Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 16:23, дипломная работа
Поставлена цель: на основе анализа роли и места России в новой системе координат наступившего XXI столетия определить тенденции и перспективы ее геополитического развития в новом тысячелетии.
Исходя из указанного целеполагания в настоящей работе определены следующие основные задачи:
- рассмотреть теоретические основания геополитики;
- дать характеристику геополитического положения России после распада СССР;
- определить территориальные проблемы России;
- обозначить евразийские тенденции политики России;
- провести компаративный анализ современного геополитического положения Российской Федерации и его влияние на угрозы безопасности в пограничном пространстве;
- исследовать геополитические аспекты современной российской модернизации: соотношение реформационного и геополитического процессов;
- дать прогноз геополитического будущего России.
Введение 3
Глава 1. Геополитическое положение России: тенденции второй половины XX века 7
1.1 Краткий анализ понятия геополитики 7
1.2 Геополитическое положение России в послевоенный период 13
1.3 Распад СССР и изменение геополитического положения 16
Глава 2. Особенности мировых геополитических реалий после распада СССР 23
2.1. Геополитическое положение Российской Федерации после распада СССР 23
2.2. Территориальные проблемы России 30
2.3. Евразийские тенденции политики России 36
Глава 3. Современное геополитическое положение Российской Федерации и его влияние на угрозы безопасности в пограничном пространстве 46
3.1. Особенности геополитического положения России и её пограничного пространства в новых геополитических реалиях 46
3.2. Влияние современного геополитического положения России на угрозы безопасности в пограничном пространстве 52
Заключение 71
Список литературы 76
В
итоге участники СНГ «
Под вопросом геополитическое единство самой Российской Федерации, Национальные республики развивают свои внешние связи, руководствуясь этнокультурными критериями. В ряде из них усилилось турецкое влияние, особенно на Северном Кавказе и в ВолгоУральском регионе (Татарстан, Башкортостан). В республиках с мусульманским населением ощущается влияние Саудовской Аравии и Ирана (в меньшей степени). Исламские страны даже конкурируют за такое влияние. Результатом геополитического расслоения российского пространства явилась фактическая «автаркия» Чечни, а Северный Кавказ в целом стал зоной риска в пределах российских границ28.
Геополитические проблемы связаны и с другими регионами РФ. Так, Дальний Восток остается заброшенной окраиной России и вынужден самостоятельно развивать связи с Китаем, Японией и др. В сложном положении пребывает эксклавная Калининградская область, вместе с тем сохраняющая роль западного военного форпоста страны. В этой проблемной ситуации усиливается давление соседних стран, претендующих на части российской территории (Карелия, Псковская область, граница с Китаем, Сахалин и Курильские острова).
После распада СССР выходы России к морю были сильно ограничены. Роль геополитических «окон» выполняют: на Балтике СанктПетербург с Ленинградской областью (понятно, что Калининградский эксклав здесь не в счет); на Черном море — Краснодарский край (Новороссийск) и Ростовская область (попытки возрождения Таганрога); на Каспийском — Астрахань (Дагестан выпадает изза этнополитических проблем); на Тихом океане — Приморский край и (гораздо меньше) Хабаровский край, Сахалин и Камчатка. При этом важно, что Балтийское и Черное моря относятся к числу «закрытых», ибо проливы контролируют другие державы (отсюда минимальная геополитическая значимость Балтийского и Черноморского флотов). «Закрытым» является и Японское море. Поэтому особое военно-стратегическое значение имеют Кольский и Камчатский полуострова — единственные территории России, имеющие выход к открытым пространствам Мирового океана: здесь базируются соответственно Северный и Тихоокеанский флоты29.
