Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2009 в 12:33, Не определен
Введение
1. Физические лица, как субъекты МЧП
2. Правовое положение юридических лиц в МЧП
3. Особенности правового положения государства как субъекта МЧП
Специальный режим предусматривает предоставление иностранцам на основе национального законодательства или международного договора специальных прав. Этот режим отличается предоставлением определенных привилегий и преимуществ, как правило, в отношениях с соседними странами, например, в области приграничного общения населения. Кроме того, особыми привилегиями могут пользоваться военнослужащие воинских частей и подразделений, расквартированных на территории иностранных государств. В мире нет ни одного национального законодательства, которое было бы всецело построено на специальном режиме. С некоторыми вариациями для той или иной страны национальные правовые системы в вопросах правового регулирования положения иностранцев придерживаются следующей схемы: уравнивание иностранцев в правах с собственными гражданами в области экономических, социальных и части гражданских прав, установление для иностранцев специального режима в области политических и части гражданских прав, а также административного регулирования.
Вывод по первому вопросу.
Российское законодательство развивается по пути закрепления основных прав человека, что находит отражение в первую очередь в Конституции России. Законами установлены гарантии соблюдения прав иностранцев пребывающих в РФ. Для более полного обеспечения возможности реализации их законных прав и интересов предусматривается существование различных правовых режимов: национального, наибольшего благоприятствования и специального.
Каждое государство само устанавливает соответствующий правовой режим для своих граждан, а равно и для иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на его территории. Основополагающее значение для определения правового положения физических лиц должны иметь общепризнанные принципы и нормы международного права.
Вопрос 2. Правовое положение
юридических лиц
в МЧП
Государство определяет пределы и основные направления деятельности юридического лица как носителя прав и обязанностей, обладающего такой же юридической и экономической реальностью, какой обладают физические лица в качестве субъектов права. Поскольку юридическое лицо является производным явлением права (и в то же время его существенным элементом), а право всегда связанно с государством, которое территориально всегда ограничено, то возникает необходимость в "прикреплении" этого юридического лица к определенному государству. Независимо от понимания природы юридического лица, для целей гражданского оборота оно всегда обладает достаточной для признания в качестве субъекта права степенью самостоятельности и независимости.
Выяснение национальной принадлежности (личного закона юридического лица) требуется для определения:
Критерии определения правосубъектности ЮЛ.
Существуют четыре основных критерия, при помощи которых определяется правосубъектность юридических лиц. Ни один из критериев не отвечает в полной мере двум требованиям, которые должны быть положены в основу формулирования привязки любой коллизионной нормы: четкости и реальности связи между отношением и государством, к праву которого отсылает коллизионная норма.
Критерий инкорпорации (регистрации), закрепленный в российском законодательстве, ч. 1 ст. 1202 ГК РФ, а также в праве Великобритании и США, четок и легко установим. У юридического лица может быть только одно место регистрации. Логичен вывод: если государство позволяет образоваться юридическому лицу, его правовая система и регулирует правосубъектность юридического лица. Существенным недостатком данного критерия является возможность его использования с целью обхода закона и приобретения благоприятного режима деятельности. Правоспособность юридического лица, созданного российскими гражданами, действующего на территории РФ, но зарегистрированного на Кипре, будет регулироваться киприотскими законами, хотя реальная связь компании с этим государством отсутствует. При использовании данного критерия не допускается изменение национального закона юридического лица. Чтобы подчиниться праву другого государства, юридическое лицо должно быть ликвидировано в одном государстве и вновь зарегистрировано в другом.
Недостаток критерия инкорпорации: место регистрации выбирается учредителями, чья правосубъектность отличается от правосубъектности юридического лица; поэтому государство регистрации может быть совершенно не связано с юридическим лицом.
Критерий места нахождения административного органа (центра управления) или критерий оседлости, закрепленный в законодательстве Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, отвечает требованию наличия реальной связи. За основу берется закрепленное в уставных документах место нахождения юридического лица. Если юридическое место нахождения не соответствует действительному месту нахождения, учитывается последнее. Критерий имеет определенные достоинства. Действительно, компания чаще всего относима к тому государству, из которого осуществляется управление. Там же, как правило, и осуществляется основная деятельность юридического лица. С государством, на территории которого осуществляются функции юридического лица, последнее связано в большей степени, чем с государством регистрации. С другой стороны, неудобство данного критерия проявляется в его непригодности для крупных юридических лиц с разветвленной системой управления. В самой Франции этот критерий используется с различными оговорками. Кроме того, может возникнуть противоречие между формой юридического лица, установленной законодательством регистрации, и нормами применимого права государства-места нахождения «управленческого центра».
