Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2009 в 22:34, Не определен
Доклад
§3.1. Храмоздательство
В духовной сфере источники больше всего внимания уделяют храмоздательству. В отличие от богатого Новгорода и его окрестностей (там за 40 лет было построено 17 каменных и огромное количество деревянных церквей), в московском княжестве за период Великой Тишины было воздвигнуто всего 4 каменных храма (по крайней мере именно столько упоминается в исследуемых нами источниках).
Если выйти за пределы периода 1328-1368 годов, то чуть ранее – в 1326 году была заложена церковь Успения Пресвятой Богородицы – в будущем знаменитый Успенский Собор. Сразу же за ней строятся: в 1329 году церковь св. Иоанна Лествичника , в 1330 г – церковь Спасо-Преображения (там же) и в 1333 году – церковь св. Архангела Михаила.
За этим следует длительный перерыв, лишь при Симеоне Гордом в 1350 году строится каменный придел к церкви Спасо-Преображения , а при Дмитрии Донском в 1365 году воздвигается церковь св. Михаила Архангела в честь чуда его в Хонех.
Москве, чтобы стать лидером в объединении Северо-Восточной Руси было необходимо показать, что она этого звания достойна. Сложно представить переезд Русских митрополитов из Владимира в Москву без создания в ней надлежащих условий, одно из главных – наличие подходящего кафедрального собора. Иван Калита и его дети не ставили перед собой амбициозных задач, решая лишь первоочередные.
Необходимо признать, что новыми храмами московские князья вряд ли могли порадовать ордынских ханов. В связи с этим, Иван Калита и его дети, удовлетворив неотложные запросы духовной и, в некоторой степени, политической жизни в последующем отдавали свои силы решению других задач, рассмотренных в первой главе данной работы.
Что касается сроков сооружения храмов, то они обычно занимали не более года. К примеру, церковь св. Иоанна Лествичника – менее 4-х месяцев. Соответственно срокам строительства и возможностям Московского князя и размеры первых каменных храмов были небольшими.
§3.2. Роспись храмов
Если Иван Калита закладывал будущее могущество Московского государства постройкой храмов, то его сын Симеон эти храмы завершал: достраивал приделы, расписывал фресками. Под 1344 годом в Симеоновской летописи находим известия о начале росписи двух московских храмов: Успения Пресвятой Богородицы и св. Архангела Михаила.
Интересно, что в росписи участвовали как греческие художники (которых привез с собой из Константинополя митрополит Феогност), так и иконописцы великого князя Симеона. Летопись называет главных из них: Захарий, Иосиф, Николай.
Русские иконописцы расписывали большую по размерам церковь св. Архангела Михаила. Из того, что главный храм – Успенский – доверили грекам, а не русским можно сделать вывод: первым больше доверяли в силу субъективных причин (опыт, авторитет и др.) Такое положение продлится относительно недолго: русские оказались достойными учениками Византии, создав свою собственную художественную школу на рубеже XIV-XV веков (Андрей Рублев, Дионисий). В 1345 году начали по повелению жены Симеона Гордого Анастасии расписывать церковь Спаса-Преображения. Главой иконописной артели был неизвестный ранее Гойтан. Закончили роспись этого храма и церкви св. Иоанна Лествичника в следующем, 1346 году. Следует обратить внимание на то, что роспись каменных московских церквей (как и их строительство) производилась не постепенно, а в короткий промежуток времени, «рывками». Думается, причины этого следует искать как в экономическом состоянии московского княжества, так и в технической организации дела. Для постройки храмов нужно привезти камень, нанять строителей, для росписи – бригаду иконописцев. Естественно, что легче сделать это в один прием.
§3.3. Литье колоколов
В используемых нами источниках имеется два упоминания о некоем мастере Борисе из Москвы, который занимался литьем колоколов. В 1342 году новгородский архиепископ решил отлить большой колокол для храма св. Софии. Для этого он нашел в Москве «человека добра, именем Борис».
