Муниципальное право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 04:21, курсовая работа

Описание работы

До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие "муниципальная служба" в законодательстве не использовалось, ибо служащие местных органов государственной власти (местных Советов и их исполнительных комитетов) являлись государственными служащими.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА - НОВЫЙ ВИД СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
2ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ 10
3ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУБЪЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
4ПОЛНОМОЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список используемой литературы: 32

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Служба  как один из видов социальной, общественно-политической деятельности в любом обществе, в  любом государстве выступает  в качестве необходимого условия  нормальной жизнедеятельности общества.

     Служебная деятельность в современном обществе подразделяется, прежде всего, на два основных вида: государственную службу и негосударственную службу.

     Федеральный закон от 5 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах государственной службы...") под государственной службой понимает профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 2). Однако не все лица, занимающие должности в органах государственной власти, являются государственными служащими. Закон в ст. 1 устанавливает государственные должности, не входящие в сферу государственной службы (государственные должности категории "А"). Эти государственные должности введены "для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие)". На них не распространяются нормы законодательства о государственной службе, к которой относятся должности категории "Б" (устанавливаются для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А"), а также должности категории "В", учреждаемые для исполнения и обеспечения полномочий государственных органов. Должности категорий "Б" и "В" Закон определяет как "государственные должности государственной службы". Кроме того, в штатное расписание государственных органов могут включаться должности, не относящиеся к государственным: они необходимы для технического обеспечения деятельности государственных органов.

     Функционирующие в обществе другие виды служб, среди которых, прежде всего, следует назвать муниципальную службу, законодательно отделены от государственной службы и нуждаются в специальном правовом регулировании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1МУНИЦИПАЛЬНАЯ  СЛУЖБА - НОВЫЙ ВИД СЛУЖБЫ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     Понятие "муниципальная служба" - сравнительно новое для нашего законодательства.

     До  перехода к организации местной  власти на началах самоуправления и  становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы  осуществления власти народа понятие "муниципальная служба" в законодательстве не использовалось, ибо служащие местных органов государственной власти (местных Советов и их исполнительных комитетов) являлись государственными служащими.

     Учреждение  муниципальной службы как нового вида служебной деятельности, обособление ее от государственной службы, обусловлено формированием в России местного самоуправления как специфического уровня власти, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Вместе с тем первые законы о местном самоуправлении - Закон СССР от 9 апреля 1990 г. "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" и Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР" - не использовали понятие "муниципальная служба".

     Служба  в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Понятия "государственный служащий" и "муниципальный служащий" были, по существу, равнозначными. Согласно такому взгляду, муниципальный служащий - это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления. Так, Д. Н. Бахрах, определяя в учебнике "Административное право" 1993 г. государственную службу, отмечает, что используемые им понятия "государственная служба" и "государственный служащий" понимаются широко, по-старому: как государственная и муниципальная служба, государственные и муниципальные служащие. Хотя надо отметить, что в этом учебнике содержится исключительно важный для понимания природы местного самоуправления вывод о механизме публичной власти как совокупности государственных и муниципальных органов, который позволяет ставить вопрос о двух основных формах публичной власти, власти народа: государственной власти и власти муниципальной (местном самоуправлении), имеющих свою специфику, свои отличительные признаки.

     Вопрос  о службе в органах местного самоуправления решается в зависимости от того, какое место государство отводит  муниципальным органам в общей  системе управления, какие задачи и функции признает за местным  самоуправлением. Известно, что в  дореволюционной России Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. и Городовое Положение от 16 июня 1870 г. не признавали государственного характера деятельности земских и городских органов самоуправления. Разработчики Положения 1864 г. и Городового Положения 1870 г. находились под значительным влиянием общественно-хозяйственной теории самоуправления и считали земские и городские органы самоуправления общественными по своей сути органами (отличными от государственных органов), решающими общественно-хозяйственные вопросы местной жизни. В силу этого служащие в земских и городских органах самоуправления не признавались государственными служащими. При Александре III были пересмотрены и Положение о земских учреждениях, и Городовое Положение. Теоретической основой произведенных изменений послужила государственная теория самоуправления, получившая распространение в литературе, научных и общественных кругах России в последней трети XIX в. Один из сторонников этой теории Н. И. Лазаревский определял местное самоуправление как систему децентрализованного государственного управления. По его мнению, государственная власть - это совокупность полномочий и монарха, и коронной администрации, и парламента, и органов самоуправления" . Согласно Положению о земских учреждениях 1890 г. и Городовому Положению 1892 г., выборные лица, занимающие должности в коллегиальных органах земского и городского самоуправления, стали считаться состоящими на государственной службе. Они имели право на чинопроизводство, на получение орденов и ношение мундира.

