Образ жизни крестьян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 01:35, реферат

Описание работы

Воссоздания эпохи средневековья помогла осознать, что природа для крестьян была средой обитания и жизнеобеспечения, она определяла уклад ее жизни, занятия, под ее влиянием сложилась культура и традиции русского народа. В крестьянской среде зародился русский фольклор, сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, в которых нашли отражение различные стороны крестьянской жизни: работа, отдых, семья, традиции.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1 Образ жизни крестьян
2 Крестьянская община; община и семья; жизнь «на миру».
3 Крестьянский двор.
4 Питание крестьян.
Вывод

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 343.23 Кб (Скачать файл)

Совершающеся происходит по Божьему  установлению, на что указывают святые Отцы:

"Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни. Как скоро дознает кто и действительно ощутит немощь свою, воздвигает душу свою из расслабления, омрачающего ведение, и запасается осторожностию.

Но никто не может ощутить  немощь свою, если не будет попущено на него хотя малого искушения тем, что утомляет или тело, или душу. Тогда, сравнив свою немощь с Божиею помощию, тотчас познает ее величие."

Преподобный Исаак Сирин,
Преподобного Исаака Сирина слова подвижнические
Слово 61. О том, что полезно человеку в приближении его сердцем своим к Богу, какая истинная причина сокровенно приближает к нему помощь и какая опять причина приводит человека в смирение

О том что соблазны придут, что  они придут с пользой и о  необходимости отдаления от людей  преданных страстям и не желающих исправляться, говорит и святитель  Иоанн:

"Если бы люди, от которых  происходят соблазны, решились не  делать зла, то соблазны и  не пришли бы; а если бы они  не имели придти, то не были  бы и предсказаны. Но так  как люди предались злу и  впали в болезнь неисцельную,  то соблазны пришли, и Спаситель  и предсказывает лишь то, что должно было случиться. А если б они исправились, — скажешь ты, — и никто не стал бы вводить соблазнов, то не оказалось ли бы ложным это предсказание? Нимало; его тогда и не было бы. Если бы все люди могли исправиться, то Спаситель и не сказал бы: “надобно придти соблазнам”. Но поелику Он предвидел, что некоторые не захотят исправиться, потому и сказал, что соблазны непременно придут. Но для чего же, спросишь ты, Господь не уничтожил их? Для чего же уничтожать их? Для тех ли, кто получает от них вред? Но они получают вред не от соблазнов, а от своего нерадения.

Соблазны непременно произойдут, чтобы никто не предавался беспечности, но все, ожидая их, бодрствовали; во-вторых, показал, что соблазны великое зло (он не без причины сказал: “Горе миру от соблазнов”, но чтобы показать великий вред, от них происходящий); в-третьих, — и еще более, — показал это тем, что назвал несчастным того, кто вводит соблазны (словами: “горе тому человеку” Спаситель означает то, что этот человек подвергнется тяжкому наказанию). И не только этими словами, но и присоединенным к ним сравнением увеличивает страх. Но не довольствуясь этим, Он показывает и путь, которым можно избежать соблазнов.

Какой же это путь? Прекрати, говорит Он, дружество с людьми нечестивыми, хотя бы они были для тебя весьма любезны, и представляет тебе на это неопровержимое доказательство. Если, говорит, они пребудут твоими друзьями, то ты и им не принесешь пользы и себя погубишь. Если же прекратишь с ними дружество, то по крайней мере, сам приобретешь спасение. Итак, если дружество с кем-либо для тебя вредно, удались от него. Если мы часто отсекаем члены тела своего, когда они бывают больны неизлечимо и вредны для прочих членов, то тем более должно поступать так с друзьями. "

Святитель Иоанн Златоуст,
Толкование на святого Матфея Евангелиста, Беседа 59, Часть 4

Есть ли из нас те, кто не поддался соблазнам безтрудного жития в городах, изысканных явств, а некоторые - блуда и прочих страстей и променял настоящую, патриархальную семью на бессемейное существование в городах? Едва ли, нет таких среди нас.

Вы скажете - это было до нас, это  совершили отцы наши, мы не в ответе за них. Однако же кто мешает нам теперь вернуться и жить на земле, питаясь от плодов трудов своих, имея семью, какой она была всегда и каковой единственно может быть? Теперь наилучшие для того условия - даже и плодородная земля стоит сегодня недорого, равно как и материалы для постройки наименьшего необходимого жилья, так что в денежном отношении этот путь сегодня открыт для каждого. Мы молчим, потому как соблазны держат нас - все мы совершенно развратились, стали поврежденными, идем туда, куда ведут нас соблазны, делаем то, к чему они нас направляют.

