Понятие, предмет, метод, система, принципы и источники земельного права. История развития земельного права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

При определении предмета правового регулирования в области земельных общественных отношений необходимо помнить, что:
1. В него входят не всякие, а лишь волевые общественные отношения, т.е. такие, которые зависят от воли людей и могут быть изменены ими. Например, проведение или непроведение работ по повышению плодородия почв зависит от воли людей, а значит, они входят в предмет правового воздействия.
2. Предмет правового регулирования составляют не всякие волевые общественные отношения, а лишь те, которые возможно урегулировать правовыми нормами. Так, законом невозможно обязать исполнителей создать благоприятную окружающую среду и выгодное людям состояние природных ландшафтов, так как это зависит не только от их воли, но и от многих факторов состояния очистных сооружений, для которых не всегда можно приобрести необходимое оборудование; состояния окружающей среды соседних регионов, на которые не может распространяться юрисдикция органов данной административно-территориальной единицы; последствий, возникающих в результате деятельности предыдущих поколений, от других обстоятельств. В этой связи ЗК РФ определяет лишь цели землеустройства: улучшение (а не создание) природных ландшафтов.

Файлы: 1 файл

земельное право ПТК.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ  ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ  И  ПРАВА

ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

                          ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

                                                                       

                                                                  Выполнил(а) студент(ка)

                                                                  Юридического факультета,

                                                                   
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 

Тема 1. Понятие, предмет, метод, система, принципы и источники земельного права. История развития земельного права России.

1.

При определении  предмета правового регулирования  в области земельных общественных отношений необходимо помнить, что:

1. В  него входят не всякие, а лишь  волевые общественные отношения, т.е. такие, которые зависят от воли людей и могут быть изменены ими. Например, проведение или непроведение работ по повышению плодородия почв зависит от воли людей, а значит, они входят в предмет правового воздействия.

2. Предмет  правового регулирования составляют не всякие волевые общественные отношения, а лишь те, которые возможно урегулировать правовыми нормами. Так, законом невозможно обязать исполнителей создать благоприятную окружающую среду и выгодное людям состояние природных ландшафтов, так как это зависит не только от их воли, но и от многих факторов состояния очистных сооружений, для которых не всегда можно приобрести необходимое оборудование; состояния окружающей среды соседних регионов, на которые не может распространяться юрисдикция органов данной административно-территориальной единицы; последствий, возникающих в результате деятельности предыдущих поколений, от других обстоятельств. В этой связи ЗК РФ определяет лишь цели землеустройства: улучшение (а не создание) природных ландшафтов.

3. К предмету правового регулирования относятся также волевые и поддающиеся правовому регулированию общественные отношения, которые нуждаются (с позиций государства и общества) в урегулировании правовыми средствами. Например, невозможно оставить без правового регулирования отношения по установлению нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ в почве, в связи с чем земельное законодательство определяет обязанности для всех пользователей земли в интересах охраны плодородия почв, охраны здоровья человека и окружающей среды.

4. В  предмет правового регулирования  включены не всякие общественные  отношения, а лишь такие, которые  могут быть урегулированы правовым  путем. Эта допустимость регламентируется  нормами международного права.  Так, недопустимо применять российское законодательство в противоречии с международными договорами РФ или законодательный орган РФ не вправе превысить свои полномочия, определенные Конституцией РФ.

5. Наконец,  в предмет правового регулирования  входят лишь те общественные  отношения, которые подпадают под действие правовых норм. Например, правовой обязанностью всех пользователей землей является повышение плодородия почв, однако они не обязаны искусственно создавать почвенный гумус, поддерживать необходимые условия для жизнедеятельности почвенных организмов, создавать какой-то новый тепловой, воздушный, солевой, водный и иной режим почв. Это все является средством, обеспечивающим предусмотренный законом уровень плодородия почв, и вопрос о том, как применять эти средства, законом не регламентируется.

Следовательно, предметом правового регулирования  земельного права являются волевые  общественные отношения, которые нужно, возможно и допустимо урегулировать  правовыми нормами и которые  подпадают под действие правовых норм.

Перечисленные общие черты характерны для предмета регулирования любой отрасли права. Земельное право имеет свою специфику. Она обусловлена тем, что объектом отношений является земля.

Предметом земельного права Российской Федерации  являются общественные отношения, возникающие между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель. Эти отношения регулируются нормами земельного законодательства Российской Федерации и называются земельными правоотношениями. При этом государственное управление земельным фондом Российской Федерации сочетается с широкой самостоятельностью остальных пользователей земли.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. создает правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан; устанавливает приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости; приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель; приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.

Земельное право РФ регулирует отношения по использованию и охране земель в  Российской Федерации, как основы жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории (земельные  отношения). Таким образом, земельные отношения бывают двух видов - отношения по использованию земель и отношения по охране земель. При регулировании земельных отношений на территории Российской Федерации применяется принцип разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, также применяется принцип государственного регулирования приватизации земли.

2.

