Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 18:37, контрольная работа
Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийцы первыми в мире научились выращивать рис, хлопчатник, сахарный тростник, первыми начали разводить домашнюю птицу. Индия подарила миру шахматы и десятичную систему исчисления. Достижения древней и средневековой Индии в области науки, литературы искусства, зародившиеся в Индии различные религиозно-философские системы, оказали воздействие на развитие многих цивилизаций Востока, стали неотъемлемой частью мировой культуры
1. Введение………………………………………………………………………3стр.
2. Начало завоевания Индии английской Ост-Индской компанией………....5стр.
3. Политика англичан в области государственного управления и армии…..8стр.
4. Предпосылки народного восстания……………………………………......11стр.
5. Ход и результаты восстания 1857-1859гг…………………………………14стр.
6. Заключение…………………………………………………………………..22стр.
7. Список использованной литературы………………………………….........
Однако англичане просчитались. У сипаев оказались такие интересы, которые объединили их всех, независимо от религиозной принадлежности, и толкнули на общее восстание.
В 50-е годы XIX века генерал-губернатор Дальхузи конфисковал и ликвидировал целый ряд княжеств.
ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ВОССТАНИЯ 1857-1859гг.
К концу 1856 г. вся Индия глухо бурлила. Помещики сближались, устанавливали контакты сипайскими полками. Началом народного восстания явилось вооруженное выступление сипаев и гражданского населения в Мируте (Мератх) 10 мая 1857г. [14, с.431].
Накануне англичане заковали в кандалы и бросили в тюрьму группу сипаев, обвиненных во враждебности к англичанам. Возмущенные этим, сипаи трех полков и большая толпа горожан взялись за оружие. К ним присоединились крестьяне окрестных деревень. Перебив командиров-англичан, восставшие полки двинулись к Дели. Оставшиеся в Мируте английские войска удерживали город, окруженный восставшими крестьянами. Когда на другой день, 11 мая, мирутские полки подошли к Дели, городская беднота открыла ворота и впустила их в город. Одновременно там началось восстание местных сипаев и гражданского населения. Малочисленный английский гарнизон был бессилен, и древняя столица Индии перешла в руки повстанцев.
Они подошли к дворцу последнего представителя династии Великих Моголов, Бахадур-шаха II, и потребовали, чтобы тот присоединился к восстанию. Бахадур-шах, вынужденный принять это предложение, был провозглашен верховным правителем Индии.
Захват Дели послужил сигналом для народных выступлений в других частях страны. Основными очагами восстания стали районы Центральной Индии (по среднему течению Джамны и Ганга).
В Канпуре важную роль в подготовке восстания играл приемный сын последнего пешвы маратхов Нана Сахиб, лишенный англичанами своих прав и пенсии. Нана Сахиб был связан с тайными организациями сипайских полков Канпура. Он стал одним из самых выдающихся вождей восстания.
4 июня в Канпуре выступили сипаи двух полков. Они захватили казну, арсенал, тюрьму, освободили заключенных и послали делегатов к двум другим полкам, которые вскоре перешли на сторону восставших. С самого начала в канпурском восстании активно участвовали народные массы. Там формировались отряды из крестьян и ремесленников. Восставшие осадили засевших в канпурской крепости англичан, которые в конце июня вынуждены были капитулировать. Нана Сахиб провозгласил себя пешвой и стал управлять освобожденной канпурскими повстанцами территорией в качестве вассала делийского императора.
Одновременно восстали сипайские войска и незадолго до того аннексированном княжестве Джханси; часть из них направилась на помощь повстанцам района Дели. В других маратхских княжествах — Индауре и Гвалияре — сипаи перебили английских офицеров. Но их князья, заявив о присоединении к восстанию, проводили предательскую политику. Они разными способами старались задержать продвижение местных синайских полков на север для участия в боях с англичанами.
