Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Развитию цивилизаций сопутствуют свои противоречия и проблемы, которые в конечном счете приводят цивилизации к неизбежному старению и гибели или к смене одних другими. В этом смысле нет абсолютно никаких оснований считать развитие земной цивилизации исключительной. Жизнь - это не столько форма существования материи, сколько одна из форм самоорганизации материи. Для образования биологических видов, в том числе и человека, не потребовались особые компоненты или вещества. Любое становление - это процесс самостоятельного творения. Можно утверждать, что наша цивилизация - не единственная и не уникальная в просторах Вселенной, а ее теперешняя стадия - это лишь мгновение в бесконечных изменениях.

Файлы: 1 файл

Культура и цивилизация.docx

— 79.98 Кб (Скачать файл)

      Анализируя  переход от первобытности к цивилизации, Ф. Энгельс выделяет ее основные характеристики: общественное разделение труда и  в особенности отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и как следствие этого - появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создания письменности и развитие различных форм духовного производства. Энгельса интересуют в первую очередь те стороны цивилизации, которые отделяют ее от первобытного состояния общества. Но его анализ содержит также перспективу и более разностороннего подхода к цивилизации как явлению глобальному, всемирно-историческому.

      Понятие цивилизации долгое время оставалось на периферии интересов марксистов. Связанная с ним проблематика не становилась предметом исследования, так как считалось, что для характеристики этапов общественного развития вполне достаточно категории общественно-экономической формации. Понятие же цивилизации настораживало своей неопределенностью и многозначностью; в него часто вкладывается самое различное содержание.

      Термин  «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный  гражданина) был введен в научный  оборот французскими просветителями для  обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Французские просветители называли цивилизованным общество, основанное на разуме и справедливости, подчёркивая тем самым значение факторов, обеспечивающих целостность, общественную гармонию.10

      В литературе термин «цивилизация» отождествляется с понятием "культура"; является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества, пришедшего на смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт), предоставляемое в наше распоряжение техникой и др. По О.Шпенглеру, цивилизация - это этап упадка культуры, ее старения.

      Категория "цивилизация" используется в  широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:

      1) в общефилософском смысле - как  социальная форма движения материи;

      2) как общая социально-философская  характеристика всемирно-исторического  процесса и качественно-определенных  стадий его развития;

      3) как культурно-исторический тип,  характеризующий регионально-традиционные особенности развития общества;

      4) как обозначение цивилизованных  обществ, сохраняющих в течение  длительного времени свою жизненную  целостность (майя, шумеры, инки, этруски).

      Итак, главная мысль в содержании категории "цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса, который  проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.

      2.2. ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК  СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

      Цивилизация включает в себя преобразованную  человеком, окультуренную, историческую природу (в девственной природе  существование цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Но цивилизация - понятие более глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе, вышедшем из первобытного состояния, - это различия внутри цивилизации. Противоречия антагомистического общества в его кризисами, конфликтами, борьбой классов, а также противоречия двух социальных систем имеют свой предел - они не должны разрушать цивилизацию, механизмов ее жизнедеятельности.

      Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое отношение  к природным ресурсам, нерациональное природопользование породили глубоко противоречивую экологическую ситуацию, ставшей одной из острейших глобальных проблем цивилизации, для решения (или хотя бы смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель - сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание. Отсюда также следует, что принципиальные различия двух мировых социальных систем не отменяют понятий человеческой цивилизации, современной цивилизации, которую необходимо общими усилиями всех народов уберечь от ядерного уничтожения.

      Таким образом, цивилизация представляет собой социокулътурное образование. Если понятие "культура" характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие "цивилизация" характеризует социальное бытие самой культуры. Антагонистические общественные отношения накладывают отпечаток на характер цивилизации, порождают глубокие противоречия в развитии культуры.  
 

