бить, учит, как должен вести себя мужчина в семье, учит отношению к женщине. Семья учит тому, как при помощи насильственных действий можно добиться желаемых целей.
Согласно данной теории, в семьях, где большое распространение имеет агрессивное поведение членов семьи по отношению друг к другу, их враждебность в сочетании с применением к ребенку жестких физических наказаний у ребенка происходит формирование агрессивного поведения, враждебного отношения к людям вообще. Этот важнейший путь формирования агрессивности заключается в приобретении агрессивных навыков.
С.А.
Аксеновой был проведен анализ семей
детей с агрессивным
1) воспитательно-сильные;
2) воспитательно-устойчивые;
3) воспитательно-неустойчивые;
4)
воспитательно-слабые с
5) воспитательно-слабые с
6)
воспитательно-слабые с
7) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д.;
8) правонарушительские;
9) преступные;
10) психически отягощенные.
Выявлено, что 57,5% детей проживает в семьях с низким или отрицательным потенциалом. Из них 35% — семьи с постоянно конфликтной или агрессивной атмосферой и родителями-алкоголиками. 30% детей воспитываются в семьях 4-го типа, в основном это неполные семьи с низкими доходами, где утрачен контроль над детьми, которые оказались под влиянием общества неблагополучных сверстников. В психически отягощенных семьях проживают 5% детей. Доля воспитательно-устойчивых семей составила 7,5% (3 семьи), при этом в двух семьях данного типа (5%) воспитываются усыновленные в раннем возрасте дети с малоизученным анамнезом.69
Опираясь на результаты исследования, можно высказать предположение о том, что агрессивное поведение связано с воздействием негативных микросоциальных факторов, утратой или нарушением основных функций семьи, таких как воспитательная, эмоциональная, функция первичного социального контроля. Особенно неблагоприятным является их сочетание.
В то же время, 18% детей, подвергшихся насилию в семье, напротив, постоянно молчаливы, трусливы, не способны противостоять насилию даже со стороны более слабого ребенка. Большинство родителей считают, правда, что это не связано с тем, что их физически наказывают иногда, а просто с врожденным характером ребенка по принципу яблока, которое никогда не падает далеко от яблони, на которой оно росло. Однако психологи говорят о том, что этот синдром может происходить и от характера воспитательных мер в первые годы жизни ребенка.
Например, А. Фрейд в книге «Эго и механизмы защиты» путем исследований установила, что пассивная жертва может становиться активной и часто начинает повторять события, случившиеся в ее предшествующем травматическом опыте! Подтверждая эти выводы, психологи И. Гленн и 3. Фрейд приводят примеры детской и взрослой идентификации с агрессором, убедительно доказывая влияние различных травматических событий на психику детей (физического насилия, наблюдения насильственного поведения других, сексуального насилия, отделения от родителей, похищений, и т.д.).70
А. Волкова, исследуя проблему жестокого обращения с детьми в семье, пишет: «Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, превращая ее в конфликтную, а в крайнем выражении является патологией (социальной и клинической)». Агрессивность, по ее мнению, имеет как социальный, так и природный характер, т.е. может быть врожденной. Жестокость - всегда социального происхождения.71
По нашему мнению, агрессивность у различных лиц может иметь различную степень выраженности — от почти полного отсутствия данного свойства до его предельного развития. Вероятно, гармонически развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Ограниченное развитие данного качества представляется социально приемлемым и даже необходимым. Потребности индивидуального развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, конформности, неспособности занять активную жизненную позицию. Вместе с тем чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает ее в конфликтную, неспособную на социальную кооперацию, а в своем крайнем выражении является патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявляясь в жестокости.
Жестокость - негативное свойство личности, выражающееся в безразличии к страданиям живых существ, когда причинение боли, страданий превращается почти в самоцель, никогда не может иметь общественно-полезную направленность. И именно это негативное качество вырабатывается и развивается в детях в результате семейного насилия. Жестокость как свойство личности формируются преимущественно в процессе ранней социализации — в детском и подростковом возрасте. Первоначально она возникает как конкретно-ситуативное явление, источником которого служат внешние обстоятельства. Жестокие поступки малолетних детей еще не определяются внутренней логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. Однако в результате неоднократного повторения такого поведения при отсутствии должной его оценки и корректирующих воздействий эти явления постепенно принимают устойчивый характер, отрываются от ситуации, в которой первоначально возникли, превращаются в черту личности. Сформировавшееся свойство обретает функциональную автономию и в той или иной мере определяет организацию поведения человека на всех его уровнях. Таким образом, возникшее в силу искаженной социализации жестокость как свойство личности сама становится мотивационной основой поведения.72
Таким образом, вполне очевиден вывод, что дети, которые воспитываются с применением насилия со стороны родителей, с большей вероятностью, чем другие (которые воспитываются без применения насилия), будут прибегать к насильственным деяниям, когда вырастут. Так происходит заимствование стереотипов насильственного поведения в семье из поколения в поколение.
Кроме того, дети, пережившие насилие, испытывают трудности в социализации и часто не могут быть полноценными членами общества.
