Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 14:30, дипломная работа
Цель исследования – изучение процесса адаптации солдат срочников на начальном этапе военной службы, на основании результатов психодиагностического обследования.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы социально-психологической адаптации солдат срочников к военной службе в психологических исследованиях;
2. Выявить эмоционально- психологические особенности и профессионально-важные качества солдат срочников, оказывающих влияние на процесс адаптации;
Введение……………………..…………………………………………………….3
Глава 1: Теоретико-методические основы изучения психологической адаптации солдат срочников к военной службе
1.1. Подходы к изучению психологической адаптации в отечественной и зарубежной психологии..…………………………...…………….……….…….8
1.2. Принципы и специфика военной службы, содержание профессионально-важных качеств военнослужащих……………………...………………………20
1.3.Психологическая адаптация солдат срочников в зависимости от качеств, обеспечивающих процесс развития профессионального адаптационного потенциала………………………………………………………………………..25
Вывод по 1 главе ………………………………………………….……….…..34
Глава 2: Результаты исследования психологической адаптации солдат срочников к военной службе
2.1. Описание психодиагностического исследования…………………….36 2.2. Анализ полученных результатов проведенного исследования……..41 2.3.Разработка программы психологического сопровождения солдат срочников на начальном этапе военной службы………………………………50
Вывод по 2 главе ………….………………………..……………………….…57
Заключение…………………….…………...…………………………….……...59 Список литературы ………….…………………...…………………….……….63
Психологическая адаптация как основной механизм социализации личности сама по себе представляет сложную систему и включает следующие элементы: 1) когнитивные, психические процессы – ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение и пр.;2) эмоционально – чувственные процессы и состояния; 3) волевые процессы, имеющие выход в практику поведения.
Процесс социально-психологической адаптации включает 2 стороны – объективную и субъективную. Объективная – в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс развития механизмов адаптации. В нем принимают активное участие окружающая социальная среда (родители, друзья и т. д.), а так же различные социальные институты (система образования, воспитания, средства массовой информации и пр.). Субъективная – в том, что процесс социально – психологической адаптации человека связан с его половозрастными особенностями, личными качествами, взглядами, убеждениями и т. д. [29, с.22].
И здесь во многом проявляется активная роль личности, ее желание или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности. Отсюда эффективность социальной и психологической адаптации человека зависит от взаимодействия объективных условий (социальное происхождение, образовательный уровень, природные задатки, непосредственная среда – семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение и т. д.) и субъективных индивидуальных особенностей (сама личность, ее активная или пассивная позиция, ее способности к творческой деятельности и т.п.).
Рассматривая дезадаптацию личности на социально-психологическом уровне, М.М. Безруких и В.Е. Каган выделяют три основные разновидности дезадаптированности личности [6, с.93]:
а) устойчивая ситуативная дезадаптированность, которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки - это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;
б) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных адаптивных мероприятий, социальных и внутрипсихических действий, что соответствует неустойчивой адаптации;
в) общая устойчивая дезадаптированность, являющаяся состоянием фрустрированности, наличие которого активизирует становление патологических защитных механизмов.
Большинство исследователей (В.В. Давыдов, Э.М. Александровская, Д.А. Андреева другие) выделяют три фазы адаптации [2, с.45]:
1. Генерализованную реакцию, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением (2-3 недели);
2. Неустойчивое приспособление, когда
организм ищет и находит какие-
3. Относительно устойчивое
Таким образом, понятие «адаптация» может иметь различные значения в зависимости от того, социальные или биологические аспекты исследуются. Рассмотрение адаптации человека на природном уровне предполагает выделение биологической, физиологической и психологической адаптации. Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней (например, как специфический процесс приспособления анализаторов к действию раздражителя).
В общих определениях адаптации данному понятию придается различный смысл в зависимости от аспекта рассмотрения. При этом под адаптацией обычно имеется в виду:
– процесс приспособления организма к окружающей среде;
– отношение гармонии, равновесия между организмом и средой;
– результат приспособительного процесса;
– некая «цель», к которой «стремится» организм.
Регуляторами адаптации выступают: мотивы; навыки и умения; опыт; знания; воля; способности.
Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке.
