Одаренные дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 06:56, реферат

Описание работы

Среди других авторов хотелось бы выделить К. Абромс, профессора факультета образования в университете Нью-Орлеана. Начиная с 1977 года она ведет в этом университете исследовательскую и практическую работу с одаренными детьми и является автором многих статей, посвященных проблемам социального развития талантливого ребенка.

Содержание работы

Предисловие
Многогранность одаренности
Познание
Психосоциальные аспекты
Физические характеристики одаренности
Родителям на заметку
Открытие ребенка
Взаимоотношения в семье
Вывод

Файлы: 1 файл

Семейная педагогика.docx

— 49.93 Кб (Скачать файл)

  Одной из наиболее важных черт для внутреннего paвновесия одаренного человека является хорошо развитое чувство юмора. Талантливые люди обожают нecoобразности, игру слов, «подковырки», часто видя юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. (Правда, немногие из нас настолько уверены в себе, чтобы от души посмеяться над шуткой, если объектом ее являемся мы сами.)                

  * IQ—коэффициент интеллекта, то есть количественный показатель уровня интеллектуального развития. Обычно у среднего человека IQ равен 90- 100 баллам.

 

  Одаренные малыши постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Но поскольку одаренные дети в некоторых вещах делаю, успехи, недостижимые для большинства их ровесников, родители таких детей (а через них и сами дети) склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях. Преувеличенные ожидания взрослых мы называем «эффектом ореола» и привлекаем к нему внимание каждого, кто работает с одаренными детьми на любой стадии их развития. В раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированны, как и их сверстники. Порой они более красноречивы — поскольку их умение выражать себя более совершенно. Однако их замечательные речевые способности могут привести и к тому, что взрослые начинают неверно воспринимать уровень их эмоциональной зрелости — а это усугубляет проблему.

  Исследования  показывают, что страхи маленьких  детей обычно лишены реализма. Родителям  выросших в городе шестилеток трудно понять, отчего их дети больше всего  боятся львов или тигров, а вовсе  не автомобилей, которые для них  представляют гораздо более реальную опасность. Для одаренных же детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.

  Один  из столпов в изучении одаренных  людей, Гауэн (1972), называет экстрасенсорное восприятие в качестве одного из исключительных свойств людей, принадлежащих к этой категории. Учителя начальных классов для одаренных детей довольно детально описывали несколько случаев такого экстрасенсорного общения. Один мальчик считал себя ненормальным из-за своих способностей к чтению мыслей и предвидению. Естественно, что и учитель был в шоке от такого откровения. В действительности мы знаем так мало о биохимии и электрической активности мозга, что былo бы непростительным легкомыслием отвергать возможность телепатии или ясновидения — пусть даже они и находятся на периферии внимания большинства ученых, занимающихся эмпирикой. Такие свойства встречаются сравнительно часто у высокоодаренных людей. Относиться к ним нужно с пониманием, так как недоверие может только усугубить их подозрения о сообщенной ненормальности. Они нуждаются в поддержке, а не в насмешке. Может быть, они видят более ясно то, что менее восприимчивые смертные «видят в мутном зеркале».

