Эффективность современной государственной службы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2010 в 00:31, Не определен

Описание работы

Введение
1. Понятие, особенности и виды государственной службы
2. Задачи и функции государственной службы
3. Проблемы и эффективность государственной службы в Российской Федерации и Республике Татарстан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ - Эффективность современной гос.службы в РФ Агафонова.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

     Административные  реформы, осуществленные за последние двадцать лет в большинстве развитых стран мира, шли в направлении: от «легалистской культуры» к «культуре сервиса», от иерархической организации к менеджериальным формам управления, от трактовки граждан как объектов управления к уважительному оказанию им государственных услуг как клиентам в рамках официально установленного перечня. Симпатии к такой рыночно-ориентированной управленческой модели у российских государственных служащих пока просматриваются слабее, нежели к веберовской.

     Один  из показателей слабости либеральных реформаторских интенций - требование некоторых экспертов значительно повысить заработную плату государственным служащим, без какой бы то ни было увязки этого мероприятия с результатами работы последних, большей удовлетворенностью граждан качеством функционирования госаппарата.

     В целом готовность российских государственных  служащих к реформированию возросла по сравнению с теми настроениями, которые фиксировались опросами еще несколько лет тому назад. В то же время не следует переоценивать степень этой готовности и уровень понимания государственными служащими стратегии современного административного реформирования.

     Во-первых, рост позитивных перемен в настроениях  и готовности перестраивать методы своей работы в соответствии с  духом реформы замедлились.

     Во-вторых, наиболее «продвинутым» сегментам гражданского общества, высшей политической власти страны нужна эффективная и демократичная гражданская служба, которая улучшит, прежде всего, положение граждан. Сами государственные служащие скорее сориентированы на укрепление своего корпоративного положения и сохранение себя в статусе именно «службы государству».

     В-третьих, в системе государственной службы недостаточно организован и реализован обычный внутренний правовой (административный) контроль. В числе основных нарушений - непредставление налоговой декларации о доходах, совмещение государственной службы с работой в коммерческих структурах, а также злоупотребления при организации конкурсных закупок, когда чиновники, связанные с коммерческими структурами, получают от них взятки на значительные суммы, с целью создания для них льготных условий. Выступая на заседании Правительства РФ, Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка отметил, что в ходе проверок Генпрокуратуры в 2006 г. в федеральных агентствах и ведомствах было выявлено свыше 47 тыс. нарушений закона о государственной и муниципальной службе, должностным лицам вынесено свыше 10 тыс. представлений, возбуждено около 600 уголовных дел . Только в Рособразовании к непредставлению налоговой декларации и совмещению работы с деятельностью в коммерческих структурах были причастны 249 сотрудников - 70% численности состава центрального ведомства. Проверка Фонда обязательного медицинского страхования, как известно, привела к аресту целой группы федеральных чиновников высокого ранга, отвечавших за снабжение граждан бесплатными лекарствами и проведение так называемых конкурсных закупок. Под ними маскировались личные договоренности чиновников Фонда с поставщиками и производителями, постоянно менялись списки лекарств, «вымывались» дешевые отечественные лекарства и т.д. В результате государство оказалось перед фактом необходимости выплаты значительной дополнительной (многомиллионной) суммы, чтобы покрыть образовавшийся дефицит лекарственных средств. Причем, обанкротилась не столько программа дополнительного лекарственного обеспечения - она показала неплохие результаты в 2005 г. и будет продолжена после корректировки, - сколько «менеджмент государственного управления программой»

     В-четвертых, информатизация государственных органов подчас смешивается с процессом их насыщения компьютерами, не связанными с Интернет-порталами. Остро стоит проблема подготовки управленцев нового типа, что встречает сопротивление консервативной части государственного аппарата. Главной психологической преградой на пути расширения деятельности «электронного правительства» в России является соответствующая бюрократическая ментальность, корпоративные интересы бюрократии. Может сформироваться «электронная бюрократия», имеющая как высокие профессиональные свойства, так и соответствующие им узко-корпоративные качества и интересы.

     В-пятых, пока недостаточно высок престиж  работника государственной (муниципальной) службы. Из 200 экспертов, опрошенных Социологическим  центром РАГС, только 3,0% оценили  престиж работника государственного органа как очень высокий, 53,0% как высокий, 38,0% как невысокий и 2,5% ,61485; как совсем низкий. Существенно ниже статус работника государственной службы в глазах простых граждан .