Проблемной становится и роль нашей страны в качестве транзитного узла. Реально действующие международные коммуникации сейчас минуют Россию. Связи между Европой и АТР в основном осуществляются по морю в обход ее территории (морские перевозки достаточно дешевы). Не действуют и российские сухопутные коммуникации. Зато воссоздается ВШП в виде трансъевразийского коридора, связывающего Восточную Азию и Европу по суше. Начинается работа по реализации проекта транспортного коридора — «Европа — Кавказ — Центральная Азия» (ТРАСЕКА), которая находит поддержку как в Китае и Японии, так и в Европейском союзе (особенно в Германии). Проект ТРАСЕКА был одобрен в 1993 г. на конференции в Брюсселе (участвовали руководители восьми государств Закавказья и Центральной Азии; позднее к программе примкнули Монголия, Украина и Молдова). А в сентябре 1998 г. в Баку прошла встреча лидеров Киргизии, Узбекистана, Азербайджана, Грузии, Турции, Украины, Молдовы, Румынии и Болгарии, где было принято соглашение о развитии транспортного коридора, транзита и коммуникаций.
Таким образом, транс-евразийский коридор в силу геополитических перемен конца XX в. должен пройти в обход самого крупного государства, почитающего себя центром вразии, — России. Важнейшую магистраль будущего предполагается проложить из Китая через Казахстан (Киргизию), Узбекистан, Туркмению, Азербайджан, Грузию в Турцию и дальше в Европу (через Турцию и Болгарию или через Украину, Молдову и Румынию). Теоретически еще возможен ее «северный» вариант из Европы через Белоруссию или Украину, Россию и Казахстан с выходом через Туркмению в Иран и к Индийскому океану, т.е. более простой с точки зрения числа преодолеваемых границ. Но Запад сегодня поддерживает вариант в обход нашей территории, предпочитая не ставить свои отношения с АТР в зависимость от неустойчивой России (несмотря на то, что внутриполитическая стабильность ряда стран ВШП еще более сомнительна). Такую высокую цену Россия платит за геополитический распад пространства СССР с потерей Закавказья и Центральной Азии, своего «мягкого подбрюшья»30.
Итак, на южных окраинах постсоветского пространства и в ЮгоВосточной Европе формируется «новый римленд», охватывающий полукольцом «евразийский хартленд». Россия же оказывается глухим северовосточным углом Евразии, находящимся на обочине торговых путей. Существующие коммуникации, такие как Транссиб, в качестве транзитного «моста» используются слабо; неясны перспективы их реконструкции (Япония хотя и проявляла интерес к реконструкции Транссиба, но вкладывает деньги в реконструкцию дорог, слагающих ВШП). На рубеже веков Россия слабо использует свой «тройной « геополитический потенциал: интеграционного ядра Евразии, транзитного государства и развитого экономического центра. А пока приходится говорить лишь о потенциале, перспективах, возможностях, а не о решениях, действиях и достижениях.
Отношения
между Россией и государствами-
Однако
отношения России с ее порубежьем
определяются далеко не только и не
столько экономическими факторами.
Главное в том, что между странами,
столетиями входившими в состав единого
государства, сформировались культурные
и гуманитарные связи с их реальным
долговременным и инерционным характером.
Эти связи определяются в том
числе многомиллионными русскими и
иными меньшинствами, оказавшимися
за пределами России, других своих
титульных государственных
Гуманитарные связи между Россией и ближним зарубежьем нельзя, разумеется, «измерить» только долей этнических русских. Они во многом детерминированы использованием русского языка и распространением русской или, точнее сказать, общероссийской в широком смысле культуры. Соотношение между этнической и политической идентичностью, так наз. родным языком и предпочитаемым языком общения весьма сложно и противоречиво. Исследования В. Тишкова и его сотрудников доказали, что при последней советской переписи 1989 г. были недооценены численность и доля русскоязычного населения: вопрос о родном языке люди понимали как вопрос об их этнической идентичности. На самом деле, например, на Украине 47% граждан и поныне говорят либо исключительно, либо чаще всего на русском, что более чем вдвое превышает долю этнических русских в населении32.
Несмотря
на сложность этнического и
Исторический опыт показывает, что самый простой способ добиться этой цели — использовать не раз описанную в научной модель создания новой идентичности «от противного», т.е. противопоставить «своих» «чужим».
