Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2010 в 00:01, Не определен
Реферат
Ранее
Топоров неоднократно был судим за злостное
уклонение от уплаты алиментов, отбывал
за это наказание в местах лишения свободы.
Как указывает Топорова, она неоднократно
обращалась в Отдел службы судебных приставов
по ЮАО г. Москвы, однако никакой помощи
в исполнении судебного решения ей оказано
не было. Имущества, на которое возможно
наложить взыскание, у должника не оказалось.
В его собственности находилась только
½ доли однокомнатной квартиры. В 2003 году
должник умер, и исполнительное производство
в связи с его смертью было прекращено.
Крайне сложное положение с вопросами взыскания алиментов во всех детских учреждениях. К примеру, в школе-интернате N 15 алименты по решениям судов взысканы на 67 воспитанников, а получают их лишь 5, в детском доме — интернате N 11 алименты должны выплачиваться 46 воспитанникам, получает лишь 1, в школе-интернате N 8 из 30 воспитанников — 3. Аналогичная ситуация и в других учреждениях. Во многом такое состояние дел обусловлено тем, что лишенные родительских прав лица, как правило, не работают, пьянствуют, не имеют никаких официальных источников дохода и принимаемые меры по их привлечению к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ не дают никакого эффекта.
Одним из нарушений прав детей при рассмотрении данной категории судебных дел является малоэффективная работа служб судебных приставов по исполнению судебных решений. Например, Тароян обратилась в Службу Уполномоченного в связи с тем, что с 1991 г. она не может взыскать алименты на содержание дочери Исаевой 1988 г. р. с бывшего мужа Исаева. Задолженность Исаева по уплате алиментов на содержание несовершеннолетней дочери на 27 марта 2003 г. составляла 1845930 рублей. Судебный пристав-исполнитель ОССП ЮЗАО г. Москвы С. не принимала мер к установлению реального дохода должника, хотя по справке из налоговых органов годовой доход Исаева, предпринимателя без образования юридического лица, за прошлый год составил 15 миллионов рублей, он был владельцем 3 автомашин, на которые налагался арест и которые не были найдены. Как только Зюзинская прокуратура г. Москвы возбуждала уголовное дело в отношении должника, он перечислял дочери 300 рублей в счет задолженности, после чего дело прекращалось за отсутствием события преступления. И лишь 01.12.2003 приговором мирового судьи Исаев был приговорен к 1 году исполнительных работ за уклонение от уплаты алиментов по ст. 157, ч. 1 УК РФ. Вопрос же о взыскании задолженности по уплате алиментов на содержание дочери Исаевой до сих пор остается открытым.
Сложилась ситуация, при которой законодательство об исполнительном производстве противоречит нормам семейного права и нарушает имущественные права детей. Бездействие органов, исполняющих судебные решения, или отсутствие четкой правовой регламентации и механизма принудительного восстановления прав граждан по вынесенным судебным решениям приводят зачастую к необратимым последствиям для детей. Это особенно характерно для исполнения решений, затрагивающих судьбу ребенка.
В нарушение Федеральных законов «Об исполнительном производстве» (ст. 28), «О судебных приставах» (ст. 12) и норм Гражданского процессуального кодекса РФ (ст. 120, 211) судебные приставы-исполнители не ведут розыск должников и их имущества, ограничиваясь актами о невозможности взыскания. Даже когда матери детей представляют в Отдел службы судебных приставов информацию о наличии у должников иных доходов, кроме заработной платы, эта информация не проверяется под предлогом того, что у отца ребенка отсутствует задолженность по алиментам. Статья 81 Семейного кодекса РФ, предусматривающая определение размера алиментов в долях к заработку и иному доходу родителей, на практике применяется крайне редко. Складывается ситуация, при которой родители, имеющие существенные доходы от дорогостоящей недвижимости или предпринимательской деятельности, безнаказанно скрывают их с целью уменьшить размер взыскиваемых алиментов.
Вместе с тем в ряде детских учреждений работа по взысканию алиментов не ведется вовсе, в других же руководители не смогли назвать число воспитанников, которые должны получать алименты, и сколько несовершеннолетних получают их реально. Такой подход к взысканию алиментов на детей не только нарушает их имущественные права, но и свидетельствует о том, что руководители учреждений не заинтересованы в их взыскании, хотя должно быть наоборот, поскольку в соответствии со ст. 84 Семейного кодекса РФ они вправе помещать эти суммы в банки и использовать 50% полученного дохода на содержание всех детей.
