Шпаргалка по "Юридическая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 23:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Юридическая психология"

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы к экзамену по юридической психологии, 2012.doc

— 1.56 Мб (Скачать файл)

6) расчет на организацию конфликта во время обыска с целью отвлечения внимания для перепрятывания искомого объекта.

На внимании следователя отрицательно сказывается его утомление. Когда обыск носит длительный характер и сопряжен со значительной физической нагрузкой, необходимо устраивать перерывы для отдыха. Следует иметь в виду, что преступники нередко специально строят расчеты на утомление следователя.

  1. рефлексивное управление как психологическая сущность обыска

Рефлексивное управление как имитация мышления другого лица и избрание в связи с этим направления своих действий имеет место во многих сферах человеческой деятельности, в том числе и связанной с совершением преступления.

Сокрытие  тех или иных предметов, вызванное  предположением или уверенностью в  том, что они будут объектами  производимого обыска, является следствием совершенного преступления и предполагает мыслительную деятельность, направленную на избрание таких мест сокрытия, которые менее всего доступны для обнаружения лицами, производящими обыск. Это предполагает учет не только собственных возможностей, но и возможностей круга лиц, которые будут осуществлять предполагаемый обыск. В этом отношении прячущее лицо не имеет перед собой противника, который противопоставил бы ему собственную тактику розыска, и поэтому его мыслительная деятельность за другого (имитация), основанная на общих представлениях об опыте и проницательности лица, производящего обыск, носит неопределенный характер.

Сложность рефлексивного мышления, а следовательно, и управления состоит в том, что  прячущий, не зная конкретного противника и не видя его противодействия, обращает свое управление в будущее и поэтому  не может взвесить все, что может иметь место в процессе обыска. Кроме того, схема сокрытия в плане рефлексивного управления является жесткой, статической. Во время, предшествующее обыску, предмет может быть перемещен в другое место, однако в процессе обыска прячущий теряет функцию управления, так как не в состоянии избирать варианты для сокрытия. Путь сокрытия уже избран, и рефлексивное управление может касаться только моментов, направленных на отвлечение внимания, на создание оснований для ложных следственных розыскных версий, на эмоциональное воздействие, препятствующее решению задач поиска.

Каким же образом складывается схема сокрытия? Прежде всего прячущий определяет все  те места, которые могут, по представлению  обыскивающего, служить для сокрытия. Места из числа используемых для сокрытия исключаются и продумываются такие, которые требуют больших интеллектуальных усилий для обнаружения. В смысле психологической напряженности этот этап подготовки к отысканию места сокрытия является самым сложным. Именно здесь решаются мыслительные задачи на отыскание различных вариантов сокрытия, рассчитанных на субъективную недоступность объекта.

В этой стадии нередко обращаются к созданию тайников, к покупке дополнительной мебели, к постройке хозяйственных объектов, возведение которых не вызвано необходимостью. Иногда напряженный поиск места для сокрытия рождает мысль о возможности открытого выставления искомого объекта как своеобразного опровержения всех поисковых версий и усилий обыскивающего. В этом случае рефлексивное управление направлено на создание особого напряжения у обыскивающего, напряжения, лишенного смысла и обессиливающего лицо, производящее обыск.

В процессе поиска места для сокрытия прячущий производит определенные разведывательные действия, направленные на выяснение тактических особенностей производимых обысков. В этом отношении он может получить определенные сведения от лиц подвергшихся обыску, читать криминалистическую литературу, обобщать данные просмотренных кинофильмов и т. п. Полученный материал является для прячущего дополнительным средством рефлексивного управления неопределенным обыскивающим лицом.

В процессе сокрытия того или иного объекта  имеет место как бы односторонняя рефлексия, осуществляемая прячущим относительно субъекта, управлять мышлением которого можно только в своем воображении. Следовательно, динамика рефлексии, полностью сосредоточена на стороне прячущего.

Отсутствие рефлексии второго субъекта, осуществляющего действие, не позволяет со всей полнотой предвидеть все возможные варианты поведения обыскивающего, и в этом отношении создает естественные пробелы в мышлении прячущего, а значит, и в деятельности по сокрытию. Именно это обстоятельство во многих случаях служит причиной промахов в сокрытии, которые могут быть использованы ищущим. Следователю очень важно знать, что о его возможных действиях, связанных с отысканием сокрытого, строятся предположения с целью избрания места для маскировки искомого.

