Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 01:33, реферат
Наши предки выделились из животного мира в результате труда. Но для этого они должны были научиться обмениваться информацией, а не только выказывать друг другу чувства (хотя способность к примитивной животной эмоциональной сигнализации люди не утратили и по сей день - в случае опасности, боли, радости человек кричит). Из всех элементов культуры - норм, ценностей материальных и нематериальных, обычаев и традиций, первым появляется язык. Только общаясь посредством языка, люди могли выработать остальные элементы культуры: признать единые нормы и ценности, зафиксировать обычаи и традиции.
Аргумент к
смыслу часто открывает
Аргумент к авторитету
Эпидейктическая аргументация предполагает право ритора на роль учителя, пророка, проповедника, обличителя, которое должно быть утверждено и удостоверено авторитетной инстанцией и признано самой аудиторией.
Авторитетная инстанция, к которой апеллирует ритор, может быть:
- внешней инстанцией,
принятие свидетельства
- эмпирической
очевидностью, которая дается аудитории
в связи с самим фактом
- нравственным
чувством аудитории, которое
- рациональной интуицией, делающей очевидным предлагаемый метод;
- эстетическим
суждением аудитории, которая
видит внутреннюю красоту
- этичностью
позиции ритора и
- предшествующими
действиями или опытом
- очевидной пользой
для аудитории предлагаемых
Заметьте, что для защитника и для обвинителя в суде эта инстанция как правило разная.
Характер удостоверяющей инстанции, к авторитету которой обращается эпидейктический ритор, прямо связан с содержанием и уровнем утверждаемых имтопосов.
Несовместимость инстанции и топосов приводит к неустойчивости системы эпидейктической аргументации.
Модель и антимодель
Аргумент модели состоит в представлении идеальной личности, образ действия которой служит предметом подражания или побуждает к определенной оценке поступка, идеи, человека.
Антимодель противоположна модели как образец отрицательных ценностей. Построение модели основано на конкретном образе, который доступен и авторитетен, и в утверждении значимости этого образа через авторитет.
Модели обычно строятся в виде описания нравов или деяний с обоснованием их значения, а топосы, которые включаются в модель, предстают как характеристики конкретной или обобщенной личности.
Аргумент восхождения
Основательность и авторитетность суждений возрастают по мере накопления опыта. Восхождение к привлекательной модели предполагает определенный метод, требующий самоограничения и тренировки - аскезы, которая позволяет концентрировать усилия и последовательно управлять чувствами и разумом, качественно совершенствоваться. Так, и обвинитель, и защитник, и судья должны быть людьми достойными, их авторитет не должен подвергаться сомнению. Аргумент восхождения наряду с аргументом модели - центральное звено эпидейктической аргументации.
Аргумент к доктрине
По мере того как аудитория присоединяется к аргументации восхождения, появляется возможность обосновать содержание метода восхождения. Аргумент к доктрине, тесно связанный с предшествующими ходами мысли, состоит в указании догматического положения и в его изъяснении применительно к данной ситуации и данной аудитории таким образом, что поставленные задачи связываются с положением доктрины. Аргумент к доктрине является главным инструментом выработки нового частного топоса, который связывает данное высказывание с эпидейктической концепцией - содержательной основой аргументации.
Судительные аргументы: статус установления
Последовательность шагов судительной аргументации обусловлена внутренней логикой: факт не может быть определен, пока он не установлен, и не может быть оценен, пока не определен.
В риторике принято понятие статуса. Статусы представляют собой этапы, или состояния обсуждения проблемы. Можно назвать четыре статуса: установления, определения, оценки, отвода. Статус отвода не имеет самостоятельного значения и часто включается в один из предшествующих.
В широком методологическом смысле статусы и включаемые в них аргументы составляют исторический метод - совокупность приемов исследования, то есть установления смысла деяния по его последствиям. При этом конкретные приемы установления факта, например, опрос свидетелей, сбор и критика источников, экспертиза, следственный эксперимент, реконструкция, математическое или логическое моделирование относятся либо к методологии конкретных наук, либо к частной риторике, и поэтому специально рассматриваться не будут.
Судительная аргументация имеет дело с фактом, который конструируется, определяется и оценивается как завершенный, а совещательная риторика имеет дело с возможным. Поэтому большая часть совещательных аргументов совпадает по форме с судительными.
С точки зрения риторики факт представляет собой изображенное в слове деяние определенного субъекта, совершенное в определенных обстоятельствах и на определенном основании и повлекшее за собой значимые последствия. Риторика имеет дело с фактами как принятыми и осуществленными решениями, которые могли бы быть лучшими или худшими.