Некоторые скажут - но мы совершенно не готовы к работе в поле, это слишком сложно для нас. Это правда; но кто же мешает нам постепенно подготовиться к этому? Сегодня нам дана совершенная свобода. Сегодня - день великого испытания искушениями.

Нет более никаких заграждений - ни материальных, ни физических, ни юридических - семья, бессуетная работа на земле, благочадие и следование Слоу Отцов открыты для каждого. Каждого, кто не соблазнится суетными, малополезными богатствами мира сего. Сегодня день испытания.

Мы находим оправдания, измышляем, что близ грядущий антихрист принесет всем некие "технотронные концлагеря", "электронное рабство", совершенное телесное закрепощение и крайнюю нищету. Подобные предположения ничем не оправданы, им нет подтверждений в отеческих писаниях. Зато все Отцы говорили о том, что наступит время соблазнов, когда совсем немного было тех, кто отвергнет искушения.

С каждым днем мы видим все большее приближение всяческой свободы, равенства, материальной обеспеченности. Такие вещи как биометрические паспорта, идентификационные микрочипы, промышленные достижения, единые социальные карты, принимаемые повсюду - есть лишь предвестники великого шалома, земного мира, когда прекратятся все войны, будут открыты границы, всем неимущим материальное будет выдаваться беспрепятственно безо всяких на то усилий с их стороны.

И придет царь, которому поклонятся все народы, и принесет он великий шалом и материальное обилие. Правда, без семьи люди сколь нибудь долго существовать не могут, так что это утопическое построение вызовет великие душевные нестроения всех в него входящих.

Наступает, и наступило  уже - время скорбей для них, и для нас - ибо и мы среди них, для чего, как не для утоления душевной печали собрались мы здесь? Да - и мы все соблазнились, но Господь благ, он есть Любовь, и из великой заботы о каждом из нас он устроил все так, что ежели кто пожелает, сможет отказаться от искушений, отвергнуть соблазны, и вернуться к семье, к дому, к бессуетной работе на земле, к общине, к следованию Слову святых Отцов.

Сегодня, сегодня время, когда каждому предстоит сделать выбор. Ранее мы не видели страсти в нас, не видели искушений и соблазнов, и принимали их несознательно, лишь страдая от нашей поврежденности. Теперь же, когда Отцы открыли нам все, пришло время для решения.

Сложно представить, чтобы кто оставил крупные города и переехал в места малонаселенные, дабы жить так, как установлено Богом с начала времен. Но Господь благ, и невозможное человеку возможно Богу. Ежели это для кого еще полезно, ежели кому еще открыт этот спасительный путь, то Господь непременно откроет для него этот путь.

Слава Богу за все.

Православный христианин

Трофим Федорович Дмитриев,

Суббота,

31 января 2011 года. 

 

 

  

 

 

  

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации
Московский педагогический государственный университет
Тамбовский государственный технический университет  

 

Владимир Борисович  Безгин

Крестьянская Повседневность

(Традиции  конца XIX – начала XX века) 

 

Москва – Тамбов

Издательство ТГТУ

2004 

 

Утверждено Советом исторического  факультета

Московского педагогического  государственного университета 

 

 

  

 

Рецензенты :

Доктор исторических наук, профессор В.В. Кондрашин

Доктор исторических наук, профессор В.Н. Фурсов 

 

Ответственный редактор

Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель  науки РФ Э. М. Щагин 

 

 

  

 

Безгин В.Б.

Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века). М.-Тамбов: Изд-во

Тамб. гос. тех. ун-та. 2004. 304 с. 

 

 

  

 

В монографии рассмотрены различные стороны крестьянской повседневности конца XIX – на чала XX в. на основе архивных материалов. Дан анализ состояния сельских традиций в период модернизации страны. В книге исследованы проблемы хозяйственной деятельности, общинного уклада, правовых воззрений, духовных традиций и семейного быта русского крестьянства.

Предназначена для научных работников, студентов, широкого круга читателей, интересующихся вопросами отечественной  истории.

ББК Т3(2)5

ISBN 5-8265-0311-4 © Безгин В.Б., 2004

 

Монография

 

Редактор И.А. Денисова 

Технический редактор М.А. Евсейчева 

Инженер по компьютерному  макетированию М.А. Филатова 

 

Подписано к печати 13.09.04

Формат 60 ? 84/16. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать офсетная

Объем: 17,67 усл. печ. л.; 19,00 уч.-изд. л.

