Проблематика агрессивного поведения детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2010 в 23:57, Не определен

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление причин детской агрессивности

Файлы: 1 файл

Проблема агрессивности.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

   Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда  есть следствие фрустрации, и,  во-вторых, фрустрация всегда влечёт за собой агрессию. Схема «фрустрация – агрессия» базируется на четырёх основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение.

   Агрессия понимается, как намерение навредить другому своим действием как «акт, целенаправленной реакцией которого является нанесение вреда организму».

   Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Причём величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация. Как, например, родитель-аккуратист и педант приучает своего маленького ребёнка поддерживать порядок в детской комнате. Как правило, это ни к чему, кроме появления состояния фрустрации и агрессивных реакций у родителя, не приводит, и на голову ребёнка, как из рога изобилия, сыплются саркастические замечания, обвинения, выговоры и наказания.

   Торможение – это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. В частности установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. Вероятно, поэтому родители, практикующие наказания своих детей за плохие отметки в школе почти всегда по внешней активности и настроению ребёнка безошибочно определяют, какую отметку он получил в школе: ребёнок приходит домой с чувством вины и стремится уединиться.

   Кроме того, торможение прямых  актов агрессии почти всегда  является дополнительной фрустрацией,  которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого виновником этого торможения, и   усиливающая   побуждением   другим   формам   агрессии.   Так, например,  и  усиливающая побуждением другим формам агрессии.

Так, например, ребёнок, которому мать не разрешает драться или баловаться, начинает оскорблять её («Ты плохая») и упрекать в нелюбви («Ты меня не любишь»).

   Замещение  –  это  стремление   участвовать   в   агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации. Ребёнок, который не может наказать или «отшлёпать» провинившегося старшего брата, со злостью рвёт его коллекцию марок. Или разозлённый поведением родителей старший брат бьёт нив чём не повинного младшего. Возможен и другой пример из школьной жизни: когда мальчикам запрещают драться с девочками, они исподтишка дёргают их за косички.

   Одной из примечательных идей  фрустрационной теории агрессии  является эффект катарсиса, заимствованный  из психоанализа. Катарсис (в буквальном  смысле «очищение эмоций») – это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному либо длительному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к агрессии.

   Представление о том, что акты  агрессии снижают вероятность  проявления агрессивности в дальнейшем, не является открытием. З.Фрейд  и другие психоаналитики придают большое значение эффекту катарсиса, часто объясняя им потребность человека очиститься от агрессивных тенденций. В частности существуют данные, которые свидетельствуют о том, что если человек, являясь объектом агрессии, не может ответить тем же, то у него поднимается кровяное давление, тогда как при непосредственном агрессивном ответе оно значительно снижается. Однако многие экспериментальные данные не позволяют однозначно оценить эффективность  катарсиса: установлено, что в ряде случаев агрессивное поведение понижает дальнейшие агрессивные проявления, а в ряде случаев, наоборот, повышает.

   В концептуальную схему «фрустрация  – агрессия» Л.Берковец ввёл  три существующей поправки: а)  фрустрация не обязательно реализуется  в агрессивных действиях, но  она стимулирует готовность к ним; б) даже состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

   В заключение следует отметить, что в процессе своего развития фрустрационный подход претерпел значительные изменения и разделился на два относительно самостоятельных течения. Сторонники первого течения остались приверженцами фрустрационно-агрессивной гипотезы и продолжают в основном исследовать условия, при которых ситуация фрустрации ведёт к возникновению агрессивных действий. К таким важным, на их взгляд, условиям относятся: сходство – несходство агрессора и жертвы, оправданность – неоправданность агрессии, уровень агрессивности как личностной характеристики человека.

   Сторонники второго течения создали  собственную концепцию фрустрации, в основу которой положен анализ  фрустрационных ситуаций, классификации  и типологии реакций на фрустрацию. Так, С.Розенцвенгом выделяются  три типа причин, вызывающих фрустрацию:

1)     лишения (privation) – отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. В качестве иллюстрации «внешнего лишения», т. е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека. С. Розвенцвег приводит ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. Примером «внутреннего лишения», т.е. при фрусстраторе, коренящемся в самом человеке, может служить ситуация, когда человек испытывает влечение к женщине и вместе с тем сознаёт, что он настолько привлекателен, что не может рассчитывать на взаимность.

  2)    потери (deprivation) – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворявших потребности. Примеры: смерть близкого человека; сгорел дом, в котором долго жили («внешняя потеря»); Самсон, теряющий свои волосы, в которых, по легенде, заключалась вся его сила («внутренняя потеря»).

  3)    конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений. Пример «внешнего конфликта»: человек, который любит женщину, остающуюся верной своему мужу. Примеры «внутреннего конфликта»: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.

   Теория социального научения (бихевиоральная модель).

   В отличие от других, эта теория  гласит, что агрессия представляет  собой усвоенное поведение в  процессе социализации через  наблюдение соответствующего способа  действий и социальное подкрепление.

