Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 12:41, контрольная работа
Естественное право, одно из обширно распространённых понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность либо свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым, как бы, независящих от конкретных социальных условий и страны. Естественное право выступало постоянно как оценочная категория в отношении работающей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя публичных отношений. За многовековое существование естественного права его содержание варьировалось в зависимости от исторических условий, а также социально-политических позиций его выразителей.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
МИФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
3. ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ В АНТИЧНОСТИ
4. НОВОЕ ВРЕМЯ. ОФОРМЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ В ПОЛНОЦЕННУЮ ПРАВОВУЮ ТЕОРИЮ.
5. АНТИЕСТЕСТВЕННОПРАВОВЫЕ" КОНЦЕПЦИИ
6.НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
7.УЧЕНИЯ О ЕСТЕСТВЕННОМ ПРАВЕ В ХХ в.
8.ВОЗРОЖДЁННОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
9.ОПРАВДАНИЕ ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
10.СНОСКИ К И СПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСАМ
Наконец, последний предел неравенства наступает с перерождением страны в деспотию. В таком государстве нет больше ни правителей, ни законов – там лишь одни тираны. Отдельные лица сейчас вновь стают равными меж собой, ибо перед деспотом они – ничто. Круг замыкается, говорил Руссо, люд вступает в новое естественное состояние, которое различается от прежнего тем, что представляет собой плод крайнего разложения. Если же деспота свергают, рассуждал философ, то он не может пожаловаться на насилие. В естественном состоянии всё держится на силе, на законе сильнейшего. Восстание против тирании является поэтому так же правомерным актом, как и те распоряжения, посредством которых деспот заведовал своими подданными. "Насилие его поддерживало, насилие и свергает: всё идет своим естественным путем". Пока люд обязан повиноваться и повинуется, он поступает отлично, писал мыслитель. Но если люд, получив возможность сбросить с себя ярмо, низвергает тиранию, он поступает еще лучше. Приведенные высказывания содержали оправдание революционного (насильственного) ниспровержения абсолютизма. Учение Руссо о происхождении неравенства не имело аналогов в предшествующей литературе. Используя терминологию и общую схему теории естественного права (естественное состояние, переход к гражданскому обществу и государству), Руссо разрабатывает совсем иную доктрину. Абстрактные построения философии рационализма он заполняет историческим содержанием. Руссо стремится проследить возникновение и развитие общества, объяснить внутреннюю динамику этого процесса. Рассуждения мыслителя о поступательном развитии общества за счет углубления общественного неравенства содержат элементы исторической диалектики. Согласно взорам Руссо, в естественном состоянии (как в первом, так и во втором) права не существует. Применительно к изначальному состоянию им была отвергнута мысль естественных прав человека. На самых ранешних этапах человеческой истории у людей, по мнению философа, вообще не было представлений о праве и морали. В своём описании "самой счастливой эпохи", предшествующей возникновению принадлежности, Руссо употребляет термин "естественное право", но употребляет его в специфическом смысле – для обозначения свободы морального выбора, которой люди наделены от природы, и возникающего на данной почве чувства естественной (общей) для всего человеческого рода справедливости. Понятия естественного права и естественного закона утрачивают у него юридическое значение и стают только моральными категориями. Что касается деспотии, либо второго естественного состояния, то в нём все деяния определяются силой, и, следовательно, тут тоже нет права. "Слово право ничего не добавляет к силе. Оно тут просто ничего не значит", – указывал Руссо. Основанием права, по словам мыслителя, могут служить лишь договоры и соглашения. В противовес естественному праву им была выдвинута мысль права политического, т.Е. Основанного на договорах.
К числу теоретиков государственного социализма (коммунизма) относится Морелли (около 1715-?). Основное его произведение "Кодекс природы либо истинный дух ее законов" (1755 г.) Содержит теоретическое обоснование строя, основанного на публичной принадлежности, и нечто вроде проекта конституции грядущего общества: "эталон законодательства, согласного с намерениями природы". Доктрина Морелли базирована на неких положениях теории естественного права. Морелли изображает естественное состояние как золотой век, когда люди подчинялись лишь законам природы, предписывающим общность имуществ и всеобщую обязательность труда. Учреждение частной принадлежности "перевернуло вверх дном законы природы", исказило страсти людей, породило жадность. Появилась "всеобщая чума – частный энтузиазм – эта изнурительная заболевание всякого общества". В итоге для подчинения людей порядку пришлось издать великое множество "ожесточенных и кровавых законов, против которых природа не перестает возмущаться". Морелли настойчиво подчеркивал связь страны, политики, морали с отношениями принадлежности. Морелли излагает понимание свободы, хорошее от того, которое доказывали буржуазные просветители: "Истинная политическая свобода человека состоит в беспрепятственном и безбоязненном использовании всем, что может удовлетворить его естественные и, следовательно, законные желания".
