Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 17:30, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Охрана окружающей среды от преступных посягательств является одним из основных задач государства в настоящее время.
Наибольшее распространение среди экологических преступлений получила незаконная добыча водных животных и растений. В условиях экономической реформы возрос интерес хозяйствующих субъектов в увеличении объемов добычи водных биоресурсов, завоевании рынков сбыта, получении максимальной прибыли.
Введение …………………………………..………………..………….…
3
Глава 1. Общие положения расследования преступлений в сфере водных биоресурсов ………………………………………………………..
8
§ 1.1.
Понятие и правовая охрана водных биоресурсов ………….…....
8
§ 1.2.
Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконной добычей (выловом) водных биоресурсов ……..…
22
Глава 2. Криминалистические и процессуальные особенности расследования преступлений, связанных с незаконной добычей (выловом) водных биоресурсов ………………………………….….……
35
§ 2.1.
Особенности первоначального этапа расследования преступлений, связанных с незаконной добычей (выловом) водных биоресурсов …………………….………..…………….…
35
§ 2.2.
Тактика производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений, связанных с незаконной добычей (выловом) водных биоресурсов ……….……………………..…..
48
§ 2.3.
Использование специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с незаконной добычей (выловом) водных биоресурсов ……………………………………………....
59
Заключение …………………………………………….……………
68
Список использованных источников и литературы ..…
На месте преступления оставляются такие материальные следы, как следы пальцев рук и обутых ног, а также различные следы биологического и химического происхождения. Информацией диагностического характера относительно отдельных обстоятельств преступного события могут обладать рыбы и ее части, продукты жизнедеятельности.
По мнению Н.П. Исаченко, в преступлениях, связанных с рыбным браконьерством, классификация следов может выглядеть как: следы на воде; следы на льду; следы на берегу; следы в рыболовном стане; следы на одежде; следы на пойманной рыбе; следы на транспортных средствах35.
Следы на воде достаточно скрыты, специфичны и только специалист их может обнаружить, зафиксировать и в дальнейшем использовать для раскрытия и расследования преступления.
Для того чтобы орудия лова не были видны на поверхности водоёма, их, как правило, маскируют. Но обязательно остаются следы-приметы, которые необходимы самим браконьерам. Эти следы указывают, где находится снасть, особенно если это большой, широкий водоём. Поэтому основной способ сокрытия следов незаконной добычи рыбы – это маскировка орудий лова и скрытая их установка.
Наиболее распространены следы на воде: связанный камыш, который явно выделяется из общей «стены» камыша; это могут быть пластмассовые бутылки на воде; отдельные колья; ветки, которые воткнуты в прибрежный грунт; пакет или отрезок изоляционной ленты, ткани, привязанные на камыше, или дереве. В этом месте может быть шнур, ведущий к сети или вентерю и т.д.
Следы рыболовного браконьерства на берегу представлены наиболее широким разнообразием. К этим следам относятся непосредственно следы воднотранспортных средств (лодки, катера, резиновые лодки, байдарки, плоты и т.д.)36.
Технология работы с рыболовной снастью связана с механизмом её переборки. Если переборка сети осуществляется на берегу, то на месте перебора остаются ракушки, водоросли чешуя рыбы, вешки, листва и т.п. Как правило, эти предметы выделяются из общего природного фона прибрежной полосы. Чаще всего следы работы с рыболовными снастями указывают на то, что недалеко от этого места находится замаскированный рыболовный стан, в котором нужно будет искать места переработки и хранения пойманной рыбы37.
Изучение практики свидетельствует, что 67 % расследуемых преступлений совершают лица, профессионально занимающиеся добычей водных биоресурсов. При этом в 56 % случаев преступления совершают капитаны судов, в 11 % – лица командного состава и судовая команда. В 26 % случаев незаконную добычу водных биоресурсов совершают физические лица в силу определенных жизненных обстоятельств или любители рыбной ловли38.
По данным Е.А. Щурова «типичным преступником, совершающим рыбное браконьерство на территории Азово-Черноморского водного бассейна, можно считать мужчину среднего возраста (25-35 лет - 50,5%) и старше (наблюдается тенденция увеличения до пожилого) (36 лет и более), который проживает в малообеспеченной семье и не имеет определенных источников дохода; пенсионер либо работает на производственных предприятиях, которые находятся в кризисном иди предкризисном экономическом состоянии, расположенных в районах Краснодарского края и Ростовской области, прилегающих к акваториям Черного и Азовского морей»39.
