Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:22, дипломная работа
Предметом исследования являются нормы действующего российского законодательства, регулирующие исполнение услуг по договору хранения.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Общее положение о договоре хранения……………………………..……6
1.1. Понятие, признаки и место в системе договорных обязательств…..…6
1.2. Виды договоров хранения и их общая характеристика…...…………..19
2. Элементы договора хранения…………………………………………...38
2.1. Субъекты договора хранения……………………………………….…..38
2.2. Предмет договора хранения…………………………………………….41
2.3. Форма договора хранения……………………………………………….43
3. Правовое положение сторон……………………………………………....47
3.1. Права и обязанности сторон по договору хранения………………...47
3.2. Ответственность по договору хранения……………………………….64
Заключение…………………………………………………………………...73
Список источников и литературы…………………………………………..80
Приложения ……………………………………………………………….…85
В качестве хранителей могут выступать как граждане, так и юридические лица, но к ним закон предъявляет определенные требования. Для граждан, как правило, требуется полная дееспособность, так как «частично и ограниченно дееспособные граждане могут заключать лишь такие договоры хранения, которые подпадают под понятие мелкой бытовой сделки»32.
Хранитель-гражданин может заниматься хранением в качестве профессиональной деятельности или в единичных случаях, чаще всего в качестве товарищеской услуги.
Что касается юридических лиц, то принимать имущество на хранение могут любые из них, если только их уставные документы этого прямо не запрещают.
В
большинстве случаев
Для заключения отдельных видов договоров хранения, например, хранения в ломбарде (ст. 919 Гражданского Кодекса РФ), либо договоров хранения отдельных видов имущества, например, радиоактивных веществ, требуется лицензия, выданная соответствующими органами исполнительной власти.
В Законе РФ «О банках и банковской деятельности»от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 21 марта 2002 г.) говорится, что банк вправе осуществлять хранение ценных бумаг только в соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций34.
Правительство Российской Федерации устанавливает порядок хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них (ст. 11 Закона РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г.35).
Согласно ст. 17 Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.36, в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, включены: хранение химического оружия; хранение нефти, газа и продуктов их переработки; хранение взрывчатых материалов промышленного назначения; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в том числе хранение), хранение зерна и продуктов его переработки.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г.37, лицензии необходимы для хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Согласно
ст. 6 Закона РФ «О государственном регулировании
в области генно-инженерной деятельности»
от 5 июля 1996 г.38, лицензированию
подлежит хранение генно-инженерно-
Юридические лица, имеющие право осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, обязаны иметь разрешение органов внутренних дел на хранение указанного оружия (ст. 18 Закона РФ «Об оружии» от 13 декабря 1996 г.39). Выдаваемая гражданам РФ лицензия, дающая право на приобретение оружия, одновременно является разрешением на хранение оружия (ст. 13 указанного Закона).
Хранение источников ионизирующего излучения также осуществляется только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г.40).
Более того, постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 23841 утвержден исчерпывающий перечень предприятий и организаций, деятельность которых связана с особо радиационно и ядерно опасными объектами, хранение которых требует специальных мер безопасности.
Часто обеспечение сохранности таких вещей требует согласованной совместной деятельности поклажедателя и хранителя.
Лицензии на складирование промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных) выдаются Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и его территориальными органами (постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 16842).
Отмечается,
что на практике возникают споры
о личности хранителя, если имущество
было принято на хранение работником
предприятия без
В таких случаях соглашение гражданина с работником предприятия (организации) службы быта о выполнении работы без соответствующего оформления не порождает прав и обязанностей между гражданином и этим предприятием (организацией).
Хранителем
здесь выступает и несет
Для полной характеристики исследуемого вида договора необходимо определить его предмет. Вопрос о предмете и объекте договора хранения является дискуссионным в научной литературе.
Согласно одной распространенной точки зрения, передаваемые на хранение вещи являются объектом хранения, а «предметом договора хранения является сама деятельность хранителя по обеспечению сохранности вверенного ему имущества» (А.П. Сергеев)44.
На взгляд И. Еремичева и Н. Новокшеновой, предметом договора также является «процедура услуги по хранению, а цель договора можно определить как сохранение целостности вещи и ее потребительских свойств»45.
Эта точка зрения получила отражение и в нормах законодательства.
Так, в ст. 7 Закона РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г.46 говорится, что депозитарный договор должен содержать однозначное определение предмета договора: предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг.
