Ликвидация хозяйственных обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

При написании данной работы использовались следующие методы: формально-юридический, логический, историко-правовой и т.д.
Целями данной работы является изучение:
правоотношений, возникающих при реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ;
некоторых проблем, возникающих при реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ;
выявление недостатков действующего законодательства и возможные пути их устранения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие положения о хозяйственных обществах……………………….5
.Понятие хозяйственных обществ ……………………………………………5

.Учреждение хозяйственных обществ………………………………………..14

Глава 2. Реорганизация хозяйственных обществ………………………………...17
2.1 .Понятие «реорганизация юридических лиц»………………………………..17
2.2. Защита прав кредиторов при реорганизации юридических лиц…………...29
2.3. Формы реорганизации хозяйственных обществ…………………………….43

Глава 3. Ликвидация хозяйственных обществ……………………………………59
3.1. Основания для ликвидации хозяйственных обществ……………………….59
3.2. Порядок ликвидации хозяйственных обществ………………………………64
3.3. Очерёдность и порядок удовлетворения требований кредиторов…………72
Заключение…………………………………………………………………………75
Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

Хозяйственные общества.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

    Реорганизация же хозяйственного общества не влечет появления в обязательстве дополнительных участников ни на стороне кредитора, ни на стороне должника, происходит лишь прекращение участия реорганизуемого  хозяйственного общества во всех обязательствах, права и обязанности по которым переходят в порядке универсального правопреемства к другим юридическим лицам. Причем как отмечается в литературе «сами обязательства не прекращаются, а продолжают исполняться лицами, заменившими выбывшего из обязательства первоначального участника»17.

    Следовательно, утверждение о возможности распространения  действия норм законодательства, регулирующих солидарные требования кредиторов, по аналогии на случаи невозможности определения  правопреемника по правам требования при реорганизации юридического лица с правовой точки зрения несостоятельно.

    Исходя  из того, что в силу ст. 59 ГК РФ, документами, устанавливающими правопреемство реорганизованного  юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, служат только передаточный акт и разделительный баланс, по нашему мнению, в процессе разрешения подобных споров никакие другие доказательства, кроме указанных документов, использованы быть не могут, так как это противоречит правилу допустимости доказательств. Поэтому, если в ходе судебного разбирательства по иску (в котором заявленные требования основываются на правопреемстве, возникшем вследствие реорганизации хозяйственного общества) выяснится, что в представленном истцом разделительном балансе отсутствует указание на то, как распределяются между вновь созданными юридическими лицами права требования по обязательствам реорганизованного хозяйственного общества, то в удовлетворении иска должно быть отказано по причине его бездоказательности.

    Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 1995 г. N 81 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации"18, в состав передаточного акта и разделительного баланса, оформляемых при реорганизации юридических лиц, включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации). Этим же нормативным актом предусмотрено, что при разделении юридических лиц (выделении из состава юридического лица одного или нескольких подразделений) разделительный баланс состоит из общего баланса по ранее действовавшему юридическому лицу и балансов каждого нового юридического лица, образованного на базе подразделений, входивших в состав прежнего юридического лица. Данные разделительного баланса являются также данными баланса каждого нового юридического лица на дату начала его деятельности после их государственной регистрации.

    Поскольку (в отличие от слияния, присоединения  и преобразования) при реорганизации  в формах разделения и выделения  у вновь образованных хозяйственных  обществ правопреемство возникает  лишь в отношении строго определенных обязательств реорганизованного хозяйственного общества, предусмотрено, что подготавливаемый в этих случаях разделительный баланс должен состоять не менее чем из двух частей: баланса реорганизуемого юридического лица и баланса создаваемого юридического лица. Данное требование к его форме объясняется тем, что только при сопоставлении балансов реорганизованного юридического лица и каждого вновь образованного юридического лица можно определить объем прав и обязанностей, перешедших в процессе реорганизации к правопреемникам, и в каких пропорциях эти права и обязанности распределяются между ними.

