Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2016 в 10:40, курсовая работа
Отмеченные соображения предопределили главные цели выпускной квалификационной работы:
анализ роли экономической дипломатии в международных экономических отношениях;
обобщение основных международных экономических классификаций;
регулирование внешнеэкономической деятельности Кыргызской Республики, рассмотрение ее позитивных и негативных сторон;
а также обоснование выводов, которые следуют отсюда для Кыргызстана и определения его внешнеэкономической политики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………..…..2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1 Эволюция понятия «дипломатия». Экономическая дипломатия как явление международной жизни……………………………………………....6
1.2 Теоретические основы регулирования международных экономических отношений в современных условиях…………………………………….….23
1.3 Основные международные экономические классификации и источники информации по международным экономическим отношениям……………………………………………………………………32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 Анализ регулирования международных экономических отношений Кыргызской Республики……………………………………………………..47
2.2 Оценка регулирования международных экономических отношений на примере компании "Кыргызтелеком"……………………………………….64
2.3 Анализ развития и совершенствования политики информатизации мировой экономики………………………………………………………….72
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ
3.1 Внешние и внутренние проблемы в развитии внешнеторговой политики Кыргызской Республики……………………………………………………...77
3.2 Проблемы внешней торговли Кыргызстана и эффективной интеграции с мировым рынком………………………………………………..…………..82
3.3 Пути совершенствования международных экономических отношений Кыргызской Республики……………………………………………….……101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..110
«Каким должен быть муж для дела посла, Чтоб вера в него у владыки была?»
Ответ гласил: «О элик, и в эту премудрость ум знающих вник: В после редкий дар воплощен должен быть. Разумным и знающим он должен быть. Из божьих рабов, что достойны хвалы, Всегда лучше многих бывали послы».
«Послами вершатся благие дела... Быть мудрым, степенным послу надлежит. Он должен быть в мудрости слов даровит. Он должен все тонкости слов превзойти -Уметь и пропащее дело спасти».
Деловые и моральные качества посла получили в поэме обстоятельную характеристику. В числе моральных достоинств подчеркивалось такое качество, как бескорыстие:
«Посол должен предан быть, сердцем широк, В делах безупречен и в честности строг». «Корыстный — невольник корысти своей, И должность посла — не для жадных людей».
Уже в те далекие времена особо выделяли значение ясного ума, знаний и владения словом:
«В деяньях посла много значат слова, И доброе слово — залог торжества. Элик достославный, такого найдешь -Для дела посольского он и пригож. Пошли его смело в любой дальний дол: Чужбина — не близко, да близок посол!».
История дипломатии знает десятки и сотни определений дипломатии как профессии. Многие из них звучат как парадокс, некоторые рассчитаны на внешний эффект, другие сводят суть дипломатии к ловкому обману партнера или противника. Если бы существо профессии заключалось в ловком обмане, то поддержание нормальных отношений между государствами было бы просто невозможным. Тем не менее исторический опыт оставил ряд забавных обобщений.
В XVI веке французский король наставлял своего посла: «Если они вам будут лгать, не стесняйтесь лгать еще больше».
В XVII веке один английский посол записал сентенцию: «Посол — честный муж, посылаемый за границу, чтобы лгать в интересах своей страны».
В XVIII веке прусский король называл дипломатов «наименее почтенными из всех мошенников».
В XIX веке ловкий интриган Талейран вывел формулу: «Язык дан дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли».
В Англии родилось определение: «Дипломат тот, кто вовремя помнит то, что надо забыть, и вовремя забывает то, что надо помнить».
В XX веке широкое распространение получило определение дипломата, данное У. Черчиллем: «Дипломат — это тот, кто может предсказать, что случится завтра, что произойдет через неделю, и какие события произойдут через год.., а потом сможет объяснить, почему все происходило иначе...».
Наконец, французский дипломат (посол в США), говорят, сравнивал дипломата с алмазом: алмаз шлифуют, чтобы он стал прозрачным, дипломата шлифуют, чтобы он перестал быть прозрачным...
Важным этапом в развитии правил дипломатического общения стал Венский регламент, принятый международным конгрессом в Вене в 1815 году. Так называли протокол № 17 к Генеральному акту Венского конгресса, подписанный 19 марта 1815 г. представителями 8 государств (Австрии, Великобритании, Испании, Португалии, Пруссии, России, Франции и Швеции).
