Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2016 в 02:28, курс лекций
1.Основные понятия и показатели инновационной деятельности
Инновации - сложная категория. В то время как императивы политики изменяются, потребность в понимании и измерении категории инноваций остается. Австрийский учёный Й. Шумпетер в 30-е годы 20века ввёл понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [1]
Несоответствие линейной модели современным тенденциям инновационного развития проявляется в следующем:
Институциональная среда для реализации потенциала современных инноваций приобретает ключевое значение. Эта модель инноваций определяется исследователями как цепная или системная [8,9,10]. Важность цепной модели сложно переоценить для разработки технологической политики. Она описывает мир, в котором фирмы выступают не пассивными получателями знания, а скорее, активными участниками инновационного процесса. Инновации требуют наличия организационного знания, которое приобретается в течение многих лет практики, экспериментов, взаимодействия между различными структурными подразделениями. Этот установившийся опыт передаётся некодифицированно, сводом правил компании (рутин), которые имеют тенденцию меняться медленно и передаваться взаимодействием персонала. Наличие или отсутствие такого опыта часто объясняет дивергенцию в восприятии и адаптации инноваций по странам и регионам. Цепная модель подчёркивает важную роль институциональной среды: наличие фирм, вузов, исследовательских институтов, стандартов, центров трансфера технологий, политики, формирующей правила поведения и рутины для переработки новой информации.
Рассматривая эволюцию инновационной модели в историческом контексте, следует отметить, что исследователи выделяют их различные виды. Обобщая эти подходы можно рассматривать следующие модели: простая линейная, связанная с технологическим давлением, - technology push model (инновации как результат новых технологических знаний), которая была характерна для второй половины 60-х годов 20 века; модель, обусловленная давлением рыночного спроса - market-pull model (рыночного подтягивания), принятая в 70-х годах. Третья генерация инновационной модели основана на эффекте обратной петли (цепная модель) и увязывает маркетинг и научно-исследовательские разработки. Четвертая модель, (80-е годы) рассматривает инновации как параллельный процесс, в котором имеется межфункциональная интеграция между подразделениями фирмы и параллельные разработки компании с ее внешними партнерами. Пятая генерация инновационной модели основана на мульти-институциональных сетях, тесном взаимодействии с потребителями и стратегической интеграции с поставщиками.
В начале XXI века формируется «открытая модель инновационного процесса», появление которой определяется глобализацией научных исследований и разработок и мультидисциплинарным характером современных инноваций [11]. Суть этой модели инноваций в том, что современные предприятия в инновационном развитии не могут долго полагаться на собственные усилия в исследованиях и должны комбинировать внутренние идеи с внешними источниками знаний. Жизненные циклы некоторых продуктов сократились либо находятся под давлением более интенсивной глобальной конкуренции и непрерывного технологического прогресса, поэтому компании вынуждены более спешно внедрять инновации и более оперативно совершенствовать продукты и услуги.
Вследствие этих тенденций, компании ощущают необходимость партнёрства, чтобы распределить издержки, обрести взаимодополняющие знания и опыт, получить доступ к различным технологиям и знаниям и сотрудничать в рамках инновационного сообщества. Это сообщество становится всё более глобальным и требует от частных лиц и организаций более «открыто» воспринимать инновационный процесс, в котором сотрудничество и конкуренция сосуществуют. Пользователи, в том числе поставщики и конечные пользователи, также оказывают влияние на инновационный процесс, формируя и стимулируя рыночный спрос на инновации.
Таким образом, инновации и технологии представляют собой системные и экономические (связанные с предпринимательской деятельностью) процессы. Инновации являются продуктом постоянного взаимодействия между компаниями, их поставщиками, покупателями, а также такими внешними субъектами, как университеты, или организации, занимающимися исследованиями и разработками. В своей инновационной деятельности компании работают не изолировано от других предприятий, а в рамках сетей, т.е. в постоянном взаимодействии с другими субъектами хозяйственной деятельности, некоммерческими организациями. Инновационная деятельность зависит от внешних условий, существующих на отраслевом, региональном, национальном и глобальном уровнях, в связи с чем, при исследовании инноваций используется системный подход.
2 Инновационная сфера
как предмет экономического
Инновации в современном мире являются основой роста эффективности экономики, обеспечивают конкурентоспособность товаров и услуг, позволяют достичь целей устойчивого развития, обеспечивают занятость и высокий уровень жизни населения. На долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании, продукции, в разных странах приходится до 85% прироста валового внутреннего продукта (ВВП).
Мировой опыт показывает, что государства, осознавая роль инноваций в экономическом развитии и обеспечении конкурентоспособности национальных экономик разрабатывают и эффективно применяют инновационную политику, направления которой отражают особенности современного инновационного процесса. Каковы же эти особенности?
1. Динамика и
качество экономического роста
все сильнее зависят от
2. Происходит
ускорение научно-
3. Наука ориентируется на потребности экономики, что проявляется в повышении роли предпринимательского сектора в выполнении и финансировании исследований, расширяются междисциплинарные исследования, изменяется организация науки. Трансфер технологий из сферы НИОКР в производство все больше стал утрачивать дискретный характер и превращаться в постоянный. Стала усиленно развиваться научно-производственная и межсекторная интеграция, которая объединяет в единое целое весь инновационный цикл.