Предварительный сбор всей перечисленной информации, тщательный анализ ее позволяют следователю  успешно решить первую часть задачи по производству обыска – мысленно разгадать действия обыскиваемого*..

Для осуществления  обыска необходимо привлекать и специалистов, которые лучше знают сущность каждой вещи, ее назначение, могут уловить  имеющиеся отклонения от предназначения вещи, выявить ее особенности.

Так, в  литературе приводится пример обыска, когда удалось обнаружить тайник благодаря тому, что для участия  в обыске были приглашены столяр, строитель  и сантехник. Восприятие объектов следователем дополнялось восприятием этих объектов специалистами, которые помогали восстанавливать, как давно и с какой целью производился тот или иной ремонт, устанавливали действительное соотношение частей объектов и т. д.

Речевое общение в процессе производства обыска использовано для разработки специфического приема воздействия, кот-й был назван словесной разведкой. Суть его в том, что следователь спрашивает обыскиваемого о расположении помещений, назначении тех или иных предметов, принадлежности определенных вещей и т. п. и при этом наблюдает за его состоянием, психофизиологическими реакциями. При этом в действие вступает новый дополнительный раздражитель – словесный, кот-й еще более усиливает процессы эмоционального возбуждения обыскиваемого, усложняет возможности контроля за собственным поведением и реакциями.

Словесный раздражитель усиливается, если задаваемые вопросы исходят из ситуации обыска. Еще большее значение имеет наблюдение за поведенческими актами обыскиваемого. Такого рода поведенческие акты можно  классифицировать как попытки, во-первых, отвлечь внимание участников обыска от осмотра определенных участков и предметов; во-вторых, сорвать обыск или приостановить его; в-третьих, замаскировать или закрыть доступ к каким-либо участкам помещения, определенным предметам; в-четвертых внушить представление о нецелесообразности поисков на определенных участках помещения, о несущественности, незначительности каких-либо объектов (например, на вопрос следователя: «Что находится в чулане?» – жена обвиняемого отвечает, что там всякий хлам, что участники обыска зря потеряют время на осмотр и т. п.).

  1. психология обнаружения. психологическая подготовка к обыску и его организация

Проведение  обыска предполагает проявление следователем разнообразных психологических  качеств, свойств, профессиональных знаний, умений и навыков. Он может и должен использовать факторы, которые способствуют успеху обыска. К ним относятся: подготовка к производству обыска; целенаправленное наблюдение и правильный анализ обстановки на месте производства обыска, наблюдение за поведением обыскиваемого и т. д. Положительные или отрицательные результаты обыска очень часто зависят от надлежащей подготовки к этому следственному действию. Хорошая подготовка обыска обеспечивает своевременное начало этого действия, планомерность его проведения, уверенность в успехе, кот-ая возникает у его участников. Плохая подготовка может привести к случайным, бессистемным поискам, нескоординированности действий обыскивающих и в конечном счете к чувству неуверенности в успехе.

В.Л. Васильев пишет, что в ходе подготовки к обыску следователю рекомендуется получить ответы на следующие вопросы.

1. Что  следует искать. Как выглядят  разыскиваемые предметы (форма, цвет, запах и т. д.).

2. Что  представляет собой объект, подлежащий  обыску: площадь объекта, рельеф  объекта, его планировка, количество помещений, количество дверей и окон и их расположение, мебель и ее расположение и т. д.

3. Кто,  кроме обыскиваемого, может находиться  на объекте в момент обыска.

4. Каково  освещение объекта обыска: искусственное  и естественное.

5. Имеется  ли на объекте телефон или  другие средства связи (рация,  звонок, селектор и т. п.).

6. Где  могут находиться искомые предметы.

7. Кто  будет производить обыск.

8. Какие  технические средства и другие  материалы следует взять с  собой.

9. Когда  наиболее удобно начать обыск.

10. Сколько  времени может он продлиться.

11. Следует  составить планы обыскиваемого  объекта и порядка производства  обыска в нем с четким распределением  функций для каждого должностного  лица.

12. Заранее  подумать о выборе понятых.

13. Предусмотреть способы связи со следственным подразделением (телефон, радио, селектор).

Чем подробнее  следователь ответит на указанные  выше вопросы до обыска, тем меньше неожиданностей будет его подстерегать в момент производства обыска и тем  больше шансов на успех при его проведении*. Успешное осуществление обыска в значительной мере зависит от проявления следователем организаторских качеств.