Венский регламент определил классы и ранги дипломатических представителей (агентов), различая их по старшинству. На Аахенском конгрессе 1818 года представители европейских государств договорились о признании ранга министра-резидента, которому отводилось место между посланником и поверенным в делах. Дипломат в ранге посла или посланника аккредитуется при главе другого государства. Поверенные в делах, являясь представителями своего министра иностранных дел, аккредитуются при министре иностранных дел страны пребывания.
В XIX веке дипломатические представители имели большей частью ранг посланника. В XX веке государства, как правило, назначают своих представителей в ранге посла, однако в первой половине XX века все еще продолжали назначать посланников.
Чрезвычайный и полномочный посол — так называют своих представителей большинство государств мира, исходя из соображений не только престижа, но и практической целесообразности быть представленными наравне с другими государствами в любой стране. В практике СССР было принято называть своих дипломатических представителей полпредами, то есть полномочными представителями. Однако это не оправдало себя, поскольку ставило полномочных представителей в неравное положение в сравнении с представителями других стран, которые выступали как чрезвычайные и полномочные послы. Поэтому в годы Второй мировой войны пришлось отказаться от ущемления ранга своих собственных представителей и провести рангирование в согласии с международной практикой. Это было сделано Указом Президиума Верховного совета СССР в 1943 году.
Развитие понятия и статуса полномочного дипломатического представителя имеет многовековую историю. Первое постоянное представительство (посольство) было учреждено и официально аккредитовано герцогом Милана во Флоренции в 1450 году при дворе Козимо деи Медичи (1389—1464 гг.). На протяжении нескольких столетий представительства иностранных государств в других странах постепенно расширяли свои функции: от представительских до познавательных (разведывание).
Уже в XV веке европейские державы ввели в практику направление послов по особым поручениям, Чрезвычайных Послов, скажем, для участия в церемонии коронации. Учреждение постоянных представительств (посольств) было вызвано к жизни расширением международных связей, когда путь в отдаленные страны был не только длинен, но и опасен.
Таким образом, наряду с постоянными представителями (так сказать, ординарными) главы государств направляли своих Чрезвычайных (экстраординарных) Послов в ту или иную страну.
В этой связи стали возникать коллизии между постоянными полномочными представителями в стране пребывания и прибывшими по случаю Чрезвычайными Послами из-за «первых мест» и особых почестей на государственных церемониях, соревнование на поприще протокольного старшинства. Чтобы избежать ущемления престижа государства, в верительные грамоты полномочных представителей (послов) стали заблаговременно включать формулу «Чрезвычайный». Со второй половины XVII века верительные грамоты послов имели полную формулу: Чрезвычайный и Полномочный Посол. Правда, до XX века преобладало направление постоянных представителей в ранге посланников, чаще всего даже независимо от того, в великую или малую страну посылали представителя.
В XIX веке различали четыре класса дипломатических представителей:
Через полтора столетия назрела необходимость уточнить и облечь в современные международно-правовые формы сложившуюся практику поддержания дипломатических отношений. Это было осуществлено в итоге конференцией в рамках ООН принятием Венской конвенции 18 апреля 1961 г. Этот документ подтвердил и уточнил практически сложившиеся нормы и дополнил правила дипломатического общения положениями о порядке аккредитации дипломатического представителя и прекращения его полномочий. В частности, были определены нормы, связанные с объявлением главы представительства «персоной нон фата».
Венская конвенция определила классы дипломатических представителей:
В соответствии с международной практикой ранги дипломатических представителей определяются внутренним законодательством. Венская конвенция подробно определила дипломатические привилегии и иммунитеты. К середине 80-х годов участниками Венской конвенции стали 143 государства. В 1963 году была разработана и принята Конвенция о консульских сношениях, которая вступила в силу к 1967 году.
Консульские отношения между странами появились, пожалуй, раньше, чем собственно дипломатические отношения. Они стали складываться еще в древности. Обычай гостеприимства, обозначенный греческим понятием «проксении» (забота о встрече гостей на границе, их размещение, содействие выполнению их функций), служил основой формирования института консулов, которые первоначально избирались из жителей страны пребывания. Документ, подтверждающий полномочия консула, получил со временем наименование «патент», а документ, разрешающий деятельность иностранного консула в стране пребывания, причем в определенном округе, получил название «экзекватура», то есть буквально на латыни: «Пусть исполняет». В последние десятилетия в международную практику вошло назначение почетных консулов («гонорарных консулов» из числа граждан государства-партнера).
В российской дипломатической практике последних лет также были случаи назначения «почетных консулов» из числа граждан страны-партнера, а не своих граждан, посылаемых в другую страну.