Вместе с тем отношение значительной части (даже большинства) населения многих регионов СНГ к России остается положительным. В Украине 61% респондентов позитивно относится к России (у нас этот показатель — 53%). Свыше трети украинских граждан хотели бы жить вместе с россиянами в одном государстве, а абсолютное большинство во всех районах страны выступает за прозрачные границы с Россией — без визовых и таможенных ограничений. Из России Украина получает более 40% импорта, и наша страна до сих пор является основным импортером украинской продукции. Поэтому руководство Украины объективно вынуждено искать компромисс между тем, как его действия будут оценены западными партнерами и повлияют на перспективы интеграции страны в Европу, и тем, как они воспринимаются в России.
Под
воздействием комплекса политических,
экономических и
Самое интенсивное взаимодействие развивается в рамках «двойки», включающей Россию и Белоруссию — единственное государство СНГ, которое открыто заявляет о своем союзе с Россией и возможности самой тесной интеграции. В декабре 1999 г. подписан и ратифицирован обеими палатами российского парламента договор о создании Союза России и Белоруссии, который видится многим как новое интеграционное образование на развалинах бывшего СССР.
На следующем уровне находится «пятерка», которая, помимо России и Белоруссии, вобрала Казахстан, Киргизстан и Таджикистан. В марте 1996 г. эти страны (кроме Таджикистана) подписали Договор о создании Сообщества суверенных республик, символизирующий их более тесную интеграцию. Позднее они заключили между собой Таможенный союз. Встречи лидеров «четверки» проходили в январе и 1997, и 1998 гг., причем к ним присоединился Таджикистан, вступивший в Таможенный союз в феврале 1999 г33.
Отношения внутри «пятерки» непросты, поскольку многие договоренности существуют лишь на бумаге, и не все ее участники делают однозначную ставку на союз с Россией. Однако политические связи между Россией и другими странами «пятерки» развиваются довольно интенсивно (особенно с Казахстаном, который с 1995 г. дважды посещали и президент Б. Ельцин, и российские премьер-министры). Причем движение между Россией и ее партнерами по «пятерке» в значительной степени «однонаправленно»: российские руководители посещают эти государства заметно реже, что подчеркивает различия в геополитическом статусе. Существование «пятерки» позволяет укрепить позиции России в Азии — не случайно входящие в нее центрально-азиатские страны участвовали в крупной российско-китайской геополитической инициативе.
Особую роль играет вхождение в пророссийский геополитический блок политически нестабильного пока Таджикистана. Его власти демонстрируют возрастающий интерес к России, которая, наряду с Ираном, стала одним из ключевых спонсоров процесса межтаджикского урегулирования (президент Таджикистана посещал Россию в 1996, 1997 и 1999 гг.
Тем самым Россия, получив возможность влиять на нынешнее политическое руководство Таджикистана (а оно ради удержания власти решило продолжать интеграцию со странами «четверки»), энергично включается в систему политических отношений не только в Центральной Азии, но и в исламском мире, поскольку в этой стране представлены интересы Узбекистана, Ирана, Афганистана, Пакистана и др. Значит, Таджикистан, наряду с Балканами и Ближним Востоком, стал еще одной зоной геополитического разлома, где Россия, так или иначе, сумела закрепиться за счет своей активной политики34.
С
остальными странами СНГ отношения
сложнее. Они скорее тяготеют к другим
политическим блокам: ориентируются
на Запад (Украина, Молдова, 45 Грузия, отчасти
Армения), Турцию (Азербайджан) или пытаются
проводить — независимую
Притом
наиболее интенсивно развиваются внешнеполитические
контакты между Россией и Украиной,
хотя она все больше дистанцируется
от нашей страны и даже старается
играть роль геополитического противовеса
в постсоветском пространстве. Вместе
с тем Украина и Россия слишком
тесно связаны друг с другом в
экономическом и историко-
Особую
логику имеют отношения России еще
с одним постсоветским
Несколько
интенсивнее Россия взаимодействует
политически с Арменией, Молдовой
и Туркменией, которые имеют непосредственные
интересы к России: Армения —
в связи с традиционными
Информация о работе Изменения геополитического положения России после 1991г