  В дошкольные годы одаренные дети — как и их менее способные ровесники — являются возрастными эгоцентристами в своем толковании событий и явлений. Эгоцентризм — термин, данный нам Пиаже, — помогает понять качественные различия между интуитивным, анимистическим восприятием дошкольников и более рациональным, ориентированным на конкретную реальность воззрением старших детей. Эгоцентризм здесь не означает эгоизма с его обычной негативной окраской. Он лишь проецирование собственной восприятия и эмоциональной реакции на явления, ума и сердца всех присутствующих. Обычно мы называем это «односторонним восприятием». Неумение воспринимать отношение других людей к кому-либо или к чему-либо в обиходе можно назвать односторонностью. Мы не терпим этого во взрослых, но это абсолютно нормально для дошкольников, какими бы умницами они ни были. По мере того как развивающийся мозг ребенка начинает воспринимать собственную работу, ребенок начинает понимать, что он способен думать: ученые теперь называют это метапознанием. Ребенок уверен, что его восприятие явлений и событий идентично одновременному сознательному восприятию и у всех других. Иными словами, все воспринимают и понимают одно и то же событие или явление одинаково. Мы, взрослые, хотя и понимаем, что это на так, но никогда до конца не вырастаем из этого эгоцентризма, присущего детям от 3 до 5 лет, и нам весьма трудно воспринять другую точку зрения — особенно если она основана на параллельном опыте. Когда детский эгоцентризм сопровождается чувствительностью и раздражением от неспособности сделать что-то (и то и другое характерно для одаренных детей), могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками. Наиболее распространенное в таких случаях средство — обсудить проблему с необычайно «речистым» малышом. Ребенок пока не способен понять, что другие воспринимают мир совсем не так, как он. В последующих главах мы рассмотрим некоторые приемы и методы решения таких возрастных проблем.

  Таким образом, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия  их со стороны сверстников, а это  развивает в них негативное восприятие самих себя, что подтверждают многие исследования. Наиболее полезным с точки зрения формирования здорового самовосприятия и чувства полноценности является общение с такими же одаренными детьми, причем с самого нежного возраста. Семьи, где принято помогать друг другу и где родители, братья и сестры вместе занимаются всеми делами, также укрепляют позитивное самовосприятие каждого ребенка. В этой связи грустно заметить, что родители одаренных мальчишек стремятся иметь гораздо меньше детей, чем средняя семья.

  Физические  характеристики одаренности

  Существуют  два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый — это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в очках. Другой же — выдвинутый Терменом в его монументальной работе «Изучение гения» в 1925 году — говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Хотя второй образ предпочтительнее первого, оба они достаточно далеки от истины. Термен проводил свое исследование среди белых семей среднего и высшего класса: эта группа населения действительно отличается более высоким ростом, физической силой, здоровьем. Существует мнение, что ее представители более привлекательны, чем представители других групп американцев. Но если мы расширим диапазон определения, для того чтобы включить все разнообразие одаренности и избежать социальных и культурных предубеждений стандартного тестирования, мы увидим, что физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети. Нет никакого смысла делать стереотипные обобщения относительно рост веса, здоровья или внешности одаренных детей. Они достаточно привлекательны и своим разнообразием.

  Замечено, что талантливых взрослых людей  отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна. Но только ли талантливым взрослым это свойственно? Родители не могут взять в толк, что же они делают не так, когда педиатр говорит им, что их новорожденный ребенок должен спать 20 часов в сутки. Измученным мамам и папа кажется, что ребенок 20 часов бодрствует! Это, конечно, преувеличение, но большинство опрошенных родителей утверждает, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и слишком рано отказались от дневного сна. Такие рассказы настолько обычны, что рождают гипотезу о генетическом, метаболическом обосновании такого поведения. Свойство, которое может способствовать высокопродуктивной работе взрослого, в детстве порой доставляет немало неприятное родителям.

  Тонкая  моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятие и механическим движением  гораздо более связан с возрастом  и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или  клеить может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, а  писать может быть сложна чем читать или говорить. Такая неровность в  сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка. В составлении ранних программ обучения для одаренных детей требуется точная индивидуализация, с тем чтобы не допустить отвращения к основным навыкам, которое может остаться у ребенка на всю жизнь.

  Всe вышесказанное предлагает краткое описание лишь немногих граней одаренности. Здесь упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщают исследователи и родители, характеризуя одаренных детей, с которыми они сталкиваются. Каждый ребенок обладает и уникальными свойствами, которые остались за рамками вышеизложенного, но придают ребенку особую привлекательность. Описание всех этих свойств заняло бы слишком много места. Они равно необходимые компоненты в нашем открытии и в радости, которую приносит каждый ребенок.