Ряд других правоведов считает, что предмет договора хранения – это хранящаяся вещь. Так, М.Г. Масевич пишет: «Предметом хранения могут быть всякие вещи, в том числе документы, ценные бумаги. Деньги могут быть предметом договора хранения, если они не обезличиваются. В противном случае правильнее определять соглашение как договор займа (гл. 42) или договор банковского вклада (гл. 44)»47.
«Предметом хранения являются вещи»48, – считает и С. Суворова.
Е.А. Суханов не дает определения предмета договора хранения, но поскольку он определяет переданную хранителю вещь как объект хранения, его позиция совпадает с точкой зрения А.П. Сергеева:
«Хранение следует понимать как услугу, совокупность полезных действий, объектом совершения которых является переданная хранителю вещь, подлежащая последующему возвращению. Этим данное обязательство отличается от внешне сходного с ним обязательства по охране (наблюдению).
Объектом
охранных действий может являться как
имущество (движимые и недвижимые вещи),
так и физическое лицо, а по содержанию
это отношение представляет собой
наем физического или юридического
лица в качестве охранника (смотрителя)»49.
Ст. 887 Гражданского кодекса предусматривает для договора хранения разную форму в зависимости от его вида и стоимости предмета договора.
По реальному договору хранения (п. 1 ст. 887) его форма определяется в соответствии со ст. 161 Гражданского кодекса РФ, то есть договор между юридическими лицами и гражданами должен быть совершен в простой письменной форме. Для сделок между гражданами письменная форма необходима, если стоимость переданной вещи превышает не менее чем в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда (п. 1. ст. 887 Гражданского кодекса РФ).
Вместо
заключения письменного договора на
практике часто встречается
Глава
крестьянского хозяйства «
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ предлагалось отменить решение и удовлетворить иск в полной сумме.
В соответствии с материалами дела крестьянское хозяйство «Вишневка» приобрело у Валдайского предприятия по обеспечению нефтепродуктами 4290 л дизельного топлива. Не имея собственной емкости для хранения, истец передал топливо муниципальному предприятию «Маревоагросервис». При этом письменный договор хранения не заключался.
Однако в деле имелись документы, подтверждающие факт приобретения топлива крестьянским хозяйством и передачи этого топлива муниципальному предприятию, поэтому вывод суда об отсутствии доказательств передачи имущества крестьянского хозяйства на хранение муниципальному предприятию является ошибочным.
Необоснованна и ссылка на ст. 45 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего на момент совершения сделки, о недействительности договора вследствие несоблюдения предусмотренной законом формы сделки, так как согласно ст. 46 названного Кодекса несоблюдение простой письменной формы влечет ее недействительность лишь в случаях, прямо указанных в законе. Ст. 423 Гражданского кодекса РСФСР не содержит такого указания, поэтому ст. 46 Кодекса к данному правоотношению применима только в части лишения стороны права ссылаться в подтверждение сделки на свидетельские показания.
Поскольку факты приобретения топлива и передачи его на хранение подтверждены в ходе судебного разбирательства письменными документами, крестьянское хозяйство вправе было требовать возврата этого имущества или возмещения его стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ иск крестьянского хозяйства «Вишневка» к ТОО «Агропарм» был удовлетворен50.
Кроме того, ст. 887 Гражданского кодекса РФ устанавливает исключение из правил ст. 162 Гражданского кодекса РФ для чрезвычайных случаев, когда передача вещи на хранение была вызвана пожаром, другим стихийным бедствием, внезапной болезнью. Имеются в виду случаи, которые стороны не могли предвидеть и поэтому заключение письменной сделки, которое требует времени, было для них невозможно или затруднительно.
Тогда передача вещи на хранение может доказываться, в случае спора, свидетельскими показаниями: П. 3 ст. 887 Гражданского кодекса РФ гласит, что несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем.
Для договора, по которому хранитель обязан в будущем принять на хранение вещь от поклажедателя, законом предусмотрена только письменная форма.
Из анализа арбитражно-судебной практики видно, что нередки случаи, когда лицо в одностороннем порядке устанавливает существенные условия договора хранения документом, который не может быть приравнен к договору, поскольку не подписан другой стороной или подписан не уполномоченным на то лицом.
Например, АО КПФ «Пензаснаб» обратилось в Пензенский областной арбитражный суд с иском о взыскании с Никольского стеклозавода 376 194 рублей, составляющих наценку за хранение продукции. Решением Пензенского областного арбитражного суда иск был удовлетворен