Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2012 в 12:58, курсовая работа
Основной целью данной работы было выявление способов и закономерностей взаимодействия двух важнейших общественных институтов – государства и церкви. При проведении данного исследования автором ставились следующие задачи:
определить понятия, охарактеризовать признаки и выявить основные функции государства и церкви как общественных институтов;
проанализировать основные способы взаимодействия государства и церкви;
проследить характер взаимоотношений государства и церкви в отечественной истории;
выявить основные проблемы этих взаимоотношений на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ
§ 1. Понятие, признаки и функции государства 7
§ 2. Понятие, общая характеристика и роль церкви в жизни общества 15
§ 3. Способы взаимоотношений государства и церкви. Светские и теократические государства 22
ГЛАВА II. ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
§ 1. Принятие и распространение христианства в Киевской Руси 27
§ 2. Православная церковь во времена Московского княжества 29
§ 3. Патриарший период существования церкви на Руси 30
§ 4. Церковь в императорской России 32
§ 5. Существование церкви при советской власти 33
§ 6. Современный этап во взаимоотношениях государства и церкви 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЯ 44
ГЛАВА II. ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Православие в России имеет более чем тысячелетнюю историю и в своих отношениях с государством прошло несколько этапов, каждый из которых имеет свои характерные особенности. Рассмотрим кратко основные этапы церковно-государственных отношений в нашей стране.
§ 1. Принятие и распространение христианства в Киевской Руси
Проникновение
христианства в Киевскую Русь началось
с середины
X в.; в то время произошло объединение
славянских племен под началом Киева,
Киевская Русь была сильным феодальным
государством с высоким уровнем развития
ремесла и торговли, духовной и материальной
культуры.
В принятии христианства на Руси немаловажной является роль киевского князя Владимира I Святославича (ум. 1015). Он был выдающимся реформатором: провел административную, религиозную, фискальную, военную и другие реформы. С укреплением могущества киевского князя потребовалось заменить разрозненные языческие культы отдельных племен единой государственной религией. Родоплеменной политеизм не мог способствовать упрочению новой общественной системы, а вместе с тем и централизованной великокняжеской власти, он утратил способность быть социальным интегратором и регулятором. Все древнеславянские боги были «скроены» по племенным масштабам, поэтому боги одних племен не имели никакого значения для других племен17. Нужна была объединяющая идея единого Бога («один Бог на небе – один князь на земле»). Русь нуждалась в религии с единым, лишенным этнических различий Богом, свободным от родоплеменных традиций. Этим требованиям и соответствовал христианский Бог. После неудавшейся попытки реформирования язычества киевский князь Владимир (позднее причисленный Православной Церковью к лику святых) принимает решение о введении христианства на Руси в качестве государственной религии.
Необходимость
новой религии диктовалась также
и рядом международных
причин. Русь поддерживала постоянные
контакты с Византией, Западной Европой,
где официальной религией было христианство.
Особенно тесные торговые и культурные
связи Киевская Русь имела с Византией,
где господствовало православие. Для упрочения
подобных контактов нужна была и общая
идейная платформа: ведь языческие русичи
считались «варварами». С принятием христианства
укрепилось международное положение государства:
Русь перестала быть для европейцев варварской
страной, постепенно становясь равной
среди европейских держав.
Православие было такой религией, которая могла служить интересам централизации государства, оно укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям – сознание своей высокой ответственности. Великокняжеской верхушке импонировало подчинение церкви светской власти, возможность совершать богослужение на родном языке.
Крещение князя Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 г., положило начало широкому распространению христианства на Руси. После принятия христианства, уже при сыне Владимира Ярославе Мудром (ок. 978 - 1054), в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греческим митрополитом Леонтием. Ярослав заложил собор св. Софии, Киево-Печерский монастырь (1051, с 1598 - лавра). Русская митрополия стала делиться на епархии во главе с епископами – в основном греками.
Принятие христианства оказало огромное влияние на все сферы жизни общества и государства. Церковь уже при Владимире стала получать «десятину» - десятую часть от княжеских доходов и скоро превратилась в крупного землевладельца. Появились монастыри, выполнявшие колонизационные, оборонительные, культурогенные и другие функции.