В результате эмоционального отвергания родителями ребенка, его неприятия или лишения родительской ласки и попечения, пережитого насилия и унижения в его психике на уровне бессознательного формируются тревожность, беспокойство, боязнь утраты себя, своего «Я», своего положения в жизни, неуверенность в своем бытии, ощущение враждебности, даже агрессивности окружающего мира, - пишет Ю.М. Антонян. Далее автор приходит к вполне обоснованному выводу, что эти черты при определенных социальных условиях закрепляются и могут сформироваться в характер убийцы.73
По мнению многих социологов, насилие в семье над детьми приводит часто к отклоняющемуся поведению подростков, к их замкнутости, к отходу от нормального общества, а значит и от существующих в нем норм поведения, и вступлению в контакт с другими подобными им людьми. Например, американский ученый В. Фокс с отчуждением людей связывает в ряде случаев и образование преступных групп в целях разрешения общих проблем. Такое отчуждение человека ученые называют крайней формой «социальной аномии».74
Особенно пристальное внимание заслуживает сексуальное насилие в отношении детей, так как этот вид насилия имеет особенное негативное влияние на формирование их психики. По результатам исследований К. Кендл-Тэйкета дети дошкольного возраста, подвергшиеся сексуальному насилию, имеют симптомы тревоги, ночных кошмаров, общего стрессового расстройства, депрессии, боязливости, агрессии, неконтролируемого поведения. Наличие этих симптомов может указывать на сексуальные злоупотребления ребенком. Дети школьного возраста, подвергшиеся сексуальному насилию, по мнению автора, приобретают симптомы страха, агрессии, для них характерны ночные кошмары, различные школьные проблемы. Для подростков в этих случаях свойственна депрессия, суицидальное и самоповреждающее поведение, противоправные действия, побеги из дома и употребление наркотических веществ.75
И как следствие применения насилия в отношении несовершеннолетних в семье выступает тот факт, что подросток не может позитивным путем удовлетворить свои потребности в безопасности, признании и самореализации. В результате эти потребности реализуется через совершение противоправных действий. И если противоправная ситуация после этого не находит разрешения на ценностном уровне, на уровне чувств и отношений, если подросток не находит для себя просоциального способа разрешения своих потребностей, если ситуацию замалчивают, то она начинает повторяться. Постепенно рвутся социальные связи подростка с классом, семьей, учителями (тем более что обычно связи и так достаточно слабые), и с каждым разом разрыв становится все сильнее. На подростка вешают ярлык хулигана и у него включаются психологические механизмы самооправдания собственных негативных поступков. Подросток начинает искать общество себе подобных и, стремясь получить их признание, начинает осваивать их криминальную контр-культуру. С целью добиться признания и повысить свой статус он проходит ряд криминальных испытаний, в результате чего порой навсегда закрывает себе путь для возвращения в общество.76
Достаточно примеров и тому, что среди тех несовершеннолетних, кто совершил насильственное преступление, многие восприняли это в семье на фоне семейного насилия. Действует так называемый эффект «бумеранга».77
Так, из осужденных несовершеннолетних за преступления против личности к наиболее тяжким воспоминаниям детства многие отнесли побои со стороны родителей, а 83 % из них сообщили, что считают, что применение силы является нормальным, обычным способом разрешения конфликтов.
В последние годы во многих регионах России отмечается рост численности несовершеннолетних преступников с аномалиями психики, который по темпам почти в четыре раза опережает рост преступности несовершеннолетних в целом. При этом каждый седьмой подросток, совершивший преступление, имеет ярко выраженные нервно-психические отклонения, связанные с психопатическими чертами личности и остаточными явлениями после перенесенных травм.78
Таким
образом, насилие в семье таит
в себе повышенную угрозу криминологической,
а значит и общественной безопасности
в целом, так как приводит к
разрушению семейных отношений, оказывает
травмирующее воздействие на детскую
психику, наносит непоправимый ущерб нравственности.
Дети, воспитанные в таких условиях, нередко
в дальнейшем сами совершают насильственные
деяния. В такой обстановке совершенствование
мер предупреждения насилия в семье становится
важнейшей задачей не только органов внутренних
дел, но и всего общества.
Глава 3. Обеспечение криминологической безопасности
несовершеннолетних
от насилия в семье.
§1.Зарубежный
опыт противодействия
насилию в семье.
В настоящей работе уже было отмечено, что в последние годы проблемы семейного насилия обрели международное значение. Исследования насилия в семье, проведенные в странах Запада, показали, что западные страны не представляют исключения, и что здесь в семьях наблюдается та же ситуация, которая характерна для России. Поэтому мировое сообщество признало это явление в силу его значительной распространенности и опасности 79 одним из самых значимых проблем преступности.
За рубежом о насилии в семье как об угрозе общественной безопасности впервые заговорили благодаря женскому движению 70-х годов. С тех пор ведется постоянная работа в сфере противодействия семейно-бытовому насилию.
В
мировом уголовном
1) включение в уголовное
2)
расширение понятия
Информация о работе Обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних от насилия в семье