Важнейшим очагом восстания стал Ауд. Здесь еще в 1856 г., вскоре после аннексии княжества, развернулась активная подготовка к антианглийскому восстанию. Одним из организаторов народного движения в Ауде был религиозный проповедник Маулави Ахмад Шах, в прошлом мелкий феодал. Он рассылал прокламации, произносил проповеди, разоблачавшие англичан. Накануне восстания Ахмад Шах был схвачен английскими властями и ожидал в тюрьме смертного приговора. Его освободили восставшие сипаи.
В отличие от восстаний в других районах восстание в Ауде началось выступлением не сипаев, а крестьян. Сипайские полки, посланные англичанами против крестьян в окрестности столицы княжества г. Лакхнау, перешли «а сторону восставших и перебили английских офицеров. Одновременно восстали сипаи в Лакхнау. Городское население, в первую очередь ремесленники, также поднялось против колонизаторов. По словам английского историка, «в течение 10 дней английская администрация в Ауде исчезла, как сон. Войска взбунтовались, и народ перестал быть верным правительству». Было объявлено о восстановлении независимости и провозглашении махараджей малолетнего сына бывшего государя. Регентский совет возглавила княгиня-мать. По настоянию сипаев в его состав был включен Ахмад Шах. [6, с.13].
Народное восстание застало колонизаторов врасплох. На огромной территории от Дели до Калькутты они располагали лишь несколькими полками английских солдат. В обширных густонаселенных областях Индостана, восставший народ ликвидировал колониальный режим.
В первые месяцы восстания его главным центром был район Дели. В июне сюда были переброшены крупные силы англичан из Пенджаба. Началась осада. Повстанцы стойко обороняли свою столицу.
По мере того как выяснялись неспособность и нежелание Бахадур-шаха II и его окружения развернуть народную войну против колонизаторов, углублялись противоречия между, помещиками и простым народом. Повстанцы не сумели выдвинуть из своей среды военных или политических руководителей, но отдельные выходцы из правящей среды пытались осуществлять политику, в известной мере учитывающую чаяния простого народа. Среди них выделялся Бахт-хан — офицер-сипай, участник организации ваххабитов, вступивший в июле в Дели во главе объединенных войск, состоявших из сипайских частей и отрядов ваххабитов. Он стал одним из выдающихся военных и политических руководителей восстания. На совете командиров полков, находившихся в Дели, Бахт-хана избрали главнокомандующим. Одновременно был сформирован Совет восставших. В него входили шесть представителей сипаев и четыре представителя гражданского населения. Формально главой Совета восставших был Бахадур-шах, но фактически его возглавлял Бахт-хан [4, с.130].
Поддерживаемая населением восставшая армия считала себя носителем власти. Главный девиз сипаев гласил: «Человек принадлежит богу, страна — шаху, а власть — войску». Характерно, что даже шахская печать была отобрана у Бахадур-шаха и какое-то время находилась в руках Совета восставших.
Совет пытался осуществить некоторые мероприятия, отражавшие требования простого народа. Были отменены налоги на соль и сахар и введено строгое наказание за тайное накопление продовольствия. Семьям погибших воинов выделялся земельный надел, свободный от налогов. Богатые купцы облагались специальными сборами в пользу повстанческой армии. Совет обратился к императору с письмом, призывающим прекратить злоупотребления при сборе налогов и улучшить положение крестьянства. Бахт-хан издал приказ о всеобщем вооружении горожан. Видимо, зная о злоупотреблениях шахской семьи, Бахт-хан заявил, что он отрубит нос и уши даже принцу королевской крови, если тот будет уличен в хищениях.
Многие помещики все более склонялись к прекращению борьбы. Они вступили в тайные сношения с англичанами, сообщали им военные секреты. Есть основания считать, что и Бахадур-шах стремился к соглашению с англичанами. Распространялись даже слухи о его попытке бежать к неприятелю. Все это ослабляло защитников Дели.