Установление факта означает определение 1) действия, 2) субъекта в его присущих и привходящих свойствах, 3) объекта в его качествах и состоянии до и после действия, 4) места, 5) времени, 6) образа действия, 7) средств, 8) последствий, 9) обстоятельств внешнего характера, 10) побудительной причины или 11) цели. В статусе установления обязательно применяются топосы определения и обстоятельств, которые совместно и дают полное представление факта, и источники изобретения для обсуждения проблем, к факту относящихся. Поэтому следствием аргументации в статусе установления является согласие относительно истинности (или достаточного правдоподобия), правильности и приемлемости высказываний.
Соответственно с вопросами, об ответах на которые предстоит согласиться, выделяются три круга проблем: действие, субъект, обстоятельства. Решения этих проблем должны быть совместимыми и взаимосвязанными по смыслу.
Существует формальный
критерий, с помощью которого можно
оценить качество судительной аргументации:
правильно построенное
Аргумент к составу
Этот аргумент в классической риторике называется «нетехническим», представляет собой изображение действия в его событийной основе (что именно произошло) и обычно снабжается характеристикой действия, которая и является положением.
Аргумент к лицу
Когда установлен
состав действия, возникает проблема
субъекта деяния. В «аргументации
к лицу» обсуждается
Если цель аргументации сводится к установлению личности субъекта, ритор ограничивается внешними свойствами или признаками, совокупность которых исключает возможность иного субъекта действия.
Аргумент к причине
Основание решения предстоит как замысел, который определяется внешними обстоятельствами и индивидуальными свойствами субъекта, ограничивающими свободу воли. Замысел может состоять в намеренной постановке цели, либо в реакции на сложившуюся ситуацию или действия другого лица. В первом случае (цель как независимое основание) обосновывается ответственность субъекта. Во втором случае (причина как зависимое основание) ответственность снижается или вовсе снимается. Но в аргументации к причине используются и цель, и обстоятельства, если действие не рассматривается как произвол.
Аргумент к обстоятельствам
В отличие от аргумента к лицу, положение которого связывает присущие свойства субъекта с действием, аргумент к обстоятельствам включает данные, которые относятся к привходящим свойствам субъекта, определившим решение, либо к обстоятельствам ситуации, которые ограничивают ответственность или указывают на невозможность совершения деяния субъектом, например, его отсутствие во время и на месте совершения действия, неправомочность, некомпетентность. Аргумент к обстоятельствам более ограничивает ответственность, чем аргумент к лицу.
Судительные аргументы: статус определения
Задача аргументации в статусе определения - приведение отдельного факта (казуса) к топосу (норме). Результат аргументации рассматривается как определенность значения единичного суждения в составе суждений, включенных в единый разряд, содержание которого охватывает норма. Поэтому значение фактов и норм образуется в статусе определения, но в различном смысле.
Таким образом,
норма в статусе определения
рассматривается как
Проблемы, которые
при этом возникают, относятся, во-первых,
к нахождению самой нормы и
уровня иерархии, причем таких уровней
может быть несколько, так что
возникает необходимость
Поэтому в статусе определения можно выделить аргументацию к норме, к истолкованию и к совместимости.
Аргумент к норме
Частное суждение обычно приводится к общему по схеме нормативного (юридического) силлогизма, поэтому квазилогическая схема аргументации максимально приближена к логической, но построение цепочки редукций имеет определяющее значение.
Аргумент к истолкованию
Если в аргументации к норме содержание самой нормы представляется неизменным и цепочка редукций направлена от термов, обозначающих данные, к термам, в которых содержится норма, - в аргументации истолкования норма увеличивается применительно к случаю, а факты включаются в культуру, поскольку становятся нормативными прецедентами. Истолкование нормы включает:
- установление частичной несовместимости случая и нормы;
- разделение в норме формулировки и общего смысла применительно к случаю;
- сведение общего смысла с содержанием факта;
- нахождение хода истолкования (в примере - уравнение заведомо ложного и незаведомо истинного, действия и претерпевания);
- формулировка истолкования;
- редукция факта
к формулировке истолкования
и истолкования к норме.
Априорные нормы строятся на принципе, внешнем по отношению к составу конкретной деятельности.
Прецедентные нормы обобщают факты, принимая их такими, какие они есть.
Смешанная норма основана на некотором принципе, который эмпирически выведен из практики и обобщает ее.
Каждому из типов
нормы свойственен особый способ
развертывания аргумента
Построение и
использование нормы как