Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 00:28, реферат
«Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.
Глава I.
Введение: состояние правотворческой (кодификационной) деятельности в III – V вв. н.э. и источники римского права постклассического периода
Глава II.
Основная часть:
Раздел
Предпосылки создания Кодекса Феодосия
Раздел 2
Биография Феодосия II и его деятельность (период домината)
Раздел 3
Описание, структурная организация кодекса и его наиболее значимые положения (в частности вопрос о христианской вере)
Раздел 4
Основные точки зрения некоторых исследователей об исторической ценности Кодекса
Глава III. Заключение
- Список использованной литературы
Древнейшая
попытка кодификации подобного
рода принадлежит периоду
Проясним этимологию слова “кодекс”.
Ко́декс
(лат. Codex
– книга) — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы
какой-либо отрасли,
нескольких отраслей или части отрасли
права. Иногда употребляют это слово в
более широком смысле: кодекс чести, моральный кодекс, кодекс грамматических
правил и т. д. Латинское выражение codex
или caudex имело ещё больше значений. Кодексом
назывались: ствол дерева; чурбан
или колодка, прикрепляемая к ногам преступника,
которую последний волочил за собой и
на которую садился; брёвна, служившие
основанием плавучего моста или перевозного
парома; наконец, деревянные дощечки, намазанные
воском, предназначенные для письма и
в своём соединении составлявшие книгу,
в отличие от свитка (volumen). Отсюда, между
прочим, codices назывались кассовые книги
римлян. Издание Феодосием
императорских конституций под названием
Кодекс, имевшее огромный успех, укрепило
за словом значение законодательного
сборника. В средних веках выражение кодекс
затерялось (собрания законов в это время
называют просто leges) и восстановливается
только с XVI в. С этого времени слово «кодекс»
становится очень употребительным. [5]
Основная причина создания Кодекса Феодосия (исходя из потребностей того периода) преследовала определенные цели, основной из которых было «удовлетворение информационных потребностей юридической практики в рамках реализации программы обеспечения определенности права». Еще раз подчеркиваю, что проблема неопределенности правовых установлений ясно осознавалась позднеантичным обществом уже во второй половине IV в., и создание Кодекса было одним из средств ее решения. Поэтому сборник законов (по злободневным для IV в. вопросам) должен был выступить в качестве завершения той системы классического права.
Мне представляется, что косвенное влияние на формирование содержания Кодекса Феодосия также оказал такой процесс, как слияние цивильного и преторского права.
С чего же начиналось создание Кодекса Феодосия?
Программа создания Кодекса зафиксирована
в пятой и шестой конституциях первого
титула его первой книги (Codex Theodosianus I.1.5;
I.1.6), в соответствии с которыми по образцу
Гермогенианова и Грегорианова Кодексов
должен был быть создан кодекс императорских
конституций, изданных в форме «всеобщих
законов» или императорских «эдиктов»
(edictales et generales constitutiones). Согласно первоначальной
программе, изложенной в конституции C.Th
I.1.5, предполагалось создание двух кодексов
– первого – всех императорских конституций,
в том числе, утративших юридическую силу,
и второго – «кодекса жизненного руководства»
(codex magisterium vitae), в который должны были
войти только действующие императорские
конституции, сопровождаемые толкованиями,
составленными из фрагментов авторитетных
юридических сочинений. Данный план был
осуществлен только частично. Был издан
лишь один из первоначально запланированных
кодексов, в него вошли только действующие
императорские постановления, но не были
включены фрагменты сочинений юристов.
Изменение программы издания Кодекса
отражено в конституции C.Th I.1.6. [6, с. 8]
Для того чтобы лучше понять исторический документ, осмыслить его содержание относительно существовавшей эпохи, необходимо, на мой взгляд, поближе познакомиться с биографией его «создателя» (в честь которого кодекс был назван) и событиями происходившими в то время.