    Анализируя  требования к оформлению правопреемства при реорганизации, нужно заострить  внимание еще на одном важном требовании законодательства. В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете"19 и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 26 декабря 1994 г. N 17020, при реорганизации любого предприятия или организации в обязательном порядке должна проводиться инвентаризация его имущества и денежных обязательств. Основными целями инвентаризации являются:

    а) выявление фактического наличия  имущества;

    б) сопоставление фактического имущества  с данными бухгалтерского учета;

    в) проверка полноты отражения в учете обязательств (п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств21);

    г) установление действительности обязательств, права и обязанности по которым  в процессе реорганизации перешли  к правопреемнику.

    Для успешного выполнения указанных  задач необходимо, чтобы к разделительному  балансу реорганизованного хозяйственного общества был приложен последний  акт инвентаризации.

 

    2.2. Защита прав кредиторов  при реорганизации  юридических лиц

 

    Один  из наиболее важных вопросов, возникающих в процессе реорганизации, - это вопрос защиты прав контрагентов реорганизующегося юридического лица. Как отмечается в юридической литературе «цель правового регулирования - не допустить ущемления прав контрагентов, поскольку на практике нередки ситуации, когда руководство юридического лица проводит реорганизацию для того, чтобы одному из вновь образованных юридических лиц передать большинство обязательств, а другому - основную часть имущества. Кроме того, в результате реорганизации может произойти исключение либо уменьшение ответственности определенных лиц (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью в производственный кооператив)»22.

    ГК  РФ предусматривает три способа  защиты прав кредиторов при реорганизации:

    а) установление порядка проведения реорганизации (с извещением кредиторов);

    б) составление определенных реорганизационных  документов;

    в) определение последствий отсутствия необходимой информации в реорганизационных  документах.

    В соответствии с установленным порядком проведения реорганизации, во-первых, все кредиторы должны быть письменно уведомлены о том, что в отношении юридического лица принято решение о реорганизации. Обязанность уведомления лежит на учредителях (участниках) юридического лица либо на органе, принявшем решение о реорганизации. Это может быть либо орган юридического лица, уполномоченный на принятие таких решений учредительными документами, либо государственный орган (при выделении и разделении в случаях, указанных в законе), либо суд. Федеральные законы "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ23 (в п.5 ст.15) и "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ24 (в п.5 ст.51) устанавливают 30-дневный срок, исчисляющийся с даты принятия решения о реорганизации, для уведомления кредиторов. Последствия пропуска этого срока в актах не указаны. Однако представляется, что кредитор, уведомление которому направлено более чем через месяц, может предъявить к реорганизуемым акционерному обществу (АО) или обществу с ограниченной ответственностью (ООО) требование о возмещении вызванных просрочкой убытков. В случае реорганизации ООО, согласно п.5 ст.51 закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", помимо письменного уведомления всех контрагентов общество обязано поместить в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении (о реорганизации). Законом "Об акционерных обществах" необходимость подобной публикации не предусмотрена.

    Во-вторых, уведомление о реорганизации, посылаемое каждому кредитору, должно содержать предложение потребовать прекращения либо досрочного исполнения обязательств, должником по которым является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения вызванных этим убытков. Таким образом, кредитору предоставляется право прекратить гражданско-правовые отношения с реорганизуемым юридическим лицом.

    В связи с этим встают как минимум  три важных вопроса: каков объем  возможного требования кредитора; в  течение какого времени кредитор может принять указанное предложение; возможны ли, и если да, то на каких условиях, договоренности реорганизуемого юридического лица с контрагентами о непредъявлении требований о досрочном исполнении обязательств.

    Первый  вопрос возникает в связи с  тем, что закон не определяет, может ли кредитор предъявить должнику требование об исполнении не всех, а части обязательств. На практике встречаются ситуации, когда должник отказывается исполнять требование кредитора об исполнении только одного обязательства, если на исполнении остальных кредитор не настаивает. На мой взгляд, в данном случае право решения вопроса об объеме требования, безусловно, принадлежит кредитору.

    Вторая  проблема появляется тогда, когда реорганизуемое юридическое лицо в уведомлении  о реорганизации указывает конкретный срок для предъявления требований кредиторами. Например, в нем может быть сказано, что требования могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента получения уведомления; в противном случае будет считаться, что контрагент требование не предъявил.