Во Франции XVIII в. Появились и развивались теории общинного безгосударственного социализма и коммунизма. Одна из них изложена в произведении сельского священника Жана Мелье (1664-1729 гг.), Вошедшем в историю под заглавием "Завещание". В "Завещании" содержится своеобразное понимание естественного права. Одной из центральных идей Мелье является мысль прав трудящегося народа: "Противно разуму и справедливости обременять народные массы невыносимым бременем и к тому же отдавать их в жертву несправедливости и подавлению со стороны тех, кто причиняет им всяческое зло . Нет справедливости в том, чтоб одни несли все тяжести труда и неудобства жизни, а остальные, не зная заботы и труда, наслаждались одни всеми благами и удобствами жизни". Коль скоро для общего труда нужно объединение усилий народа и управление им, нереально предположить реальное существование обособленных, отдельных индивидов, а тем самым "естественного состояния", предшествовавшего публичному. США как независящее правительство появились в итоге войны 1775-1783 гг. Британских колонистов против метрополии. С 70-х гг. Требования колонистов радикализируются, и в обоснование их берется естественно-правовая доктрина, разработанная к тому времени в Западной Европе.
В работе Континентального конгресса (1774 г.) Сохраняются еще оба идейных направления – в принятой конгрессом Декларации прав источниками права колонистов объявлялись "законы природы, английские конституционные установления и колониальные хартии". Конгресс назначил, что колонисты владеют естественными правами на жизнь, свободу и собственность.
Решающее действие на формирование политической и правовой мысли в колониях оказала передовая в то время естественно-правовая теория в трактовках Гоббса, Мильтона, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо.
Более крупными представителями политической и правовой идеологии США этого времени были активные участники освободительного движения в колониях Томас Пейн, Томас Джефферсон и Александр Гамильтон.
Как и многие остальные представители естественно-правовой теории того времени, Томас Пейн (1737-1809 гг.) Различал естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему по природе, "по праву его существования". К ним Пейн относил право на счастье, свободу совести, свободу слова. Этими правами человек владел в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (тут он близок к Локку) и которое, по его мнению, сохранялось тогда ещё у североамериканских индейцев. С образованием общества и страны люди передали часть собственных естественных прав в "общий фонд". Так появляются гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества. Это те права, которые человек не способен защитить собственной властью. К ним Пейн относил и право принадлежности – право обретенное, а не естественное. Как и Руссо, Пейн считал, что в естественном состоянии не было частной принадлежности на землю – земля была "общей собственностью человеческого рода". совместно с ней возникает и деление людей на богатых и бедных. По природе все люди равны в собственных правах, а деление на богатых и бедных является следствием появления частной принадлежности (у идейного противника Пейна А. Гамильтона деление на богатых и бедных имеет естественное происхождение).
Одним из первых в Северной Америке Пейн еще в 1775 г. Выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов. Как и Пейн, Томас Джефферсон (1743 – 1826 гг.) Воспринял естественно-правовую доктрину в ее более радикальной и демократической трактовке. Отсюда близость его политических и правовых взглядов к идеям Руссо. Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона об публичном договоре как базе устройства общества, дающей всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала мысль народного суверенитета и равенства людей в политических, в том числе избирательных, правах. Ещё большее значение имело то событие, что Джефферсон был автором проекта Декларации независимости – конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, доказывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независящего страны. Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и рвение к счастью".
В списке названных в Декларации неотъемлемых прав нет права принадлежности, содержавшегося, как отмечалось, в Декларации прав I Континентального конгресса. Отсутствие этого самого принципиального, священного для буржуазного общества права разъясняется влиянием Пейна, которого в американской исторической литературе время от времени называли автором Декларации независимости, хотя он сам недвусмысленно указывал, что её автором является Джефферсон (выше было сказано, что Пейн считал право принадлежности приобретенным правом и, следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам человека). Но всё таки свобода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам как гарантия свободы принадлежности. Фактически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно воспользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. Право на собственность.
