Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 22:12, курс лекций
1.Понятие о психике
2.Методологические основы изучения человека
3.Классификация психических явлений
4.Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов
1.Неосознаваемые побудители сознательных действий
2.Надсознательные процессы
5.Общее понятие об ощущении
1.Виды ощущений
2.Основные свойства и характеристики ощущений
3.Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений
6.Восприятие
1.Сущность и значимость восприятия
2.Подпроцессы восприятия
3.Организация восприятия
1.Основные свойства восприятия
2.Основные виды восприятия
1.Восприятие времени
3.Индивидуальные различия в восприятии
4.Искажения восприятия
7.Представление
1.Определение представления и его основные характеристики
2.Виды представлений
3.Индивидуальные особенности представления и его развитие
8.Память
1.Определение и общая характеристика памяти
2.Основные виды памяти
3.Основные процессы и механизмы памяти
4.Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
9.Мнемические процессы в управленческой деятельности
1.Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя
2.Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя
3.Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности
10.Мышление
1.Природа и основные виды мышления
2.Основные виды умственных операций и формы мышления
3.Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление
4.Специфика мышления в деятельности руководителя
11.Интеллект руководителя
1.Понятие интеллекта в психологии
2.Интеллект и эффективность управленческой деятельности
3.Специфика интеллектуальных качеств руководителя
12.Воображение
1.Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности
2.Виды воображения
3.Функции воображения
4.Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
5.Индивидуальные особенности воображения и его развитие
6.Воображение и творчество
13.Внимание
1.Понятие внимания
2.Основные виды внимания
3.Основные характеристики свойств внимания
Индивидуальные различия в восприятии велики, но тем не менее можно выделить определенные типы этих различий. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим, восприятием.
Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.
Лица с другим типом восприятия — детализирующим, или аналитическим, — наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.
Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов.
Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.
Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа вос-приятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъ-ективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышен-но пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых рассказывают.
Можно также выделить еще один признак по которому описываются индивидуальные разли-чия в восприятии – это его эмоциональность. Эмоциональный тип восприятия характеризуется повышенной чувственной реакцией на возникшую ситуацию, которая как правило мешает ее адекват-ному восприятию. Очевидно, что на другом полюсе должен лежать рациональный тип восприятия.
Теперь зададимся вопросом, какой набор из только что описанных индивидуальных характеристик восприятия является наиболее благоприятным управленческой деятельности? Очевидно, что ни один из крайних полюсов первой пары не подходит для менеджера, в этом континууме следует выбрать промежуточный, т.е. аналитико-синтетический тип восприятия. Далее можно отметить, что из двух последующих пар наиболее благоприятными для менеджера, безусловно, являются объяснительный и объективный типы восприятия, а описательный и субъективный в управленческой деятельности будут не эффективны. Относительно последнего континуума можно утверждать, что ярко выраженный эмоциональный тип восприятия вообще выступает как противопоказание к руководству. Однако и крайне рациональный тип очевидно не даст желаемого эффекта, так как эмоции обычно характеризуют значимость того или иного явления для воспринимающего. Поэтому в данном случае, по-видимому, также следует говорить о неком промежуточном значении, которое все-таки должно быть ближе к рациональному типу.
Большое значение среди индивидуальных различий восприятия особенно для менеджеров играют также различия в наблюдательности.
Наблюдательность — это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало за-метно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зре-ния. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей личности. Развитию наблюдательности, например, способствует любознательность.
По отношению к управленческой деятельности принято говорить не просто о наблюдательнос-ти, а об «изощренной наблюдательности» (Б.М. Теплов) как важном качестве руководителя.
Поскольку мы коснулись проблемы наблюдательности, то следует отметить, что существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (или не-произвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.
Для
успеха наблюдения важна его планомерность
и систематичность. Хорошее наблюдение,
направленное на широкое, разностороннее
изучение предмета, всегда проводится
по четкому плану, определенной системе,
с рассмотрением одних частей предмета
вслед за другими в определенной последовательности.
Только при таком подходе наблюдатель
ничего не пропустит и не будет возвращаться
вторично к тому, что было воспринято.
6.4. Искажения восприятия
Для изучения организационного поведения важным также является вопрос об ошибках восприятия. Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др. Рассмотрим более подробно основные факторы, вызывающие иллюзии восприятия.
Влияние структуры целого на восприятие частей. Значение структуры целого для восприятия входящих в состав его частей обнаруживается очень ярко и наглядно в некоторых оптико-геометрических иллюзиях. Во-первых, воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны, как это видно из рис. 6, III, где средние круги равны, но видятся нами неравными. Очень яркой является иллюзия Мюллера-Лайера и ее эббингаузовский вариант. Иллюзии, изображенные на этом рисунке, показывают, что воспринимаемые размеры отдельных линий оказываются зависимыми от размеров тех фигур, в состав которых они входят. Особенно показательна в этом отношении иллюзия параллелограмма, в которой диагональ меньшего из четырехугольников кажется меньшей, а большего — большей, хотя объективно они равны.
Зависимым от структуры целого оказывается не только восприятие величины, но и направление каждой входящей в состав какого-нибудь целого линии (иллюзия параллельных линий). На приведенном рисунке параллельные средние отрезки кажутся расходящимися, потому что расходящимися являются те кривые, в состав которых они входят. Точно так же, хотя левая сторона всех кругов на рисунке (иллюзия деформации прямой) расположена на одной прямой, они кажутся нам лежащими на выгнутой линии, потому что расположение фигуры в целом, определяемое линией, проходящей через центры всех кругов, образует выгнутую линию.