1.2. Принципы и специфика военной службы, содержание профессионально-важных качеств военнослужащих
Специфической особенностью воинской деятельности является то, что ее субъекты находятся в постоянном взаимодействии не только с различными условиями службы, используемым вооружением и оборудованием, но и друг с другом, что порождает их взаимную обусловленность и межличностную связь. При этом сам процесс взаимодействия представляется необходимым условием эффективности деятельности. Военнослужащий взаимодействует с другими людьми и окружающей реальностью в интересах поддержания равновесного состояния со средой обитания, гармонии с ней, созвучия и непротиворечивости своего существования. Это непременное условие его жизни в армейских условиях.
Однако окружающий военнослужащего мир (условия военно-профессиональной деятельности) и сам он постоянно изменяются. Следовательно, абсолютного единства личности и условий ее деятельности не существует. Человек постоянно находится в мире «нарушенного равновесия», единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные. Значит нельзя выделить ни одного момента в профессиональной деятельности военнослужащего, когда бы он не испытывал нужды восстановить баланс нарушаемого равновесия между его личностным содержанием и условиями службы. А для этого он вынужден проявлять достаточную психологическую активность. Активность военнослужащего заложена в самой его природе и присуща ему объективно. Однако направленность активности в воинской деятельности всегда ориентирована на определенную реальность (объект), в качестве которой выступают служебные явления и процессы. Все их составляющие формируют целостный феномен воинского труда. Основными его сторонами являются военно-профессиональная деятельность, повседневные отношения и личностное развитие [10, с. 28].
Отечественная военная психология исходит из того, что состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающие источником его активности, есть потребность. Потребность военнослужащего выступает источником его постоянной активности, его «внутренним двигателем». Она направлена на удовлетворение биологической (пища, одежда, жилье и др.) и социальной (информация, общение, искусство и др.) нужды [10, с. 40].
Различия между людьми менее всего выражены в наборе биологических потребностей, их количественных и качественных параметрах. Личность здесь проявляет себя в основном в способах их удовлетворения, которые базируются на психофизиологических основаниях военнослужащего и отражают достигнутый уровень усвоения им ценностей культуры, общественного опыта, практики военной службы. Это важно учитывать при организации жизнедеятельности личного состава, особенно в условиях проживания в казарме. В противном случае наличие различного опыта удовлетворения биологических потребностей становится одной из причин межличностных и внутриличностных конфликтов.
По мнению Ю.Р. Дофмана, главные различия между военнослужащими как личностями проявляют себя в количественных и качественных параметрах социальных потребностей. Чем выше уровень личностного развития военнослужащего, тем больше у него социальных контактов, а значит богаче его социальные потребности, социальная активность и деятельность.
В то же время важно учитывать, что военнослужащий по своей сути предстает как субъект воинского труда, целостный феномен со своими специфическими макрохарактеристиками, как индивид, личность и индивидуальность. В каждом проявлении его активности представлена система потребностей, но в разной иерархии. В результате, вступая во взаимодействие с объектами военно-профессиональной деятельности, он тем самым не только познает их свойства, но и самого себя. Результаты этого познания фиксируются в его опыте. В случае возникновения необходимости удовлетворения какой-либо потребности военнослужащий, опираясь на свой опыт, направляет собственную активность на поиск тех средств, взаимодействие с которыми позволит ему добиться этого. Совокупность свойств объекта, на которые направлена активность военнослужащего с целью удовлетворения потребности, и является предметом этой потребности. В итоге объекты, формирующие условия воинской деятельности, становятся предметами личностной потребности [11, с.17-18].
Другим фактором, выделенным А.Костюка, проявляющимся в военно-профессиональной деятельности, выступает мотив. При этом военные психологи исходят из того, что воинская деятельность полимотивирована, т.е. побуждается многими мотивами, их иерархией. Ведущие мотивы в основном и определяют направленность деятельности. Но это не исключает влияния на нее в определенных ситуациях мотивов, не имевших первоначально побудительной силы. Другими словами, в процессе воинской деятельности может изменяться иерархия побуждающих ее мотивов. Это, как правило, происходит тогда, когда деятельность побуждается мотивами, которые в системе ценностных ориентаций военнослужащих не занимают ведущих позиций [23, с. 35].
