Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2017 в 13:19, практическая работа
Детский церебральный паралич – это заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и проводящих путей головного мозга3. Детский церебральный паралич относится к тяжёлым заболеваниям нервной системы и нередко приводит ребёнка к инвалидности. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием и с возрастом, под действием лечения, обучения и развития состояние ребёнка, как правило, улучшается.
Поэтому в настоящее время всё более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно-полезную деятельность.
В проведении занятий участвуют коновод, инструктор и один - два страхующих, если тяжесть заболевания требует особых мер предосторожности. Все же, по возможности и иногда не сразу, управлять животным всадник должен самостоятельно, чтобы шел процесс преодоления собственных комплексов и страхов. Инструктор задает различные упражнения, в которых должна применяться физическая сила, смекалка, и фантазия. Например: «ловля мешочков с песком, бросаемых с разных сторон во время движения верхом и в покое; упражнения с мячиком и погремушкой; езда без седла для прогревания мышц таза и повышения концентрации внимания; езда без стремян для выработки и укрепления правильной осанки при одновременной концентрации внимания на движении рук»21; езда в положении перпендикулярно обычному направлению (лицом вбок), «или лицом по направлению к хвосту лошади, или даже лёжа на боку или на спине»22 (расслабляются мышцы спины и позвоночника); дотянуться до ушей лошади; «изображают самолёт (руки в стороны, наклоны с поворотами), делают упражнение «Птичка» (размахивает руками, либо ладошками), выполняют наклоны, повороты; отклоняются назад, стараются заплетать косички на гриве лошади (это развивает мелкую моторику), дружески хлопают животное»23 и др.
Александр Ветров выделяет следующие факторы и методы иппотерапии:24
1.Факторы: естественный ритм движений лошади (природные вибрации); физическая теплота тела животного; дружелюбное отношение лошади к человеку и человека к лошади (кормление лошади с рук после каждого занятия, уход за животными в конюшне, накрывание попоной на открытом выгуле и пр.); перераспределение тонуса мышц для уменьшения спастичности ног и тазового пояса; укрепление и релаксация мышц тазового дна и поясницы; улучшение координации движений; мобилизация внимания;
снятие депрессивного фона настроения;
2.Методы: езда без седла для прогревания мышц таза и повышения внимательности к занятиям; езда без стремян для концентрации внимания на движении рук и поддержания правильной осанки; езда в седле и в стременах для придания уверенности в себе; езда на высоком коне для повышения самомнения по механизму "я выше всех"; выполнение упражнений без поводьев (езда по кругу, по прямой с доставанием руками хвоста и ушей лошади, своих стоп и стремян); управление лошадью поводьями и ногами (езда по восьмерке, перешагивание через барьеры, остановки по команде инструктора); возложение кубиков на столбики, стоящие посреди закрытого манежа, или надевание колец на стойки для фигур конкура; ловля мешочков с песком с разных боков лошади во время движения и в покое.
К сожалению, до сих пор мало разработана методика применения иппотерапии в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов. Подобная методика предложена Г.В.Дремовой, П.Л.Соколовым, В.И.Столяровым в отношении инвалидов по причине ДЦП25.
Их методика предусматривает три этапа. Мы попробуем немного её дополнить.
Первый этап - подготовительный. Он включает в себя лечебные физические упражнения, предлагаемые с учетом особенностей двигательных, психо-эмоциональных и других нарушений, а также психолого-педагогические мероприятия, направленные на психологическую адаптацию инвалидов к условиям проведения занятий. Разрешение по возможности индивидуальных для каждого клиента социально-экономических барьеров специалистом по социальной работе.
Второй этап - верховая езда на манеже под контролем инструктора-иппотерапевта. Интегрированная деятельность различных специалистов – медиков, педагогов, психологов, социальных работников и др. специалисты по социальной работе выполняют посредническую функцию между деятельностью различных специалистов и учреждений, обеспечивая соблюдение преемственности и согласованности их действий.
Третий этап - закрепление достигнутых положительных результатов, нового двигательного, поведенческого стереотипа, стереотипа эмоционально реагирования и т.д. (их автоматизацию и в то же время лабильность) путем продолжения систематической тренировки по индивидуальному плану, а также участия в различных соревнованиях и конкурсах - желательно совместно со «здоровыми», что способствует интеграции инвалидов в общество.
