Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:35, дипломная работа
Конституция РФ, а за ней и УПК РФ провозгласили безусловный приоритет прав и свобод человека и гражданина над интересами государства. Одним из правовых средств достижения такового явился процессуальный институт прекращения уголовного дела (преследования) по нереабилитирующим основаниям. Он обоснованно считается одним из важнейших институтов отечественного уголовно-процессуального права, поскольку регулирует процессуальный порядок разрешения уголовного дела по существу.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Понятие, сущность и назначение прекращения уголовного
преследования (дела) ……………………………………………………………. 7
1.1. Уголовное дело и уголовное преследование: их соотношение …………..7
1.2. Основания и условия прекращения уголовного дела и уголовного преследования, их классификация ………………………………………..…. 14
1.3. Процессуальный порядок прекращения уголовного дела
и преследования………………………………………………………………… 27
2. Характеристика нереабилитирующих оснований прекращения
уголовного дела, преследования ……………………………………………… 40
2.1. Сущность и классификация нереабилитирующих оснований ……….… 40
2.2. Примирение сторон и деятельное раскаяние ………………………….… 46
2.3. Исключительные основания прекращения уголовного дела и преследования ………………………………………………………………..… 63
2.4. Иные нереабилитирующие основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования …………………………………………………..… 80
3. Проблемы правового регулирования и применения института
прекращения уголовных дел по нереабилитирующим основаниям на практике …………………………………………………………………..……..84
Заключение ………………………………………………………………………95
Глоссарий …………………………………………………………………… 100
Список использованных источников ………
Вместе с тем федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование - руководствуясь требованиями Конституции РФ и с учетом настоящего Постановления - изменения, направленные на обеспечение государственной, в том числе судебной, защиты чести, достоинства и доброго имени умершего подозреваемого (обвиняемого) и прав, вытекающих из принципа презумпции невиновности, в том числе конкретизировать перечень лиц, которым, помимо близких родственников, может быть предоставлено право настаивать на продолжении производства по уголовному делу с целью возможной реабилитации умершего, процессуальные формы их допуска к участию в деле и соответствующий правовой статус, предусмотреть особенности производства предварительного расследования и судебного разбирательства в случае смерти подозреваемого, обвиняемого (подсудимого), а также особенности решения о прекращении уголовного дела по данному нереабилитирующему основанию.
Конституционный суд постановил: «Признать взаимосвязанные положения п.4 ч.1 ст.24 и п.1 ст.254 УПК РФ, закрепляющие в качестве основания прекращения уголовного дела смерть подозреваемого (обвиняемого), за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего, не соответствующими Конституции РФ, ее ст.ст.21 (ч.1), 23 (ч.1), 46 (ч.ч.1 и 2) и 49, в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования позволяют прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) без согласия его близких родственников».
Другим исключительным основанием признается акт амнистии. Его исключительность проявляется в следующем:
а) амнистия – особый акт, который правомочна издавать только Государственная Дума;
б) пределы применения амнистии указываются в тексте соответствующего постановления и распространяются лишь на те преступления, которые были совершены до вступления в силу данного акта.
Амнистия применяется к тем длящимся и продолжаемым преступлениям, которые окончились до ее издания. Решение о применении или неприменении акта амнистии выносится в отношении каждого лица, которое подпадает под ее условия, индивидуально. В самих актах амнистии есть указание либо только на прекращение уголовных дел, либо на отказ от возбуждения дел, либо прекращение уголовного преследования, либо имеется комбинация из названных требований. В любом случае речь идет о трех проявлениях одного института, так как и отказ в возбуждении дела, и прекращение уголовного дела, прекращение уголовного преследования – варианты проявления в уголовном процессе института прекращения дела (преследования). Поэтому в любом случае понимаются все три разновидности прекращения дела и преследования одновременно.
Решение об отказе от действия акта амнистии осуществляется обвиняемым с соблюдением процедурных правил, на основе добровольности, после консультаций с адвокатом. Рамки, в которых принимается решение о прекращении уголовного дела, должны быть установлены в пределах одного акта амнистии, под который подпадает обвиняемый. Признание или непризнание обвиняемым своей вины не имеет значения для решения вопроса о прекращении уголовного дела вследствие акта амнистии, поскольку применение акта амнистии – нереабилитирующее основание.
Пункт 3 ст.27 УПК РФ предлагается дополнить таким образом: «При применении п.3 ч.1 настоящей статьи допускается также прекращение уголовного дела и отказ в возбуждении дела».
Последним исключительным основанием является истечение сроков давности уголовного преследования (уголовной ответственности) (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Такая «двойная» формулировка вызвана тем, что в нормах УПК РФ данное основание предусматривается как истечение сроков давности уголовного преследования, а в нормах УК РФ – истечение сроков уголовной ответственности.
При решении вопроса об истечении сроков давности уголовного преследования следует руководствоваться ст. 78 УК РФ, где сформулировано понятие и установлены сроки давности.
В соответствии с уголовным законодательством сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.
Вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается судом (ч. 4 ст. 78 УК РФ). На этом основании дело не может быть прекращено в стадии предварительного расследования.
Если к моменту поступления дела в суд первой инстанции истек срок давности привлечения к уголовной ответственности, при назначении дела к рассмотрению в судебном заседании суд обязан прекратить дело
Прекращение уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования (п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ) основано на том, что уголовная ответственность должна наступать сразу после совершения преступления или спустя непродолжительное время. Хотя истечение значительного периода времени не означает, что деяние утратило признаки преступления, однако его общественная опасность уменьшается. Кроме того, виновное в этом деянии лицо утрачивает общественную опасность, если оно длительное время не совершает новых преступлений и не предпринимает попыток скрыться от следствия и суда.
