Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 17:11, реферат
Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость.[6] Согласно ежегодному докладу Всемирного экономического форума «Мировые информационные технологии»(Global Information Technology), «Россия опустилась с 62 на 72 место в списке стран, наиболее активно использующих информационные технологии в развитии экономики».
«Технологический бум», пришедший, как уже было отмечено, в конце 1990-х годов, за короткое время переместил отрасль венчурного капитала из «темного угла» финансового мира, в котором она до сих пор обитала, на бурлящую сцену так называемой «новой экономики».[1,стр.15] Нерентабельность большинства проектов, являющаяся следствием избытка капитала, вызвала небывалое падение инвестиций, и только сейчас венчурную экономику удается вывести из кризисного состояния. Поэтому исследование особенностей венчурной индустрии вызывает особый интерес в мире.
Одной из первоочередных инвестиционных особенностей венчурного бизнеса является долевое участие инвестора в капитале компании-реципиента в прямой или опосредованной форме, при этом предоставляя новым фирмам многочисленные услуги. Во-первых, венчурный капиталист оказывает постоянные финансовые консультации, что позволяет фирме зачастую не только наиболее успешно определиться со стратегией поведения в финансовой сфере, но и повысить свой кредитный рейтинг даже у традиционных банковских структур. Во-вторых, молодые фирмы постоянно прибегают к консультациям по вопросам корпоративной и маркетинговой стратегии. Многие исследователи неоднократно заявляли, что венчурные капиталисты являются в первую очередь предпринимателями и уже затем – финансистами. Многие крупнейшие венчурные фирмы, такие, как Appax Partners, Kleiner Perkins, обладают выдающимися управленческими и юридическими командами. Начинающая фирма отличается очень низкой платой за услуги менеджмента, но, имея в совете акционеров венчурного предпринимателя, она будет пользоваться услугами его высококвалифицированных маркетологов, юристов, менеджеров. Зачастую, правда, венчурные инвесторы не ждут, пока фирмам понадобится помощь, а изначально самостоятельно подбирают управленческий персонал, ориентируясь на свой опыт и опыт инвесторов. В-третьих, венчурный капиталист, будучи напрямую заинтересован в успешном развитии компании, оказывает помощь в изучении и получении более подробной информации о рынке и завязывании контактов. Даже сам факт получения инвестиции от венчурного предпринимателя, создает имидж для фирмы: для нее сразу становятся доступными другие услуги.
Тем не менее, данная особенность венчурного механизма вытекает в проблему преемственности основателей, вызванную желанием инвестора провести политику «поддерживающего менеджмента», заключающуюся в смене управленческого звена компании. Рациональность подобной политика состоит в том, что менеджмент является динамическим, а не статистическим понятием, и на разных этапах существования компании могут понадобиться навыки различных людей. В такой ситуации предпринимателям остается либо осуществить плавный переход к новым ролям, либо приспособиться и сохранить за собой управление фирмой. Но так или иначе, проблема преемственности особенно обостряется в кризисный период, затрагивая, зачастую, даже преуспевающие фирмы.
Следующей инвестиционной особенностью является предоставление инвестиций на длительный срок (5-10 лет) и вложение только в новейшие НИОКР. Уникальность предлагаемого проекта, его конкурентные преимущества и рыночный потенциал позволяют занять новую рыночную нишу. Длительность же инвестиций определена, прежде всего, необходимостью развития фирмы до такого уровня, чтобы при выходе получить прибыль. Большинство фондов имеет, по разным оценкам, от 5-7 лет [10], до 10 лет [1,стр.36] срок существования. При этом большая часть средств обычно инвестируется в компании, составляющие портфель, в течение первых 3-4 лет (в период бума этот срок гораздо короче), а оставшаяся часть денег приходится на последующие раунды финансирования портфельных компаний. Подобная схема, являясь стимулятором деятельности управленческого персонала, может быть охарактеризован и как один из способов хеджирования венчурных инвестиций.[2,стр.119]
Третьей инвестиционной особенностью венчурного предпринимательства, является различие в источниках инвестиционного капитала. Венчурный капитал предоставляется формальным и неформальным секторами. В формальном секторе преобладают фонды венчурного капитала, являющиеся по организационно-правовой форме партнерствами и объединяющие ресурсы ряда инвесторов: частных и государственных пенсионных фондов (на них в Европе приходится свыше 50% всех инвестиций венчурного капитала), благотворительных фондов, корпораций, частных лиц и самих венчурных капиталистов – владельцев венчурных фондов. Как правило, институциональные инвесторы распределяют 2 -3% своего инвестиционного портфеля в альтернативные активы, такие как венчурный капитал. Венчурные фонды инвестируют привлеченные средства в новые фирмы, которые могут принести высокий доход в течение 5-7 лет. Кроме венчурных фондов, участниками формального сектора являются специальные подразделения или дочерние предприятия коммерческих банков или нефинансовых промышленных корпораций (corporate venturing), а также государственные инвестиционные программы.