В организационном  аспекте обыск представляет сложное  многоэтапное действие требующее, как  уже было сказано, подготовки и планирования, согласованных действий между всеми его участниками. Вся организационная работа обычно ложится на следователя. Он должен обеспечить четкость, последовательность и эффективность как своих действий, так и действий других участников обыска.

Следователь, в частности выбирает время обыска, подбирает участников следственного  действия, готовит необходимые научно-технические  средства, приглашает в случае необходимости  специалистов, организует предварительное  изучение личности обыскиваемых, определяет более рациональную тактику обыска и т. д.

ОБНАРУЖЕНИЕ в ходе обыска изобличающих обвиняемого предметов ставит его в трудное психологическое положение, приводя к дезорганизации многих психических процессов, ослаблению волевых установок, направленных на сокрытие причастности к совершению преступления- Учитывая это, целесообразно сразу после обыска произвести допрос и очную ставку, чтобы закрепить при обыске сведения новыми данными. На месте обыска должна быть установлена строгая дисциплина, запрещены посторонние разговоры, ненужное хождение и иные отвлекающие внимание действия, которые не вызываются необходимостью. Полезно предусмотреть порядок решения текущих вопросов и обмена информацией между участниками обыска.

  1. предмет, компетенция, методы и организация СПЭ. наиболее распространенные ошибки, допускаемые при назначении спэ

СПЭ - назначаемое и осуществляемое с соблюдением определенных правовых норм исследование на основе применения специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле с дачей заключения, которому закон придает значение источника доказательств.

Признаками понятия судебной экспертизы являются

а) ее подготовка, назначение и проведение с соблюдением  специального правового регламента, определяющего наряду с соответствующей  процедурой права и обязанности эксперта, лица, назначающего экспертизу, а также права обвиняемого (подозреваемого) в связи с этим,

б) проведение исследования, основанного на использовании  специальных знаний в различных  областях науки, техники, искусства  или ремесла,

в) дача заключения, имеющего статус источника доказательств.

Основное  содержание экспертизы в уголовном  судопроизводстве составляет анализ материалов дела, личности подэкспертного с целью  установления новых фактов, имеющих  значение для предварительного расследования преступлений или рассмотрения уголовных дел в суде.

Не являются экспертизой действия специалиста  по оказанию консультационной помощи следователю или суду в подготовке и назначении экспертизы. Вывод специалиста, сделанный при оказании консультационной помощи следователю или суду, имеет не доказательственное, а лишь оперативное значение. Не обладают статусом экспертного заключения различного рода справки специалиста.

Экспертизы  оказывают существенную помощь в  предварительном расследовании  и судебном рассмотрении уголовных  дел, в значительной мере способствуя  установлению любого элемента состава  преступления, объективной и субъективной стороны лица, его совершившего.

Законом предусмотрено право следователя присутствовать при производстве экспертизы (ст. 197). Назначивший экспертизу вправе отвергнуть заключение эксперта, однако несогласие с заключением должно быть мотивировано, обоснованно.

В соответствии с законом обвиняемый вправе заявлять отвод эксперту, ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных им лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении; (ст. 198 УПК), причём сделать это он может в любой стадии экспертизы (при назначении, производстве, при ознакомлении с заключением).

К ВОПРОСАМ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПЕРЕД ЭКСПЕРТОМ, ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ:

  • Вопросы не должны выходить за пределы компетенции эксперта.
  • Задаваемые эксперту вопросы не должны носить правового характера.
  • Формулировки вопросов эксперту должны быть определенными, ясными (не двусмысленными), конкретными и по возможности лаконичными. Отвечающие этому требованию вопросы дают четкое представление о факте, подлежащем установлению посредством экспертизы.
  • Перечень вопросов должен быть достаточно полным с тем, чтобы заключение эксперта носило исчерпывающий характер. Одновременно необходимо ставить лишь те вопросы, выяснение которых диктуется действительной необходимостью.
  • Вопросы надлежит перечислять в строгой логической последовательности, формулируя вначале те, от решения которых зависит решение других. Рекомендуется группировать вопросы по объектам исследования, а также эпизодам дела и версиям.
  • Бесцельна постановка перед экспертом вопросов, которые при современном состоянии науки решить заведомо невозможно.

Информация о работе Шпаргалка по "Юридическая психология"