Прекращение уголовного дела по данному основанию предполагает не только истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности за данное преступление, но и отсутствие обстоятельств, нарушающих течение сроков давности. Часть 3 ст.78 УК РФ предусматривает, что течение срока давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скроется от следствия или суда. Иными словами, время, прошедшее с момента умышленного уклонения лица от уголовной ответственности за содеянное до момента его задержания или явки с повинной, не засчитывается в срок давности.
Отсутствие возражений подозреваемого или обвиняемого против прекращения уголовного преследования за истечением срока давности (ч.2 ст.27 УПК РФ) служит важной процессуальной гарантией прав и законных интересов подозреваемого или обвиняемого, его репутации и доброго имени. Возражения против прекращения уголовного преследования по этому основанию обязывает следователя и дознавателя продолжить производство в общем порядке и дает возможность лицу, не признающему себя виновным в совершении инкриминируемого преступления, добиваться реабилитации по суду.
Существует
вопрос о конкуренции исключительных
оснований, в частности, таких как амнистия
и истечение сроков давности. Оба требуют
согласия обвиняемого на их применение.
Но приоритет должен быть отдан истечению
сроков давности, поскольку это отрезок
времени, спустя который человек, совершивший
преступление, не будет нести уголовной
ответственности за совершенное преступление
ввиду того, что прошло много времени с
момента преступного деяния и оно утратило
один из признаков преступления – общественную
опасность.
2.4.
Иные нереабилитирующие основания прекращения
уголовного дела и уголовного преследования
Рассматриваемые в данном разделе основания прекращения дела (преследования) расположены вне главы 4 УПК РФ. Две особые категории лиц – несовершеннолетние и страдающие психическими расстройствами подпадают под их действие.
Производство в отношении несовершеннолетних подразделяется на три самостоятельные процедуры:
1) прекращение уголовного дела (преследования) в отношении лиц, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности;
2)
прекращение уголовного дела (преследования)
в отношении лиц, имеющих
3) применение принудительных мер воспитательного воздействия.
Проблемы формулирования части 3 статьи 27 УПК РФ в части рассматриваемой процедуры заключаются в том, что законодатель в данном случае «подменил» основание пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ. По сути, УПК РФ сформулировал следующее положение: «Отсутствие состава преступления является реабилитирующим основанием во всех случаях, кроме случаев прекращения уголовного преследования в отношении лица, не достигшего возраста привлечения к уголовной ответственности». В части 4 статьи 133 УПК РФ должна содержаться формулировка о том, что на лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, не распространяется институт реабилитации.
В данном случае не проводится расследование дела, так как материалы уже содержат сведения о недостижении лицом возраста уголовной ответственности. Фактически закон формулирует правило прекращения уголовного преследования ввиду отсутствия состава преступления, при этом из положений части 3 статьи 27 УПК РФ, статей УК РФ исходит другое правило: субъект преступления как таковой отсутствует. Когда известно, что несовершеннолетний не достиг возраста уголовной ответственности, тогда вопрос о его причастности или непричастности не рассматривается, поскольку прекращается уголовное дело.
При исследовании процедуры прекращения уголовного преследования в отношении лица, имеющего отставание в психическом развитии необходимо акцентировать внимание на соблюдении обязательного условия: это отставание не связано с психическим расстройством, а является особенностями психики подростка, поскольку данное положение имеет уголовно-правовую природу.
При
применении главы 50 УПК РФ следует
учитывать требования статьи 90 УК РФ
и главы 14 УК РФ. Процедурные вопросы,
включая такие как
Статья
427 УПК РФ устанавливает возможность
прекращения уголовного преследования
в связи с применением
Статья 427 УПК РФ должна предусматривать все варианты прекращения уголовного преследования, в то время как законодатель предусмотрел только один вариант, указанный ст.422 УПК РФ. Речь идет о необходимости выделения в отдельное производство уголовного дела в отношении несовершеннолетнего при совершении им преступления совместно со взрослым. Если такое выделение дела невозможно, то к несовершеннолетнему применяются требования главы 50.
В данной связи ссылка в статье 422 УПК РФ на статью 154 УПК РФ обязывает законодателя пересмотреть главу 50 УПК РФ с позиций редакции заголовков и статей. Ввиду указанных обстоятельств в статье 427 УПК РФ к словосочетанию «прекращение уголовного преследования» целесообразно добавить «…и уголовного дела», понимая под этим выделенное уголовное дело в отношении несовершеннолетнего.
Требование
УПК РФ о том, что «назначение
мер воспитательного
Анализируя статью 439 УПК РФ, можно сделать вывод о том, что в ней одновременно указаны решения следователя (ч. 1) и прокурора (ч. 5). Следователь, заканчивая предварительное следствие по делу, выносит постановление о прекращении уголовного дела по правилам статей 212 и 213 УПК РФ, по основаниям статей 24 и 27 УПК РФ. Если суд вынес решение о прекращении уголовного дела и отмене принудительных мер медицинского характера, однако несовершеннолетний находится в состоянии психического заболевания, то копия постановления направляется в орган здравоохранения, и дальнейшее его лечение осуществляется в соответствии со статьями 11, 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 года.
Процедура принятия подобного решения такова:
1) копия решения о прекращении уголовного дела направляется в орган здравоохранения, и лицо, страдающее психическим заболеванием, покидает стационар;
2)
лицу предлагается продолжить
лечение, и если оно