Ликвидация хозяйственных обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

При написании данной работы использовались следующие методы: формально-юридический, логический, историко-правовой и т.д.
Целями данной работы является изучение:
правоотношений, возникающих при реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ;
некоторых проблем, возникающих при реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ;
выявление недостатков действующего законодательства и возможные пути их устранения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие положения о хозяйственных обществах……………………….5
.Понятие хозяйственных обществ ……………………………………………5

.Учреждение хозяйственных обществ………………………………………..14

Глава 2. Реорганизация хозяйственных обществ………………………………...17
2.1 .Понятие «реорганизация юридических лиц»………………………………..17
2.2. Защита прав кредиторов при реорганизации юридических лиц…………...29
2.3. Формы реорганизации хозяйственных обществ…………………………….43

Глава 3. Ликвидация хозяйственных обществ……………………………………59
3.1. Основания для ликвидации хозяйственных обществ……………………….59
3.2. Порядок ликвидации хозяйственных обществ………………………………64
3.3. Очерёдность и порядок удовлетворения требований кредиторов…………72
Заключение…………………………………………………………………………75
Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

Хозяйственные общества.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

    При преобразовании происходит изменение  организационно-правовой формы юридического лица.

    Реорганизация в формах слияния, разделения, выделения  и преобразования считается законченной  с момента осуществления государственной  регистрации новых юридических лиц.

    Реорганизация в форме присоединения оканчивается моментом внесения в государственный  реестр юридических лиц записи о  прекращении деятельности присоединенного  юридического лица.

    Обращает  на себя внимание тот факт, что при  реорганизации происходит только общее (а не сингулярное) правопреемство, т.е. к образовавшимся в результате реорганизации юридическим лицам переходят все права и обязанности реорганизуемого юридического лица.

    В связи с этим в процессе реорганизации  необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных.

    При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и  выделения) или передаточный акт (в  случаях слияния, преобразования и  присоединения).

    Разделительный  баланс должен содержать однозначный  ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.

    И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.

    Непредставление разделительного баланса, а также  отсутствие в нем положений о  правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п.2 ст.59 ГК РФ).

    ГК  РФ (п.2 ст.59) требует, чтобы разделительный баланс был утвержден учредителями (участниками) юридического лица или  органом, принявшим решение о реорганизации. Поскольку решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров (участников), то разделительный баланс должен быть утвержден этим же собранием10.

    С точки зрения бухгалтерского учета, реорганизацию юридических лиц  рекомендуется приурочивать к концу определенного отчетного периода (года или квартала). В состав разделительного баланса включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации)11. Перед составлением разделительного баланса необходимо провести инвентаризацию12.

    Законодательство  устанавливает общую обязанность  по регистрации юридических лиц13. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается, а доходы, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд. Налоговые органы вправе предъявлять иски о признании регистрации предприятия недействительной.

    При изменении организационно-правовой формы предприятия и при внесении изменений или дополнений в учредительные документы предприятия учредитель обязан в недельный срок сообщить соответствующие сведения органу, зарегистрировавшему предприятие.

    Посредством тесного взаимодействия налоговых и регистрирующих органов, постоянно обменивающихся информацией, государство осуществляет контроль за реорганизацией хозяйственных обществ. Основной целью контроля за соблюдением предписанной процедуры является обеспечение прав кредиторов.

    Примером  такого взаимодействия может быть необходимость представления ряда документов для регистрации вновь возникающего юридического лица, среди которых, в частности, должны быть:

    учредительные документы вновь возникающего юридического лица;

    решение о реорганизации юридического лица и о создании нового юридического лица (лиц);

    копии учредительных документов (с учетом изменений) юридического лица, из которого выделяется другое юридическое лицо;

    разделительный  баланс, содержащий перечень обязательств, переходящих к правопреемнику;

    коммерческим  организациям необходимо представить  документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала;

    иные  документы в соответствии с действующим  законодательством.