4. Инновационный
процесс становится более
5. Усиливается
координация и интеграция
6. Формируются стержневые технологии, определяющие массовый характер нововведений, широкое освоение которых закладывает основы технологического ядра пятого и следующего за ним технологического уклада. Это- информатика и комплексная автоматизация на базе микроэлектроники, биотехнология и новые материалы – именно они служат основой формирования технологических кластеров.
7. Каскадный характер инновационного развития ускоряется и модернизируется путем переноса из высокоразвитых стран в менее развитые трудо-, материало- и энергоемких, а также экологически обременительный этажей (ярусов) реального сектора экономики.
С самого верхнего яруса мировой технико-экономической парадигмы производственные мощности попадают в страну с ближайшим к нему уровнем развития экономики, ускоряя темпы ее развития. Каскадному процессу инноваций способствуют нарастающие темпы экспорта прямых инвестиций из стран мирового авангарда в периферийные регионы. Такие инвестиции несут с собой не только финансовые ресурсы, но и передовые технологии, первоклассный менеджмент и профессиональный маркетинг. Этот процесс облегчается и ускоряется благодаря информационной революции, которая позволяет получить необходимую информацию при любых расстояниях практически в реальном режиме времени.
Материальной основой масштабных изменений условий существования человечества, которые можно назвать “цивилизационными сдвигами” выступали качественные перемены в технико-технологической базе общественного производства. Положение о решающем воздействии средств труда на характер общественного прогресса являлось базисным в марксистской экономической теории. “Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средства производства не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд” [1, с. 191]. По сути этой же точки зрения придерживались ученые, разработавшие концепцию постиндустриального общества [2, 3].
Нельзя отрицать, что каждый раз технологические перевороты в способах обеспечения жизнедеятельности вели к цивилизационным смещениям в развитии обществ. Американский футуролог Олвин Тоффлер выделил в истории человечества три волны. Первая началась 8 — 9 тыс. лет назад с неолитической революции, которая породила сельскохозяйственную цивилизацию. “Вторая волна” — индустриальная цивилизация — возникла с промышленной революцией (XIX в.), в результате произошел переход на индустриальные (промышленные) технологии, породившей массовое производство, унификацию образа жизни и скопление огромных масс людей в промышленных центрах. “Третья волна” определялась как переход к информационным технологиям, ведущим к принципиально новым изменениям в структуре занятости населения; предметом труда становится информация, а содержание трудовых функций связано с ее производством, передачей, обработкой и хранением. Соответственно, информация занимает место главного ресурса вместо земли (“первая волна”) или физического капитала” (“вторая волна”) [4].
При переходе от одной цивилизации к другой происходит смена технологического способа производства, используемого набора средств производства и форм его организации, — развертывается технологическая революция. Но и в рамках данного способа производства происходят качественные изменения, смена технологических укладов, основанных на общих принципах и энергетических источниках технических систем, требующих определенных, адекватных этим системам форм организации производства. Так, индустриальный способ производства, начало которому положила промышленная революция, включает пять технологических укладов. Первый из них в значительной мере строится на технике, унаследованной от мануфактурного способа производства; второй — четвертый выражают последовательные ступени саморазвития индустриального способа производства; современный, пятый, преобладающий в развитых странах в конце ХХ в., является переходным к постиндустриальному технологическому способу производства, несет в себе зародыши, первичные элементы последнего, который станет развиваться на собственной основе в XXI веке.
Каждый технологический уклад, в свою очередь, включает ряд сменяющих друг друга примерно раз в десятилетие взаимосвязанных поколений техники, каждое из которых реализует крупное изобретение, базисное нововведение. Современным примером может служить смена поколений вычислительной, лазерной, космической, ракетной техники. Каждое поколение является ступенью формирования и развертывания технологического цикла более высокого уровня (научно-технического направления), реализующего общий технологический принцип во множестве модификаций и моделей техники.
Смежные технологические способы производства, технологические уклады, поколения техники образуют общие поля, переходные периоды разной длительности, что обеспечивает непрерывность технического прогресса. В то же время утверждение каждого нового поколения техники, технологического уклада и способа производства знаменует очередной шаг технического прогресса, технологический переворот того или иного масштаба и глубины [5].
Эволюция экономических закономерностей и организационно-управленческих условий появления и распространения нововведений привела исследователей к изучению проблем взаимосвязи экономического роста и технологических изменений. Работы Э. Дэнисона, Д. Кендрика, позднее А. Чандлера, Н. Розенберга, Р. Нельсона [6, 7, 8, 9] углубили понимание источников экономического роста и определили решающую роль технологических изменений. Они связали рост производительности факторов производства с инновационной деятельностью. Другими словами, преодоление ограничений предложения капитала и труда достигается путем инвестиций в новые знания и технологии. Впоследствии стало очевидным, что таким же путем возможно преодоление и иных ограничений хозяйственной деятельности: экономических, пространственных, сырьевых и т. п.