Через 4 года тот же мастер Борис отлил в Москве 3 больших и 2 малых колокола. Причем выражение летописца: «князь Великий Семенъ и брат его Иванъ и Андрей, милостию Божиею и молитвами святыя Богородица, и помощью святого архааггела Михаила, мастерю Бориско слилъ…» свидетельствует о значительности данного события.
То, что у русских князей хватало средств помимо всего прочего и на литье колоколов, говорит о возросших поступлениях в княжескую казну. Из сказанного выше вытекает следующее: вопросы в духовной сфере решались по мере их поступления, рывками, в масштабах, соответствующих возможностям формирующегося государства.
Заключение
В процессе работы были достигнуты определенные цели и решены поставленные во введении задачи. Общие выводы таковы.
В политическом
развитии Северо-Восточной Руси большую
роль играла позиция Золотой Орды.
Русские государственные и
Динамика социально-
Вопросы духовной
сферы Великие князья решали в
порядке очередности, что вполне
согласуется с материальными
возможностями Московского
В целом же, по
значению внутренних процессов, происходивших
в Северо-Восточной Руси, Великая
Тишина сопоставима с царствованием
Ивана Грозного или княжением
Ивана III Васильевича.
Образ Великого князя Московского Ивана I Даниловича Калиты (1328 – 1340) как исторический символ современной эпохи, олицетворяющий созидательные дела и особые заслуги перед Отечеством, выбран неслучайно.
Великий князь Иван I Данилович Калита – первый устроитель и собиратель земли русской, всю свою жизнь посвятил хозяйственной и дипломатической деятельности, укрепил Москву как центр Великого княжества Московского. Летописец писал, что при нем Московское княжество обрело «тишину великую на 40 лет». Князь Иван Данилович завещал своим преемникам возвышать и укреплять влияние Москвы – центра русского единодержавия и православной веры. Образ московского князя Ивана I Даниловича Калиты как нельзя лучше отражает достоинства деятельной личности, способной собрать вокруг себя единомышленников и подвигнуть их на строительство и укрепление Отечества.
Учреждая почетную награду имени этого великого исторического лица, Московская ТПП стремилась показать преемственность поколений в ходе исторического процесса единения и совершенствования России, на современном этапе которого фигура Ивана Калиты достойна быть символом целостности России, экономического и социального благополучия её народа, быть историческим символом особых заслуг перед Отечеством.
Высказывания участников церемоний награждения и лауреатов почетной награды «Дарственное подношение имени Ивана Калиты».
Мэр Москвы Ю.М. Лужков (лауреат 2000 г.): - …в тяжелейшие на Руси времена Иван Калита нашел золотую середину и открыл вокруг себя ресурсы для созидания. Мало того, он сумел их реализовать, как мудрый дипломат и расчетливый торговец. Пришло время осмыслить и возродить эти идеи и этот исторический опыт с тем, чтобы в России наступило, наконец, торжество разума, дипломатии и спокойствия.
Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (участник церемонии награждения 2001 г.): - Великий князь Иван I наделся не на меч, а на калиту, полную денег, которые раздавал с умом и щедростью. При нем в Москве были построены восемь храмов. Его высокий пример пусть воздействует на тех, кто завел себе мошну, и тех, кто завязал её от народа.
Вице-мэр Москвы В.П. Шанцев (лауреат 2001 г.): - Образ древнерусского князя, получившего в народе прозвище «Калита», является напоминанием не только о великих созидательных подвигах, но и уникальным историческим подтверждением, что за короткий срок страна может преодолеть большой путь к благополучию. Княжил Иван I всего 14 лет. За эти годы на Руси не было ни одной войны, началось государственное строительство и экономический подъем.
Президент МТПП Ю.И. Котов (2001 г.): - Предприниматели сегодня строят новую Россию, вполне сознавая, что двигаться вперед, не оглядываясь по сторонам, не учитывая превратностей пройденного пути – неразумно и опасно. …И сейчас особенно важно помнить всех, кто творил историю Родины до тебя, учиться у них и замечать тех, кто сегодня, рядом с нами, своими делами творит наш завтрашний день и приносить им свой поклон и благодарность.