Подробнее остановимся еще на одной проблеме, которая в последнее время приобретает все более актуальный характер. Она заключается в том, что ответчик скрывает свое истинное материальное положение и те источники дохода, с которых должно было бы производиться удержание в пользу несовершеннолетних детей. По существу отсутствует реальный правовой механизм выявления истинных доходов должника, а также практики ареста, описи имущества должника и обращения на него взыскания. Фактически получается, что розыск места работы должника и его имущества ложится на плечи взыскателя, что, естественно, не дает результата в силу его ограниченных возможностей, в то время как это является прямой обязанностью службы судебных приставов. Так, каждый третий обратившийся в аппарат Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве сообщал, что должники уклоняются от работы, а в 80% случаев — скрывают место работы или реальный доход, представляя фиктивные справки о заработной плате. Так, гражданин И. на протяжении многих лет уклонялся от уплаты алиментов на несовершеннолетнего ребенка и имел задолженность более 40000 рублей за 114 месяцев. Установлено, что И. являлся предпринимателем и имел доход за 1999 — 2001 гг. более 17 млн. рублей. Судебным приставом-исполнителем Отдела службы судебных приставов по ЮЗАО г. Москвы в 2000 г. было направлено представление о возбуждении в отношении должника уголовного дела по ст. 157 УК РФ. Однако дело было прекращено, так как должник выплатил сумму в размере 1100 рублей в счет погашения задолженности. Как было разъяснено заявительнице сотрудниками ОВД, в связи с этой выплатой «теряется злостность», обязательная для данного преступления, и уголовное дело должно быть прекращено. То есть как только отпадала угроза привлечения к уголовной ответственности, И. сразу же переставал выплачивать даже минимальные средства на содержание ребенка. Впоследствии судебные приставы-исполнители ОССП по ЮЗАО г. Москвы трижды обращались в ОВД с просьбой возбудить в отношении должника уголовное дело, и каждый раз оно прекращалось по той же причине. В настоящее время И. продолжает уклоняться от уплаты алиментов на содержание ребенка. Все это говорит о том, что не только существует важная проблема в реализации права детей на получение алиментов. Очевидно, необходима доработка ч. 1 ст. 157 УК РФ во избежание кризиса как уголовного, так и исполнительного производства по делам о рассматриваемых преступлениях. Представляется наиболее целесообразным взыскивать алименты на содержание несовершеннолетних детей, определяя их в твердой денежной сумме, как это предусмотрено в ст. 83 Семейного кодекса. Кроме того, одним из способов решения проблемы принудительного взыскания алиментов могло бы стать участие государства в лице определенного его органа в контроле за реальным их взысканием в пользу несовершеннолетних и нетрудоспособных детей. Так, например, можно было бы оказывать адресную материальную помощь семьям, оказавшимся в трудной ситуации.
Полагаю также необходимым ввести в ст. 157 УК РФ квалифицирующие признаки, предусматривающие ответственность за сокрытие доходов или имущества от обращения взыскания по исполнительному производству, а также несообщение должником судебному приставу-исполнителю о перемене своего места жительства, совершение иных умышленных действий, влекущих невозможность взыскания алиментов или задержку их взыскания. Соответственно для данного состава должны быть предусмотрены более жесткие и альтернативные виды уголовного наказания.
Анализируя
санкцию ч. 1 ст. 157 УК РФ, отметим, что данная
статья на практике является малоэффективной,
на что указывают практически все правоприменители.
Считаем, что с учетом высокой общественной
опасности данного преступления имеется
необходимость ужесточения уголовного
наказания. Следует установить в санкции
ч. 1 ст. 157 УК РФ наказание в виде лишения
свободы на срок до трех лет. Полагаем, что эти меры
будут иметь определенное превентивное
значение и способствовать сокращению
числа случаев злостного уклонения от уплаты
алиментов. Также целесообразно увеличить
сроки таких видов наказания, как обязательные
работы, исправительные работы, арест,
а также ввести дополнительное наказание
за злостное уклонение от уплаты алиментов
на детей — «лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет», поскольку
уклоняющийся от уплаты алиментов родитель
не вправе быть воспитателем других детей или
заниматься иной педагогической деятельностью.
В последнее время все чаще высказывается
мнение об исключении ареста из системы
наказаний. В качестве основного аргумента
в пользу данного мнения называются большие
финансовые затраты, связанные с необходимостью
создания арестных домов, так как именно
из-за их отсутствия этот вид наказания
не применяется до сих пор. Вместе с тем,
судя по зарубежному опыту, применение
ареста как весьма эффективной меры наказания
со временем может возрасти. Поэтому считаем
необоснованным исключение ареста из системы
наказаний, так как данная мера входит в группу
наказаний, которая в наибольшей степени
соответствует требованиям современной
концепции общих начал их назначения, сформулированных
в ст. 60 УК РФ.
Также отметим, что в связи со сложившейся
ситуацией, связанной с невыплатой алиментов
на содержание детей, возможно, следует
обсудить вновь вопрос о дополнении перечня
видов наказания (ст. 44 УК РФ) конфискацией
имущества, что также может содействовать
сокращению роста преступлений, направленных
против интересов детей.