Отметим, что многие зарубежные авторы, даже те, которые работают в рамках англосаксонской традиции права, отдают предпочтение критерию места нахождения административного органа перед критерием инкорпорации.
Критерий места осуществления основной деятельности, так же как и предыдущий, отражает принцип реальной связи компании и государства. Однако он еще более неудобен для крупных компаний, чья деятельность осуществляется в нескольких государствах, чем предыдущий. Используется как дополнительный и в странах англосаксонской системы права, и в странах романо-германской системы (Франция).
Критерий
контроля используется как дополнительный
в тех случаях, когда юридическое лицо,
созданное и действующее по национальным
законам, контролируется иностранным
капиталом. Использование этого критерия
позволяет установить «действительную»
относимость юридического лица. При его
применении учитывается гражданство участников
юридического лица. Недостатком является
непригодность этого критерия для обществ
со смешанным составом учредителей. Эффективность
данного критерия при достижении публично-правовых
целей не может, однако, оправдывать его
несоответствия принципу разграничения
правосубъектности Юридического лица
и его участников. В отечественной
практике критерий контроля не используется.
Законодательство РФ по вопросу ЮЛ в МЧП.
В соответствии с п. 1 ст. 1202 ГК РФ «личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо». Таким образом, в российском законодательстве закрепляется критерий инкорпорации,
В
некоторых случаях допускается
использование привязки к месту
деятельности либо месту нахождения
административного органа. В соответствии
со ст. 1211 ГК РФ, для определения статута,
сделки привязывают к месту
Пример: российское юридическое лицо имеет филиал в иностранном государстве, где заключает два договора - покупает имущество у юридического лица, находящегося в данном государстве, и продает это имущество, не вывозя его, другому юридическому лицу, находящемуся в данном государстве. В данном случае к конкретному договору купли-продажи более близко право места нахождения филиала.
Второй
подход к толкованию термина «место
осуществления основной
деятельности» заключается в том, что
под этим местом следует понимать место,
где осуществляются основные действия,
связанные с исполнением соответствующего
договора. Такое толкование соответствует
положениям Венской Конвенцией о договорах
международной купли-продажи товаров
1980 г., а также Закону «О международном
коммерческом арбитраже» 1993 г. В этих нормативных
актах говорится о месте нахождения «коммерческого
предприятия» юридического лица, т. е.
о месте, откуда совершаются действия,
связанные с конкретным договором.
Транснациональные корпорации.
Транснациональные корпорации - юридические лица национального права, осуществляющие свою деятельность на территории нескольких государств. С экономической точки зрения изучение проблем их деятельности ограничивается исследованием влияния транснациональных корпораций на экономику развивающихся государств. С юридической точки зрения рассматриваются и оцениваются те средства контроля и влияния, которые имеются у принимающего государства в отношении транснациональных корпораций. В их числе - специфический метод определения государственной принадлежности с использованием критерия контроля.
Европейские государства, объединенные в Европейский Союз и другие региональные сообщества, пытаются закрепить в договорной форме статус транснационального юридического лица. Создание таких юридических лиц стимулирует международную торговлю и облегчает ее. По идее положенной в основу деятельности: транснациональные юридические лица - это юридические лица, созданные физическими и юридическими лицами разных государств. Их статус одинаков во всех государствах - членах данного регионального сообщества, поскольку он закреплен в международном договоре. Возникает особая организационно-правовая форма, общая для всех государств. Участвуя преимущественно в международных экономических отношениях, транснациональные корпорации не создают проблем, связанных с определением их национальной принадлежности, тем самым, облегчая процесс правового регулирования.
Попытки воплотить эту идею в жизнь несколько раз предпринимались в рамках Европейского Союза. Каждый раз общее количество создаваемых на основе соответствующих договоров юридических лиц транснационального типа не оправдывало затрат усилий по разработке их статуса.
6
марта 1998 г. в рамках СНГ
была заключена Конвенция о
транснациональных корпорациях1
Несколько странно решается вопрос об ответственности. В соответствии со ст. 9 Конвенции по обязательствам корпорации и/или головного предприятия (центральной компании), возникшим в результате участия в деятельности корпорации, участники несут ответственность в соответствии с законодательством сторон, юридические лица которых входят в корпорацию.
Неудачные
формулировки этой Конвенции препятствуют
ее обширному применению.