Пути повышения эффективности кадрового обеспечения государственной службы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания или классные чины.
Формирование кадрового состава государственной службы - создание федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..……………………………………...5
Глава 1. Государственная служба в современном государственном управлении……………………………………………………………………………..………….6
1.1 Государственная служба как социально-правовой институт……………………………….6
1.2. Общие условия государственной службы Российской Федерации и система управления ею………………………………………………………………...……....………………………....13
1.3. Зарубежный опыт кадровой политики в государственной службе……………………....21
Глава 2. Современное состояние кадрового обеспечения государственной службы………………………………………………………………………………………..……36
2.1. Организация государственной служебной деятельности в РФ…………………..………...36
2.2. Динамика численности работников государственной службы…………………………....42
Глава 3. Пути повышения эффективности кадрового обеспечения государственной службы России……………………………………………………………………..……………..59
3.1. Повышение эффективности кадровой политики ………………....………………………...59
3.2. Кадровая политика как основа повышения эффективности деятельности органов власти…………………………………………………..…………..…….………………………...64
Заключение……………………………………………………….……………………………….71
Список использованной литературы………………………………………………………….74

Файлы: 1 файл

Кадровый менеджмент в системе государственной службы в Росси.doc

— 482.00 Кб (Скачать файл)

 

В процессе реформирования государственной и муниципальной службы предполагается оптимизировать численность государственных и муниципальных служащих путем внедрения новых методов управления, оптимизации функций, выполняемых теми или иными органами власти, а также благодаря использованию нормативного подхода для определения необходимой численности работников. Нередко даже в соседних субъектах РФ численность работников и доля населения, занятого в органах государственного и муниципального управления, равно как и численность муниципальных образований, различаются в разы (см., например, данные по Южному федеральному округу в табл. 4). Различия между субъектами Федерации в доле лиц, занятых органах государственной исполнительной власти региона и органах местного самоуправления, еще можно как-то объяснить различиями в степени развитости в них местного самоуправления или тем, что в ряде субъектов Федерации районные органы власти выполняют не муниципальные функции, а согласно законодательству субъекта РФ, играют роль государственной районной администрации. В то же время столь значительные различия в численности работников органов федеральной исполнительной власти, имеющиеся между субъектами РФ (например, в среднем по ЮФО - 2,5 промилле, в Северной Осетии-Алании - 2,0, в Краснодарском крае — 2,2, а в Калмыкии — 5,2 промилле) не находят достаточно обоснованных научных аргументов [20]. Структура государственных служащих отличается выраженной гендерной асимметрией: женщины здесь явно преобладают. Однако они сконцентрированы на нижних ступенях административной «лестницы», тогда как высшие должности занимают преимущественно мужчины. Среди государственных служащих федерального уровня мужчины составляют 44%, среди муниципальных – лишь 20%. На федеральном уровне 89% высших должностей занято мужчинами, а 86% младших   женщинами. На уровне субъектов РФ преимущество мужчин на высших должностях также велико – их 72%, тогда как на младших должностях 88% - женщины. Большую часть госаппарата составляют люди либо старше 50 лет, либо в возрасте 25-28 лет. Среднего слоя, который обладает сочетанием активности, опыта и знаний, практически нет: он ушел в более эффективные структуры – бизнес. В предпринимательской среде сейчас, как правило, разведены функции собственника и генерального менеджера. Такая схема позволяет минимизировать риски за счет более профессионального и подконтрольного управления.

                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                      Таблица 2.2.4.

Численность работников органов власти ряда субъектов РФ, входящих в СКФО, в расчете на 1000 чел. постоянного населения, чел ( 2005 г.).

 

Органы исполнительной власти

 

Федеральные

Субъектов РФ

Местное самоуправление

Российская Федерация

2,8

1,2

2,8

Южный федеральный округ

2,5

1,3

2,2

Субъекты РФ:

Республика Адыгея

3,0

2,2

2,8

Республика Дагестан

2,4

2,6

2,3

Кабардино-Балкарская Республика

2,6

2,1

1.7

Республика Калмыкия

5,2

4,6

2,0

Карачаево-Черкесская Республика

3,4

3,8

1,7

Республика Северная Осетия-Алания

2,0

2,0

1,7


 

В органах исполнительной власти в целом пока молодёжи не так много. Доля молодёжи (до 30 лет включительно) в федеральных органах власти на региональном уровне достигает 28%. На федеральном уровне молодёжи гораздо меньше (10%) и она занимает главным образом младшие должности. В региональных и местных администрациях доля молодёжи значительно ниже, чем в федеральных органах исполнительной власти в регионах: 16% в исполнительных органах субъектов Федерации и 14% - на муниципальном уровне. Среди федеральных чиновников на федеральном уровне каждый десятый – 60 лет и старше, для высших, главных и ведущих отраслей эта доля достигает 15%. Всего же в органах исполнительной власти на федеральном уровне пенсионеры составляют 9%, на региональном уровне – 2,3, в субъектах федерации – 5%.

При такой иерархической структуре почти вся молодёжь сконцентрирована в нижней части служебной лестницы. Отсутствие ясной и прогнозируемой перспективы карьерного роста делает бессмысленным пребывание в организации, где вознаграждение существенно зависит от должности и стажа и, следовательно, носит отложенный во времени характер. При таком раскладе молодые специалисты рассматривают госслужбу лишь как временное место работы, необходимое для получения минимально необходимого социального и человеческого капитала. При первой удобной возможности молодёжь её покидает ради более высокой зарплаты в частном секторе. Прогнозируя такой исход, руководители более высокого уровня перестают «инвестировать» в своих молодых коллег, а молодые люди с самого начала занимаются выстраиванием связей, которые пригодятся в будущем, и поиском новой более перспективной работы. В итоге не происходит повышения общей квалификации аппарата, а процессы выталкивания молодёжи из системы государственного управления ускоряются. На госслужбе происходит своего рода отрицательный отбор, когда здесь остаются лишь те, кто не видит себе места в конкурентном секторе экономики.