В то время как пенджабская армия англичан вела осаду Дели, английские войска, выступившие из Калькутты, шли вверх по долине Ганга. Подавив восстание в Аллахабаде (Илахабад) и Бенаресе (Варанаси), они вступили в район Канпура. Здесь развернулись упорные бои. Однако канпурские повстанцы вели борьбу изолированно, не было установлено непосредственной координации военных действий между Канпуром и Дели. Регулярные части сипаев и партизанские отряды крестьян и ремесленников действовали разрозненно. В результате англичанам в июле удалось овладеть Канпуром.
Длительная осада Дели поставила делийских повстанцев в тяжелое положение. В начале сентября 1857 г. из Пенджаба прибыли новые английские подкрепления, имевшие осадную артиллерию. 14 сентября они начали штурм и после шестидневных боев овладели столицей. Уводя остатки своих войск, Бахт-хан предложил Бахадур-шаху следовать вместе с армией для продолжения борьбы, но последний предпочел сдаться англичанам.
Взятие Дели сопровождалось чудовищными зверствами. Опасаясь расправы, большинство мирных жителей покинуло город.
С падением Дели был ликвидирован крупнейший очаг восстания, но борьба продолжалась.
Осенью к остаткам армии Нана Сахиба, вынужденного оставить Канпур, присоединились войска Гвалияра, выступившие вопреки воле своего князя, и отдельные сипайские части, прорвавшиеся из Дели. Местное население по-прежнему поддерживало повстанцев, и район Канпура продолжал оставаться одним из важных очагов восстания. Но главным центром восстания после падения Дели становится Ауд.
С самого начала восстание в Ауде приняло массовый характер. В руках восставших быстро оказалась вся территория княжества. Только в крепости, расположенной в центре Лакхнау, оставался осажденный повстанцами небольшой английский гарнизон. Ауд стал главным очагом освободительной борьбы, воодушевляя народные массы всей Индии. Сюда стягивались и главные силы англичан. В ноябре 1857 г. англичане развернули наступление на Лакхнау. Им удалось прорваться к городу и вывести оттуда осажденный гарнизон. Но удержаться в Лакхнау они не смогли и отступили к Канпуру.
Между тем в Индию прибыли новые английские войска, освободившиеся после окончания войны с Ираном, и часть войск, отозванных с пути в Китай. В декабре шли бои с войсками Нана Сахиба. Англичанам удалось прочно занять линию, р. Ганг и отрезать повстанцев Центральной Индии от Ауда.
К весне 1858 г. английское командование, сосредоточило крупные силы для наступления на Лакхнау. В начале марта 70-тысячная английская армия окружила Лакхнау. После упорной борьбы 14 марта англичане овладели городом. Они учинили там повальный грабеж и неслыханные зверства, продолжавшиеся в течение двух недель.
Однако англичанам не удалось ликвидировать повстанческую армию. Отступив из Лакхнау, она продолжала борьбу под руководством Ахмад Шаха. [2, с.302].
После падения Лакхнау главной формой вооруженной борьбы против колонизаторов стала партизанская война. Помимо Ауда она охватила Центральную Индию, где ядром партизан стали остатки повстанческой армии Нана Сахиба, в которую влились и делийские войска. Отряды Нана Сахиба и Бахт-хана двинулись на север и затем отступили в Непал. После этого борьбу в Центральной Индии возглавил талантливый партизанский вождь и полководец Тантиа Топи.
Одним из центров сопротивления в Центральной Индии стало княжество Джханси. Здесь оборону против англичан возглавила княгиня Лакшми Бай, своим мужеством и отвагой вдохновлявшая повстанцев. [15, с.129].
В мужской одежде, с оружием в руках, она бесстрашно появлялась в самых опасных местах. Когда в апреле 1858 г. англичане ворвались в центр княжества г. Джханси, Лакшми Бай по веревочной лестнице ночью спустилась с одной из башен и ускакала от английской погони. Она примкнула к отряду Тантиа Топи и погибла в рукопашной схватке. Народы Индии чтят память Лакшми Бай, одной из легендарных героинь своей освободительной борьбы.