   Теория социального научения – это, в первую очередь, изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Образец в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способа действий человека. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности было доказано, что поведение: родителей может выступать в качестве модели агрессии, и что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.

   Другим важным элементом этой  теории является социальное подкрепление. Под подкреплением обычно понимается  какое-либо действие, призванное  усилить определённую реакцию.  Если говорить социальном подкреплении, следует иметь в виду неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение, контролируемое другими людьми. Это может быть похвала и выговор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебные жесты. Различают две формы подкрепления:

      Положительное подкрепление – это любой стимул, который, следуя за реакцией, усиливает её или поддерживает на том же уровне.

     Отрицательное подкрепление – это стимул, устранение которого усиливает реакцию.

   Вместе с тем существует и  множество самих способов подкрепления. К наиболее распространенным относятся поощрение и наказание. Таким образом, в практике воспитания чаще всего используются четыре разновидности подкрепления:

   если вслед за реакцией ребёнка  следует положительное подкрепляющее средство, то результат – положительное поощрение. Например, когда родитель или педагог постоянно хвалит ребёнка за хорошее, примерное поведение;

   если положительное подкрепление  устраняется после той или  иной реакции ребёнка, то результат  – отрицательное наказание. Например, когда ребёнок, привыкший к похвале за школьные успехи, вдруг не услышал её после полученной отличной отметки. Он привык к похвале, а на этот раз её не было. И в результате отсутствие похвалы воспринимается ребёнком как наказание;

   если за реакцией следует отрицательное  подкрепление, то результат –  положительное наказание. К примеру, подросток, испытывающий недостаток внимания и любви со стороны родителей, совершает кражу и получает от них сильную трёпку. Эта трёпка и есть положительное наказание: он, наконец, привлёк внимание родителей;

   если отрицательное подкрепляющее  средство устраняется после реакции,  то результат – отрицательное поощрение. Например, учащийся, которого педагог в течении года сильно критиковал за слабую учёбу, в последней четверти повысил свою успеваемость, за что педагог не похвалил его, но и не сказал ничего плохого. Поэтому отказ от критики рассматривается ребёнком как поощрение.

   Что касается исследуемой проблемы, то существуют неопровержимые  доказательства того, что если ребёнок ведёт себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, то вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определённых агрессивных актов, в конце концов, сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители. Следовательно, наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивает у человека высокую степень агрессивности как личностной черты. Точно так же наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения развивает низкую степень враждебности.

   В настоящее время теория социального  научения является одной из  наиболее эффективных в предсказании  агрессивного поведения, особенно  если есть сведения об агрессоре  и ситуации социального развития.

   Вывод: 

   Множество учений и концепций  пытались охарактеризовать и  выявить, что же такое человеческая  агрессивность. Согласно которым  агрессия – это сила, фрустрация, усвоенное поведение, намерение  навредить, деструктивность и  многое другое. Но как мне кажется, что на самом деле агрессия – это комплексное проявление эволюционной, биологической, социальной стороны человеческой агрессивности.

 

  2.2. Развитие агрессивности в детском возрасте

Агрессивные действия у ребёнка можно наблюдать  уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. И хотя такие реакции ребёнка неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребёнка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. К слову сказать, его и агрессивным можно считать весьма условно, так как у ребёнка нет намерения причинить ущерб.

   В более позднем возрасте на  первый план всё активнее выдвигаются конфликты и ссоры с родственниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Доля таких конфликтов у полугодовалых детей составляет 78%. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными, и в поведении ребёнка отчётливо прослеживается реакция нападения. Вероятно, это связанно с преобладающими в данном возрастном периоде механизмами адаптации ребёнка, а именно «удержанием и отпусканием» (по Э.Эриксону). Конфликты между «обладать» и «отдавать» могут вести либо к враждебным, либо к доброжелательным ожиданиям и установкам. Поэтому удержание может становиться как деструктивным и грубым захватом или задержанием, так и превращаться в способ заботы: иметь и сохранять. Отпускание также может превращаться в стремление давать волю своим разрушительным страстям или же становиться пассивной готовностью оставлять «всё как есть» и полагается на естественный ход событий. Опыт работы с детьми этого возраста показывает, что подавляющее большинство детей 1.5 – 2-летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой или плачем. Это наводит на размышления о том, что ребёнок включает собственные вещи, в том числе и игрушки, во внутренние границы «Я» и рассматривает их как части самого себя. Недифференцированность и слияние всех частей «Я» приводит к невозможности установления контакта с окружающими в этой сфере отношений. Поэтому естественно, что ребёнок будет вспоминать просьбу мамы «Дай поиграть свою машинку этому мальчику!» почти эквивалентную – «Оторви руку и дай её поносить другому ребёнку!». Понятно, что реакция будет вполне предсказуемой.

Информация о работе Проблематика агрессивного поведения детей