Системообразующим фактором профессиональной деятельности военнослужащего выступает цель, представляющая собой идеальный образ ее результата. Цель и мотив взаимосвязаны друг с другом. Например, цель, которая ранее побуждалась мотивом, со временем приобретает самостоятельную силу, т.е. сама становиться мотивом, Мотивы, имеющие такое происхождение, являются сознательными мотивами деятельности. Таким образом, военнослужащий, как и любой другой человек, объективно предрасположен быть активным во взаимодействии с окружающей средой и реализовывать себя в специфической деятельности, представленной военной службой. Это является условием его жизни и всякая попытка ограничить его активность в воинской деятельности, поиск новизны взаимодействия с окружающим миром на определенном этапе ведет к психологическому дискомфорту, росту личностной напряженности, оказывает негативное влияние на целостное функционирование ведущих компонентов психологической структуры личности. Говоря о составляющих ролевого поведения военнослужащих в процессе службы, следует отметить, что оно во многом определяется их адаптивностью к условиям деятельности, т.е. фактическим приспособлением, уровнем социального статуса и самоощущения — удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью [23, с. 30].
Э. П. Утлик, в ходе исследования дисциплинарной ролевой структуры подразделения, выявил неформальные роли военнослужащих, влияющие на состояние воинской дисциплины: «лидер-организатор», «лидер-арбитр», «ориентир», «информатор», «растяпа», «весельчак», «знаток службы», «дезорганизатор», «традиционалист» [47, с.70].
В свою очередь, Н.И. Конюхов структурировал неформальные роли военнослужащих различных подразделениий по уровню их конфликтности. Он выделил четырнадцать ролей: «генератор идей», «учитель», «мастер», «исполнитель», «бунтарь», «хранитель традиций», «проходимец», «поборник справедливости», «критик», «миротворец», «пересмешник», «организатор», «администратор», «лентяй» [22, с. 92].
Заметное влияние на качество воинской деятельности подразделений оказывают складывающиеся взаимоотношения среди военнослужащих. Морально - психологический климат подразделения определяют лидеры и формирующиеся микрогруппы. Причинами объединения военнослужащих в группы зачастую являются возможность реализации личностных и групповых потребностей за счет других, стереотипы поведения, общие интересы, возможность самореализации.
Так, исследование В.В. Федотова показало, что факторами, влияющими на образование групп у военнослужащих, выступают признаки землячества (72%), национальная и этническая принадлежность (39%), личные симпатии и дружба (22%), интересы общего дела (15%), период службы (14%), религиозная принадлежность (4%), другие (6%). Нередко данные неформальные группы становятся доминирующими в подразделении и носят устойчивый негативный характер. Следствием группового лидерства негативной направленности в подразделениях и частях зачастую являются неуставные взаимоотношения между военнослужащими, уклонения от военной службы, воинские преступления. В военной психологии социально-психологические аспекты ролевого поведения как условия возникновения конфликта, изучались в работах А.А. Головачева и Е.Г. Баранова.[10, с. 88].
Особое внимание в изучении
социальной обусловленности
С.Е. Поддубным выделены характеристики индивидуального ролевого поведения военнослужащих в зависимости от влияния личностных интенций и экспектаций [42, с. 122].
Теоретический анализ указанных работ позволяет утверждать, что ряд исследователей, отмечают влияние личностных и ситуационных факторов на успешность процесса адаптации в условиях несения военной службы. Своевременное выявление среди военнослужащих лиц, обнаруживающих те или иные нарушения психической деятельности, склонность к невротическим и психопатическом реакциям, или с наличием акцентуированных черт характера крайне необходимо потому, что в условиях эмоциональной напряженности, характерной для военной службы солдат срочников, повышается вероятность возникновения состояния психической дезадаптации и соответственно совершение суицида.
Однако выявление вышеназванных особенностей предоставляет определенные трудности, так как условия отбора новобранце для службы в армии не достаточно строгие. В этой связи необходимо помнить, что любые виды нервно-психических расстройств в первую очередь проявляются нарушением поведения, межличностных отношений, снижением работоспособности, т.е. рядом показателей, которые объединяются общим определением – нарушением социальной адаптации.
1.3.Психологическая адаптация солдат срочников в зависимости от качеств, обеспечивающих процесс развития профессионального
Условия службы в армии связаны с воздействием неблагоприятных факторов, которые сопровождают пребывание там солдат срочников, а именно:
-степень «закрытости» мест военной службы;
-деформация общения, снижение возможностей удовлетворения как материальных, так и духовно-личностных потребностей;
-постоянное межличностное общение в одном коллективе;
-высокая стрессогенность, которая определяется: повседневной эмоциональной и физической нагрузкой, изменением привычного образа жизни [47, с.37].
Военная служба солдата срочника протекает в различных условиях, которые создают в своей совокупности значимые, нередко напряженные ситуации, влияющие как на процесс, так и на результат деятельности. Причины напряженности:
Информация о работе Проблемы психологической адаптации солдат срочников к военной службе