Эмоции как форма познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2010 в 18:32, Не определен

Описание работы

Введение
I.Что такое эмоция? 4
Эмоция. -
Функции эмоций. 7
1.3 Классификация эмоций 11
II. Информационная теория эмоций. 20
2.1 Потребности, как основа и движущая сила человеческого поведения. - 2.2 Эмоция, как отражение силы потребности и вероятности её удовлетворения
в данный момент. 23
2.3 О термине информация применительно к изучению эмоций. 29
2.4 Целесообразность выражения эмоций в виде «формулы эмоций». 30
2.5 Механизмы и приспособительское значение положительных эмоций. 32
III. Значение эмоций в деятельности 33
3.1 Влияние эмоций на деятельность. -
IV. Сравнение информационной теории эмоций Симонова П.В. и ценностной концепции Додонова Б.И. 35
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

Эмоции, как форма познания..docx

— 118.92 Кб (Скачать файл)

Это типичный пример реакции животного на ключевой раздражитель, поведение, в котором нет ни грамма интеллектуальности. Тем не менее, по своей структуре оно изоморфно логической дедукции: “Все продолговатые предметы красные снизу — мои враги” (большая посылка). “Этот предмет продолговат и красен снизу” (малая посылка). “Следовательно, он мой враг” (умозаключение).

Операцию, аналогичную  умозаключению, судя по свирепому нападению  рыбки, у нее выполняют именно эмоции. Каждая человеческая эмоция также, по существу, представляет собой аналог логического оценочного суждения о предмете или явлении.

Изоморфность эмоционального процесса логическому мышлению не ограничивается тем, что тот и другой как бы строятся по одной схеме. Эмоции, подобно  мышлению, в своих сопоставлениях нередко опираются на продукты своего прежнего функционирования. Если мышление создает понятия, то пережитые эмоции ведут к возникновению эмоциональных обобщений. У детей и так называемых “первобытных народов” эти обобщения еще плохо разграничены с понятиями и часто смешиваются с ними. Когда маленький мальчик, увидев пьяного, с испугом бежит к матери, крича ей: “бик!” (бык), то он пользуется именно таким обобщением.3 

3Додонов Б.И. «Эмоция как ценность» М., Политиздат, 1978. (стр. 30) 

6

Сохранив у современного человека в основном свое прежнее физиологическое значение, в психологическом плане человеческие эмоции радикальным образом изменили свое “природное лицо”. Прежде всего, “став на службу” социальным потребностям личности, они приобрели совершенно иное предметное содержание. Огромное место в эмоциональной жизни субъекта стали занимать нравственные чувства, а также целый ряд других переживаний, недоступных не только животному, но и древнему прачеловеку.

Эмоции стали неотъемлемой частью человека, всего нашего существования. Даже если человек скрывает свои эмоции от окружающих, это вовсе не означает, что он их не испытывает. Мне кажется  они очень важная часть нашей  жизни, и не так важно положительное  или отрицательное эмоциональное  потрясение мы переживаем, наша жизнь  была бы пустой и ненасыщенной без  них.

1.2. Функции эмоций

Говоря о том, для  чего человеку и животным нужны эмоции, следует, с моей точки зрения, различать  их функции и роль. Функция эмоций — это  узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль (обобщенное значение) —  это характер и степень участия  эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они  появились и закрепились? Можно  возразить, что эмоции могут оказывать  на организм и разрушительное воздействие. Но это связано с чрезмерно  выраженными сопутствующими эмоциям  физиологическими изменениями в  организме, связанными не с качеством  регулирования (эмоциональным), а с  его интенсивностью. Это роль эмоций, а не их функция.

Одна из важнейших  функций  эмоций – отражательная  функция, но значение этой эмоции довольно не однозначно, и мнения относительно её значении  расходятся. Так, например В. К. Вилюнас считает, что «эмоции выполняют функцию не отражения объективных явлений, а выражения субъективных к ним отношений».

С одной стороны, я  считаю, что он прав. Для отражения реальности у животных и человека имеются анализаторы и мышление. Они выполняют роль зеркала, которое отражает то, что есть. Нравится человеку то, что он видит в зеркале или нет — это не зависит от зеркала, оно не дает оценку отражаемому. Оценка (отношение) зависит от субъективного восприятия видимого, которое сопоставляется с эталонами, желаниями, вкусами человека.