     Реальное  состояние мнений и настроений государственных служащих должно учитываться при проведении административной реформы, которая в силу объективных и субъективных обстоятельств не может носить однозначно «рыночного» характера, но обязана включать элементы рациональной бюрократической организации, социально-правовых гарантий для государственных служащих. В то же время следует предусмотреть встраивание в контекст реформы системы формирования и воспитания кадров гражданских служащих в духе новых ценностных подходов и ориентиров. Серьезное внимание следует уделить проведению информационно-коммуникационной кампании по разъяснению идеологии, стратегии и тактики административной реформы. Посредством систематического мониторинга настроений и ожиданий государственных служащих, других научных исследований количество неизбежных ошибок можно было бы существенно уменьшить.

     В стране реализованы весьма существенные изменения. Внедрена трехзвенная структура  органов федеральной исполнительной власти. Однако до тех пор, пока государственные  служащие среднего и низшего звеньев не поймут сущности преобразований, реформа будет наталкиваться на препятствие, которое можно обозначить как «бездеятельные чиновники». Понятно, что предпринимаемая впервые в истории страны столь грандиозная реформа, не может идти быстро и просто. Действительно, речь идет об изменении всей системы государственного управления, кричащим образом не соответствующей реалиям рыночной экономики и выстроенной под чиновника, а не под независимого хозяйствующего субъекта.

     Неоднократные попытки сокращения аппарата государственного управления, в современной России пока не дали желаемого результата. Обычно после некоторого сокращения численности аппарата, он воспроизводится  объемом его функциональных обязанностей, зависящим, в свою очередь, от общего объема сферы управляемого. Например, выявление избыточных функций, попытки избежать межведомственного дублирования, предпринимаемые в настоящее время в рамках административной реформы, обозначили правильное направление поиска - от функций к численности аппарата.

     Одна  из ошибочных российских мифологем - рассматривать чиновничество как  главный тормоз реформы, попытка  вывести их за скобки реформы. Еще  никому в мире не удавалось реформировать  государственную службу в конфликте  с бюрократией. Не идеализируя российского чиновника, тем не менее, следует иметь в виду, что значительная часть их претензий к реформе обоснована: государство, требуя от государственных служащих беззаветного служения, само в свою очередь не дает им необходимых гарантий социальной защищенности, соответствующей оплаты труда и даже положения в правовом пространстве. Болезненно они воспринимают и потерю многих профессионально-этических норм, уровня упорядоченности и организованности работы, положения в обществе. Тем не менее часть государственных служащих предпринимает усилия, чтобы овладеть новыми приемами и формами работы, соответствующими духу и букве реформы. На поддержку таких людей реформаторы, безусловно, могут рассчитывать. Исторически в обществе сложилось мнение о государственном служащем как о достаточно нравственной личности. Однако нынешние реалии не всегда свидетельствуют об этом. Так, большинство опрошенных служащих полагают, что главным требованием к их работе является быстрое и безапелляционное реагирование на бюрократические запросы, зачастую не связанные с логикой служебной деятельности. В основном они вынуждены тратить время и силы на подготовку отчетов, справок и другую «отчетную работу», на множество далеко не всегда действительно нужных согласований. Реальная практика регламентации профессиональной деятельности настраивает государственных чиновников в основном на выполнение работы, слабо сопряженной с реальными интересами государства и государственными услугами населению.

     Далее, в ряде структур и институтов вместо принципа «личных заслуг и качеств» в служебном росте преобладают такие реалии как субъективные решения руководителя, покровительство, связи, личная преданность и т.п. Данные ряда социологических исследований показывают, что в оценке региональных и местных административных элит такое качество как профессионализм занимает достаточно высокое, хотя и не самое престижное место. Профессионализм, как качество, определяющее положение в управленческих структурах, занимает устойчивое третье место, уступая таким факторам, как: неформальные отношения с нужными людьми и богатство, деньги. Преобладающие способы должностного продвижения служащих (по данным социологических опросов) дают следующую обобщенную картину: конкурсный отбор - 12%, реализация выводов аттестации - 14; единоличное назначение руководителем - 62; прислали «сверху» - 11; назначен из состава резерва - 7; другие способы - 5%. В результате указанной политики достаточно часто наблюдаются явления непрофессионализма, низкой производственной культуры, текучести кадров, имитации бурной деятельности, слабой обратной связи с населением и др. Естественно, что ряд руководителей, ощущая проблемы в своей кадроведческой подготовке, хотели бы овладеть новыми персонал-технологиями: технологиями мотивации персонала (15%); - диагностики и разрешения конфликтов (15%); - воспитательной работы (10%); - психологической разгрузки (10%), - оценки психологической совместимости и ее учета (10%).

     Из  управленческих умений и навыков 45% руководителей (служащих) хотели бы овладеть навыками создания "команды". По существу это не партисипативная, а корпоративная установка. С ней вполне сочетается востребованность манипулятивных навыков: умение убеждать (32,5%) и деловая коммуникация (22,5%). Что касается средств мотивационного и косвенного воздействия, то их востребованность - на уровне 5-15%.

