Творчество Джона Мильтона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:35, реферат

Описание работы

Утверждение новых социальных и экономических отношений, смена феодальной собственности буржуазной, обострение классовой борьбы, рост освободительного народного движения и противоречия складывающегося буржуазного общества - все это, отражаясь в литературе, определило боевую и политическую остроту творчества английских писателей XVII в. Наиболее полно и ярко Англия XVII в. предстает перед нами в творчестве крупнейшего писателя той эпохи Джона Мильтона. Рядом с его именем стоят имена Джерарда Уинстэнли и Джона Бэньяна

Содержание работы

Введение ....................................................................................................3

Часть1. Жизнь и личность Мильтона.......................................................4

Часть 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ ТВОРЧЕСТВА МИЛЬТОНА......................................................................................................8
2.1. Первый период...........................................................................................8
2.2. Второй период............................................................................................10
2.3. Третий период............................................................................................17

Заключение .....................................................................................................33

Список использованных источников.........................................................34

Файлы: 1 файл

Джон Мильтон.docx

— 90.31 Кб (Скачать файл)

Это подводит к группе памфлетов, в которых  Мильтон рассматривает вопрос о  свободе в частной жизни. По его  словам, это "включало рассмотрение трех важных вопросов: условий брачного союза, воспитания детей и свободного обнародования мыслей" [5, с. 183].

В памфлетах  и трактатах, посвященных вопросу  о разводе(1643-1645), Мильтон утверждает необходимость полной свободы человека в личной жизни. Будучи противником  внебрачных союзов, Мильтон, однако, решительно отходит от ханжеской религиозной  морали, устанавливая, что с нравственной точки зрения развод является не только допустимым. но в некоторых случаях  и абсолютно необходимым.

В трактате "О воспитании" Мильтон выступает  против "неизжитого схоластического  невежества варварских веков" и выдвигает  принципы гуманистического воспитания. Он полностью разделяет взгляд гуманистов Возрождения, утверждавших необходимость  всестороннего развития личности. "Я  называю совершенным и благородным  такое воспитание, - пишет он, - которое  делает человека способным выполнять подобающим образом, умело и великодушно, любое дело, личное и общественное, как в мирное время, так и на войне" [5, с. 183]. Читая описание образцового учебного заведения, - "академии", как ее именует Мильтон, - читатель невольно вспоминает гуманистические утопии, в частности Телемскую обитель и систему воспитания гуманиста Понократа, описанные у Рабле.

Педагогическая  система Мильтона также стремится  к тому, чтобы ни один час не был  потерян для учения. Он вырабатывает рациональный план занятий, который  сам характеризует как "наиболее близкий к типу древних и славянских школ Пифагора, Платона, Изократа, Аристотеля и им подобных". Как и другие гуманисты, Мильтон не ограничивает задачи воспитания исключительно интеллектуальным развитием. Физическое воспитание, по Мильтону, должно не только обеспечить здоровье воспитанника, но и сделать его способным к выполнению своего гражданского долга - защите родины.

Гуманизм  Мильтона проявляется во всей своей  силе в замечательной защите свободы  слова, которой посвящено одно из лучших его публицистических произведений, "Ареопагитика"(Areopagitica, 1644 г.). Оно написано в форме обращения к английскому парламенту, - "аеропагу", и вдохновлено образцами ораторского искусства древности.

Мильтон высоко ценит печатное слово. "... Убить книгу - почти то же, что убить человека...Тот, кто уничтожает книгу, убивает самый разум... Многие люди  живут на земле, лишь обременяя ее, но хорошая книга есть жизненная кровь высокого разума" [5, с. 184]. Мильтон, правда, знает, что есть и дурные книги, враждебные разуму, справедливости и свободе. Это, однако, его не пугает. Конечно, следует содействовать распространению только хороших книг. Но он сомневается в необходимости полного запрета дурных. Он полагает, что человек способен разумно разобраться в том, что истинно и что ложно.

Такая постановка вопроса связана с тем общим  решением, которое Мильтон дает проблеме добра и зла. В отличие от пуритан, резко разграничивающих добро и  зло, Мильтон считает, что "добро  и зло растут в нашем мире вместе и почти нераздельно; познание добра настолько связано и переплетается с познанием зла, они бывают подчас настолько похожи, что их трудно друг от друга отличить" [5, с. 184].

Мильтона  не страшит то, что дурные книги  могут вести человека "во искушение". Добродетель, которую надо оберегать  от искушений, немного стоит. Кроме  того, требование свободы печати имеет  и практический, общественно-политический смысл. "Нельзя надеяться, что с  установлением свободы в республике никогда не будет никакого недовольства; этого пусть никто не ждет; но если жалобы будут свободно выслушиваться, глубоко рассматриваться и быстро удовлетворяться, будут достигнуты те крайние пределы свободы, к которым стремятся все мудрые люди" [5, с. 184]. Свобода слова предоставляется Мильтону необходимым условием для построения наиболее совершенного политического строя - республики, основанной на разуме и справедливости.

Решение политических проблем определилось для Мильтона двумя факторами: его  гуманистическим мировоззрением и  революционной практикой английского  народа. Мильтон - убежденный противник  всякой тирании, а, следовательно, и  монархии. Мильтон, правда, допускал теоретически возможность гуманной и просвещенной монархии, - идея, которая, как известно, была особенно распространена среди  гуманистов, - но для него это было не больше чем теоретическое допущение. Практически же было очевидно, что  для установления свободы надо свергнуть  монархию Стюартов.