  2. РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

  Понятно, что чаще всего именно родители первыми  замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так  как не существует какого-то стереотипа одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности по-своему.

  Чаще  всего одаренность ребенка остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным.

  Иногда  родители сопротивляются причислению  своих детей к одаренным. Объясняется  это, очевидно, тем, что родители одаренных  детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений и  ценное общества в целом. Прославление «простого человека и не всегда адекватное применение демократичен ценностей  много сделали для прошлого и  настоящего антиинтеллектуализма в  Америке (Hofstader, 1963). •

  Многие  родители заявляют: «Я не хочу, чтобы  мой ребенок был одаренным, пусть  лучше он будет нормальным, счастливым ребенком — таким, как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» — они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям. Ребенок остался тем же, но родительское восприятие изменилось: родители начинают нервничать, задаваться вопросом: «А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?» В таких случаях напряжение может вытеснить радость из семейных отмщении. Существует также вероятность, что самовосприятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности.

  Пытаясь понять родительские переживания и  дать них ответ, задаешься весьма серьезной проблемой: действительно  ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным — значит быть ненормальным не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и и родителями. Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству; такие стереотипы необходимо развенчивать и уничтожать. Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам, во всяком случае уж никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым.

  Идеальная родительская реакция радостного приятия должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка.

  Возвращаясь к изначальному заявлению о том, что первооткрывателями одаренных  детей являются родители, уместно вспомнить, каковы же основные поведенческие характеристики одаренного ребенка, описанные в литературе и упоминаемые родителями (Vail, 1979; Martinson, 1974). Наиболее часто родители отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство («Она задает миллион вопросов обо всем на свете!») и цепкую память (Он все запоминает в таких деталях»). Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием («Она все на лету схватывает») воображением («Он играет с воображаемыми друзьями» или «Она рассказывает мне такие фантастические истории»), в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует переоценивать. Разного рода телепрограммы, развивающие игры, а также общение с родителями или старшими братьями и сестрами могут помочь вполне обычному ребенку справиться с теми или иными задачам.

  В 1936 году Термен и Майлз отметили явление, характерное для белых американских семей среднего достатка. В центре внимания их исследования оказал» 1200 одаренных детей и их семьи, причем родители ни» чего не подозревали об одаренности своих отпрысков, Как раз это им и предстояло определить. Только 3/4 родителей сумели обнаружить интеллектуальную одаренность своих детей: у девочек до 3,5 года, у мальчиков несколько позже (по наблюдениям ученых, это объясняется тем, что матери больше разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями) (Moss, 1967). То есть мерилом одаренности, согласно результатам этого исследования, служит речь и словарный запас.

  Несмотря  на всю важность исследования Термена  и Майлза для понимания феномена одаренности, следует отметить, что оно проводилось лишь среди белого населения среднего достатка. В то время как родители принадлежащие к другим культурным традициям, в воспитании детей делают акцент на иных чертах поведения, так что характеристики, предложенные Терменом и Майлзом для раннего выявления одаренности, пригодны для разных культурных и социальных слоев далеко не всегда.

  Как мы уже говорили, одаренные дети проявляют свои способности по-разному, а иногда предпочитают их и вовсе  не проявлять. Отнюдь не все исключительно  способные дети рано начинают говорить, даже если для этого имеются соответствующие  условия. Одна мой знакомая, молодая  женщина, до 3 лет не говорила вообще, а потом начала говорить целыми предложениями. Первые годы пребывания в школе она также отказывалась говорить, потому что учителя обращались к ней не по тому имени, которое она предпочитала. Ни мать, ни учитель не замечали каких-то особых способностей у девочки. В колледже ее средний балл был 3: получала пятерки по математике и другим точным наукам, которые ей нравились, и двойки по нелюбимым предметам. Сейчас она успешно работает в области компьютерной техники.

Информация о работе Одаренные дети