Итак, Феодосий II, Младший, (греч. Θεοδόσιος Β') (около 401-28.07.450) – император Восточной Римской империи (Византия) на протяжении 48 лет, с 402 года, когда он (еще ребенком) стал соправителем своего отца Аркадия. В 408 г. после его смерти стал Августом. Несмотря на рекордный для империи срок правления, Феодосий никогда не держал бразды управления государством в собственных руках, передоверив ведение дел своим царедворцам и родственникам, (но это, как известно, не способствует устойчивости государства). Сначала это был префект претория Анфемий. В это время было затеяно обнесение Константинополя мощными стенами, частично уцелевшими до наших дней. В 414 г. регентом при малолетнем монархе была объявлена его деятельная сестра Пульхерия. Благодаря ее заботам Феодосий II получил блестящее образование: знал греч. и лат. языки, математику, астрономию, историю, рисовал и даже иллюстрировал переписанные книги, а за прекрасный почерк получил прозвище «Каллиграф». С 428 по 441 гг. большое влияние на государственное управление оказывала его жена Евдокия, позднее власть находилась фактически в руках евнуха Хрисафия.
Что касается внешней политики, то здесь главной проблемой оставался все продолжающийся процесс переселения народов. Основные заботы Феодосия и его министров состояли в отражении нападений варваров с севера (гунны), запада (вандалы) и востока (персы). Значительная часть наступлений была отбита, однако в 429 г. вандалы заняли большую часть византийской Северной Африки, а вождь гуннов Аттила, несмотря на примирительную политику Феодосия, в 441-43 гг. опустошил дунайские провинции империи. С западным императором Валентинианом III Феодосий старался поддерживать дружественные отношения и выдал за него свою дочь Лицинию Евдоксию. Во внутренней жизни Византии эпохи императора Феодосия уже чувствовались происходившие изменения: она теряла черты поздней Римской империи и превращалась в иное государство.
В 450 г. Феодосия на охоте сбросил его конь, и он умер от повреждения позвоночника. На нём закончилась династия его деда, Феодосия Великого.
К
чему Феодосий питал подлинную склонность
— так это занятие науками.
При нём в 425 г. открылся Константинопольский
университет.
В 420 г. он дал разрешение открыть школы
в Западной Армении. Наконец, в 438 г. был
введен в употребление кодекс Феодосия. Христианскую церковь
в правление Феодосия II потрясали смуты.
При нем неоднократно созывались Эфесские
соборы. Феодосий II вошел в историю как
безвольный и посредственный правитель,
хотя и обладал незаурядными способностями.
[5]
Итак, Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus) был составлен в 435 г. комиссией из 16 юристов, назначенной восточно-римским императором Феодосием II (опубликован 15 февраля 438). Изданию Кодекса Феодосия предшествовали уже упомянутые частные кодификации, не имевшие официального значения: Кодекс Грегориана (содержал распоряжения - конституции императоров с 196 по 295), Кодекс Гермогениана (более поздние конституции), Кодекс Диоклетиана. Данные кодексы известны только в отрывках. Кодекс Феодосия состоял из 16 книг, разделённых на главы - титулы, включал все конституции, действовавшие в 313-437гг. По мысли Феодосия, кодекс должен был составить единое целое с кодексами Грегориана и Гермогениана.1
Обстоятельства кодификации известны недостаточно полно, тем не менее: кодекс включал свыше трех тысяч сокращенных и переработанных конституций римских императоров (по подсчету Т. Оноре – 2529), начиная с Константина I (древнейшая из который относится к 313 году, самая поздняя 437г.). Этот юридический сборник в большей степени, чем предшествующие, отразил не только указанную выше эволюцию права, но и реальные изменения общественных отношений, в частности, рост крупного землевладения нового типа, развитие колоната, варваризацию армии и государственного управления.
Предполагалось (по мнению большинства исследователей) в добавление к двум предыдущим компиляциям издать сборник действующих конституций, и, сверх того, составить сборник конституций отменённых либо пересмотренных — в целях сохранения их текста для изучения юристами будущих поколений. Желая придти на помощь науке и правосудию, Феодосий сперва установил план издания двух сборников. Работа комиссии застопорилась, уже, как только они принялись за разбор преторского права и мнений ведущих юристов, которые планировалось приложить к уложению в качестве комментария. В конечном счёте, от этой идеи пришлось отказаться. В 435 г. император удвоил число членов комиссии. Новой комиссии под председательством quaestor sacri palatii Антиоха предписано было ограничиться только первой из поставленных задач — составить сборник всех императорских конституций, лишь с некоторыми сокращениями, устранением двусмысленных мест и необходимыми добавлениями. Спустя два года работа была выполнена, хотя и со значительными погрешностями: пропущен ряд конституций еще действовавших и внесены имевшие лишь временное преходящее значение; использование правом сокращений привело в некоторых случаях к изменению текста старых законов и т. д. Огромное множество конституций, однако, было собрано в подлинном виде и разделено по известной системе. [8] В таком виде Кодекс получил законодательную санкцию и имя Феодосиева.