С.Е. Каленов, основываясь на материалах изученных уголовных дел, отмечает, что на такие преступления чаще решаются лица, оказавшиеся в силу неблагоприятных социальных процессов в кризисном материальном положении, лишенные работы, не имеющие возможности заработать легальным способом (чаще проживающие в отдаленных поселениях, где отсутствуют возможности трудоустройства). В меньшей степени, чем лица более молодого возраста, эти люди склонны к изменению места жительства (переселению в иные населенные пункты, где есть возможности трудоустроиться), к тому же, среди занимающихся браконьерством мужчин 30-39 лет большинство имеет семьи, на их иждивении находятся в среднем два-три человека. В категории от 30 до 49 лет – около половины привлеченных к ответственности лиц, занимающих определенное должностное положение (капитаны и члены экипажей судов, капитаны-директора плавучих морских баз и т. п.)40.
Проведенное нами исследование уголовных дел свидетельствует, что 2/3 расследуемых преступлений совершают лица, профессионально занимающиеся добычей водных биоресурсов. В чуть более 1/3 случаев незаконную добычу водных биоресурсов совершают любители рыбной ловли или граждане из-за стечения определенных жизненных обстоятельств.
Анализ мотивации преступного поведения является необходимым элементом при раскрытии причинно-следственной связи преступного поведения. Формирование мотива является основным звеном поведения человека. Мотив преступления можно охарактеризовать как побуждения (состояния) индивида, которые вызывают его активность, направляют и стимулируют противоправное действие (бездействие)41.
По нашим данным, по характеру мотивации можно выделить, следующие группы преступников:
– совершение преступления из корыстных побуждений – 60 %;
– совершение преступления из-за трудного материального положения – 25 %;
– совершение преступления из-за спортивного азарта, в качестве хобби – 15 %.
Кроме названных мотивов в качестве причины браконьерства могут выступать и хулиганские, однако среди опрошенных респондентов такой мотив своего поведения был отвергнут в 100 % случаев, хотя о действиях других лиц, совершенных по данному мотиву информацию имели около 70% респондентов42.
Результаты проведенного нами исследования показали, что среди рыбаков-браконьеров 60 % являются лицами, проживающими в сельской местности, а также в городах и поселках городского типа, в которых имеет место высокий уровень безработицы, 40 % браконьеров это жители крупных городов, где проблема трудоустройства стоит менее остро.
Большинство лиц, которые совершают незаконную добычу рыбы, составляют лица без постоянного источника дохода. Это связано как с объективными экономическими факторами, так и с тем, что в стране сложился слой людей занимающихся нелегальными видами деятельности, в том числе и рыбным браконьерством. Быстрый и сравнительно легкий источник заработка при минимальных денежных вложениях может объяснить их желание совершать данные преступления43.
Для незаконной добычи рыбы характерен криминальный профессионализм, т. е. преступный промысел, который:
1) требует определенных знаний и навыков с целью достижения конечной цели (например, лицо может управлять самоходным транспортным плавающим средством, умеет ориентироваться в море, может использовать определенные средства и способы для незаконной добычи рыбы и т.д.);
2) является
для субъекта источником
3) обусловливает
определенные контакты с
4) определяет
устойчивый вид преступного
В заключение данного параграфа можно сделать следующие выводы:
При доказывании события преступлений, которые связаны с незаконной добычей (выловом) водных биоресурсов следует исходить из того, что:
1) предметом преступного посягательства, являются только водные животные, которые находятся в природной среде в состоянии естественной свободы;
2) незаконную добычу водных растений, образуют деяния, состоящие в промышленной добыче водных растений, официально отнесенных к основным промысловым видам, без надлежащего разрешения либо в запрещенные сроки, либо в недозволенных местах, либо с применением запрещенных орудий и способов;
3) местом совершения преступления; предусмотренного ч. 1 ст. 256 УК РФ, являются только воды, входящие в территорию Российской Федерации;
4) к недозволенным местам относятся заповедники, заказники, лежбища морского зверя, охранные зоны;
5) запрещенное время добычи означает время, когда всякая добыча водных биоресурсов запрещена, или в сроки, запрещенные для добычи определенных видов, в конкретных водоемах.