В число требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В число требований к должностям гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионально образования, к старшей и младшей группе этой категории применяется требование наличия среднего профессионально образования, соответствующего направлению деятельности.       Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Для занятия должностей старших и высших офицеров необходимо высшее профессиональное образование.

В изучаемом периоде произошло резкое падение образовательного уровня корпуса госслужащих. Ведущие, главные и высшие должности в федеральных органах на федеральном уровне почти все заняты специалистами с высшим образованием, среди старших доля, имеющих лишь среднее специальное образование составляет 20%. среди младших должностей гражданской службы соотношение иное: 37% с высшим профессиональным образованием, 43% со средним специальным, отсюда следует, что 20% не имеют и среднего профессионального образования, что прямо противоречит федеральному закону о госслужбе. Отметим, что среди чиновников федерального уровня значительна доля обладателей учёных степеней. На высших должностях каждый третий имеет степень, на главных - каждый пятый, на ведущих – каждый десятый. При оценке образовательного уровня также важен профиль образования. Можно предполагать, что именно экономическое, юридическое или образование в области социальных наук является наиболее адекватным для большинства государственных служащих . На уровне субъектов Федерации высока доля специалистов с педагогическим (11,6%) и с сельскохозяйственным образованием (6,3%) (рис. 4). Естественно-научное образование имеет около 5% госслужащих, педагогическое: на федеральном уровне -5,2%, на региональном –11,6%. По показателю доли чиновников имеющих гуманитарное и социально-экономическое образование лидируют федеральные чиновники (59,6%). Большинство лиц (45 процентов), замещающих государственные должности, имели стаж работы в государственных органах свыше 15 лет, около 14 процентов — 10-15 лет (рис. 4). В аппаратах органов законодательной власти стаж работы свыше 15 лет имели 42 процента лиц, замещающих государственные должности, в органах исполнительной власти, аппаратах органов судебной власти и прокуратуры — 24 процента, в других государственных органах — 38 процентов.

Рис.2.2.4. Состав государственных служащих по стажу работы в органах государственного управления (на 1 января 2006 г.).

 

 

 

 

Глава 3. Пути повышения эффективности кадрового обеспечения государственной службы России.

 3.1. Повышение эффективности кадровой политики

Модернизацию российского государства следует начинать с улучшения качества государственной власти. Без решения этой задачи Россия обречена на дальнейшую деградацию, проигрыш в мировом соперничестве. Дальше мириться с нарастающей деградацией государственного аппарата обществу нельзя.

Политико-правовая система России основана на недостаточно легитимной Конституции, в этой системе мало здравого смысла, она не отвечает требованиям новой парадигмы управления, механизм кадровой политики в сфере государственной службы насквозь коррумпирован. Даже когда в эту систему попадает честный и профессионально подготовленный гражданин, то достаточно быстро он данной системой отторгается или физически уничтожается.

Чаще всего граждане и государствоведы отмечают низкую эффективность государственной службы, снижение ее престижа и доверия к ней, порочные принципы кадровой политики, непрофессионализм большинства государственных служащих, отсутствие профилактики коррупции в рядах российского чиновничества, а также борьбы с ней. Невооруженным взглядом видно, что в государственном аппарате оказалось много людей без каких-либо идей о путях улучшения положения народа и страны, но досконально изучивших искусство манипулирования сознанием народа и извлекающих из этого собственную выгоду. Это же подтверждают данные социологических опросов. Так, согласно результатам совместного исследования Института социологии РАН и фонда Фридриха Эберта, в среде современных российских чиновников распространены равнодушие и формализм (63,7%), продажность (58,5%), безразличие к интересам своей страны (41,1%) [36].

Даже Президент Российской Федерации В.В. Путин в одном из своих посланий Федеральному собранию вынужден был признать очевидное: "...российская бюрократия оказалась плохо подготовленной к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны, ...несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей" [12].

Сложившийся механизм отбора и продвижения государственных чиновников отвергает лучших представителей российского общества, он ориентирован преимущественно на отбор и продвижение циничных, своекорыстных, способных к двоемыслию. Россия из развитых стран является единственной, где самые важные и доходные должности, как правило, замещаются родственниками и "своими людьми". Масса чиновников находятся на таких государственных должностях, которым они не соответствуют. Многие из них заняли государственные должности через взятки, интриги, обман, предательство. Их главные цели в жизни - не общественные интересы, а власть, престиж и деньги. "В аппарате наблюдается жесткий "отрицательный отбор", - пишет М.Г. Делягин, - так как концентрация его усилий на выполнении предельно простых функций грабежа и потребления объективно отвергает профессионалов, склонных к выполнению сложных функций и поэтому проигрывающих внутриэлитную и внутриаппаратную конкуренцию" [11].

В этих условиях немало россиян, способных и желающих послужить Отечеству, вынуждены избирать иные профессиональные пути, уходить в частный бизнес, сосредоточиться исключительно на личных интересах. Данная тенденция еще более ослабляет государственный аппарат. При сохранении порочного механизма формирования государственного аппарата Россия и дальше будет деградировать. В российском народе преобладает скепсис по отношению к возможности улучшения качества государственной власти.

Информация о работе Пути повышения эффективности кадрового обеспечения государственной службы России