Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 07:32, контрольная работа
Это может повлечь негативные последствия для обеих сторон, в виде судебных разбирательств, невозможности исполнения заключенных договоров, нарушения прав и законных интересов участников международных отношений. Для снижения вероятности наступления таких последствий, соответствующие субъекты должны знать содержание своего правового статуса и своих партнеров. Именно рассмотрению правового статуса физических, юридических лиц и государства посвящена сегодняшняя лекция.
Введение 2
1 Субъекты международного частного права 3
1 Физические лица, как субъекты МЧП 5
2 Правовое положение юридических лиц в МЧП 13
4 Государство как субъект МЧП 17
Заключение 22
Список литературы 23
Национальный режим соотносит правовой статус иностранцев со статусом граждан страны пребывания. С этой точки зрения правовой статус иностранцев в принципе приравнивается к правовому статусу собственных граждан, но за рядом исключений, предусмотренных национальным законодательством. Например, к таким исключениям относится отсутствие у иностранцев права на участие в управлении государственными делами. Не возлагаются на иностранцев такие обязанности, как, например, обязанность служить в вооруженных силах государства пребывания. Национальный режим не нарушает связи с государством его гражданства – в отношении своего государства он несет обязанности при сохранении всех прав. При применении к иностранцам Национального режима вовсе не обязательно действие принципа взаимности. Это означает, что права и свободы предоставляются иностранным гражданам независимо от того, имеют ли такие же права и свободы граждане данного государства в государстве, гражданином которого является иностранец. На практике принцип взаимности может применяться, но не в целом – не в отношении всего комплекса прав и свобод, а применительно к отдельным правам. В таком случае принцип взаимности специально оговаривается в том или ином национальном законе.
В
Российской Федерации национальный
режим для иностранцев
Следующий вид правового режима иностранцев – режим наибольшего благоприятствования. Он означает, что граждане иностранного государства пользуются на территории данного государства таким же правовым режимом, который предоставлен гражданам третьего государства. Данный вид режима также представляет собой метод соотношения правового статуса физических и юридических лиц договаривающихся государств с правовым статусом таких же лиц третьего государства на их территории. Такой подход должен быть зафиксирован в международном договоре по крайней мере между двумя заинтересованными государствами. Договор обычно предусматривает, что физическим и юридическим лицам одной стороны предоставляется на территории другой стороны такой же правовой режим, которым пользуются или будут пользоваться в дальнейшем на их территории физические и юридические лица любого третьего государства. Третьим государством может быть любое, следовательно, и такое государство, физическим и юридическим лицам которого предоставлены наиболее благоприятные условия. Режим наибольшего благоприятствования предоставляется на взаимных началах. Примером договора, устанавливающего режим наибольшего благоприятствования, является Соглашение о торговых отношениях между СССР и США от 1 июля 1990г. (вступила в силу 17 июня 1992г.). Согласно ст. 1 Соглашения каждая сторона без каких – либо условий предоставит товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию другой стороны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию любой третьей страны, во всех вопросах, относящихся, в частности, к таможенным пошлинам и сборам любого вида, налагаемым в связи с импортом или экспортом; способом оплаты экспорта и импорта; правилам, касающимся продажи, покупки, перевозки, распределения, хранения и использования товаров на внутреннем рынке. Каждая сторона предоставляет товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию другой стороны, недискриминационный режим в отношении применения количественных ограничений и выдачи лицензий.
Специальный
режим предусматривает предоставление
иностранцам на основе национального
законодательства или международного
договора специальных прав. Этот режим
отличается предоставлением определенных
привилегий и преимуществ, как правило,
в отношениях с соседними странами, например,
в области приграничного общения населения.
Кроме того, особыми привилегиями могут
пользоваться военнослужащие воинских
частей и подразделений, расквартированных
на территории иностранных государств.
В мире нет ни одного национального законодательства,
которое было бы всецело построено на
специальном режиме. С некоторыми вариациями
для той или иной страны национальные
правовые системы в вопросах правового
регулирования положения иностранцев
придерживаются следующей схемы: уравнивание
иностранцев в правах с собственными гражданами
в области экономических, социальных и
части гражданских прав, установление
для иностранцев специального режима
в области политических и части гражданских
прав, а также административного регулирования.
3
Правовое положение
юридических лиц в МЧП
Государство определяет пределы и основные направления деятельности юридического лица как носителя прав и обязанностей, обладающего такой же юридической и экономической реальностью, какой обладают физические лица в качестве субъектов права. Поскольку юридическое лицо является производным явлением права (и в то же время его существенным элементом), а право всегда связанно с государством, которое территориально всегда ограничено, то возникает необходимость в "прикреплении" этого юридического лица к определенному государству. Независимо от понимания природы юридического лица, для целей гражданского оборота оно всегда обладает достаточной для признания в качестве субъекта права степенью самостоятельности и независимости.
Выяснение национальной принадлежности (личного закона юридического лица) требуется для определения:
Критерии определения правосубъектности ЮЛ.