ГЛАВА 2. Криминалистические и процессуальные особенности расследования преступлений, связанных с незаконной добычей (выловом) водных биоресурсов
2.1.
Особенности первоначального
Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования во многом обусловлены ситуациями, которые возникают при выявлении данного преступления и являются напрямую зависимыми от его результативности. Основой таких типичных следственных ситуаций (первоначального этапа расследования) является информационный компонент, включающий сведения о предмете преступного посягательства, способе его совершения и сокрытия следов, самих следах, а также личности преступника. Совершение преступления в условиях очевидности или неочевидности определяющим образом влияет на характер и содержание ситуаций первоначального этапа расследования45.
Практика свидетельствует о том, что если по делам о незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов, совершенной преступниками-одиночками или преступными группами низкой степени организации, следственные ситуации носят сравнительно очевидный и благоприятный характер, то совсем иная ситуационная картина по аналогичной категории деяний, совершенных организованными преступными группами.
Преступниками активно реализуются различные приемы, направленные не только на сокрытие обстоятельств преступления, но и на оказание противодействия расследованию. В связи с этим глобальный характер действий виновных, обусловливающий систематическую и беспрепятственную поставку незаконно выловленных ценных сортов рыбы и иных биоресурсов в различные регионы страны, к сожалению, далеко не всегда выявляется должностными лицами органов расследования46.
В результате доказательственная база по уголовным делам, к сожалению, далеко не всегда является стабильной и непротиворечивой. Это позволяет стороне защиты интерпретировать ее в выгодном для себя ракурсе. Кроме того, значительная часть указанных посягательств вообще остается латентной47.
Предварительное расследование по данной категории уголовных дел, согласно ч. 3 ст. 150 и ст. 151 УПК РФ, проводится в форме дознания дознавателями органов внутренних дел (за исключением случаев незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженных пограничными органами федеральной службы безопасности).
Данное установление выглядит вполне логично, учитывая, что максимальная мера наказания за совершение преступлений, предусмотренных ст. 256 УК РФ не может превышать более двух лет лишения свободы. В соответствии с правилами ст. 15 УК РФ данные преступления относятся к категории небольшой тяжести, что объективно не создает предпосылок для их расследования в форме предварительного следствия.
Между тем отметим (выходя за рамки вопросов данного параграфа), что эти деяния почти повсеместно носят сложноорганизованный характер, причиняют существенный ущерб как экологическим, так и экономическим интересам государства, в последние годы привели к чрезвычайному оскудению рыбных запасов страны, грозят в ближайшем обозримом будущем полным истреблением отдельных видов водных обитателей и к тому же представляют значительную сложность для расследования48. В связи с этим представляется, что главной причиной распространения браконьерства в стране, наряду с неразвитостью социальной сферы жизни людей, является отсутствие достаточных правовых и экономических рычагов воздействия на правонарушителей. В связи с этим следует признать, что до настоящего времени в Российской Федерации еще не создана эффективная система, способная обеспечить адекватное противодействие имеющейся в данной сфере криминальной угрозе. Как представляется, данный факт проявляется и в части, касающейся уголовной репрессии, реализуемой дознавателями в интересах обеспечения экономической безопасности государства.
Все указанное выше непосредственно свидетельствует о том, что в настоящий момент назрела необходимость переведения данных общественно опасных деяний в категорию тяжких и особо тяжких преступлений и, соответственно, распространения на них процессуальных правил, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия. Соответственно, расследование уголовных дел о таких преступлениях правильно было бы возложить на орган предварительного следствия.
На первоначальном этапе расследования необходимо получить отправную доказательственную информацию о факте браконьерства и незаконной добычи водных биоресурсов,
Документами, которые указывают на наличие признаков преступления о незаконной добыче водных биоресурсов, являются:
– акт осмотра орудий лова с подробным описанием их внешних признаков (размеры, индивидуальные признаки, пригодность к использованию и др.) и сопутствующих приспособлений;
– протокол о нарушении правил рыбоводства и охраны рыбных запасов, содержащий информацию о месте, времени, орудиях, способах незаконной добычи, нарушителе, количестве рыбопродуктов с описанием их видов, состояния, веса;