 Понятно, что  эта функция необходима для  существования организма и личности, для их ориентировки в мире, для организации их поведения. И поэтому про эмоции-оценки можно сказать, что они имеют для нас большую ценность, но ценность эта служебная.  

7

Это ценность средства, а не цели. Однако, будучи всегда, при всех обстоятельствах (за исключением патологии), оценкой, эмоция не является только ею. И в этом — еще один из парадоксов “двойственности эмоций”. Наряду с функцией оценок, имеющей лишь служебную ценность, некоторые эмоции обладают и другой функцией: они выступают и в качестве положительных самостоятельных ценностей. Этот факт достаточно хорошо осознан и вычленен житейской психологической интуицией, четко разграничившей случаи, когда человек что-либо делает с удовольствием и когда он чем-либо занимается ради удовольствия.

Следует отметить, что  по поводу соотношения переживания  и оценки (что первично, а что  вторично) среди ученых бытуют различные  мнения. В. С. Магун (1983) полагает, что  переживание предшествует оценке; М. Арнольд (Arnold, 1960), наоборот, считает, что  оценка предшествует возникновению  эмоции, а В. В. Брожик (1982) пишет о  том, что эмоция может замещать оценку или же сопровождать ее.

На мой взгляд, это  расхождение вызвано тем, что  авторы имеют в виду разные классы эмоциональных явлений. При эмоциональном  тоне ощущений сначала появляется переживание  приятного или неприятного, а  потом его оценка как полезного  или вредного. Очевидно, то же имеет  место и при, безусловно, рефлекторных эмоциях (например, испуге). В случае же возникновения эмоций сначала оценивается ситуация, а затем может появиться и переживание (эмоция). Например, когда человек подходит к окну своей квартиры, расположенной на третьем этаже или выше, и смотрит вниз, думая: «А что, если спрыгнуть вниз?», — то у него возникает оценка этой ситуации как опасной, но без переживания страха. Но вот случился пожар и теперь ему приходится прыгать из окна. В этом случае оценка ситуации будет явно являться причиной возникшего у этого человека страха.4

Говоря о результативно-оценивающей  роли эмоций, Б. И. Додонов отмечает, что психологи понимают эту роль слишком узко, потому что традиционно  эмоции рассматриваются не как процесс, а как конечный продукт — «аффективные волнения» и сопровождающие их «телесные» (физиологические) изменения. Это уже  вынесенные «оценки-приговоры». В связи  с этим Додонов пишет: «Рассуждая о механизме возникновения эмоций, большинство физиологов, как правило, определяют эмоцию с точки зрения эффекта, произведенного сопоставлением, неправомерно вынося само сопоставление  за скобки эмоционального процесса»5.

4   Ильин Е.П. «Эмоции и чувства». СПб.: Питер, 2001 (гл. 4,стр 210)

5 Додонов Б.И. «Эмоция как ценность» М., Политиздат, 1978. (стр. 30)

8

В действительности же, считает ученый, эмоции — это  и процесс, который есть не что  иное, как деятельность оценки поступающей  в мозг информации о внешнем и  внутреннем мире, которую ощущение и восприятие кодируют в форме  его субъективных образов. Поэтому  Додонов говорит об эмоциональной  деятельности, которая заключается  в том, что отраженная мозгом действительность сопоставляется с запечатленными в  нем же постоянными или временными жизнедеятельности организма и личности.

Согласно этому  автору, эмоции в своих сопоставлениях нередко опираются на продукты своего прежнего функционирования, в качестве которых выступают эмоциональные  обобщения как результат пережитых  ранее эмоций. Эмоции, по Додонову, отражают соответствие или несоответствие действительности нашим потребностям, установкам, прогнозам.

Вообще, сделав оценку главной характеристикой эмоций (по мнению Додонова Б.И., ради этого эмоции и возникли в процессе эволюции), он на этом основании зачисляет в эмоциональное переживание и желание как оценку степени соответствия какого-либо объекта нашим потребностям. Назначение этих оценок он видит в презентации в психике мотива деятельности. С моей точки зрения, хотя в желании и присутствует эмоциональный компонент, свести желание только к нему неправомерно хотя бы потому, что понятие «желание» может обозначать не только потребность, но и целиком мотив как сложное мотивационное образование. Кстати, и сам Додонов пишет, что хотя эмоциональные явления «несомненно, включены в мотивацию нашего поведения, но сами по себе мотивами не являются, как не определяют единолично принятия решения о развертывании той или иной деятельности»6 .