Существуют четыре основных критерия, при помощи которых определяется правосубъектность юридических лиц. Ни один из критериев не отвечает в полной мере двум требованиям, которые должны быть положены в основу формулирования привязки любой коллизионной нормы: четкости и реальности связи между отношением и государством, к праву которого отсылает коллизионная норма.
Критерий инкорпорации (регистрации), закрепленный в российском законодательстве, ч. 1 ст. 1202 ГК РФ, а также в праве Великобритании и США, четок и легко установим. У юридического лица может быть только одно место регистрации. Логичен вывод: если государство позволяет образоваться юридическому лицу, его правовая система и регулирует правосубъектность юридического лица. Существенным недостатком данного критерия является возможность его использования с целью обхода закона и приобретения благоприятного режима деятельности. Правоспособность юридического лица, созданного российскими гражданами, действующего на территории РФ, но зарегистрированного на Кипре, будет регулироваться киприотскими законами, хотя реальная связь компании с этим государством отсутствует. При использовании данного критерия не допускается изменение национального закона юридического лица. Чтобы подчиниться праву другого государства, юридическое лицо должно быть ликвидировано в одном государстве и вновь зарегистрировано в другом.
Недостаток критерия инкорпорации: место регистрации выбирается учредителями, чья правосубъектность отличается от правосубъектности юридического лица; поэтому государство регистрации может быть совершенно не связано с юридическим лицом.
Критерий места нахождения административного органа (центра управления) или критерий оседлости, закрепленный в законодательстве Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, отвечает требованию наличия реальной связи. За основу берется закрепленное в уставных документах место нахождения юридического лица. Если юридическое место нахождения не соответствует действительному месту нахождения, учитывается последнее. Критерий имеет определенные достоинства. Действительно, компания чаще всего относима к тому государству, из которого осуществляется управление. Там же, как правило, и осуществляется основная деятельность юридического лица. С государством, на территории которого осуществляются функции юридического лица, последнее связано в большей степени, чем с государством регистрации. С другой стороны, неудобство данного критерия проявляется в его непригодности для крупных юридических лиц с разветвленной системой управления. В самой Франции этот критерий используется с различными оговорками. Кроме того, может возникнуть противоречие между формой юридического лица, установленной законодательством регистрации, и нормами применимого права государства-места нахождения «управленческого центра».
Отметим, что многие зарубежные авторы, даже те, которые работают в рамках англосаксонской традиции права, отдают предпочтение критерию места нахождения административного органа перед критерием инкорпорации.
Критерий места осуществления основной деятельности, так же как и предыдущий, отражает принцип реальной связи компании и государства. Однако он еще более неудобен для крупных компаний, чья деятельность осуществляется в нескольких государствах, чем предыдущий. Используется как дополнительный и в странах англосаксонской системы права, и в странах романо-германской системы (Франция).
Критерий контроля используется как дополнительный в тех случаях, когда юридическое лицо, созданное и действующее по национальным законам, контролируется иностранным капиталом. Использование этого критерия позволяет установить «действительную» относимость юридического лица. При его применении учитывается гражданство участников юридического лица. Недостатком является непригодность этого критерия для обществ со смешанным составом учредителей. Эффективность данного критерия при достижении публично-правовых целей не может, однако, оправдывать его несоответствия принципу разграничения правосубъектности Юридического лица и его участников. В отечественной практике критерий контроля не используется.
Государство определяет пределы и основные направления деятельности юридического лица как носителя прав и обязанностей, обладающего такой же юридической и экономической реальностью, какой обладают физические лица в качестве субъектов права. Поскольку юридическое лицо является производным явлением права (и в то же время его существенным элементом), а право всегда связанно с государством, которое территориально всегда ограничено, то возникает необходимость в "прикреплении" этого юридического лица к определенному государству. Независимо от понимания природы юридического лица, для целей гражданского оборота оно всегда обладает достаточной для признания в качестве субъекта права степенью самостоятельности и независимости.
Правовой статус юридических лиц как субъектов МЧП
Правовое положение юридических лиц как субъектов МЧП определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. Национальное законодательство чаще всего представлено законами об иностранных инвесторах и инвестициях, которые содержат, как правило, унифицированные материально-правовые нормы. Коллизионно-правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных юридических лиц в Российской Федерации, так же, как и в случае с физическими лицами, имеют трехуровневую структуру.
1)
Во-первых, в их число входят
коллизионные нормы
2) Во-вторых, правосубъектность иностранных юридических лиц регулируется коллизионными нормами, содержащимися в двусторонних договорах о правовой помощи. Так, согласно Договору между РФ и Республикой Албания правоспособность юридического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой оно учреждено (п. 2 ст. 22).
3)
В-третьих, большую группу
4
Государство как субъект
МЧП
Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти10.
Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.
Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: “Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации”.
Верховенство
государственной власти делает ее единственной
политической властью, исключая тем
самым возможность