Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 12:41, контрольная работа
Естественное право, одно из обширно распространённых понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность либо свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым, как бы, независящих от конкретных социальных условий и страны. Естественное право выступало постоянно как оценочная категория в отношении работающей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя публичных отношений. За многовековое существование естественного права его содержание варьировалось в зависимости от исторических условий, а также социально-политических позиций его выразителей.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
МИФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
3. ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ В АНТИЧНОСТИ
4. НОВОЕ ВРЕМЯ. ОФОРМЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ В ПОЛНОЦЕННУЮ ПРАВОВУЮ ТЕОРИЮ.
5. АНТИЕСТЕСТВЕННОПРАВОВЫЕ" КОНЦЕПЦИИ
6.НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
7.УЧЕНИЯ О ЕСТЕСТВЕННОМ ПРАВЕ В ХХ в.
8.ВОЗРОЖДЁННОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
9.ОПРАВДАНИЕ ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
10.СНОСКИ К И СПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСАМ
Новейшие моменты привнесены американским теоретиком в истолковании категории справедливости – она характеризуется им как правильность, добросовестность, беспристрастность, как собственного рода "процессуальная справедливость", которая обеспечивается при помощи правовых норм, соответствующих принципу правления справедливого закона. При этом совсем существенна роль конституции, которая описывает главные распределительные процедуры, с большей вероятностью приводящие к созданию справедливого и устойчивого порядка.
ОПРАВДАНИЕ ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
Павел Иванович Новгородцев[8] (1866-1924 гг.) Известен в отечественной и забугорной литературе как видный философ права, государствовед, теоретик неолиберализма, родоначальник концепции возрожденного естественного права в России.
"Нормы естественного права неизменны и всеобщи так же, как социальный идеал, и так же недостижимы для реализации в жизни. Естественное право подготавливает организационные структуры для самых разнообразных форм человеческого общежития, в идеале оно стремится стать неким порядком, который будет соблюдаться не в силу боязни наказания, а просто в силу понимания его необходимости и разумности"[9].
Этический момент в естественно-правовой конструкции заключается в том, что происходит оценка имеющегося положения с точки зрения нравственного долженствования. Новгородцев считал главным вопросом философии права вопрос о высших и последних основаниях юридических установлений. Человек видит в праве установление, зависящее от личной воли и в то же время составляющее часть нравственной субстанции. Практическая сторона понятия естественного права, согласно Новгородцеву, выражается в протесте нравственного сознания против недостатков работающего правопорядка. Вывод Новгородцева заключался в констатации двух существенных моментов естественно-правовой идеи: нравственной оценки положительных учреждений и рвения к философскому исследованию основ права. Новгородцев по-своему развивал понятие естественного права с изменяющимся содержанием. Мораль столь же неизменна, рассуждал ученый, сколь постоянна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не может (не обязано) быть этически безразличным для другого. Право же (и правосознание) подвижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить само себе либо идее справедливости. Гегелевскую идею развития свободы, воплощения её в конкретных условиях Новгородцев стремился органически соединить с этической теорией Канта. Итог не мог бы быть другим, чем мысль естественного права с изменяющимся содержанием, выражающая идею прогресса в правосознании (и в праве) при незыблемости принципов нравственности, основанных на признании ценности и достоинства личности всех времен и народов. Другими словами, если "право – минимум нравственности" (как утверждали Еллинек, В. Соловьев и др.), То этот "минимум", по Новгородцеву, может быть различен для различных исторических возможностей и объективных условий. По всей логике рассуждений Новгородцева сущность концепции естественного права с изменяющимся содержанием сводилась к проблеме перехода человечества от "подабающего, но не постоянно возможного", к "подабающему, постоянно осуществимому и потому обязательному".
По учению Новгородцева, основным ориентиром публичного идеала во все времена обязана быть признана нравственная ценность отдельной личности. Он настоятельно требовал (следуя Канту), чтоб человек с его правами и свободами постоянно рассматривался как мишень, а не как средство.
Новгородцев назначил и обосновал понятие
"права на достойное человеческое существование".
владея нравственной природой, это право,
рассуждал ученый, обязано иметь юридическое
значение. "В этом случае на наших очах
совершается один из обыденных переходов
нравственного сознания в правовое, которыми
отмечено прогрессивное развитие права".
Новгородцев считал нужным "обеспечить
для каждого возможность человеческого
существования и высвободить от гнета
таковых условий жизни, которые убивают
человека физически и нравственно".
схожая задачка относится до этого всего
к экономически слабым лицам (экономическая
зависимость от недостатка средств, от
неблагоприятно сложившихся событий и
др.). Новгородцев стоял на позиции признания
формального и фактического обеспечения
свободы индивидов правом: мишень права
– охрана свободы, но использование данной
свободой может быть совсем парализовано
недочетом средств. Вот почему, несмотря
на то, что задачей и сущностью права является
охрана личной свободы, не менее принципиальна
и возможность воплощения данной задачки
– забота о материальных условиях свободы.
Решение данной трудности, заключал Новгородцев,
обязано взять на себя правительство.
"Сущность естественного права заключается до этого всего в стремлении к более адекватному согласованию начал свободы и солидарности, к утверждению порядка, при котором индивидуальная свобода не будет находиться в противоречии с нужной для общества солидарностью, общественная упорядоченность не будет осуществляться за счёт ограничения индивидуальной свободы"[10].
ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Идеологема естественных, не отчуждаемых от человека прав, при переводе ее на язык права подверглась коррективам. Ни одно из прав, относимых к естественным, не оказалось неотчуждаемым. Смертная казнь по приговору суда существует. Часовой на посту после окриков и предупредительных выстрелов в воздух может использовать орудие на поражение. В единичных странах в конце XX века установлена возможность эвтаназии – лишения жизни по желанию неизлечимо больного, испытывающего тяжелейшие страдания, после тщательно проведенного медицинского обследования и консилиума. Это относится и к нежизнеспособным детям, родившимся без нужных для жизни органов. То, что сказано выше, с определенными чертами можно отнести и к иным естественным, типо неотчуждаемым правам. Свобода и неприкосновенность личности есть в установленных рамками закона (а время от времени и без закона) пределах. Есть тюремное заключение, полицейский вправе задержать предполагаемого правонарушителя. Свобода передвижения и выбора места жительства ограничена закрытыми зонами (к примеру, военными объектами во всех странах), а в России длительное время существовал институт прописки.
Современные условия развития общества, страны и права отнюдь не требуют отказа от них, но эти условия предполагают новое чтение одних и пересмотр остальных, дополнения их новыми ценностями, сочетания с ними. Необходимо идти не назад к пройденному, а вперёд, реформируя прежние идеи с позиции в определенной мере социализированного и коллективизированного, интегрированного, постиндустриального, информационного общества. Жизнь движется не к рыночной стихии и надуманному "цивилизму" (заместо социализма) абстрактного "гражданского общества", а к социально ориентированной рыночной экономике, регулируемой в определенной мере государством, к социальной (а не лишь политической) демократии, к сочетанию личных прав человека с публичными потребностями и коллективными правами, правами разных общностей людей.
Некие забугорные авторы выступают против преувеличения значения естественных прав. Американский исследователь Р. Познер пишет, что мы излишне "романтизируем их" и что "фетишизация прав", происходящая в последние десятилетия, вряд ли уместна. Он заявляет, что полезность "старых" гражданских и политических прав не столь очевидна, как "новых" социально-экономических прав, но последние, давая достоинства, требуют издержек от общества: провозглашая их, необходимо тщательно обсчитать их цену. Р. Познеру возражает венгерский автор Я. Киш, который отдает достоинства целям гуманистического провозглашения прав перед калькуляцией их стоимости.
А по поводу господства в последнее десятилетие юридического позитивизма, необходимо указать, что "права и свободы личности, публичных союзов и общества в целом с позиции такового подхода лишаются объективного и самостоятельного смысла и оказываются октроированными, дарованными "сверху" благами. Так же по усмотрению властвующих эти " блага" могут забираться обратно"[11]. Октроированные государством права и свободы порождают обязанности человека и гражданина следовать мере официально возможного поведения. Таковым образом, юридико-положительная концепция правового страны, социальная концепция правового статуса личности в той либо другой мере основаны на теории дарованных прав, соединены системоцентристским пониманием роли страны по отношению к индивидуму.
Не считая того позитивистский подход страдает многими недостатками, главными из которых являются перевоплощение права в инструмент страны самим же государством и нежелание анализировать содержательную сторону норм. Но в полной мере проявились они при использовании методологии позитивизма в исследованиях неправовых нормативных систем. Но в этом случае позитивизм теряет предикат "юридический". Он преобразуется или в нормологию, или, по выражению В.С. Нерсесянца, в позитивизм антиюридический, как это случилось в СССР в 30-40-е гг.[12]
Ужасный опыт Нацистской Германии, деяния
фаворитов которой были полностью законны
и правомочны, если под правом понимать
лишь совокупность законов, принудил мировое
юридическое общество опять возвратиться
к существованию базовых ценностей в праве,
которые во второй половине XX века стали
определяться как права человека.
[1] Конституция РФ. Энциклопедический словарь. (http://www.rubricon.ru/)
[2] Утяшев М.М.
Курс лекций по истории
[3] "Протагор", перевод Владимира Соловьева – в кн.: Платон. "Избранные диалоги". М., 1965.
[4] Сафонов В.Н.
Политические взоры Платона //
[5] Сафонов В.Н. Политические взоры Аристотеля //Социал.-Полит. Журн. – 1998. – № 4. С. 181-192.
[6] Гроций Г.
О праве войны и мира. Три
книги, в которых объясняются
естественное право и право
народов, а также принципы
[7] Гоббс Т. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 68. – Далее ссылки на это издание будут даваться в самом тексте; первая цифра значит том, вторая – страничку.
[8] Никулина О. В. Власть и право в философии П.И. Новгородцева.
http://virlib.eunnet.net/
[9] Исаев И.А.,
Золотухина Н.М. История
[10] Новгородцев П.Н. Нравственный идеализм в философии права. К вопросу о возрождении естественного права. – Спб., 1902. – Кн. 2. – С. 286.
[11] Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997. С 104.
[12] См.: Нерсесянц
В.С. Русская теория права (
[13] В.А. Туманов. История политических учений, 2 изд., М., 1960, С. 213-215, 236-249, 269-327. // Крупная русская энциклопедия.
[14] Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 Изд., Т. 18, С. 273.
[15] Утяшев М.М.
Курс лекций по истории
[16] Утяшев М.М. Курс лекций по истории политических и правовых учений. – Уфа, 1999
[17] Утяшев М.М. Курс лекций по истории политических и правовых учений. – Уфа, 1999
[18] Утяшев М.М. Курс лекций по истории политических и правовых учений. – Уфа, 1999же.