Киевский этап в истории государственно-церковных отношений в нашей стране длился с принятия христианства в X в. до завоевания Руси монголо-татарами в середине XIII в. Христианство на Руси было введено в качестве государственной религии, соответственно здесь характерно очень тесное взаимодействие церкви и государства: содержание высшего духовенства Киевской церкви за счет государственного обеспечения – десятины от княжеских доходов, назначение (в основном греческих) митрополитов из Константинополя, постановление епископов только после избрания высшими органами власти – в княжеских городах решающий голос принадлежал князю, в Новгороде епископ избирался на вече.
§ 2. Православная церковь во времена Московского княжества
Московский этап в государственно-церковных отношениях выделяют от завоевания Руси монголо-татарами в середине XIII в. до утверждения патриаршества в 1589 г. Этот этап связан с раздробленностью некогда единого государства – Киевской Руси, завоеванием его монголо-татарами, постепенным возвышением Московского княжества.
Ордынские завоеватели, подвергнув страшному разорению русские земли и установив размеры и способы взимания дани, не вмешивались в духовные дела; православная церковь была освобождена от уплаты дани. При этом церковь вынуждена была вести гибкую политику в отношениях с Ордой: не имея возможности открыто призывать к свержению татаро-монгольского ига, церковь в то же время благословляла русские дружины на освободительные походы, многие выдающиеся русские воины были православными монахами.
Православная вера была практически единственным фактором, объединяющим раздробленные русские княжества, способствующим сохранению культурной, языковой и национальной самобытности русского народа.
Каждое из многочисленных русских княжеств старалось сосредоточить в своих руках духовную власть над местным населением. Для этой цели отдельными князьями даже оказывалось давление (правда, безуспешное) на Константинопольского патриарха с требованием учредить митрополию в собственном княжестве. Это было своеобразным отражением политического противоборства отдельных княжеств, борьбы за ведущую роль на территориях русских земель.
В 1325 г. из Киева, так и не оправившегося от разорения, митрополичья кафедра была перенесена сначала во Владимир, затем в Москву. Это способствовало укреплению могущества Московского княжества, сыграло важную роль в возвышении Москвы среди других русских княжеств.
В то же время Московские князья стремились к разрыву с Константинопольской церковью и получению собственной автокефалии, что и произошло в 1448 г. А в 1589 г., уже после освобождения от татаро-монгольского ига, под давлением московского правителя было утверждено Русское патриаршество. Каноническое оформление автокефального статуса Русской Церкви стало возможным в результате усиления централизованного Московского княжества.
В средневековом Московском государстве ярко обнаруживалась теократическая идея, выразившаяся в доктрине псковского монаха Филофея «Москва – Третий Рим». Она обосновывала статус Московского царства как единственно истинного христианского государства, в жизни которого в полной мере должны были воплотиться каноны православной веры. Теократические тенденции средневекового Российского государства выразились в обожествлении царской власти. Именно в этот период впервые на Руси совершается обряд помазания царя на царство. Власть государя приобретает сакральный характер. Политическое правление мыслится как служение высшим целям, "как милость Бога по отношению к слабым людям, по своим грехам и преступлениям не могущим нести на себе безгосударственные формы жизни"18. В подтверждение высокого статуса государственной власти великий князь меняет титул и становится царем. Это начинает означать, что он, имеющий божественное предназначение, уже не первый среди равных, а единственный, самодержец. Производный характер слова царь от латинского цезарь (кесарь) придавал авторитет и легитимность новому государственному строю, подчеркивал преемственность и однопорядковость царской власти Московского князя и власти императоров Рима и Византии.
§ 3. Патриарший период существования церкви на Руси
Этот этап в истории государственно-церковных отношений в нашей стране выделяют с 1589 г., когда было учреждено патриаршество, до отмены патриаршества Петром I в 1700 г. В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича (1557 – 1598 гг.) был собран поместный собор с участием восточных патриархов, на котором первым патриархом Московским и всея Руси избрали митрополита Иова (ум. 1607). С этого времени церковь стала обретать большую самостоятельность.