Перенос с целого на части не столько объясняет, сколько характеризует в описательном плане ряд иллюзий. Однако нельзя объяснить все иллюзии только ролью целого. Существующие иллюзии многообразны как, по-видимому, и причины, их вызывающие.
Так наряду с иллюзиями, которые обусловлены оценкой фигуры в целом или переносом с це-лого на часть, имеются иллюзии «от части к целому». Имеется ряд иллюзий, в основе которых лежит переоценка острых углов; таковы иллюзии Цельнера, сюда же может быть отнесена и иллюзия Пог-гендорфа; по этой же причине круг кажется втянутым у углов вписанного в него квадрата. В основе других иллюзий лежит переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными и т. д.
Те
случаи, когда иллюзорное восприятие
получается под воздействием окружения
в виде контрастной оценки величины, можно
было бы, не ограничиваясь соображениями
о влиянии «целого», объяснить общим психологическим
законом контраста. Он проявляется
не только в оптико-геометрических иллюзиях,
но и в восприятии других явлений. Так,
например, если одновременно левую руку
опустить в теплую воду, а правую в холодную,
а затем обе руки поместить в воду комнатной
температуры, то левой руке эта вода будет
казаться холоднее, чем правой. Эффект
контраста часто возникает и в организационном
поведении. Так, например, плохой руководитель
предпочитает иметь посредственного заместителя,
чтобы не выглядеть плохо на его фоне,
или если вначале проводилась аттестация
хорошего работника, а затем более слабого,
то последний будет выглядеть хуже, чем
если бы он оценивался первым и т.д.
Рис.
6. Оптические иллюзии: I — Эббингауза;
II — вследствие оценки фигуры в целом;
III — вследствие контраста; IV — перспективы;
V — Мюллера-Лайера; VI — параллелограмма;
VII — параллельных линий.
Другие
варианты оптических иллюзий связаны
с восприятием цвета. Наблюдение
и экспериментальное
Иллюзорное преувеличение размера светлых предметов по сравнению с равновеликими им темными можно, скорее всего, объяснить как эффект иррадиации.
Если от таких объяснений перейти к более общему обоснованию, то можно будет принять в качестве гипотезы то положение, что иллюзорное восприятие абстрактных геометрических фигур обусловлено приспособленностью к адекватному восприятию реальных объектов.
Так, переоценку вертикальных линий по сравнению с горизонтальными А. Пьерон объясняет следующим образом: когда мы воспринимаем дом, стоя перед ним, равные ширина и высота его дают неравные отображения от того, что в силу нашего небольшого роста мы видим их под различными углами. Мы как бы корригируем эту деформацию, переоценивая высоту, вертикальную линию, по сравнению с шириной, с горизонталью. Эта необходимая коррекция, продолжая осуществляться по отношению к отражению вертикалей и горизонталей на сетчатке при восприятии рисунка, и влечет за собой иллюзию переоценки вертикали.
Рис.
7. Иллюзии деформации: а — круга;
б — прямой
В иллюзии Мюллера-Лайера существенное значение, несомненно, имеет тот факт, что размеры реальных объектов перевешивают частичные оценки элементов этих объектов: линии с расходящими-ся углами образуют большую фигуру, чем линии с идущими внутрь углами. В эббингаузовской иллюзии также две ласточки ближе друг к другу, две другие более удалены, несмотря на равенство расстояний от клюва. Иллюзорное восприятие последних обусловлено, очевидно, установкой восприятия на правильную оценку реальных расстояний между реальными конкретными объектами.
Из вышеописанных иллюзий можно сделать тот вывод, что образ на сетчатке сам по себе не определяет образа восприятия; в частности, величина этого образа сама по себе не дает никакой определенной величины воспринимаемого образа. В восприятии часть какого-нибудь целого отлична от того, чем она была бы внутри другого целого. Так, присоединение к фигуре новых линий может изменить все ее непосредственно видимые свойства; одна и та же нота в различных мелодиях звучит по-разному; одно и то же цветовое пятно на разных фонах воспринимается различно.
Гипотезы и предшествующий опыт. На рисунке Боринга (рис. 8) одни видят профиль молодой женщины, а другие - профиль старой ведьмы с крючковатым носом. А каково ваше мнение? Кто ошибается? Конечно же никто: все зависит от того, как мозг организует разные элементы рисунка. У каждого из смотрящих появляется какая-то гипотеза, и мозг пытается подтвердить эту гипотезу, используя различные признаки или одни и те же признаки, но по-разному. Мозг распознает маленький нос или же бородавку, ухо или глаз, маленький подбородок или большой нос, колье или беззубый рот... И когда все согласующиеся между собой детали будут собраны воедино и эта совокупность штрихов свяжется с чем-то знакомым, только тогда увидится смысл рисунка. Впрочем, характер восприятия рис. 6 может коренным образом измениться под влиянием простого обучающего опыта. Если наблюдателю сначала продемонстрировать отчетливое изображение молодой женщины (рис. 9), а затем показать рис. 8, то он практически обязательно ответит, что на последнем изображена молодая женщина. Если же вначале будет предъявлена картинка с отчетливым изображением старой женщины (рис. 10), то впоследствии наблюдатель сообщит, что на рис. 8 изображена старая женщина.