     Одна  из существенных причин сбоев в деле реализации административной реформы  заключается в том, что в процессе выработки стратегии и, в особенности  методов ее реализации не был учтен  ряд важных факторов. Чтобы быть полезной и востребованной обществом и государством, программа административной реформы должна основываться на современных методологических, теоретических и организационных принципах. В связи с этим в настоящее время назрела актуальная потребность в создании межведомственной комплексной программы поисковых и прикладные исследований в области создания национальной системы мониторинга социальной эффективности проводимых в стране реформ, повышения роли системы подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих.

     Качественное  повышение уровня функционирования государственной службы в России в первую очередь зависит от следующих  мер:

     1) разработки современных регламентирующих  документов;

     2) «встраивания» государственной службы в общую логику и схему нового государственного управления;

     3) повышения уровня профессионализма  служащих (специальное образование  и эффективная система ИПК);

     4) формирования у государственных  служащих качественных этических  и нравственных установок на конечные результаты работы и их оценку, как профессионалами, так и общественными организациями, соответствующим кругом «обслуживаемых» граждан;

     5) максимальное использование принципов  прозрачности и персональной  ответственности за конечные  результаты деятельности в целях борьбы с коррупцией и повышения общей результативности;

     6) использования опыта национальных  проектов для понимания достижений  и недостатков в работе соответствующих  служб, их дальнейшей оптимизация. 

     Вопрос  о государственной службе по понятным причинам привлекал внимание интеллектуальных лидеров человечества с древнейших времен от Аристотеля, Платона, Аврелия, Конфуция до Монтескье, Макиавелли, Ришелье, Бисмарка и многих других, более близких к нам по времени мыслителей, и не ослабевал на протяжении всей истории. В разных странах теория государства строилась по-разному - от опоры на божественный авторитет до общественного договора и национальных традиций, от Табеля о рангах до экзаменов на должность. Если формулировать результат в виде одного афоризма, то его можно представить словами Бисмарка: «Государства создаются не для того, чтобы строить рай, а чтобы жизнь не превратилась в ад». Именно на эту философскую основу опирается потребность в эффективности работы государственного аппарата в демократическом гражданском государстве.

     Особенностью  России является тот факт, что при  довольно развитой системе законов  в стране эти законы в массовом порядке нарушаются и самими госструктурами, и гражданами, и организациями. Образуется порочный круг: госслужбы неэффективны - граждане незаконопослушны - чиновники своевольны - госслужбы неэффективны. Главная проблема здесь состоит в том, что эта незаконопослушность носит массовый характер. Разрыв такого порочного круга и сокращение массовости нарушений обычно решаются тактикой ежедневных быстрых (пусть мелких) успехов и редких жестоких громогласных наказаний. Для этого необходимо, прежде всего, классифицировать и ранжировать по степеням важности, актуальности, тенденции развития и современной способности общества решать проблемы совершенствования государственной службы. В этом же убеждает и то, что разные госструктуры выполняют специфичные работы, технология нарушений и методы совершения каждой из которых чрезвычайно специфичны.

     Если  говорить о самых злободневных проблемах организации госслужбы, то необходимы следующие решения:

1) гражданин должен общаться со всей исполнительной властью только через свой муниципалитет (реальный принцип одного окна);

2) гражданин должен платить налоги только по месту своего жительства - тогда он сможет действительно влиять на работу своего муниципалитета;

3) чиновники исполнительных органов не должны быть властью - они не должны чувствовать себя властью даже на самом высоком уровне, они должны быть просто служащими (злоупотребление властью должно быть самым тяжким должностным преступлением).

     Ключевая  идея - создать публичную гражданскую службу взамен «государевой», аппартной или номенклатурной. То, что у нас это называется государственная служба, всюду в цивилизованном мире называется общественной ( public administration ). По-английски госслужба называется гражданской ( civil service ). Слова важны: публичное и государственное - в демократической стране это разные вещи.5

     Уже в «программе минимум» необходимо максимально облегчить и надежно прогарантировать безопасность обращения граждан и организаций к органам надзора и арбитража. Возможно даже введение такого правила: проблема гражданина, с которой он обратился к государственному чиновнику и столкнулся с нарушением закона, в целях искоренения этого нарушения будет решаться в льготном режиме. Необходимо внедрить в сознание населения, что донесение о беззаконии или злоупотреблении законом является не аморальным «стукачеством», а делом чести гражданина-патриота. В России организация контроля за деятельностью властей может быть осуществлена под эгидой Общественной палаты. Возможно расширение службы омбудсменов в этом направлении, подобно опыту Швеции.  
 

Информация о работе Эффективность современной государственной службы в России