    Получение постоянного свидетельства о  регистрации выделившегося общества обусловлено представлением справки о постановке на учет реорганизованного общества, для чего, как указывалось, нужно представить информационное письмо о внесении изменений в учетные документы.

    Можно отметить увеличение роли Федеральной  комиссии по рынку ценных бумаг в процессе государственного контроля за соблюдением установленной процедуры реорганизации.

    В отношении учредительных документов общества, создаваемого в результате выделения, установлены следующие  правила. Участники выделяемого  общества с ограниченной ответственностью подписывают учредительный договор (П.2 ст. 55 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Общее собрание участников выделяемого общества с ограниченной ответственностью утверждает его устав и избирает органы общества.

    Что касается акционерных обществ, то закон "Об акционерных обществах", урегулировав эти вопросы для остальных форм реорганизации, не дает прямого ответа на вопрос об утверждении устава выделяемого общества. В случае, если учредителями выделяемого общества выступают акционеры реорганизуемого общества, то можно предположить, что именно они должны утвердить устав общества. Но однозначный ответ дать снова невозможно. Согласно положению ГК РФ, устав акционерного общества утверждается учредителями14. Закон "Об акционерных обществах" гласит следующее: "учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении", решение же о выделении принимается, как известно, на общем собрании акционеров реорганизуемого общества. Согласно другой статье данного закона, "при учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей". Вероятно, что если акции размещаются среди учредителей, т.е. среди той части акционеров, которая решила выделиться, то именно они и должны утверждать устав выделяемого общества.

    Чтобы не допустить нарушения порядка  оформления правопреемства при реорганизации, в Гражданском кодексе предусмотрено  специальное правило, согласно которому в случае отсутствия в передаточном акте или в разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица государственная регистрация вновь возникших юридических лиц не производится (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РФ).

    Несмотря  на столь жесткие требования закона, на практике они не всегда выполняются, что нередко приводит к серьезным затруднениям, а порой и к невозможности установления правопреемства при реорганизации в отношении определенных обязательств. Для большей наглядности приведем пример из судебной практики.

    Государственным предприятием в арбитражный суд Москвы был предъявлен иск к акционерному обществу М о взыскании с последнего стоимости неосновательно полученного имущества. Обосновывая исковые требования, истец ссылался на то, что он является правопреемником государственного предприятия Г, от которого ответчиком было получено спорное имущество. В подтверждение возникшего правопреемства суду были представлены выписка из устава истца и разделительный баланс.

    Возражая  против иска, ответчик заявил, что указанные  документы не могут рассматриваться как достаточное доказательство принадлежности истцу прав на указанное в требовании имущество. При этом ответчик обратил внимание суда на следующие обстоятельства.

    Как видно из текста выписки из устава, истец является правопреемником  реорганизованного государственного предприятия Г. Однако в представленном документе ничего не говорится о том, какой именно способ реорганизации был использован для создания нового предприятия. По мнению ответчика, без решения данного вопроса нельзя определить объем прав и обязанностей, перешедших от одного юридического лица к другому. Поскольку истцом была представлена и копия разделительного баланса, ответчик предположил, что в процессе реорганизации государственного предприятия Г могла быть использована одна из двух форм реорганизации: разделение или выделение, так как только в этих случаях составляется разделительный баланс.

    Кроме того, ответчик указал, что в нарушение  ст. 59 ГК РФ представленный разделительный баланс не содержит перечня обязательств, права по которым перешли к истцу, а отраженные в нем суммы имеют обобщенный характер, конкретные данные по отдельным кредиторам и должникам не приведены, в связи с чем из данного документа невозможно сделать вывод ни о наличии, ни об отсутствии задолженности ответчика перед истцом.