В заключении хотелось бы отметить, что мир и согласие в семье, взаимная поддержка друг друга близкими людьми — все это в нашей жизни встречается не так часто, как хотелось бы. К сожалению, любые конфликты и неурядицы между членами семьи больнее всего бьют по самым уязвимым ее членам — детям, старикам, больным, одиноким...
Государство же наше не в состоянии обеспечить сколько-нибудь реальную поддержку детей и одиноких матерей, людей пожилого возраста, инвалидов и, других социально незащищенных категорий граждан. Поэтому обязанность их материально обеспечивать, то есть выплачивать алименты, установлена законодательно и возложена на близких родственников, супругов и некоторых других лиц.
Алименты, таким образом, это средства на содержание, предоставляемые одними членами семьи другим. Целью выплат алиментов является материальная поддержка нуждающихся членов семьи. Алименты могут уплачиваться на основании, соглашения между членами семьи или по решению суда.
Чаще всего алименты уплачиваются на несовершеннолетних детей. Однако право на алименты имеют и многие другие категории граждан: нетрудоспособные родители, бабушки, дедушки, супруги и др.
При доброжелательных отношениях в семье одни ее члены оказывают моральную и материальную поддержку другим совершенно добровольно и ограничивают ее величину и регулярность только собственными возможностями.
На практике, увы, чаще встречаются ситуации, когда близкие некогда люди больше не желают заботиться друг о друге. В этих случаях без судебного вмешательства не обойтись. Заинтересованное лицо в такой ситуации обращается в суд, который определяет лиц, обязанных уплачивать алименты, а также устанавливает размер и порядок уплаты алиментов. Если между плательщиком и получателем алиментов нет согласия только относительно размера алиментов или порядка их уплаты, то также придется обращаться в суд.
Анализ практической деятельности мировых судей г. Якутска по рассмотрению дел связанных с алиментными правоотношениями показывает, что из года в год идет тенденция к увеличению данной категории дел.
Иные папаши любые хитрости придумывают, только чтобы меньше досталось их бывшей семье. А начальники-мужчины обычно идут им навстречу — и предприятию выгодно, и как же своему брату по несчастью не помочь? Поэтому, пока в нашей стране не легализуют доходы, бессовестные отцы будут продолжать уклоняться и от налогов, и от алиментов.
Важную роль в делах о взыскании алиментов играет также, служба судебных приставов, обеспечивающая обязательность и своевременность взыскания средств на содержание и недопустимость уклонения от уплаты алиментов. Однако не все плательщики алиментов являются добросовестными и своевременно платят алименты по судебному акту, даже будучи предупреждены об уголовной ответственности по статье 157 Уголовного кодекса РФ. Нередки случаи и злостного уклонения от уплаты алиментов, когда на помощь могут прийти уже публично-правовые санкции, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами. Уголовная ответственность является крайней и самой строгой мерой ответственности за нарушение алиментных обязательств, она установлена ст. 157 УК. Субъектом уголовной ответственности в сфере алиментных правоотношений выступает должник.
Судебная
практика применения мировыми судьями
ответственности за злостное уклонение
от уплаты алиментов имеет постоянную
тенденцию к увеличению. В начале
работы нового института мирового суда
за 2001 год на рассмотрение мировым
судьям поступило всего 143 дела по статье
157 «Злостное уклонение от уплаты средств
на содержание детей и нетрудоспособных
родителей» Уголовного кодекса Российской
Федерации, входящей в подсудность мировых
судей. Из них рассмотрено по существу
с вынесением приговора 105 дел. В 2006 году:
поступило уже 530 дел, 492 дела окончено,
рассмотрено с вынесением приговора, осуждено
429 человек. В настоящее время рост дел
по статье 157 УК РФ продолжается. За 2008
год от общего числа рассмотренных дел
(12 196 дел) доля уголовных дел по указанной
статье УК РФ составила 6,9 % дел. Количество
дел увеличилось с 632 рассмотренных дел
за 2007 год до 838 в 2008 году. Но, к сожалению,
алиментщики бегали, бегают и будут бегать.
Объявляют розыск — и, если должник находится,
к алиментам ему приплюсовывают сумму,
потраченную государством на его же поиски.
А находится только половина беглецов.
В провинциальном городке, к примеру, человек
может затаиться на десятки лет. А там
и ребеночек подрастет. Еще лет десять
назад нерадивого папашу можно было упечь
на год за решетку, а теперь, в худшем случае,
ему грозят несколько месяцев ареста или
исправительные работы в течение года.
Правда, редкая женщина желает привлечь
своего бывшего супруга к уголовной ответственности.
Ей нужны деньги на содержание ребенка.
А разве в тюрьме или подметая улицы папочка
их выплатит? Нет. Разве что для морального
удовлетворения стоит постараться.