Тираж 450 экз. С. 617М

 

Издательско-полиграфический  центр

Тамбовского государственного технического университета

392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14 

 

Моим сыновьям,

Ярославу и Святославу. 

 

 

 

Введение

Актуальность темы обусловлена самим состоянием современного российского общества. В новое тысячелетие общество вступило не только, оставив в прошлом великую государственность и Богом данную форму правления, но с частично утраченным ощущением национальной общности. В последние два десятилетия происходит планомерное разрушение основ русской культуры и поругание националь ных традиций. Остракизму подвергнуты традиционные ценности народа: соборность и коллективизм, духовность и национализм, трудолюбие и нестяжательство. Приметой повседневности стали индиви дуализм и алчность, космополитизм и праздность. Самобытность русского народа сегодня последнее препятствие для создателей нового «мирового порядка». В угоду его же нацию лишают сырьевой и во енной независимости, насаждают западную демократию, культивируют гнусные пороки, прививают комплекс этнической неполноценности. Повседневность любой исторической эпохи есть видимое про явления базовых ценностей общества. Опыт модернизации аграрного общества на рубеже XIX – ХХ в. должен послужить для современной власти предостережением от принятия необдуманных решений и напоминанием о пагубных последствиях ломки традиций.

В плане научной актуальности следует  указать на то, что работа выполнена  в русле изучения исто рии повседневности, наиболее перспективного направления  в современной исторической науке. Основу работу составили современные  исследования по крестьяноведению. Данное научное направление по зволяет  посредством использования междисциплинарного подхода (социальная история, этнография, социальная психология и пр.) осуществить  комплексное изучение проблемы крестьянской повседневно сти и роль в ней  сельских традиций.

Территориальные и хронологические  рамки работы. Центральное Черноземье, включавшее в се бя Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую губернии, являлось типично аграрным регионом с преобладанием крестьянского  населения. Это дает основание полученные выводы распространять на территорию Европейской части России в целом, отмечая особенности исследуемого региона. Сельское население губерний по этнической принадлежности было русским (в Орловской и Тамбовской губерни  ях русские составляли 99 % населения), что дает мне основание игнорировать инородческий фактор и далее в  тексте обоснованно использовать словосочетание «русская деревня». Основой духовной жизни русского села выступало православие. По переписи 1897 г. православные составляли: Воронежской губернии – 99,1, Курской  – 98,7, Орловской – 99,2, Тамбовской – 98,6 %. В регионе крестьянство занима лось преимущественно земледелием, отхожие промыслы были развиты слабо, что обусловило устойчи вость  общинного уклада. Природно-климатические  зоны (от лесной до степной) и качественный состав почв (от подзолистых до чернозема) определили особенности земледелия и отчасти бытовой культуры сельского  населения. Высокая плотность сельского  населения в регионе отражалась на экономическом положении и  социальной активности крестьянства.

Выбор хронологических границ обусловлен следующими соображениями. Конец XIX –  начало XX в. – это период модернизации страны, время существенных перемен  в жизни российской деревни. При  вычный уклад и традиционные институты  крестьянского мира были подвергнуты  мощному воздей ствию. Начало изучаемого периода – это 80-е гг. XIX в. Они  стали своеобразным рубежом в  развитии русского села. Правительство  Александра III проводило курс, основанный на традиционных ценно стях русского общества. В жизнь вступило поколение  не знавшее крепостных порядков, но испытав шее на себе воздействие  войн, реформы и революции. Верхняя  граница определена

1914 г., поскольку начало войны  принципиально повлияло на содержание  крестьянской повседнев ности.  Специфика объекта исследования  обусловила необходимость выхода  за рамки установленного периода.  Так, в процессе выяснения сущности  и содержания традиций были  использованы материа лы, относящиеся  к 1850 – 1870 гг. Для того, чтобы  установить степень сохранности  традиционных черт повседневности, выяснить последствия их эволюции  и сущность произошедших перемен,  были использованы документы  1920-х гг.

Цели и задачи исследования. Историческая наука неизбежно обращается к  характеристикам повсе дневности, к «плоти» и «крови», из которых  складываются любые события, в том  числе исторически значимые и  судьбоносные. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выяснить содержание крестьянской повседневности конца XIX – начала XX в., место и  роль в ней сельских традиций. Для  достижения поставленной цели осуществлена попытка решить ряд конкретных исследовательских  задач:

Информация о работе Образ жизни крестьян