Антимонопольное законадательство и антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2009 в 12:40, Не определен

Описание работы

Курсовая работа

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

          Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания, в которой сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.

     Функции Ведомства:

  1. сбор и анализ информации о злоупотреблениях господствующим положением,
  2. передача дел о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям,
  3. осуществление контроля за предполагаемыми слияниями предприятий,
  4. передача дел о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждение дел по поводу установления и поддержания перепродажных цен.

          Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом [18,с.47].

           Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах нашего столетия ряда нормативных актов в области ограничения торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975г. и других. Как результат работы над созданием правовых основ регулирования процессов монополизации в 1980 г. был разработан и принят Закон о конкуренции

[1 с,85].

          Во Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции.

          Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять следующие санкции: предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя; потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах.

          Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной цен.

          В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ.

          Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В последующие годы в Картельный закон были внесены многочисленные изменения. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется.                         Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются [1, с.93].

          Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики:

— поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран  ближнего и дальнего зарубежья, чтобы  ослабить доминирование монополиста  на рынке;

— проводить  принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;

— поощрять новое строительство, а также  создание малых фирм, если это может  помочь снижению степени монополизации  рынка.

             При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эту «лечебную процедуру» крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные предприятия пока полностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению «цена – качество» при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных). Поэтому вторжение на внутренний рынок больших партий зарубежных товаров приводит к тому, что отечественные фирмы вообще «теряют рынок» (так произошло, например, с российскими производителями телевизоров и магнитофонов после появления в магазинах больших партий электроники из Юго-Восточной Азии).

          Конечно, появление на рынке более качественных и относительно более дешевых товаров выгодно для покупателей. И они (действуя вполне рационально) будут покупать именно зарубежные изделия. Но государство не может не считаться с тем, что такое развитие событий приведет к краху не только отдельных российских фирм, но и целых отраслей национальной экономики. А это грозит взрывом безработицы, для рассасывания которой у страны пока нет средств.

          Например, правительству России приходится постоянно действовать по принципу «шаг вперед — два назад»: то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечественных монополистов, то снова «прикрывать дверь», чтобы не допустить полной гибели отечественной промышленности [12,с.33].

          Следует также отметить, что, особенностью антимонопольного законодательства в развитых странах является также проолигополистический характер, т.е. чистая олигополия. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускает значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и тем самым самостоятельно осуществляет антиконкурентную политику или вступает в монопольный сговор для проведения единой рыночной политики. Важнейшей чертой олигополистического рынка является взаимодействие конкурентных и монополистических сил. Хотя власть олигополии над рынком велика, в антимонопольной практике не было случая преследования олигополистических  фирм.

          Все реже монополия ассоциируется с ростом концентрации. Демонополизация отраслевых рынков осложняется преобразованием крупных предприятий в единые производственные комплексы, часто не допускающие своего дробления на мелкие; производственные звенья без полного их разрушения, что создает угрозу деиндустриализации стран. Акцент сегодня делается на выяснение экономической категории монопольной рыночной власти, на методы ценовой и неценовой конкуренции и т.п. Но наличие рыночной власти, как уже отмечалось, еще не

является  нарушением антимонопольного законодательства. Только в случае установления факта причинения экономического ущерба в результате ограничительной практики явление признается незаконным [12, с.42].

          Опыт развитых стран свидетельствует, что антитрестовская политика

оказалась малоэффективной и влияла лишь на формы централизации капитала, но сам процесс монополизации она не приостановила. Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым относятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

          Незаконными признаются действия субъектов, направленные на территориальный раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникам снабжения, установление согласованных цен и скидок, на согласование  квот.

          Ученые Западной Европы и США считают, что антимонопольное (антитрестовское) законодательство, а также законодательство об ограничительной деловой практике целесообразно называть procompetitive laws (проконкурентными законами), так как они призваны сохранять и развивать конкуренцию. В странах Восточной Европы проблема антимонопольного регулирования возникла сравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь были созданы искусственно, путем концентрации производства, приведшей к образованию гигантских предприятий и объединений [1, с. 107].

          Обобщая сказанное, отмечу, что свободная конкуренция обусловила

концентрацию  производства, приведшую не к появлению, а к господству рыночных монополий. Наиболее распространенными их видами являются чистая или абсолютная, естественная и искусственная, производственная и организационная монополии. Сегодня монополия как многопрофильная, многоотраслевая организация претерпела не только качественные, но и количественные изменения и стократно превысила миллиардный рубеж по величине активов. Появились новые формы и методы конкурентной практики. Современная конкуренция отличается не только своим противоречивым единством с монополией, но и проявлением конкуренции как соперничества и добровольного сотрудничества с конкурирующими фирмами, а также конечной целью, которая заключается в обеспечении стабильного существования фирм и доминировании критерия эффективности.

          Сегодня акцент делается на форму взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, обусловленную поиском новых способов реализации их экономических интересов. Необходимое равновесие между монополией и конкуренцией в рыночной экономике обеспечивает антимонопольное регулирование. 
 
 
 

2.2. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой. Основные направления.

         

           Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности  тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных  разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.

           В разных странах  и  в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило,   в наиболее общем плане в странах  с рыночным типом экономики выделяется три основных направления:

1) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков;

2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;

3) прямое  предотвращение, подавление или  ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.

          При характеристике последнего целесообразно обращаться прежде всего к опыту США, поскольку здесь антимонопольное законодательство возникло раньше, чем в других странах, и проводится наиболее последовательно по сравнению с другими странами [10, с. 115]. 
 
 
 
 
 

2.3.   Антитрестовские законы США, предпосылки 

2.3.1. Закон Шермана 1890г. 
 

          Монополии оказались в числе первых деловых структур, деятельность которых администрация США попыталась регулировать в интересах общества. Консолидация маленьких компаний позволяла некоторым очень крупным корпорациям избегать соблюдения рыночной дисциплины путём установления цен или сбивания цен конкурентов. Сторонники реформ утверждали, что эта практика, в конечном счёте, приводит к ущемлению интересов покупателей вследствие повышения цен или ограничения выбора [13, с. 84].

Информация о работе Антимонопольное законадательство и антимонопольное регулирование