Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:04, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является проведение анализа практики, разработка и выработка предложений построения системы экспортного контроля в Российской Федерации в условиях формирования Единого экономического пространства.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть особенности формирования списков контролируемых товаров;
проанализировать особенности структуры системы ЭК;
исследовать особенности функционирования системы ЭК в рамках ТС;
рассмотреть проблемные вопросы системы ЭК;
обосновать предложения по совершенствованию ЭК товаров в рамках ТС;
3.3. Проблемы и предложения по совершенствованию лицензирования в рамках экспортного контроля
Лицензирование выступает административным способом нетарифного регулирования экспорта/импорта, а в отношении отдельных товаров и методом осуществления экспортного контроля. К указанной категории относятся товары двойного назначения.
Ни в одном из нормативных актов не регулируются критерии введения лицензирования экспорт/импорта товаров и технологий двойного назначения. Очевидно, что и «списочное» регулирование нормами подзаконных актов нельзя признать достаточным. Существует объективная потребность в легальном определении критериев лицензирования экспорта товаров и технологий двойного назначения.
Европейский опыт подтвердил, что установление оснований и предела допустимого экспортного контроля только посредством формирования списков не эффективно. В 1992 году Комиссия ЕС осуществила исследование состояние режимов экспортного контроля государств-членов Сообщества. Исследование выявило значительные различия в национальных списках. В частности, из международного списка во французском списке отсутствовало 14 позиций. В целях недопущения впредь подобной ситуации наличие Списков продукции двойного назначения, экспорт которых контролируется, дополнено Критериями лицензирования экспорта товаров двойного назначения. Примером могут являться Консолидированные критерии лицензирования экспорта товаров военного и двойного назначения в ЕС и Великобритании.
Реформирование норм федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» позволяет на сегодняшний день применить положения данного нормативного акта к лицензированию деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляемой в сфере ВЭД.
Соответственно и положения указанного нормативного акта, формулирующие критерии отнесения отдельных видов деятельности к лицензируемым. Следует согласиться с тем, что наличие Списка подконтрольных товаров - явление неизбежное, но вместе с тем следует сформировать единый список, не противоречащий нормам Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Так, например, в обеспечение исполнения Конвенции ООН от 1988 года о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в 1998 году было издано постановление правительства, предусматривающее лицензирование приобретения и использования прекурсоров. Впоследствии постановлениями были зафиксированы списки наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). Однако, федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” лицензирование производства, продажи и пользования прекурсоров не предусматривалось. Соответствующие изменения в закон были внесены в 2009 году, а применяться начнут только с 20 июля 2010 года. Таким образом, длительный период времени законодательно не предусматривалось лицензирование деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Таблицу I Списка IV в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № З-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”.
Европейский опыт регулирования рассматриваемой сферы основан на наднациональном нормативном основании: единый перечень товаров двойного назначения, подлежащих лицензированию, утверждается на уровне европейского сообщества, а потом напрямую действуют во всех странах ЕС. Учет негативных последствий «списочной» неопределенности, позволил обеспечить белее эффективное регулирование.
Неопределенность правового регулирования приводит к тому, что участники ВЭД не всегда принимают правильное решение об отсутствии необходимости лицензирования. Экспортер должен для начала самостоятельно определить, считается ли его продукция товаром двойного назначения, и в какой из списков он входит. От этого зависит, перечень документов, необходимых для предоставления контролирующим организациям. Ответственность за результаты идентификации контролируемых товаров несет экспертная организация. После получения сертификата товара в одном из независимых идентификационных центров участник ВЭД должен подать во ФСТЭК заявление на выдачу лицензии, копию контракта и обязательства импортера об использовании товара в заявленных целях. ФСТЭК проводит государственной экспертизу с участием нескольких заинтересованных министерств и ведомств (в процессе могут участвовать Роспром, Минобороны, МИД, спецслужбы) и по итогам выдает экспортеру лицензию на осуществление сделки.
Заметны недостатки предконтрактной подготовки сделки; экспортеры часто не знают, что для некоторых видов продукции они должны получить разрешение на вывоз от экологических служб (на предмет того, что вещество не является озоноразрушающим), от службы ветеринарного и фитосанитарного контроля и т.д. Также случается, что и должностные лица таможенных органов не обладают информацией, что обозначают те или иные маркировки химвещества (их существует несколько тысяч). При этом факт предоставления декларации, где не содержится сведений о том, что товар имеет двойное назначение, уже является административным нарушением, и таможенные органы возбуждают дело об административном правонарушении.
Очевидно, что подобная ситуация затрагивает интересы бизнес- сообщества - производителей, чья продукция подпадает под определение “товар многоцелевого использования”. И в ЕС, и в России предприниматели заинтересованы в том, чтобы их бизнес развивался, и они могли экспортировать товары, которые они производят или которые приобретают с целью перепродажи. А для этого следует придерживаться законодательства в вопросах лицензирования потенциально опасной продукции.