Данный третий этап работы с инвалидами является одним из наиболее сложных и требует участия специалистов по социальной работе, тренеров и иппотерапевтов. В частности, необходимо отметить трудность осуществления постоянного контроля за самостоятельными занятиями инвалидов по закреплению достигнутого в результате реабилитационных мероприятий с использованием иппотерапии. В связи с разнообразием нарушений развития и здоровья инвалидам сложно соревноваться даже друг с другом, так как возможности каждого из них индивидуальны. Поэтому организация и проведение соревнований, конкурсов, игр и других способов активизации социальной и психологической значимости инвалидов требует от специалистов высокого уровня профессионализма и профессионально-творческой смекалки.
К сожалению, в литературе практически отсутствуют указания относительно путей решения проблемы широкого вовлечения ребёнка-инвалида в активную жизнь общества, в том числе в ее спортивную сферу, и организации их досуга на основе совместного участия «здоровых» детей и детей с ДЦП. Вместе с тем, эта проблема становится все более актуальной. Не претендуя на окончательное решение этой сложной задачи, отметим некоторые аспекты ее решения.
Для закрепления достигнутых положительных результатов в процессе занятий иппотерапией могут быть использованы различные средства, методы и формы организации досуга детей-инвалидов, предполагающие проявление их самостоятельной физической и социальной активности, а также общение с другими лицами, особенно «здоровыми».
Один из возможных вариантов состоит в использовании для решения указанной задачи программы иппотерапии, которая предусматривает организацию досугового клуба и участие членов этого клуба в спортивных соревнованиях, играх, конкурсах и т.п.
Основными направлениями, целями и задачами деятельности такого клуба могут быть следующие:
- приобщение инвалидов к здоровому образу жизни, активным занятиям физическими упражнениями и спортом, оказание помощи в самостоятельном использовании различных тренажеров и спортивных снарядов, выборе адекватных для конкретного лица методов физической активности и их дозировке;
- приобщение членов созданного клуба к творчеству в сфере искусства и других видов деятельности;
- оказание помощи членам клуба в разработке и выполнении индивидуальных программ духовного и физического самосовершенствования;
- социально-правовые, социально-психологические и психолого-педагогические консультации для членов клуба;
- расширение сферы общения детей
- организация и проведение игр и конкурсов в целях активного проведения досуга членов клуба, проверки итогов их работы по совершенствованию своих физических, социальных и духовных способностей.
Включение детей-инвалидов, занимавшихся иппотерапией, в деятельность досугового клуба содействует закреплению достигнутых с помощью иппотерапии положительных сдвигов в физическом, психическом и социальном состоянии данных детей, способствует активной их интеграции в общество, их всестороннему развитию.
Предложенная методика может быть рекомендована к применению в стационарах, специализированных реабилитационных центрах, санаториях и летних лагерях для детей-инвалидов с различными нарушениями и отклонениями в состоянии здоровья.
Взаимодействие с лошадью обладает большим потенциалом для социальной реабилитации личности. Опыт специалистов показывает, что организация подобным образом программы иппотерапии приводит к эффективным результатам не только в физическом и психологическом состоянии клиентов с ограниченными возможностями, но и в социальном – расширяются социальные контакты и навыки микросоциального ориентирования; наблюдаются положительные изменения в социальном статусе [1) конный спорт и верховая езда являются показателями «престижности»; 2) изменяется отношение ближнего социального окружения и общества в целом - люди видят в инвалиде именно всадника, а не человека с проблемами, происходит осознание того, что инвалиды такие же люди как и «все», а не «беспомощные» и зависимые от окружающих индивиды; и пр.]; восстанавливаются или формируются новые социально значимые качества и навыки личности (к примеру, ответственность, дисциплинированность, навыки партнёрства и общения), в том числе и профессиональные навыки (к примеру, освоение такой профессии, как конюх); формируются навыки адекватного поведения (лошадь дает понять взаимосвязь между поступком и встречной реакцией, эмоционально не оценивая команду всадника, она отвечает на действие соответственно назначенным правилам поведения) и конструктивные стратегии реагирования в трудных жизненных ситуациях (ощущение «победителя» и соответственно уверенность в себе подсознательно остаются в памяти и в будущем помогут ребёнку даже в самых сложных ситуациях оставаться «на коне» и без серьёзных последствий справляться с этими сложностями; к тому же лошадь требует постоянного напряжения внимания, тренирует быстроту реакций и навыки управления объективно складывающейся ситуацией - чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми занимающийся взаимодействует); занятия иппотерапией обусловливают его «занятость», «полезность» (лошадь требует постоянного ухода, заботы и ласки и стимулируют тем самым потребность оказывать помощь и защиту).