Участниками неформального
Формальный и неформальный
Одной из самых важных особенностей «рискового» бизнеса, является его цикличность. При подробном рассмотрении, мы пришли к выводу, что цикличность венчурного бизнеса двойная. Во-первых, в течение нескольких месяцев он может переходить от периодов иррационального процветания к периодам иррационального пессимизма. Подобные колебания происходят по мере того, как инвесторы расстаются со значительными суммами денег, когда рынок близок к пику, – только для того чтобы отозвать их обратно, для сокращения дефицита своих бюджетов после очередного падения. При этом их решимость предпринимать новые инвестиции испаряется с каждым очередным уменьшением индекса фондового рынка на 10 пунктов.[1,стр.20] В таблице 3 приложения представлены статистические данные по венчурной отрасли США. На основании данной таблицы был построен график 2, наглядно показывающий колебания объема инвестиций.
Подобная картина будет наблюдаться, если мы проанализировали на цикличность не только инвестиции, но и количество компаний или фондов. Результаты будут примерно одинаковыми, что еще раз доказывает неотделимость данной «иррациональной» цикличности, от других особенностей венчурного капитала.
Во-вторых, помимо поколения капитала, единственно важным фактором, определяющим разницу между лучшими венчурными капиталистами и остальными, является бренд. Успех в сфере венчурного капитала представляет собой эффективный цикл.[1,стр.54] Подобную цикличность мы предлагаем называть «структурной», поскольку этапы прохождения цикла характеризуются изменением структуры фонда (цикл венчурного капиталист представлен на схеме 2 приложения).
Самые талантливые предприниматели хотят работать с лучшими венчурными капиталистами. На зрелом рынке, подобном американскому, ведущие венчурные капиталисты отбирают лучшие инвестиционные сделки. Мощь бренда венчурного капиталиста, в свою очередь, способствует успеху компании венчурного капитала. Бренд открывает двери к лучшим поставщикам и клиентам. Кроме того, он обеспечивает доступ к лучшим юристам, специалистам по связям с общественностью и инвестиционным банкирам. Наконец, он помогает достичь успешного «выхода», поскольку венчурные капиталисты с громкими именами, способны обеспечить значительный интерес публичных инвесторов (в случае IPO).
Итак, венчурное
предпринимательство – деятельность
по организации посредничества между
венчурным инвестором и фирмами-реципиентами
инвестиций, направленная на разделение
рисков между всеми субъектами контрактных
отношений и получение прибыли посредством
«выхода». Она включает в себя четыре
стадии: формирование новых фондов, поиск
и отбор претендентов, инвестирование
и совместное проживание, «выход». Показатели
доказывают нам преобладание инвестиций
на более поздних стадиях развития. Основная
роль венчурного бизнеса заключается
в обеспечении успешной коммерциализации
НИОКР и их стимулирование.
Рассмотрение проблем и особенностей венчурных механизмов в Европе и США, неизбежно сталкивает нас с проблемой различия между этими двумя регионами. Но перед тем, как притупить к описанию особенностей, необходимо указать причины бурного развития венчурного финансирования в 1990-х годах. Следует отметить, прежде всего, высокую развитость фондовых рынков, в частности, фондового рынка для малых высокотехнологичных фирм. Кроме того, малые высокотехнологичные фирмы могут быстро развиваться благодаря величине платежеспособного рынка и вследствие того, что захват одного рынка часто означает и победу в международной конкуренции. Немаловажен также тот факт, что американские и европейские университеты получают огромные ассигнования на проведения научных исследований от государственного и частного секторов, высоко мобильны, ориентированы на конкуренцию и имеют высокую мотивацию к коммерциализации своих научных разработок.[10]
Однако, при относительной схожести предпосылок, венчурные механизмы США и Европы не копируют друг друга. В США, где венчурный процесс уже давно отлажен, вся юридическая документация относительно стандартна. Существует всего лишь несколько основных «шаблонов», представляющих «фирменные» стили небольшого числа ведущих венчурных юридических фирм. Незначительные различия существуют также между Восточным и Западным побережьями. На относительно незрелом европейском рынке царит полнейшая какофония правил.[1,стр.269] При этом, расхождения между перечнем условий и юридической документацией могут достигать значительных масштабов. Нередко даже на уровне отдельной фирмы не существует единых стандартов, одно крупное европейское агентство прямого частного инвестирования имеет дело, по меньшей мере, с тремя различными группами юридических фирм, а также с множеством партнеров внутри каждой фирмы, и все они используют свои собственные форматы. Перечни условий (Печень условий (term sheet) - «добрачное соглашение» между предпринимателем и венчурным капиталистом, содержащее условия, которые позже будут включены в инвестиционное соглашение[21]) в американском стиле в избытке заполонили Европу в период бума. Однако различия в юридических нормах неизбежно породили трудности с переводом. В своей основе европейское законодательство призвано защищать кредиторов, в то время как американское – целиком на стороне акционеров. Например, в Европе фирма может выкупить свои акции только в том случае, если она имеет распределяемые резервы. В США фирме достаточно просто обладать деньгами. Таким образом, европейским юристам приходится применять изощренные способы, чтобы воспроизвести нормы, вполне естественные в американских условиях. Кроме того, немногие европейские эксперты понимают структуру перечня условий, и еще меньшее их количество знает разницу между европейскими и американскими методами.[1,стр.269]