Земельное право - это относительно обособленная отрасль российской системы права, которая представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли, как национального богатства Российской Федерации. Под земельным правом понимают также систему юридических норм, предназначенных для регулирования земельных отношений. Система земельного права - это самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в России в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию.

3.

Пункт 1 статьи 3 ЗК определяет понятие земельных отношений: это отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, земельные отношения имеют две составляющие: отношения по использованию земель и отношения по охране земель.

Прежде  всего необходимо отметить, что названные  данным пунктом в качестве составной  части земельных отношений отношения  по использованию земель не отождествляются  с пользованием земельными участками, регулируемым гражданским законодательством. Этот вывод подтверждается тем, что рассматриваемая статья однозначно различает имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, регулируемые гражданским законодательством (п.3 ст.3 ЗК), и отношения по использованию земель как часть земельных отношений, регулируемых земельным законодательством. Кроме того, в соответствии с п.1 комментируемой статьи земельное законодательство регулирует отношения, складывающиеся по поводу земли как основы жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а не по поводу земли как объекта гражданских прав в смысле ст.128 ГК.

В соответствии с п.2 статьи 3 ЗК к отношениям по использованию  и охране недр, вод, лесов, животного  мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным  отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти  отношения не урегулированы земельным  законодательством.

Таким образом, п.2, определяя соотношение этих видов законодательства, устанавливает приоритет земельного законодательства в вопросах регулирования земельных отношений в указанных сферах.

Пункт 3  статьи 3 ЗК устанавливает, что  имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранным, иным специальным законодательством.

Под указанной  формулировкой имеются в виду гражданско-правовые отношения. По смыслу комментируемой нормы в качестве общего режима для регулирования отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также совершению с ними сделок избран гражданско-правовой режим. Однако п.3 комментируемой статьи предусматривает возможность изъятий из этого общего режима.

Одно  из возможных толкований п.3 может  состоять в том, что в данном случае предусматривается возможность  регулирования отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними непосредственно земельным законодательством. Однако такое толкование противоречило бы положениям ЗК о предмете регулирования земельного законодательства, определенном в п.1, который не предусматривает возможности регулирования земельным законодательством имущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Такие отношения в соответствии с п.1 ст.2 ГК относятся к предмету регулирования гражданского законодательства.

Таким образом, из анализа норм гражданского и земельного законодательства можно  сделать вывод о трех возможных  типах соотношения между нормами  данных отраслей законодательства.

Первый  тип касается установления в земельном  законодательстве публично-правовых ограничений оборота земельных участков (ст.27 ЗК) Такие ограничения, связанные с необходимостью обеспечения рационального использования и охраны земель, изымают из сферы регулирования гражданского законодательства некоторые группы отношений. Поэтому ограничительные нормы ст.27 ЗК относятся в соответствии с п.1 статьи 3 ЗК к земельному законодательству. Следовательно, эти нормы имеют безусловный приоритет над нормами гражданского законодательства.

Второй  тип соотношения определяется наличием в гражданском и земельном законодательстве норм, по-разному регулирующих одни и те же отношения по владению, пользованию, распоряжению земельными участками и совершению с ними сделок (ср., например, ст.20, 21, 23, 35, 36 ЗК и, соответственно, ст.268-270, 265-267, 274-276, 271-273 ГК). В данном случае можно с уверенностью говорить о приоритете в регулировании таких отношений норм гражданского законодательства в силу абз.2 п.2 ст.3 ГК, устанавливающего необходимость соответствия норм гражданского права, содержащихся в других законах, ГК.

Третий  тип соотношения является наиболее сложным для оценки, поскольку  связан с наличием в ЗК специального регулирования вопросов, касающихся владения, пользования, распоряжения земельными участками и совершения сделок с  ними, при отсутствии в ГК подобного регулирования или ссылок на него. При этом такое специальное регулирование противоречит общим нормам гражданского законодательства, регулирующим соответствующие отношения.

Наиболее  характерным примером, иллюстрирующим последний тип соотношения, является регулирование аренды земельных участков (см. комментарий к ст.22 ЗК). ГК не содержит специального регулирования аренды земельных участков, в то время как нормы ЗК, содержащие такое регулирование, противоречат общим положениям ГК об аренде (ср., например, п.1, 2, 3, 9 ст.22 ЗК соответственно со ст.2 (п.1), 608, 615 (п.2), 621, 450, 619 ГК). В данном случае возможно толкование этих норм, согласно которому нормы ЗК об аренде являются специальными по отношению к соответствующим нормам ГК и устраняют последние. Однако указанные нормы ЗК эпизодичны и для своего применения требуют постоянного обращения к нормам ГК; исключительное применение первых приводит к противоречивым результатам (см. комментарий к ст.22 ЗК). Поэтому, учитывая практические соображения об эффективном правовом регулировании, представляется необходимым исходить из приоритета норм ГК в подобных ситуациях.

Информация о работе Понятие, предмет, метод, система, принципы и источники земельного права. История развития земельного права России