Кодекс
был составлен в Константинопол
В Кодексе Феодосия получили отражение те изменения, которые произошли в государственной и социальной жизни Римской империи, т. е. главным образом её феодализация.
Посредством частного права (норм права, защищающих интересы
отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми) в Кодексе регулировались отдельные вопросы, посвященные семейным отношениям, собственности, наследованию, обязательствам и т.п.
Для истории этого трудного и часто смутного переходного периода "Кодекс Феодосия" - незаменимый источник знаний не только о правовой, но и религиозной сферах жизни общества, новых экономических структурах, о которых в нем есть прямые сведения.
«Особенности
Кодекса Феодосия как памятника правовой
мысли определяются как характером включенных
в него в соответствии с конституцией
CTh I.1.6 императорских постановлений, так
и спецификой законотворческой деятельности
римских императоров IV — нач. V вв. в целом.
В Кодекс должны были войти «всеобщие
законы» (leges generales), а точнее, «всеобщие»
императорские конституции и конституции,
изданные в форме эдикта (edictales generalesque
constitutiones)».[6, с. 7–11] Предписания становятся
нормативными. «Определение «всеобщего
закона» приводится в конституции императора
Валентиниана III от 426 г., фрагмент которой
воспроизведен в Кодексе Юстиниана. В
соответствии с этой конституцией, ко
«всеобщим законам» должны были быть отнесены
послания императора сенату; императорские
эдикты; императорские постановления,
которые наместники провинций должны
были опубликовать в форме собственных
эдиктов. Моделью «всеобщего закона» служил
императорский эдикт, для которого, в свою
очередь, образцом стал эдикт римского
магистрата. Основной особенностью императорского
эдикта, отличавшей его от других форм
правотворческой деятельности императора,
была общеобязательность устанавливаемых
в нем правовых норм. Однако эдиктам, как
и другим формам нормотворчества императора,
была свойственна казуистичность изложения
правовых норм. Еще одной характерной
чертой эдиктов была ограниченность сферы
их действия какой-либо частью Империи
или отдельной провинцией».[6, с.12] Предполагалось,
что сборник пополнится не только трактатами
юристов, но и выдержками из ответов (responsa).
На мой взгляд, достаточно интересным для сравнения представляется статья “CODEX THEODOSIANUS” из английского словаря «Греческих и римских древностей» 1875 года:
In the year 429, Theodosius II, commonly called Theodosius the younger, appointed a commission, consisting of eight persons, to form into a code all the edicta and generales constitutiones from the time of Constantine, and according to the model of the Codex Gregorianus and Hermogenianus (ad similitudinem Gregoriani et Hermogeniani Codicis). In 435, the instructions were renewed or repeated; but the commissioners were now sixteen in number. Antiochus was at the head of both commissions. It seems, however, to have been originally the design of the emperor not only to make a code which should be complementary to, and a continuation of, the Codex Gregorianus and Hermogenianus; but also to compile a work on Roman law from the classical jurists, and the constitutions prior to those of Constantine. However this may be, the first commission did not accomplish this, and what we now have is the code which was compiled by the second commission. This code was completed, and promulgated as law in the Eastern empire in 438, and declared to be the substitute for all the constitutions made since the time of Constantine. In the same year (438) the code was forwarded to Valentinian III, the son-in-law of Theodosius, by whom it was laid before the Roman Senate, and confirmed as law in the Western empire. So long as a connection existed between the Eastern and Western empires, that is, till the overthrow of the latter, the name Novellae was given to the constitutions subsequent to the code of Theodosius. The latest of these Novellae that have come down to us are three of the time of Leo and Anthemius, A.D. 468.
Информация о работе Источники римского права постклассического периода. Кодекс Феодосия