    Однако  Гражданский кодекс не определяет конкретные сроки для предъявления требований кредиторами. Из этого, на наш взгляд, следует вывод о том, что в  силу ГК РФ контрагент может потребовать  прекращения обязательств в любой  момент вплоть до окончания реорганизации. Следовательно, ограничение срока приема требований ущемляет права контрагентов, что недопустимо. И как верно отмечено «указание в уведомлении о реорганизации каких-либо сроков для предъявления претензий не должно иметь юридической силы - у контрагента в любом случае сохраняется право предъявить требование до окончания реорганизации»25.

    В связи с этим возникает вопрос о применимости сроков, установленных  законами "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью".

    Закон "Об акционерных обществах" предлагает контрагентам предъявить требования в  течение 30 дней с даты направления  обществом уведомления о реорганизации  в форме слияния, присоединения, преобразования (п.6 ст.15).

    В соответствии с п.5 ст.51 закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" независимо от формы реорганизации контрагентам дается 30 дней с даты направления уведомления либо с даты публикации объявления (видимо, право выбора принадлежит контрагенту).

    Таким образом, при реорганизации обществ кредиторы могут предъявить свои требования в течение строго определенных сроков.

    С одной стороны, установление этих временных  границ дает кредиторам дополнительные гарантии, т.е. защищает их интересы, а  также некоторым образом стабилизирует  положение должника, у которого появляются гарантии того, что за 5 минут до окончания реорганизации требования предъявлены не будут. С другой - истечение данных сроков, очевидно, лишает контрагентов права предъявить свои требования (данные сроки представляются пресекательными). Значит, не исключены ситуации, когда контрагенты обществ (АО и ООО), находящихся в процессе реорганизации, окажутся в более невыгодном положении, чем контрагенты юридических лиц других типов, поскольку последние смогут предъявлять свои требования вплоть до окончания реорганизации.

    Исходя  из сказанного, несложно сделать вывод  о том, что нормы специальных  законов в некоторых случаях  ухудшают (по сравнению с ГК РФ) положение  контрагентов обществ, тем самым  противореча сути ГК РФ.

    Тем не менее, на мой взгляд, рассматриваемые положения законов должны применяться, так как в прямое противоречие с нормами ГК РФ они не вступают. Более того, установление специальных сроков для предъявления требований контрагентами имеет существенный положительный эффект.

    Следовательно, любое юридическое лицо, за исключением  акционерного общества и общества с  ограниченной ответственностью, проводя  реорганизацию, не имеет права устанавливать  конкретные сроки, истечение которых  прекращает право контрагентов на предъявление требований к реорганизуемому юридическому лицу. Акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью могут указать конкретные сроки (указанные в законах) либо не делать этого, поскольку в любом случае подлежат применению законы.

    На  практике нередко приходится решать вопрос о том, может ли реорганизуемое АО или ООО указать в уведомлении срок для предъявления требований кредиторов больший, чем сроки, указанные в законах "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью". Так, в одном из арбитражных судов рассматривалось дело о признании недействительной государственной регистрации ООО "С" и ООО "У", образовавшихся в результате разделения ООО "К". При рассмотрении дела выяснилось, что ООО "К" представило в регистрационные органы (в соответствии с ч.2 п.5 ст.51 закона "Об обществах с ограниченной ответственностью") доказательства направления кредиторам уведомления о планируемой реорганизации (уведомление было направлено 23 февраля 1999 г. - через 22 дня после принятия соответствующего решения). Через два месяца реорганизация была завершена, новые юридические лица зарегистрированы. Требование о признании государственной регистрации недействительной подал один из крупных кредиторов - АО "И". Суду был предъявлен текст уведомления, из которого следовало, что ООО "К" предоставило АО "И" право предъявить свои претензии в течение трех месяцев, т.е. до 24 мая 1999 г. Указанным правом АО "И" воспользовалось, предъявив 5 мая 1999 г. требование об исполнении определенных обязательств. В ответ на это требование правопреемник ООО "К" - ООО "У" - сообщил о прекращении существования "К". Арбитражный суд отказал АО "И" в удовлетворении его требований, так как конкретный срок (30 дней) для предъявления претензий к реорганизуемому ООО установлен в законе, поэтому ни больший, ни меньший срок юридическое лицо предоставить не вправе26.

Информация о работе Ликвидация хозяйственных обществ