Гештальт - целое не всегда равно сумме его частей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 14:13, реферат

Описание работы

Гештальт-психология (Gestalt — целостная форма, структура) развилась вследствие протеста против бихевиоризма и существовавших ранее психологических направлений. Хотя оба эти течения были независимы друг от друга, они возникли из противодействия одним и тем же идеям. Первые признавали самостоятельную ценность сознания, но критиковали попытки его разбиения на элементарные составляющие, своего рода атомы. Вторые отказывались даже допустить существование проблем сознания в психологии.

Содержание работы

1 Введение…………………………………………………..…………...3
2 Смысл гештальта……………………………………………………...4
3 Как все начиналось………………………………………………..…..5
4 Идеи и разработки гештальт-психологии…………………………...7
4.1 Фи-феномен………………………………………………..7
4.2 Константность восприятия…………………………..……8
4.3 Гештальт-принципы организации восприятия……….….8
4.4 Инсайт и интеллект человекообразных обезьян………...9
4.5 Продуктивное мышление человека…………………….12
4.6 Изоморфизм……………………………………………..13
5 Значение гештальт-психологии…………………………………...14
6 Гештальт-терапия………………………………………………….15
6.1 Очерк теории…………………………………………...16
6.2 Механизмы сопротивления……………………………17
6.3 Методы и техники гештальт-терапии………………...19
6.3.1 Работа со сновидениями………………………...20
6.4 Области применения…………………………………....21
6.5 Подготовка специалистов………………………………21
7 Приложение………………………………………………………….22
8 Список используемой литературы………………………………....23

Файлы: 1 файл

реферат гештальт.docx

— 110.77 Кб (Скачать файл)

    Согласно теории Вундта, интроспекция этих стимулов должна была создавать восприятие двух соседних полосок света и ничего более. Целое (в данном случае кажущееся движение линии света) было отлично от суммы его составляющих (двух неподвижных световых лучей). Таким образом, традиционной атомистической ассоцианистской психологии был брошен открытый вызов, на который она не смогла ответить.

    Вертхеймер опубликовал результаты своего исследования в 1912 году в статье под названием «Экспериментальные исследования восприятия движения». Считается, что именно она положила начало возникновению школы гештальт-психологии. 

  4.2  Константность восприятия 

  Опыт  по исследованию константности восприятия позволил укрепить научные позиции гештальт-психологов. Его суть состояла в сравнении результатов восприятия объекта при его различных положениях относительно наблюдателя. Например, когда мы стоим прямо перед окном,

  то  видим прямоугольный образ, но когда мы отходим в сторону и смотрим на окно сбоку, его образ, воспринимается сетчаткой как трапеция, хотя мы продолжаем воспринимать окно как прямоугольник. Таким образом, наше восприятие окна остается постоянным, даже несмотря на то, что сенсорные данные (образ, проектируемый на сетчатку), изменились.

    Подобным образом и в случае с константностью яркости или размера, перцептивный опыт обладает качеством целостности или законченности, которыми не обладают его составляющие.

  Таким образом, существует различие между характером действительного восприятия и сенсорной стимуляции. Поэтому перцепция не может быть объяснена просто как набор сенсорных элементов или как сумма составляющих ее частей. 
 

  4.3   Гештальт-принципы организации восприятия 

  Вертхеймер  изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Он исходил из того, что мы воспринимаем предметы в той же манере, в какой воспринимаем кажущееся движение - то есть как единое целое, а не как наборы индивидуальных ощущений.

    Базовая предпосылка этих принципов состоит в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Организация восприятия происходит самопроизвольно, и ее возникновение неизбежно всякий раз когда мы смотрим вокруг себя. Мы не должны учиться создавать образы, хотя некоторые виды восприятия высшего уровня действительно зависят от научения.

    Согласно гештальт-теории, первичная деятельность нашего мозга по визуальному восприятию объектов заключается не в накоплении их отдельных проявлений. Напротив, мозг представляет собой динамичную систему, в которой все элементы являются активными в каждый момент взаимодействия. Элементы, которые являются одинаковыми или близкими друг другу, стремятся к объединению, а элементы, которые являются несходными или далекими друг от друга, не объединяются.

      

          К основным принципам организации восприятия относятся:

             1.  Близость. Элементы, которые близки друг к другу в пространстве или во времени, кажутся нам объединенными в группы, и мы стремимся воспринимать их совместно. На рис. 1 вы скорее увидите три пары вертикальных колонок, чем просто набор маленьких кружков.