     Принятая  в 1993 г. Конституция Российской Федерации, стремясь обеспечить самостоятельность  местного самоуправления в решении  вопросов местного значения, установила в ст. 12, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Эта норма Конституции в совокупности с другими ее положениями о местном самоуправлении (ст. 3, 130, 131, 132, 133 и др.) послужила основой для формирования модели местного самоуправления, которая существенно отличается от той, что была закреплена в Законе РСФСР от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР". В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не могут рассматриваться в качестве структурных подразделений государственной системы управления. Самостоятельным объектом муниципальной деятельности Конституция считает вопросы местного значения. Органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены лишь органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными решением суда.

     Организационное обособление местного самоуправления в системе управления государством призвано также обеспечить возможность муниципальным образованиям, "не нарушая более общих законодательных положений", как провозглашает ст. 6 Европейской Хартии о местном самоуправлении, самим "определить свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление". В соответствии с данным положением ст. 131 Конституции РФ устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

     Таким образом, Конституция 1993 г., признавая и гарантируя местное самоуправление как самостоятельный уровень власти, организационно обособленный в системе управления обществом и государством, заложила правовую основу для учреждения муниципальной службы - нового вида служебной деятельности в нашем обществе.

     В Федеральном законе от 6 октября 2003. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 1) содержится следующее определение муниципальной службы: "Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий".

     Муниципальной службе присущи отличительные черты  и признаки, которые предопределяются конституционным статусом местного самоуправления, его местом и ролью в системе народовластия. Рассмотрим их.

     1. Прежде всего следует отметить, что муниципальная служба учреждается  и функционирует в сфере публичной  власти, ибо муниципальная деятельность  является публично-властной деятельностью.  Эта черта муниципальной службы сближает ее с государственной службой, тоже относящейся к сфере публичной власти. Муниципальная власть (местное самоуправление) и власть государственная - формы публичной власти. У них единый источник - власть народа. Государственные и муниципальные служащие участвуют в осуществлении функций государственных и муниципальных органов, в сфере публичной власти.

     2. Муниципальная служба имеет свои  специфические задачи, связанные  с обеспечением полномочий местного  самоуправления. К ним относится,  во-первых, обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Самостоятельность - одно из ключевых понятий, характеризующих сущность местного самоуправления как формы организации и осуществления власти. Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством (ст. 12 Конституции). Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективного функционирования демократических институтов управления, позволяющих выражать интересы и волю местного населения. Важную роль в этой системе играет муниципальная служба, которая выполняет роль одной из гарантий самостоятельности местного самоуправления.

     Во-вторых, к основным задачам муниципальной  службы относится обеспечение (наряду с государственной службой) прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования. Эта задача вытекает из положения ст. 18 Конституции, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют деятельность не только государственной власти, но и местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ  НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ 

     Конституция РФ, к сожалению, не использует понятия "муниципальная служба", "муниципальный  служащий". Одно из первых упоминаний о муниципальных служащих в федеральном законодательстве встречается в Федеральном законе от 6 декабря 1994 г." Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", ныне утратившем силу в связи с принятием 12 июня 2002 года, нового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

     Вместе  с тем муниципальная служба должна быть предметом конституционного регулирования. Во-первых, право равного доступа  граждан к муниципальной службе, как и право на участие в местном самоуправлении (одним из проявлений, гарантией которого является право равного доступа граждан к муниципальной службе), представляет собой один из важнейших элементов правового статуса гражданина. Право гражданина на участие в местном самоуправлении вытекает из ряда конституционных положений". Этот вывод справедлив и в отношении права равного доступа граждан к муниципальной службе. Статья 130 Конституции признает за гражданами право осуществлять местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Участие граждан в осуществлении местного самоуправления через выборные и другие органы местного самоуправления предполагает возможность граждан в качестве муниципальных служащих заниматься профессиональной деятельностью на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления, что вытекает из их конституционного статуса: государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19 Конституции).

     Во-вторых, муниципальная служба как предмет  регулирования представляет интерес  для Конституции с точки зрения разграничения полномочий в этой сфере между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов относит установление общих принципов организации местного самоуправления, не упоминая при этом муниципальную службу. Однако, будучи необходимым элементом организационной структуры местного самоуправления, муниципальная служба, как и общие принципы организации местного самоуправления, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Можно заключить, что на федеральном уровне должны закрепляться лишь общие принципы организации и деятельности муниципальной службы, ее основы.

     Проблема  правового регулирования муниципальной  службы на федеральном уровне выдвигает  две основные задачи. Необходимо определить, во-первых, какие вопросы муниципальной службы должны быть законодательно решены на федеральном уровне и, во-вторых, в каком объеме это должно быть сделано. Иначе говоря, речь идет о пределах правового регулирования муниципальной службы на уровне Российской Федерации, о разграничении полномочий в этой сфере между тремя уровнями власти: федеральным, субъекта Федерации и муниципальным. Свидетельством того, насколько актуальна эта проблема, является тот факт, что Президент Российской Федерации в свое время отклонил Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", поскольку, как констатировалось в обращении Президента по этому поводу к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания от 23 марта 1996 г., ряд положений Закона "является вторжением федеральных органов государственной власти в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так как законодательство о муниципальной службе относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Информация о работе Муниципальное право России