Еще одним проблемным вопросом является сложный субъектный состав рассматриваемой группы отношений в сфере государственного управления. К недостаткам российской системы лицензирования товаров двойного назначения следует отнести тот факт, что у ФСТЭК гораздо меньше полномочий, чем у аналогичных контролирующих органов в ЕС. Если служба, занимающаяся лицензированием, может самостоятельно принимать решения, то процесс обработки обращений проходит намного быстрее. А ФСТЭК должна привлекать другие ведомства - МИД, Федеральную таможенную службу, Минобороны и прочие. Более сложные вопросы решаются комиссией по экспортному контролю (в ее состав входят главы и заместители перечисленных и других ведомств). Это усложняет работу и увеличивает сроки. В Европе другие ведомства привлекают лишь в исключительных случаях.
Оценивая роль лицензирования в механизме экспортного контроля, следует отметить, что на первом месте стоят вопросы безопасности, поскольку к товарам указанной группы относятся вещества и технологии, которые могут использоваться как в гражданских, так и военных целях и даже могут применяться при изготовлении оружия массового уничтожения.
Однако, действующее законодательство в указанной сфере требует значительной корректировки, основными направлениями которой должны стать: установление единого списка товаров двойного назначения, приведение положений подзаконных актов в соответствие с отраслевым федеральным законом, расширение полномочий ФСТЭК и повышение требований к компаниям-экспортерам.
Заключение
Любая внешнеэкономическая операция с контролируемыми материалами, оборудованием, научно-технической информацией, работами, услугами, иными результатами интеллектуальной деятельности (включая права на них) может быть осуществлена только после получения соответствующего разрешения государственного органа. Учитывая специфику и масштаб угроз, на противодействие которым направлена система экспортного контроля, не вызывает сомнения необходимость эффективного контроля за передачами иностранным лицам товаров и технологий, которые в силу своих особенностей и свойств могу внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также при подготовке и совершении террористических актов. Исходя из всего ранее сказанного, одной из главных задач российских экспортеров контролируемой продукции является неукоснительное соблюдение законодательства в области экспортного контроля.
Основными целями экспортного контроля, согласно Закону, являются:
Российская система экспортного контроля базируется на основополагающем принципе, в соответствии с которым внешнеторговые поставки товаров и технологий двойного назначения страны — производители и экспортеры осуществляют только без права на реэкспорт в т.н. контролируемые государства.
Важным направлением является экспортный контроль за продукций сугубо военного назначения, осуществляемый непосредственно в сфере военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами. Особое значение при установлении международно-правового режима военно-технического сотрудничества имеет закрепление обязательства договаривающихся сторон не продавать и не передавать третьим странам вооружение и военную технику, техническую документацию, а также другую информацию и материалы, полученные или приобретенные в результате военно-технического сотрудничества без письменного согласия одной из сторон, участвующей в таком сотрудничестве. Такое обязательство, как правило, не утрачивает своей юридической силы даже после прекращения действия самого соглашения о военно-техническом сотрудничестве. Иногда в международных соглашениях России закрепляется принцип координации и взаимодействия при поставках продукции и услуг военного назначения третьим странам и международным организациям.
Федеральные органы законодательной и исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области экспортного контроля наделяются, согласно закону, правом запрашивать и получать документы и информацию, необходимые для целей экспортного контроля. В свою очередь, российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны по первому требованию предоставить такую информацию и несут ответственность за ее достоверность.
Мировая практика последних лет убедительно свидетельствует, что цели экспортного контроля не могут быть в полной мере достигнуты, если опираться только на вертикаль органов государственной и исполнительной власти. Так, с конца 80-х годов в США начали создаваться системы внутрифирменного экспортного контроля. Со временем наличие внутрифирменной программы экспортного контроля стало обязательным признаком «надежности». Министерство торговли США в качестве органа государственного регулирования экспортного контроля разработало для американских фирм и иностранных фирм-импортеров американской стратегической продукции и технологий специальные документы, которые они должны предоставлять экспортеру.
Механизм экспортного контроля в России опирается на установление государственных требований к подготовке и реализации внешнеэкономических сделок с контролируемыми товарами и технологиями.
Следует особо подчеркнуть, что российским участникам законодательно запрещается заключать и совершать внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами и технологиями или участвовать в них любым иным способом, если российской стороне достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки (статья 20).
Согласно закону, механизм экспортного контроля предусматривает следующие основные меры:
Идентификация контролируемых товаров, услуг и технологий предполагает установление соответствия конкретных видов сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций товарам и технологиям, включенным в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий. Такие списки разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с привлечением различных промышленных и научных организаций. Списки по представлению Правительства РФ утверждаются указами Президента РФ.
На товары и технологии, содержащиеся в таких списках действие системы экспортного контроля распространяется в обязательном порядке.
Таким образом, за последние 20 лет Россия уверенно обрела статус глобального участника основных международных режимов экспортного контроля. Созданное в стране законодательство, накопленная практика государственного регулирования экспортного контроля, возросшие масштабы международной коммерческой и дипломатической деятельности в данной сфере — все это способствует росту авторитета и влияния России на мировых рынках экспорта товаров и технологий двойного назначения.
Список литературы
Информация о работе Таможенное оформление почтовых отправлений