Воспитание детей в дворянских семьях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:14, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение составляющих воспитания в дворянском обществе, а именно целей, содержания, методов и результатов педагогического воздействия на детей как со стороны родителей и домашних воспитателей, так и в условиях учебных заведений.
Объектом исследования в реферате является воспитание детей в России.
Предметом реферата являются особенности воспитания дворян в России в XVIII – XIX в.в.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Образ жизни русского дворянства………………………………..…………4
2.Содержание дворянского воспитания…………………………..………......7
3. Условия домашнего воспитания детей в дворянских семьях……………10
4. Воспитание и обучение дворян в учебных заведениях…………..……….16
Заключение…………………………………………………………………...….21
Список использованной литературы……………………………………..…….23

Файлы: 1 файл

vospitanie detei dvorian.docx

— 52.44 Кб (Скачать файл)

 

3. Условия домашнего воспитания детей в дворянских семьях

Домашнее воспитание дворянских детей чаще всего было поверхностным, хотя цели и качество обучения зависели не только от учителей, но и от состоятельности семьи и ее духовной направленности.

Родители, занятые усадебным хозяйством или светской жизнью, уделяли воспитанию детей мало внимания. В дворянских семьях детям часто не хватало родительской ласки и проявлений нежной привязанности. 

Согласно исследованиям Подольцева А.С. дворянская семья объединяла гораздо более широкий круг людей, нежели современная семья. Многочисленные родственники могли довольно активно вмешиваться в воспитание детей; представление о том, что оно является исключительной прерогативой отца и матери, тогда, кажется, не существовало.

Разумеется, нельзя подводить под один шаблон все дворянские семьи. Но все, же во всем многообразии дворянского семейного быта просматриваются некоторые общие черты.

С одной стороны, воспитание ребенка совершенно беспорядочно: няни, гувернеры, родители, бабушки и дедушки – все воспитывают его по своему усмотрению и по мере желания.

С другой стороны, он вынужден подчинятся единым и достаточно жестким правилам поведения, которым сознательно учат его все понемногу.

Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве одного из основополагающих элементов патриархального иерархического общества. В почитающей традиции дворянской семьи авторитет отца был безусловным и не подлежащим обсуждению. Именно отец оказывал влияние на сына. Мысль об отце должна быть «тайной совестью» мальчика. [16, с. 9]

Хотя многие дети учились дома, день их был строго расписан, с ранним подъемом, уроками и разнообразными занятиями.

Завтраки, обеды и ужины проходили в кругу семьи, всегда в определенные часы. Хорошие манеры были обязательны; нарушение этикета, правил вежливости, внешнего почета к старшим не допускалось и наказывалось строго. Дети никогда не опаздывали к завтраку и обеду, за столом сидели смирно и корректно.

Естественность и непринужденность, с которой светские люди выполняли все требования этикета, была результатом целенаправленного воспитания. Соответствующие привычки прививались с раннего детства.

Муравьева О.С. раскрывала этапы дворянского воспитания следующим образом.

Пора беззаботного детства заканчивалась для дворянских детей рано, в четыре-пять лет. Основой домашнего воспитания на этом этапе являлось формирование у ребенка религиозно-нравственных устоев. Его знакомили с системой христианских этических норм и традиций, определяющих стиль поведения дворянина, при помощи целого комплекса разных, внешне порой никак между собой не связанных требований и педагогических приемов. Молитвой начинался и заканчивался день для детей в дворянских семьях. По воскресеньям и праздникам они вместе с родителями посещали церковь.

Первыми домашними учителями дворянских детей, особенно в провинции, были сельские священники и дьячки, а также грамотные крепостные. Они знакомили ребенка с христианскими заповедями, давали ему первые уроки общения с природой, учили началам счета и грамоты по Часослову и Псалтыри; причем каждодневное учение начиналось и заканчивалось молитвой.

В дворянских семьях существовала развитая система наказаний за различные проступки, в том числе и за недостаточное усердие в учебе. Детей лишали сладкого или заставляли во время обеда стоять у стола, ставили на колени лицом в угол на несколько часов, закрывали в темной комнате, били деревянными лопатками или линейками по рукам, секли розгами, плетью и даже хлыстом из «подошвенной» кожи. Нередко в комнате, где проходили занятия, на стене висела плеть или в углу в ведре стояли розги как весомый аргумент в пользу прилежной учебы и хорошего поведения. Большого вреда для детской психики в таком отеческом наказании родители не видели. Наказания широко употреблялись не только родителями, но и домашними педагогами. Жестокость родителей и учителей часто навсегда отбивала желание заниматься тем или иным предметом. Иногда телесное наказание принимало характер глумления над ребенком. Телесным наказаниям подвергались и девочки. Другой широко распространенный прием заключался в том, что детей, нередко не щадя их самолюбия, стыдили в присутствии взрослых, а также старших и младших братьев и сестер. Страх и благочестие были неотъемлемыми элементами домашнего воспитания.