            2. Непрерывность. В нашем восприятии существует тенденция следования в направлении, позволяющем связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придать им определенную ориентацию. Глядя на рис. 2 мы скорее увидим две                                     пересекающиеся линии, чем смыкающиеся углы.

           3. Сходство. Подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы. На рис. 3 круги и ромбы стремятся объединиться с себе подобными, и вы воспринимаете ряды кружков и ряды ромбов, а не колонки, составленные из разнородных элементов.

           4. Замыкание. В нашем восприятии существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков. Фигуры, изображенные на рис.4 вы воспринимаете как обычные квадраты, хотя на самом деле их контуры не замкнуты.

           5. Простота. В любых условиях мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно: в гештальт-психологии это свойство получило название pragnanz, что можно перевести как «прегнантная форма». Прегнантный гештальт должен быть симметричным, простым и неизменным и не может быть упрощен или упорядочен каким-либо иным образом. Квадраты на рис. 5 являются прегнантными гештальтами, так как отчетливо воспринимаются как завершенные и целостные фигуры.

          6. Фигура-фон. Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигуру) и задний план (фон), на котором она проявляется. При этом фигура представляется нам более заметной и яснее выделяется на общем фоне изображения. На рис. 6 фигура и фон являются реверсивными изображениями; в зависимости от того, как устроено ваше восприятие, вы можете видеть либо два лица, либо вазу. 
 

  4.4  Инсайт и интеллект человекообразных обезьян 

       В период с 1913 по 1920 год Келер  пребывал на острове Тенерифе , там он занимался изучением умственных способностей шимпанзе на примерах их возможностей решения раз- личных задач. При проведении экспериментов использовались простейшие приспособления: клетки с редкими прутьями, препятствующими свободному выходу животных наружу, палки, с помощью которых можно было достать удаленные бананы, и ящики, на которые могли забираться обезьяны. В соответствии с взглядами гештальт-психологии на проблему восприятия, Келер описывал результаты исследований поведения животных в терминах целостности ситуации и взаимосвязей между отдельными стимулами.

          В одном из опытов за пределами клетки помещался банан, к которому была привязана веревка, протянутая к животному. В этих условиях обезьяна без колебаний тянула за веревку и доставала банан. Келер сделал вывод, что для шимпанзе решение такой проблемы в целом оказалось несложным. Однако, когда в направлении банана протягивалось несколько веревок, обезьяна не знала, за которую надо потянуть в первую очередь, чтобы получить желанное лакомство. Это указывало Келеру на то, что решение этой проблемы не могло быть ясно осознанным с самого начала.

         В другом опыте банан помещался вне клетки на недоступном для обезьяны расстоянии. Если при этом палка находилась между прутьев клетки прямо напротив банана, то оба предмета воспринимались как элементы одной ситуации, и шимпанзе с помощью палки легко доставали лакомство. Но если палка помещалась в дальнем конце клетки, то тогда оба предмета (банан и палка) с меньшей легкостью рассматривались принадлежащими одной ситуации. В этом случае для решения проблемы было необходимо проведение реструктурирования перцептивного поля.

       В своих описаниях опытов Келер направлял все свое внимание на индивидуальные качества наблюдаемых шимпанзе и па характерные различия между ними. Он не устанавливал никакого формального плана своих исследований, не выполнял никаких измерений ни до, ни после опытов, не проводил статистическую обработку полученных результатов и не делал сравнений с контрольными группами. Келер просто описывал свои наблюдения поведения обезьян в тех ситуациях, которые он сам для них создавал.

       «Когда шимпанзе не может достать подвешенный банан с помощью одного ящика, существует вероятность того, что он поставит один на один два или несколько ящиков и таким образом достигнет желаемого результата. Но при проведении эксперимента довольно быстро выясняется, что для шимпанзе проблема распадается на две существенно отличные друг от друга задачи. При этом одна из них решается довольно просто, в то время как другая вызывает значительные трудности. Мы думали, что первая задача и заключает в себе всю проблему целиком, а там, где у обезьян на самом деле начинались трудности, сначала мы вообще не видели никаких проблем».[3,155-172] Далее Келер описывает поведение обезьян разделяя решение задачи на две части

        «В одном из описанных ранее экспериментов Султан (самый умный шимпанзе из имевшихся у Келера), обнаружив, что одного ящика недостаточно, подошел почти вплотную к решению поставить на него второй, который он уже поднял с пола. Но вдруг вместо этого он просто обошел с этим ящиком вокруг первого, а затем стал искать другие способы решения задачи». [3,155-172]

  Этот  опыт Келер повторил с той же обезьяной. В этот раз Султан воспользовался вторым ящиком для выброса гнева, недовольства от неспособности достать банан, шумя и кидая ящик по клетке.