2.3. ЦИВИЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО  МИРА

    Западная  цивилизация. Запад недолго испытывал эйфорию победы в холодной войне в Персидском заливе, Самали, Югославии. Последующие события активизировали внутренние интеграционные тенденции. Так, после краха коммунизма ответом на враждебность внешнего мира стало по одну сторону Атлантики создание Североамериканской ассоциации торговли, по другую — программа интенсивной и экстенсивной эволюции Европейского союза. В состав ЕС вошли еще четыре европейские страны (Швеция, Финляндия, Швейцария и Австрия), началось активное укрепление рубежей группировки — Шенгенские соглашения довольно резко ограничили доступ в ЕС; береговая охрана США не допускает в страну гаитян, кубинцев, китайцев и прочих. В ряде стран были приняты законы, ограничивающие въезд представителей Африки, Азии, Восточной Европы и Латинской Америки. Официальная мотивировка принятия таких законов наиболее прозрачно звучит в британском законодательстве: «С целью избежать ситуации культурного противостояния». Сегодня на Западе открыто обсуждается вопрос, когда начался упадок региона. Сейчас население Запада составляет примерно 13% мирового и по прогнозам уменьшится до 10% в 2025 г. (уступая по численности китайской, индуистской и исламской цивилизациям).

    Самое главное — качественные изменения — более медленный темп роста, значительное уменьшение уровня сбережений, истощение потока инвестиций, низкий показатель роста населения, постоянный рост расходов на индивидуальное потребление, гедонистические тенденции в ущерб трудовой этике.

    В качестве причин начавшегося упадка Запада указывают на следующие моральные  соображения: ослабление семейных связей, рост количества разводов и количества семей с единственным родителем, ранний сексуальный опыт; отказ граждан от участия в добровольных объединениях и связанных с этим участием обязательств; ослабление природного трудолюбия, той трудовой этики, на которой строилась мощь нации; распространение антисоциального, криминального поведения, наркомании, разгул насилия; падение авторитета образования, престижа ученых и преподавателей. Общество начинает терять единство. Проповедь многокультурности попросту маскирует общественный раскол.

    Подмена прав индивидуума правами групп  нанесет ей первый удар. Вторым по значимости ударом мог бы быть раскол Запада на североамериканскую и западноевропейскую части. Третья опасность для Запада — упорно верить в свою всемирную универсальность и навязывать эту веру по всем направлениям. Западная цивилизация, повторим еще раз, ценна и сильна не тем, что она универсальна, а тем, что она уникальна.

    Латиноамериканская  цивилизация — явно отошедшая от Запада и ныне самостоятельная ветвь с хрупкими демократическими традициями, с корпоративной мистической культурой (отсутствующей на Западе), с католицизмом без признаков идей Реформации, влиянием местной культуры (истребленной в Северной Америке), чрезвычайно своеобразной литературой и культурой в целом. Лидер — Бразилия — активно осуществляет охрану своей индустрии от импорта. Складывается впечатление, что эта цивилизация смирилась с ролью своеобразного «подвала» Запада, со своей отсталостью, так наглядно продемонстрированной в войне на Фолклендских островах и, разумеется, на мировых рынках. Эта цивилизация питает слабые надежды на расширение НАФТА на юг, активно маневрирует, привлекая японские и западные капиталы, ищет монокультуры, по существу, обреченно соглашаясь на роль фактически младшего (о чем свидетельствует такой показатель, как доля ВНП на душу населения) партнера Запада. В начале XX в. к латиноамериканской цивилизации относились 3,2% населения, в 1995 г. — 9,3%- По прогнозу, в 2025 г. в ареале латиноамериканской цивилизации будет жить 9,2% населения мира.

    Восточноевропейская цивилизация, происходящая от византийской (где Россия мечется в поисках своего места), после крушения коммунизма достаточно быстро обнаружила, что коммунизм не был единственной преградой на ее пути в направлении Запада. Православие, коллективизм, иная трудовая этика, отсутствие организации, иной исторический опыт, отличный от западного менталитета, различие взглядов элиты и народных масс — это и многое другое препятствует построению рационального капитализма в нерациональном обществе, формированию свободного рынка в атмосфере вакуума власти и созданию очага трудолюбия в условиях отторжения конкурентной этики. Сейчас государства восточноевропейского цивилизационного кода ищут пути выживания, ощущая цивилизационную общность судеб. В 1900 г. к православной цивилизации относилось 8,5% населения Земли, в 1995 г. — 6,1%, в 2025 г. (прогноз) — 4,9%.