По мере взросления детей, с шести-семи лет, программа их обучения существенно расширялась, и менялся круг наставников. Главную роль в воспитании на этом этапе играли иностранные гувернеры и педагоги.

Выбор предметов, которые преподавались дворянским детям, как правило, зависел от благосостояния и культурного уровня родителей, а также от наличия педагогов. В числе общеобразовательных предметов преподавались древние и новые языки: латынь, французский как язык дворянского сословия, а также, если была возможность, немецкий и исключительно редко английский или итальянский, всеобщая и русская история, география, физика, астрономия, арифметика и геометрия, русская словесность, рисование и музыка. Наряду с общеобразовательными предметами во второй половине XVIII — начале XIX в.в. обязательной частью домашнего воспитания мальчиков было обучение военным наукам, поскольку при определении в военную службу дворянским недорослям предстояло сдать специальный экзамен.

Огромное внимание при воспитании дворянина обращалось на физическую подготовку. Мальчиков обучали гимнастике, фехтованию, верховой езде, плаванию, танцам и охоте. Широко практиковались длительные прогулки на свежем воздухе при любой погоде, а также подвижные игры, развивавшие у ребенка быстроту, ловкость, силу и выносливость.

Домашнее воспитание девочек вообще мало отличалось от воспитания мальчиков. Из рук няни девочки поступали под надзор иностранной гувернантки, которой, так же как и гувернеру у мальчиков, родители практически передавали «свои родительские обязанности и власть».

В целом обучение девушек было, как правило, более поверхностным, чем обучение юношей. Оно ограничивалось знанием одного-двух языков, обычно французского и немецкого; владение английским языком уже свидетельствовало о более высоком, чем средний, уровне образованности девушки. Кроме того, девочкам преподавали общеобразовательные дисциплины, танцы и игру на каком-либо музыкальном инструменте, пение и рисование, а также различные рукоделия. Главное внимание в воспитании девочек, как, впрочем, и мальчиков, уделялось усвоению хороших манер и светского этикета. Большую роль в воспитании детей в дворянских семьях играл сам стиль усадебной жизни, круг общения. [14, с. 32]

В исследованиях Латышиной Д.И. обозначено несколько типов домашних воспитателей для детей дворянского сословия: кормилицы, няни, бонны, гувернеры, гувернантки, учителя, домашние наставники, дядьки. Сложилась определенная типология лиц, отвечающих за воспитание и обучение детей.

Кормилица – первый воспитатель, к которому попадает ребенок. Кормилицы нанимались для детей до 1 года. Влияние на ребенка со стороны кормилицы было огромно, поэтому и требования к ней были высоки: отменное здоровье соблюдение правил гигиены, психическая уравновешенность, внимательное и чуткое отношение к детям. Как правило, кормилицами становились женщины из низших слоев общества – неграмотные, полные суеверий и предрассудков крестьянки, которые ради получения дополнительного заработка вынуждены были оставлять своих родных детей.

Няня часто являлась духовной кормилицей ребенка. В России в няни шли женщины самого различного возраста и положения, от девочек 14 – 16 лет до пожилых кормилиц, которые сумели приноровиться к требованиям своей хозяйки и оставались с ребенком до его поступления в какое-либо учебное заведение или до прихода частных учителей.

Среди нянь чаще всего встречались молодые необразованные женщины. В их обязанности входило мытье, одевание, кормление ребенка. Во многих семьях няня была гораздо ближе, ласковей и нежней для малыша, чем мать, многие матери – светские богатые женщины слишком много времени отдавали развлечениям и пренебрегали воспитанием своих детей, если и заглядывали к ним в «детскую», то только потому, что больше нечего было делать. Няня же все свое время проводила с ребенком, привязывалась к нему, во многих семьях являлась единственным другом и утешителем для малыша.

Сердечные отношения с няней, ее нежность и теплота согревали детство многих людей из дворянской среды и оставляли свой отпечаток на их характере и воззрениях. Кроме того, няня приобщала ребенка к народным обычаям и традициям, к крестьянской культуре.

Бонна – должность, представляющая нечто среднее между няней и гувернанткой. Бонны присматривали за детьми более старшего возраста. Обычно боннами были иностранки (немки или француженки), в естественной обстановке обучающие детей своему родному языку.

Гувернер – это наемный домашний наставник, призванный образовывать детей. В основные его функции входило обучение детей иностранным языкам, музыке, пению, танцам, нормам этикета. Гувернеры постоянно, ежечасно следили за тем, чтобы ребенок соблюдал правила поведения в обществе, избавляя от этой утомительной обязанности родителей, которые могли себе позволить не досаждать детям замечаниями и наставлениями.