Американские мыслители не внесли значительно новейших положений в западноевропейскую естественно-правовую доктрину. Но бесспорна их награда в её пропаганде и уникальной трактовке неких положений применительно к обстановке Войны за независимость и последующего конституционного дизайна США.
Оценивая политические и правовые взоры Пейна, Джефферсона и Гамильтона, нужно иметь в виду и ещё одно существенное событие – в первый раз в истории идеи естественно-правовой доктрины были конкретизированы в конституционных установлениях, закреплены в конституционных документах. Так, Декларация независимости Соединенных Штатов, провозглашая образование США как независящего страны, закрепила развитые Пейном и Джефферсоном идеи народного суверенитета и права народа на революцию. Если теория Локка только обрисовала утвердившийся в Англии в итоге буржуазной революции гос строй, то сложившиеся под её влиянием (как и под влиянием теории Монтескье) взоры Гамильтона послужили теоретической базой для разработки Конституции США 1787 г. 26 августа 1789 г. Во Франции Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина, где торжественно провозглашалось: "Люди появляются и остаются свободными и равными в правах". Декларация закрепляла естественные и неотъемлемые права человека (на свободу, собственность, сохранность и сопротивление подавлению), равенство людей перед законом, а также принцип разделения властей. Значение Декларации состояло в том, что она была одним из первых конституционных актов, провозгласивших формально-юридические свободу, права и равенство людей.
Управляющий
Петербургской таможней
Теоретической основой политико-правовых взглядов Радищева были идеи естественного права и публичного контракта, более радикальные концепции Просвещения. "Крестьянин в законе мёртв", – писал Радищев о законодательстве самодержавной России. Радищев обосновывал несостоятельность крепостничества с позиций теории естественного права. Положительный закон обязан иметь основание в естественном законе; по природе все люди равны, и если одни порабощают остальных, то "тут никакой не можно быть связи, разве насилие". Крепостное право противоестественно, потому оно является не правом, а насилием, которому порабощенные могут противопоставить силу же; оно противоречит публичному договору, поскольку общество создано для обеспечения интересов всех и каждого, а не порабощения одной его части другой.
В "Путешествии из Петербурга в Москву" сделаны конкретные выводы из общетеоретических посылок естественно-правовой школы.
На всех этапах собственного творчества Радищев отстаивал естественные права личности (право на вольность, на сохранность), равенство людей перед законом и трибуналом, свободу мысли, слова, право принадлежности и др.
АНТИЕСТЕСТВЕННОПРАВОВЫЕ" КОНЦЕПЦИИ
В итоге буржуазных революций в развитых странах Европы были проведены преобразования правовых систем, в особенности частного права, конкретно связанного с регулированием товарно-денежных отношений. Юридическое мировоззрение воплотилось в работающем, положительном праве. Этим обусловлены отказ большинства буржуазных теоретиков от идей естественного права и критика этих идей. То и другое нашло выражение в юридическом позитивизме, выступившем против дуализма теории естественного права, т.Е. Против представления о существовании рядом с положительным правом более высокого по своему значению права естественного, требующего воплощения в законодательстве.
Критика идей естественного права содержалась
в трудах Бентама, а отказ от этих идей
показали уже комментаторы послереволюционного
законодательства Франции: "Я не знаю,
что такое гражданское право, – рассуждал
один из них, – меня интересует лишь Гражданский
кодекс".
Отождествление права с законом имело верно выраженные идеологические и практические цели. Оно было ориентировано против оценки и критики положительного, уже работающего права гражданского общества с позиций естественного права (еще сохранявшего гуманистический заряд романтических иллюзий революционной эры). К критике естественно-правовой теории юридический позитивизм подошел по другому, чем историческая школа права. В различие от последней, сначала использовавшей терминологическую оболочку опровергаемой теории (естественное право в трактовке Г. Гуго тождественно положительному), юридический позитивизм с самого начала принципиально отрицал другое право, не считая положительного (отсюда само заглавие этого направления). В поле зрения юридического позитивизма – не исторически сложившийся обычай, а закон, нормативный акт, установленный властью; происхождение закона, его обоснование, исследование обстоятельств его принятия вообще выводятся за пределы правоведения. Наконец, отождествление права с законом ("тексты закона дают право") обусловило распространение юридического позитивизма по мере ликвидации феодальных институтов и воплощения буржуазных правовых принципов в нормативных актах.