В России понятие «посол» известно, по крайней мере, с середины XVI века, хотя и ранее московские князья посылали дьяков для ведения переговоров с представителями других стран. В 1549 году дъяку И.М. Висковатову было приказано «посольское дело». В первое время в Посольском приказе, который вел иностранные дела и управлял завоеванными и присоединенными территориями, кроме «посольского думного дьяка» и его «товарища» (заместителя), было полтора десятка подьячих. В конце XVII века (в 1689 г.) в Посольском приказе было 53 подьячих, 22 переводчика и 17 толмачей. Уже в XVII веке к работе в нем стали привлекать бояр, а не только дьяков. Одним из первых глав дипломатического ведомства был боярин А.Л. Ордин-Нащокин, который имел титул «царственные большие печати и государственных великих дел оберегатель». Само ведомство обрело название «Государственный приказ посольской печати». В обиходе этот приказ называли «Оком всей великой России». При Петре I в 1720 году Посольский приказ был преобразован в Посольскую коллегию, или Коллегию иностранных дел.
В России XIX века дипломатами становились выходцы из дворянства, пользовавшиеся особым доверием монарха. Как правило, это были аристократы, получившие хорошее образование и воспитание дома, в семье, а затем в учебных заведениях. Такими привилегированными заведениями были Царскосельский лицей, Пажеский корпус, а также Училище правоведения и Лазаревский институт восточных языков, открывшийся в 1815 году.
Уже в XVII веке Россия, как и другие европейские державы, ввела в практику назначение постоянных представителей в других странах. Первыми постоянными представителями России были резидент в Швеции в 1634—1636 годах Д.А. Францбеков и резидент в Польше в 1673— 1677 годах Василий Тяпкин. Во второй половине XVII века в Москве были приняты (аккредитованы) резиденты Швеции, Польши, Дании и Голландии.
В современную эпоху международных связей обмен полномочными дипломатическими представителями между государствами происходит только после официального взаимного признания государств. Мировая практика знает исторически сложившиеся его формы и степени: признание де-факто и признание де-юре. Признание происходит в форме обмена нотами, совместного заявления и т.д. Только признание де-юре имеет следствием установление дипломатических отношений, что означает обмен представительствами: посольствами во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом или миссиями во главе с Чрезвычайным и Полномочным Посланником. Посольство и миссия рассматриваются как представительство государства, витрина и место деловых встреч. Дипломатическую службу некоторые правительства стран Европы, например Германии, называют «глаза, уши и речевой орган» страны за рубежом.
Перед назначением своего полномочного представителя правительство запрашивает правительство другой страны о его согласии принять данного дипломата в качестве посла или посланника. Вплоть до XVII века дипломатическая практика не требовала запроса. Правда, папа римский сообщал королю Франции в предварительном порядке имя своего нунция, которого намерен был направить в Париж. Однако, когда в Париж в качестве британского посла прибыл некий Уильям Трамболл, который, по мнению придворных французского короля, не был «желательной персоной» («персона фата»), в высшем обществе возникла коллизия, после которой в обычай стало входить правило предварительного запроса о конкретном лице и получения согласия на приезд такого лица в страну назначения. Такое согласие принимающей страны, страны пребывания, стали обозначать термином «агреман». Запрос агремана делается в доверительной форме, при этом сообщаются основные данные из биографии дипломата. Ответ может быть дан в устной форме или письменно. Быстрый ответ на запрос агремана считается проявлением благосклонности к конкретному лицу и одновременно проявлением желания не создавать пауз в развитии и поддержании дипломатических связей. Практика знает вежливые формы отказа в агремане, когда принимающая сторона дает понять, что хотела бы видеть в качестве посла иное лицо, скажем, пользующееся большим доверием в стране пребывания или даже доверием своего правительства, либо когда она затягивает ответ. Современная практика отношений между государствами допускает отказ в агремане без обстоятельных объяснений причин отказа или путем бесконечного затягивания ответа. Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.) ясно определила: «Государство пребывания не обязано сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане» (ст. 4, абз. 2). История дипломатии России при Николае I знает случай отказа в агремане английскому дипломату Стрэтфорду-Каннингу, что имело для России и курьезные, и серьезные последствия. Курьезное заключалось в том, что царь был готов дать высший орден кандидату в послы, чтобы только тот не приезжал в страну. Серьезное последствие проявилось в том, что Каннинг после отказа царя был направлен в Константинополь, где активно включился в подготовку войны против России — Крымской войны (1853—1856 гг.).