    Исламская цивилизация, родившаяся в VII в. на аравийских торговых путях, охватила огромный регион мира - от Атлантики до Юго-Восточной Азии. Здесь достаточно легко выявляются турецкая, арабская, малайская культуры, но присутствует и объединяющий стержень. Исламская цивилизация продемонстрировала внутреннюю солидарность, превращая одновременно внешние границы своего мира на Ближнем Востоке (Палестина, Голаны), в Европе (Босния, Чечня), Азии (Пенджаб и Халистан), в Африке (юг Судана и Нигерии) в подлинные фронты 90-х гг. В 1900 г. численность мусульман в мире составляла 4,2% всего населения, в 1995 г. — 15,9%, в 2025 г. (прогноз) — 19,2%.

    Индуистская цивилизация, возникшая не менее 4 тыс. лет назад, обратилась к собственному фундаментализму в ходе кровавых столкновений с мусульманами. Буквально на наших глазах Дели — столица едва ли не космополитического Индийского национального конгресса — превращается в воинственный лагерь индуизма, готовый противостоять буддизму на юге и востоке, исламу — на севере и западе. При этом ни отсутствие единого языка, ни разница в экономическом развитии регионов Индии не раздробили страну, поскольку сохранению единства способствовали цивилизационные факторы — религия, народные традиции, общая история. Индуизм оказался «более чем религия или социальная система, он стал подлинной основой индийской цивилизации». Фундаментализм индусов проявился в довольно неожиданной интенсификации их воинственности, разработке и модернизации религиозного учения, мобилизации населения страны, которая через 15—20 лет будет самой населенной в мире, — 17%.

    Конфуцианская цивилизация континентального Китая, китайских общин в соседних странах, а также родственные культуры Кореи и Вьетнама именно в наши дни вопреки коммунизму и капитализму обнаружили потенциал сближения, группирования в зоне Восточной Азии на основе конфуцианской этики — трудолюбия, почитания властей и старших, стоического восприятия жизни, т.е. так же, как и в остальном мире, — на основе фундаменталистской тяги. Поразительно, что здесь отсутствуют внутренние конфликты (при очевидном социальном неравенстве). У региона есть богатые интеграционные возможности, которые он реализует, объединяя новейшие технологии и трациционный стоический характер населения, исключительный рост самосознания, отвергающего комплекс неполноценности. По прогнозам, в 2025 г. в пределах китайской цивилизации будет жить не менее 21% мирового населения.

    Японская  цивилизация, хотя и отпочковалась от китайской в первые столетия новой эры, обрела неимитируемые своеобразные черты, о которых сказано и написано более чем достаточно. Ныне на Японию приходится 2,2% населения мира, а к 2025г. – примерно 1,5%.

    Итак, мир, ещё 5 лет назад делившийся на первый, второй и третий, принял новую  внутреннюю конфигурацию – семь цивилизационных  комплексов, сложившиеся за многие столетия до возникновения социальных идеологий и переживших их.

    Теперь  о нынешней территории  России, Украины, Белоруссии. В период раннефеодальной  цивилизации Киевско-Новгородская Русь вплотную приблизилась к эпицентру. Затем, под влиянием феодальной междоусобицы и татаро-монгольского нашествия, страна отстала от эпицентра на два-три  века. В XVII в., в эпоху Петра I и  Екатерины II, Россия вновь сделала  рывок вперед, вошла в число  лидирующих стран. В середине XIX в. опять  наблюдалось отставание с освоением  индустриальной цивилизации, стремительно охватившей Европу. В конце XIX - начале XX века это отставание начало преодолеваться, и к середине XX в. ценой неимоверных  жертв и усилий Россия (СССР) стала  одним из мировых лидеров в  военно-технической и космической  сферах (при отставании в сферах, связанных с потребительским  рынком). В конце XX в. глубочайший  кризис и центробежные тенденции  отбросили Россию во второй эшелон исторического прогресса. Имеются  опасения, что, если это отставание в перспективе будет нарастать, страна надолго может оказаться  на периферии мирового прогресса. Но не менее реальна противоположная  тенденция, если будет реализован потенциал  возрождения России и других тесно  связанных с ней народов и  они вновь сумеют приблизиться к  эпицентру мировой цивилизации  на новом ее витке.

Информация о работе Культура и цивилизация