Оценочная роль эмоционального реагирования вместе с развитием  нервной системы и психики  живых существ видоизменялась и  совершенствовалась. Если на первых этапах она ограничивалась сообщением организму  о приятном или неприятном, то следующей  ступенью развития явилась, очевидно, сигнализация о полезном и вредном, а затем — о неопасном и  опасном и, наконец, более широко — о значимом и незначимом.

Если первая и отчасти  вторая ступень могли обеспечиваться только таким механизмом эмоционального реагирования, как эмоциональный  тон ощущений, то третья ступень  требовала другого механизма  — эмоции, а четвертая — чувств (эмоциональных установок). Кроме  того, если эмоциональный тон ощущений способен давать только грубую дифференцировку  раздражителей и связанных с  ними ощущений (приятные — неприятные), то эмоция обеспечивает более тонкую, а главное — психологическую  дифференцировку ситуаций, событий, явлений, показывая их значимость для  организма и человека как личности.

6 Додонов Б.И. «Эмоция как ценность» М., Политиздат, 1978. (стр. 46)

9

Немаловажным оказалось  и то обстоятельство, что эмоция возникает условнорефлекторно и  тем самым дает возможность животному  и человеку заблаговременно отреагировать  на дистантные раздражители, на складывающуюся ситуацию. Ярость уже при виде врага, издали, при звуках, запахе противника дает возможность животному вступить в схватку с врагом с максимальным использованием всех силовых ресурсов, а страх — спастись бегством.

Однако для этого  эмоции должны обладать еще одной  функцией: заставлять организм экстренно  мобилизовать свои возможности, энергию, чего эмоциональный тон ощущений сделать не может.

Активационно-энергетическая роль эмоционального реагирования проявляется в основном за счет его физиологического компонента: изменения вегетативных функций и уровня возбуждения корковых отделов мозга. По влиянию на поведение и деятельность человека немецкий философ И. Кант (1964) разделил эмоциональные реакции (эмоции) на стенические («стена» по-гречески — сила), усиливающие жизнедеятельность организма, и астенические — ослабляющие ее. Стенический страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (бегстве от опасности). Именно он заставил лермонтовского Гаруна бежать быстрее лани. Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость («окрыленный успехом», говорят в таких случаях).

Активационная функция эмоций отмечается многими авторами. Э. Гельгорн (1948) считает, например, что ускорение и усиление реакций, поддерживающих индивидуальное и видовое существование живых систем, представляет одну из самых ярких черт эмоционального реагирования. Она состоит в том, что при возникновении эмоций происходит активация нервных центров, осуществляемая неспецифическими структурами ствола мозга и передаваемая неспецифическими путями возбуждения. Согласно «активационным» теориям, эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и ее отдельных подструктур. Активация нервной системы и, прежде всего, ее вегетативного отдела приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации. Отсюда можно говорить о мобилизационной функции эмоций7.

Так же одна из немаловажных функций эмоций, является  ценностная функция.  Эта функция легко  обнаруживается при анализе таких  видов деятельности, которые называют развлечениями или которые близки к таковым.  

7 «Эмоции и чувства.» Ильин Е.П. СПб.: Питер, 2001 (гл.4 стр.256) 

10

Никого, вероятно, не удивит, если сказать, что определенный субъект слушает музыку ради эстетического наслаждения или читает детективный роман ради “острых ощущений”. Тем более понятно, что человек может, предположим, пойти в Парк культуры и отдыха с целью развлечься при помощи различных аттракционов.

Однако, если рассмотреть  вопрос более тщательно, можно убедиться, что и многие серьезные и ответственные  виды деятельности совершаются в известной мере тоже ради почему-либо желанных переживаний.

Эмоциональные переживания  человека, можно разделить на следующие:

1. Наши желания  (не “хотения”!) — простые и сложные — как оценки степени соответствия какого-либо объекта нашим потребностям. Назначение этих “оценок” — презентация в психике мотива деятельности .

2. Эмоции, субъективно  выявляющие себя в форме радости, огорчения, досады и т. п., как оценки изменения действительности в благоприятную или неблагоприятную сторону; оценки успеха или неуспеха деятельности по реализации мотива.

3. Чувства удовольствия  и неудовольствия как оценки качества удовлетворения каких-либо потребностей.

4, Наши настроения  и эмоциональные состояния как  оценки общего соответствия действительности  нашим потребностям и интересам.

Информация о работе Эмоции как форма познания