Войска Тантиа Топи прошли с боями почти всю Центральную Индию. Продолжались боевые действия в Ауде и других очагах сопротивления. Но феодальные элементы открыто переходили на сторону англичан. Этому способствовало обещание англичан гарантировать князьям и феодальной аристократии полную неприкосновенность их владений. Один из князей предательски захватил Ахмад Шаха и за 50 тыс. рупий вручил англичанам его окровавленную голову. В апреле 1859 г. другой раджа захватил и выдал англичанам Тантиа Топи, мужественно принявшего смерть. Отдельные отряды повстанцев продолжали сопротивление до конца 1859г. [13, с.278].
В Индии восстание было подавлено с чудовищной жестокостью. Сипаев привязывали к жерлам пушек и затем выстрелом разрывали их на части. Колонизаторы истребляли не только повстанцев, но и мирное население.
Исход восстания 1857—1859 гг. показал, что в тот период в Индии еще не сложилась сила, достаточно могучая для того, чтобы изгнать колонизаторов. Большинство вассальных князей, помещики-заминдары с самого начала поддержали англичан.
Крестьяне и ремесленники не смогли в ходе восстания выдвинуть свою собственную программу и своих вождей. Хотя отдельные руководители восстания (Ахмад Шах Бахт-хан и др.) учитывали требования простого народа, они не могли существенным образом повлиять на положение дел.
Сипайские полки и крестьянские отряды действовали разрозненно и неорганизованно.
Нельзя забывать, что из всего индийского крестьянства именно раджпуты меньше всего утратили военные навыки и привычку с оружием в руках отстаивать то, что они считали своим правом. Путешественник двадцатых годов XIX века писал, что за Аллахабадом «каждый путник, которого мы встречали на дороге, даже простые люди, идущие на базар, имели мечи, щиты, копья или же пищали, а один встречный имел лук и колчан со стрелами. У этих людей гордая походка, суровый взгляд, мужественный громкий голос».
Особенно много вооруженных людей он видел в Ау-де, где раджпуты составляли подавляющую массу общинных землевладельцев.
Полковник Слиман, побывавший в Ауде в 40-х годах, незадолго до его аннексии, рассказывая о крупных аудских землевладельцах, говорил, что их военной опорой являются «их раджпуты-земледельцы, самые храбрые люди в мире... Именно из этого-то крестьянства земледельцев-воинов Ауда и состоят на три четверти пехотные туземные полки нашей бенгальской армии».
Однако эта воинственная прослойка хиндустанского крестьянства, исключая ту часть, которая служила в полках бенгальской армии и приобрела как привычку к дисциплине, так и профессиональную спайку, меньше всего была способной к подчинению единому руководству. Подобно шотландским кланам, раджпуты признавали только власть своих вождей. Поэтому многие раджпуты были использованы своими феодальными вождями не столько для войны против англичан, сколько для сведения счетов с другими феодалами. В Рохилкханде раджпутские вожди, будучи обижены тем, что важнейшие посты здесь оказались захваченными мусульманскими феодалами-рохилами, отказывались подчиняться Бахадур-хану и использовали в этой феодальной распре рядовых раджпутов. Многие раджпутские кланы оказывались скованными позицией своих вождей. В тех случаях, когда по требованию своих раджпутов, раджпутские феодалы выступали против англичан, они чаще всего использовали раджпутское ополчение исключительно для обороны своих владений. Если талукдар или раджа, отступая от англичан, уходил в Лакхнау или присоединялся к войскам Нана Сахиба, Тантия Топи, Бахадур-хана или Кунвар Сингха, он продолжал действовать самостоятельно как вождь своего клана. Все это мешало созданию дисциплинированной армии и подчинению ее единому командованию.
Информация о работе Начало завоевания Индии английской Ост-Индской компанией