Существуют и идейные различия. Американские венчурные капиталисты привыкли весьма прямолинейно понимать свое участие в сделке и старались оказывать влияние на компанию, участвуя через своих представителей в работе ее правления.[1,стр.270] Подобный подход куда боле пропитан духом партнерства, чем европейский. Обе стороны принимают участие в работе, и есть только два возможных исхода – или все зарабатывают много денег, или все много теряют. Между этими двумя путями, с точки зрения перечня условий, практически не существует различий. В Европе, напротив, господствует стиль мышления, связанный с выкупами компаний менеджментом. Кроме всего прочего, это означает, что инвесторы не в такой степени интересуются работой в правлении. Куда больше они озабочены составлением сложных инвестиционных соглашений, определяющих отношения, которые скорее напоминают отношения между банком и заемщиком. Регулирующие статьи носят характер «отрицательного контроля» (стремятся максимизировать количество возможностей, когда венчурный капиталист смог бы наложить запрет). На это существуют вполне очевидные исторические причины. В США венчурный капитал и выкупы за счет использования заемных средств (leveraged buy-outs) представляют собой две совершенно разные отрасли. В Европе, напротив, господствует подход компании ICFC, которая начала структурировать свои инвестиции как ссуды с дешевым собственным капиталом. Для компаний этот подход куда менее привлекателен, однако подобные схемы вполне одобрялись бухгалтерами и юристами, консультирующими предпринимателей. Для американских предпринимателей эти схемы были неприемлемы вследствие высокой конкуренции между многочисленными венчурными капиталистами. [1,стр.272]
После кризиса 2000 года, венчурные фирмы начали вводить все более суровые статьи в «перечень условий». Распространение более жестких условий в США привело к некоторому сокращению между европейскими и американскими принципами венчурного бизнеса. Более того, имело место и встречное движение, поскольку европейцы принялись использовать схемы американских венчурных капиталистов.
Итак, подводя итог
исследованию венчурного механизма в
развитых странах, следует подчеркнуть
важность проработанности законодательной
базы по этому вопросу. Договора определяют
весь последующий период развития фирмы,
и качественная экономика, в которой венчурный
механизм будет работать на полную силу,
требует не только тщательным образом
проработанной законодательной базы,
но и ее постоянного совершенствования.
Преодоление кризиса в России требует долгосрочной стратегии социально-экономического развития, направленной на максимальное использование национальных ресурсов в комбинации с привлечением инновационных технологий, управленческим мастерством и финансовыми вливаниями из-за рубежа. Российскому руководству придется побороться за увеличение доли страны в глобальных инвестиционных потоках. Среди крупных региональных рынков в России самый низкий приток прямых иностранных инвестиций на душу населения, и страна рискует потерять свои ключевые отрасли.[22] В то же время, при рассмотрении российской венчурной отрасли, нельзя не отметить преобладание здесь иностранного капитала над отечественным. Если в развитых странах основные инвесторы венчурных фондов — национальные институты (банки, пенсионные фонды и страховые компании) или «бизнес-ангелы», то в нашей стране в силу исторических причин главными венчурными инвесторами выступают иностранные государственные и частные организации. Структуры с российским капиталом стали создаваться только после 2000 г., и сегодня, по некоторым оценкам, доля отечественных средств на венчурном рынке — чуть более 1% .[14] Кроме того, еще одной особенностью российских венчурных фондов, является их фактическая принадлежность к фондам прямых инвестиций. Не смотря на то, что количество инвестиций только за 1994 – 2000 гг. превысили 2 миллиарда $, однако в высокотехнологичный сектор российской экономики было направлено не более 3–5% от этой общей суммы прямых инвестиций. Но в то же время статистика венчурных ярмарок показывают, что именно высокотехнологичные отрасли пользуются спросом у венчурных компаний (диаграммы 1, 2, 3, 4 в приложении). Например, традиционно высоко количество венчурных фирм, работающих в сфере информационных технологий и программного обеспечения, а также медицинское приборостроение и машиностроение. С одной стороны это отражает тенденцию мировых венчурных рынков (таблица 4 в приложении), с другой отражает требования местных, российских потребителей.[14]