Основополагающим в воспитании детей являлось привитие им гувернерами привычки беспрекословного послушания родителям и почитания старших.

Большинство приезжающих в Россию гувернеров, были людьми совершенно неподходящими для педагогической деятельности. Их принимали по внешнему виду, не разбираясь в том, кем они были на родине – лакеями, мастеровыми или беглыми офицерами. Так, одни простодушные родители наняли сыну гувернером чухонца в полной уверенности, что это француз, и тот обучил их сына вместо французского языка финскому. Добыть хороших учителей было чрезвычайно трудно.

Учителями для мальчиков и девочек кроме гувернеров и гувернанток нередко нанимали и преподавателей-предметников. В большинстве своем уже в XIX в. это были учителя гимназии, которые должны были проходить с детьми гимназический курс наук. Усваивался он по-разному, в зависимости от знаний и умений учителя, а также прилежания учеников. В отдельных случаях пробелы домашнего воспитания компенсировались наличием богатых библиотек, которыми открыто и тайно пользовались дети.

Учить детей частным образом разрешалось (с конца XVIII в.) лицам, получившим высшее образование, отставным военным и гражданским чиновникам, вышедшим в отставку учителям.

Домашние учителя раз в год представляли директору училищ отчеты о своей работе вместе с отзывами от нанимателей и предводителя уездного дворянства. Педагог, который подготовил троих учеников, поступивших в университет, получал звание заслуженного и имел право на государственную пенсию. [9, с. 195]

Таким образом, важнейшими дворянскими добродетелями являлись честь, храбрость, выносливость, нравственность, они составляли основу целей и методов воспитания дворян. Домашнее воспитание имело огромное значение для развития ребенка в русской аристократической семье. Оно закладывало основу умственного, физического, нравственного развития личности, ведь именно семья является первой средой, куда попадает ребенок, и именно здесь проявляются его первые жизненные потребности и интересы. Домашним воспитанием дворянских детей занимались различные наемные воспитатели, а вот родительского тепла детям часто не хватало.

 

4. Воспитание и обучение дворян в учебных заведениях

Для того чтобы составить представление о характере воспитания дворянских детей в воспитательных заведениях, обратимся к описанию двух из них: Первого кадетского корпуса (впоследствии – Сухопутного шляхетского кадетского корпуса) и Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. Они являлись ведущими учебными заведениями для детей из дворянских семей в XVIII – XIX в.в.

Первый кадетский корпус. До XVIII в. в России для дворянства, которое обязано было нести для государства военную службу и получать образование, почти не было школ ни для специального военного, ни для общего образования. Мысль об учреждении такого учебного заведения, которое могло бы подготовить будущих офицеров для армии, впервые была высказана сподвижником Петра Великого — графом Ягужинским и был подготовлен доклад об учреждении в Петербурге Корпуса кадетов. Открытие же Корпуса состоялось позже, в 1732 г.

Организация работы кадетского корпуса раскрыта в трудах Латышиной Д.И. Сухопутный шляхетский корпус (Первый кадетский корпус) учреждался для 200 детей дворянского происхождения. Организация учебного процесса была связана с определенными трудностями, многое приходилось делать, что называется, «на ощупь», поэтому неизбежны были ошибки. Принятая в корпусе система обучения была далека от совершенства. Преподаватели редко объясняли материал, а требовали от учащихся заучивания разделов, самостоятельная работа кадет также ограничивалась зубрежкой. Процесс обучения был однообразным, скучным и не возбуждал интереса у учащихся. Хотя уже и тогда были попытки хоть как-то разнообразить занятия, вводя определенные элементы наглядности.

Что касается нравственного воспитания в Сухопутном кадетском корпусе, то на этот счет есть различные мнения, однако несомненно, что в первые годы существования корпуса повторялись старые ошибки, поскольку живы были воспоминания о петровских военно-учебных заведениях и царивших в них порядках. Кадеты рассматривались как «нижние чины», и соответственно требования к ним ничем не отличались от требований командира роты к своим солдатам. Их также наказывали за нарушение установленных порядков и правил. И так продолжалось до тех пор, пока корпус не возглавил И.И. Бецкой. Под его руководством произошел рад преобразований в корпусе. [9, с. 197-198]

В 1766 году И.И. Бецкой составил «Устав Шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества». [2]

Все принятые мальчики распределялись по пяти возрастам.

В каждом возрасте кадету нужно было находиться по 3 года и обучаться «по склонностям и согласно подготовки наукам».  Родители охотно отдавали своих детей на обучение в корпус, хотя на протяжении всех 15 лет учебы они не могли требовать  возвращения сына домой.

Информация о работе Воспитание детей в дворянских семьях