    Однако  арбитражный суд не придал значения возражениям ответчика и удовлетворил исковые требования в полном объеме. Не согласившись с таким решением, ответчик обжаловал его в вышестоящих  судебных инстанциях. Пересмотрев решение, кассационная инстанция арбитражного суда сочла доводы ответчика убедительными и отменила все состоявшиеся по делу судебные акты, передав дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции15.

    Хочется отметить, что неопределенность в  вопросах правопреемства при реорганизации может возникнуть лишь в случаях разделения и выделения. При других формах (слиянии, присоединении и преобразовании) определить правопреемника по тем или иным обязательствам реорганизованного хозяйственного общества не составляет труда - правопреемником в этих случаях в отношении всех прав и обязанностей прекращающих существование юридических лиц всегда является одно хозяйственное общество.

    При разделении и выделении правопреемник  может быть неочевиден. Объясняется  это тем, что к вновь образованным юридическим лицам переходят лишь отдельные имущественные права и обязанности реорганизованных юридических лиц. Так, при разделении все права и обязанности прекращающего существование юридического лица в определенных пропорциях распределяются среди нескольких вновь образованных юридических лиц. В случае же выделения к правопреемнику переходит только часть имущественных прав и обязанностей реорганизованного юридического лица16. Именно поэтому применительно к реорганизации в формах разделения и выделения законодательство устанавливает дополнительные гарантии для кредиторов. В частности, в п. 3 ст. 60 ГК РФ, абз.3 п.5 ст.51 Закона «Об ООО», абз.3 п.6 ст.15 Закона «Об АО» предусматривается, что если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

    На  первый взгляд может показаться, что  указанное правило о солидарной ответственности вновь образованных юридических лиц позволяет разрешить любые сложности при определении правопреемника в случае реорганизации в формах разделения и выделения. Однако это далеко не так. Следует иметь в виду, что ответственность, установленная п. 3 ст. 60 ГК РФ, абз.3 п.5 ст.51 Закона «Об ООО», абз.3 п.6 ст.15 Закона «Об АО» является мерой, призванной обеспечивать права кредиторов юридического лица при его реорганизации. Она наступает только в тех случаях, когда разделительный баланс не позволяет определить правопреемника по долгам реорганизованного хозяйственного общества. В практике же арбитражных судов встречаются случаи, когда проблемы определения правопреемника касаются обязательств, в которых реорганизованное юридическое лицо выступало не в роли должника, а в роли кредитора. В гражданском праве нет норм, регламентирующих ситуацию, при которой разделительный баланс не позволяет определить правопреемника реорганизованного юридического лица по правам требования. Вследствие этого при разбирательстве подобных споров возникают предложения о применении законодательства по аналогии. Так, в случаях невозможности определения правопреемника по конкретным правам требования вновь возникшие юридические лица могут рассматриваться как солидарные кредиторы и, согласно ст. 326 ГК РФ, любое из них вправе предъявить к должнику требование в полном объеме.

    Однако  данная позиция представляется неверной.

    В силу п. 1 ст. 6 ГК РФ одним из важнейших  условий применения к отношениям, не урегулированным нормами права, законодательства по принципу аналогии является наличие в нем норм, регулирующих сходные отношения. И если применить по аналогии нормы законодательства, регулирующие солидарные требования, к случаям невозможности определения правопреемника по правам требования реорганизованного юридического лица, это условие оказывается нарушенным, поскольку между неурегулированными отношениями и отношениями, регулируемыми указанными нормами, нет сходства.

    По  общему правилу, в соответствии с  п. 1 ст. 322 ГК РФ, солидарное требование возникает, если такая солидарность предусмотрена договором или установлена законом. Подчеркнем, что независимо от характера основания (договорного или законодательного) солидарность требований всегда предполагает участие в обязательстве одновременно нескольких лиц на стороне кредитора. (В п. 2 ст. 322 ГК РФ, в частности, презюмируется, что требования нескольких кредиторов в обязательстве, связанном с предпринимательской деятельностью, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное).

Информация о работе Ликвидация хозяйственных обществ