В начале патриаршего периода взаимоотношения светской и духовной властей были наиболее тесными, наблюдалось наибольшее в истории влияние церкви в Российском государстве. Причем это влияние было наиболее сильным в трудные для государства времена – Смутное время, период польской интервенции. Влияние церкви на патриотический подъем и освобождение от иностранных захватчиков трудно переоценить.
Первый русский патриарх Иов был выдвиженцем и ближайшим сподвижником Бориса Годунова, который впоследствии содействовал Годунову при избрании его на царство. Отцом первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича – был патриарх Филарет (в миру Федор Романов), он даже носил титул «государя» наравне с царем.
Относительное единство светской и духовной властей было нарушено во время правления Алексея Михайловича. В это время, после введения реформ в Русской Православной церкви патриархом Никоном, в ней происходит раскол, имевший значительные последствия для всей русской истории. Выступая против нововведений Никона, старообрядцы прежде всего отвергли положение об их соответствии древнему христианству. Они называли нововведения «дьявольским наваждением», царя – «антихристом», Никона – «собакой»19. Тем самым и церковная, и светская власть объявлялись не божественным, а противозаконным установлением. Именно поэтому церковь и государство совместными усилиями пытались подавить раскольническое движение. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Движение раскольников потрясло сами основы церковной и государственной власти.
В своих трудах патриарх Никон выступал с теократической концепцией власти. Свою позицию он аргументировал, ссылаясь на содержание Священного писания. Основываясь на примерах Библейской истории, он утверждал о примате церковной власти над светской: «Священство от Бога, а от священства цари получают помазание на царство... Где есть какое-либо слово Христа, что царь имеет власть над Церковью?»20. В свою очередь, священники получают власть от благодати Святого Духа. Превосходство церковной иерархии над светской обусловлено тем, что духовенство выполняет более значительные функции, чем мирская власть. «Царю поручены тела, но священникам души людей. … Поэтому и священство много выше царства», - заключает Никон21.
Попытка
честолюбивого патриарха Никона утвердить
приоритет
духовной власти над светской потерпела
неудачу. В результате конфликта между
царем и патриархом происходит удаление
патриарха в монастырь и суд над ним. Поместный
собор в 1667 г. осудил Никона и лишил его
сана. Признав независимость
патриарха в решении духовных вопросов,
собор тем не менее подтвердил необходимость
подчинения церкви царской власти.
Итогом всех этих событий явилось появление старообрядческой Церкви и Церкви нового обряда (патриаршей), а также многочисленных сект и течений с одной стороны и окончательное утверждение приоритета светской власти над духовной – с другой.
§ 4. Церковь в императорской России
Так называемый Синодальный период в истории государственно-церковных отношений выделяют с 1700 г., когда после кончины патриарха Адриана царем Петром I патриаршество было упразднено, до Октябрьского переворота 1917 г. Этот этап характеризуется мощным вмешательством государства в дела церкви, подчинением и оттеснением церкви на второй план.
В
1721 г. для церковного управления была
учреждена Духовная коллегия (наподобие
создававшихся тогда государственных
коллегий) – Святейший Правительствующий
Синод во главе с обер-прокурором, назначаемым
императорским указом. Царь сам стал главой
церкви, Синод присягал ему на верность.
Все вопросы церковной деятельности решались
обер-прокурором. Церкви вменялось выполнять
ряд государственных функций: руководство
начальным образованием, запись актов
гражданского состояния, наблюдение за
политической
благонадежностью подданных. Духовенство
обязали доносить обо всем, что представляло
угрозу государству, даже если эти сведения
были получены на исповеди.
В XVIII в. церковь лишилась многих своих земельных владений, а ее имущество попало под государственный контроль. Священнослужители стали получать государственное жалованье. Однако, несмотря на строгий государственный контроль, полного нивелирования роли церкви в государстве не произошло. Об этом красноречиво свидетельствуют имевшие место гонения на старообрядцев – государственное преследование по религиозным мотивам, законодательное запрещение перехода из православия в иные вероисповедания и конфессии («совращение» из православия в другую веру являлось уголовным преступлением). Церковь даже вмешивалась в личную жизнь первых лиц государства – для женитьбы наследников престола на иностранных принцессах требовалось принятие последними православия.
Информация о работе Государство и церковь: закономерности и способы взаимодействия