         Но внезапно его поведение резко изменилось: он перестал шуметь, подтащил меньший ящик к большему, а затем установил их один на другой. Пусть ему и не удалось достать лакомство, так как конструкция была шаткой и слабой, а банан висел слишком высоко, но он сумел решить поставленную задачу.

  Подобные  опыты Келер проделывал и с  другими обезьянами, менее умными и сообразительными, чем Султан. И последующих случаях подопытные находили решение (но не все обезьяны), пусть и с большим временем, но действовали точно так же.

  Далее опыты проводятся с еще большим  количеством ящиком и подвешенными еще выше бананами, и создаются  все более высокие и надежные конструкции.

  Келер полагал без сомнения, что создание таких сооружений, можно считать проявлением немалой сообразительности - особенно, если мы рассмотрим их в сравнении с конструкциями, создаваемыми насекомыми (муравьями, пчелами, пауками) или представителями позвоночных (птица- ми и бобрами), которые, хотя и выглядят внешне более законченными и совершенными, но строятся на основе более примитивных, с точки зрения эволюции, процессов.

         Шимпанзе не получают при рождении особых навыков, помогающих им доставать подвешенные предметы с помощью создания конструкций из нескольких приспособлений. Однако они могут научиться решать эту задачу за счет своих собственных усилий, когда этого требуют обстоятельства и когда имеется необходимый материал.

            Своими опытами и трактовкой  Келер говорил о существовании  инсайта - то есть внезапного постижения или понимания неизвестных ранее взаимосвязей. У Султана, в конце концов, после многочисленных попыток возникала догадка относительно понимания связи между ящиками и подвешенным бананом. В других экспериментах, посвященных вопросам самостоятельного, спонтанного понимания проблемы, американский исследователь психологии животных Роберт Иеркс также обнаружил в поведении орангутангов доказательства в пользу существования инсайта, который он называл смысловым научением.

           Как видно из опытов Келера с шимпанзе, его подход к проблеме инсайта и способам решения задач оказался отличным от описанного Торндайком метода научения посредством проб и ошибок. Келер активно критиковал работы Торндайка, утверждая, что создаваемые им условия эксперимента носили искусственный характер и позволяли выявлять только случайное поведение. Он настаивал на том, что кошки из опыта Торндайка с <проблемным ящиком> не давали возможности проведения глубокого исследования, так как могли действовать только на основе метода проб и ошибок.

           Подобным образом животные, находящиеся в лабиринте, не могли представить себе общего плана поиска, так как не видели перед собой ничего, кроме узкого прохода между стенками. Поэтому их действия следует рассматривать только как попытки искать, путь вслепую. С точки зрения гештальт-психологии, животное или человек должен увидеть взаимосвязи между различными частями проблемы, прежде чем сможет произойти инсайт.

       Эти исследования укрепили позицию идеи, выдвинутой гештальт-психологами, согласно которой научение включает в себя реорганизацию или реструктуризацию психологической среды (если я хочу решить проблему, то могу изменить окружающее меня, только увидев проблему полностью от и до). 

  4.5   Продуктивное мышление человека 

  Книга Макса Вертхеймера, посвященная проблемам продуктивного мышления, была опубликована уже после смерти ее автора, в 1945 году. В ней он попытался применить гештальт-принципы научения к вопросам творческого мышления людей, на основе предположения, что мышление осуществляется в терминах целостного осознания проблемы. При этом он утверждал, что для успешного решения поставленной задачи ситуацию в целом должны хорошо представлять себе и ученик, и учитель.

    Этот подход отличался от подхода Торндайка, основанного на методе проб и ошибок, согласно которому решение проблемы оказывается, в определенном смысле, спрятанным от глаз, и ученик может сделать несколько ошибок, прежде чем ему удастся найти правильный ответ.

    Рассматривая различные этапы взросления человека и его решения разных по сложности задач, Вертхеймер нашел доказательства в поддержку того, что понимание проблемы в целом должно преобладать над пониманием ее отдельных составляющих. Он утверждал, что отдельные детали следует рассматривать в непосредственной связи с общей ситуацией и что решение проблемы должно двигаться от общего к частному, а не наоборот.

Информация о работе Гештальт - целое не всегда равно сумме его частей