Таким образом, социальная реабилитация посредством иппотерапии есть процесс включения ребёнка с ДЦП в социальную среду, в нормальную общественно-полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками и «здоровыми» людьми в целом.
Заключение
Унифицированная система дифференцированной диагностики детей с ДЦП в настоящее время не разработана, а попытки её создания у нас в стране не имели успеха, так как слишком большое количество факторов (биологических, психологических, педагогических и социальных) нужно учитывать при создании такой системы. В основном изучаются нарушения физического и психического характера. Социальная составляющая сопутствующих нарушений личности ребёнка, страдающего церебральным параличом, освещается недостаточно, ограничиваясь лишь её констатацией.
К сожалению, проблема образования и воспитания, адаптации и интеграции в общество детей с ДЦП является наименее исследуемой сферой педагогики и социальной работы, а данная неврологическая патология остаётся изученной в недостаточной степени.
Наибольшее внимание, как со стороны родителей, так и со стороны специалистов, уделяется медицинской абилитации и реабилитации таких детей и излишней диагностике их умственного развития, что часто приводит к ошибочному диагнозу «необучаем». Не учитываются социальные условия развития таких детей. Как правило, дети с данной патологией оказываются совершенно неподготовленными к учебной деятельности в школе и взаимодействию со сверстниками, что приводит к дезадаптации. К сожалению, само общество и система образования неподготовлены к интеграции данных детей, что приводит к изоляции последних.
Одним из решений данной проблемы могут послужить развитие сети реабилитационных и коррекционных учреждений с интегрированными группами, в которых бы объединялись здоровые дети и дети с ограниченными возможностями и в которых дети находились бы неполный день, и расширение практики интегрированных летних лагерей. Всё это, с одной стороны, позволит проводить комплексную реабилитацию (включая иппотерапию), образование и развитие детей с ограниченными возможностями (в том числе и детей с ДЦП) при участии различных специалистов и осуществлять консультационную работу с родителями этих детей, с другой стороны, не лишит детей-инвалидов общения со здоровыми сверстниками и родителями, а последним даст возможность найти работу и стать полноценными членами общества.
Список источников и литературы:
Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими детским церебральным параличом // Дефектология. – 2001. - №3. – С.10-14.
Апетёнок М.Е. Из опыта работы с детьми-инвалидами на базе Центра социального обслуживания // Работник социальной службы. – 2002. - №3. – С.56-62.
Белявский Б.В. Внеклассная и внешкольная работа с обучающимися, воспитанниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений (опыт работы регионов Российской Федерации) // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование. – 2005. - №11. – С.6-9.
Блохина Н. Сеанс проводит лошадка. [Об иппотерапии – лечение с помощью верховой езды]//Спортивная жизнь России. - 2002. - №9. - С.27.
Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая абилитация аномальных детей // Дефектология. – 1998. - №3. – С.15-23.
Вассерман Е.Л., Катышева М.В., Никитина Л.Н. Клинико-психологический анализ проблем, возникающих в школе у детей с цереброорганическим синдромом: четыре наблюдения // Дефектология. – 1999. - №4. – С.3-8.
Ветров А. Нет таблетки, но есть лошадь //Социальная защита. – 2005. - №1. – С.36-38.
Годин Л. Иппотерапия: старо, но вечно ново//Социальное обеспечение. 2004. №11. С.13-16.
Голиков Н. Индивидуальная помощь ребёнку-инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении // Учитель. – 2006. - №1. – С.22-24.
Дубоносов А., Дмитриева В. Помогать нуждающимся // Социальная работа. – 2006. - №1. – С.37-39.
Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Книга для родителей. М., 1993.
Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности у младших школьников // Психология и школа. – 2005. - №4. – С.62-72.
Колпакова Л.М. Влияние ситуации нетипичности ребёнка на ценностно-смысловые образования матери // Мир психологии. – 2005. - №3. – С.120-127.
Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
Левченко И.Ю, Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М., 2001.
Лукина А.К., Овчинникова В.М.,
Мачин П.И. Комплексная медико-социально-
Максимова И. Центр реабилитации детей-инвалидов (из опыта работы Дворца творчества детей и молодёжи «Перово») // Воспитание школьников. – 2006. №4. – С.26-30.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 1997.
Набойченко Е.С. Формирующее пространство как условие развития социальной компетентности детей с врождённой патологией // Известия Уральского государственного университета: Вып.7. Гуманитарные науки: История. Философия. Искусствоведение. – 2004. №31. – С.275-284.