Со всем революционным пылом Мильтон  посвящает себя работе, имеющей целью  дать теоретическое обоснование  буржуазной революции его времени. Прежде всего, он категорически отказывается видеть в монархии установление, якобы  исходящее "свыше". Он отрицает феодальную доктрину о божественном происхождении  власти. Центральный пункт политической программы Мильтона - утверждение, что  источником власти является сам народ, имеющий бесспорное и ничем не ограниченное право устанавливать  государственную форму, наиболее соответствующую его интересам. Народ имеет право доверить функцию власти отдельным лицам, но эти последние не имеют права злоупотребить этой властью в ущерб народным интересам. Народ имеет право лишить должностных лиц власти и подвергнуть их наказанию вплоть до смертной казни. Об этом просто и недвусмысленно сказано в трактате "Права и обязанности короля и должностных лиц"(The Tenure of Kings and Magistrates, 1649 г. ). Здесь "доказывается законность...того, что обладающие властью имеют право призвать к ответу тирана ил дурного короля и после соответствующего рассмотрения вопроса низложить и предать его смерти, в случае, если обычные должностные лица пренебрегли и отказались совершить это" [3, с. 117]. "Обладающие властью" в данном случае - революционная буржуазия и народ, действующие через избранный ими парламент.

После казни  Карла I начался поход общеевропейской феодальной реакции против буржуазной пуританской революции. На континенте Европы появляется ряд памфлетов и трактатов, направленных против молодой буржуазной республики. Эти сочинения засылаются в Англию, они распространяются по разным странам Европы с целью морально-политической изоляции буржуазно-пуританской Англии. Мильтон выступил в защиту действий пуритан [3, с. 117]. В памфлете "Иконоборец"(Eikonoklastes, 1649 г.), который был ответом на "Образ короля", он опровергал роялистскую легенду о короле-"мученике" и доказывал право народа на тираноубийство.

Обоснованию и защите народовластия посвящены  все дальнейшие политические сочинения  Мильтона, в частности его две  блестящие "Защиты английского народа" (Pro Populo Anglicano Defensio, 1650 г., Pro Populo Anglicano Defensio Secunda, 1654 г.), которые были ответом на реакционные памфлеты, осуждавшие казнь короля. В своих ответах Мильтон выступил перед общественным мнением Европы как защитник действий революционного народа [5, с.185]. Вся полемика велась на интернациональном для того времени латинском языке. Оба трактата Мильтона написаны в резком полемическом стиле. Не ограничиваясь оправданием действий пуритан, казнивших Карла I, Мильтона излагает здесь свои политические принципы. "У христиан не должно быть никакого короля, - пишет он, - а если уж иметь его, то король должен быть слугой народа. Самодержавие и христианство несовместимы" [3, с. 117]. Наилучшая форма управления - республика. "Насколько лучше и более достойно людей, желающих богатства, свободы, мира, - добыть их посредством собственной добродетели, предприимчивости, благоразумия и доблести, нежели тщетно ожидать и надеяться на них под властью короля" [3, с. 117].

Как же согласуются  свободолюбивые и республиканские  взгляды Мильтона м его прославлением  Кромвеля? В известном сонете "Лорду генералу Кромвелю" и во "Второй защите английского народа" Мильтон прославляет Кромвеля как борца против монархии и поборника народной свободы вознося хвалы его революционной деятельности, Мильтон во "Второй защите" заключает их следующим обращением к лорду-протектору: "Испытав столько страданий, пройдя через столь великие опасности в борьбе за свободу, не соверши сам насилия над ней и не допусти ущерба ей сто стороны кого-либо другого" [5, с. 186]. Таким образом, даже восхваляя Кромвеля, Мильтон остается верен себе и своим республиканским убеждениям.

Как известно, увещания Мильтона пропали даром. Кромвель утвердил военную диктатуру, и это  заставило поэта изменить свое отношение  к некоронованному самодержцу республики. Мильтон замкнулся в молчании и последующие годы не проронил ни слова о Кромвеле. Показательно, что когда Кромвель умер и хор  поэтов, включавший Марвеля, Уоллера и молодого Драйдена, оплакивал его смерть, Мильтон не нарушил своего осуждающего молчания. Для Мильтона смерть Кромвеля не была поводом для скорби, наоборот, она вызвала надежду на возможность возрождения республиканской свободы.  
Это получило выражение в написанном им после смерти Кромвеля памфлете: "Наличные способы и краткое описание установления свободной ре6спублики, легко и безотлагательно осуществимого на деле" (Present Means and Brief Delineation of a Free Commonwealth, easy to be put in Practice, and without Delay, 1660 г.). "Способ", предлагаемый Мильтоном, чрезвычайно характерен для его политических воззрений. Республика не может сразу же возникнуть во всем совершенстве своей социально-политической структуры. Народ должен добиться на первых порах самого основного, практически осуществимого. Поэтому Мильтон предлагает незамедлительно приступить к созданию новой выборной власти на местах и в столице; низовыми органами этой власти должны быть тщательно составленные и несменяемые муниципальные советы (councils). Конституционное оформление государственного устройства должно явиться как результат реально существующего республиканского строя.

Захваченный бурным потоком политических событий  своего времени, Мильтон почти совершенно отказался от столь близкой его  сердцу поэзии. Единственным созданием  его музы за двадцатипятилетний период 1640-1660 гг. были "Сонеты". Впрочем, из 23 сонетов, написанных Мильтоном за всю его жизнь, семь были созданы  до 1640 г. Из этих ранних сонетов пять были написаны на итальянском языке [5, с. 186]. Часть сонетов носила политический характер. Таковы сонет VIII, написанный в 1642 году в связи с ожидавшимся нападением королевской армии на Лондон, сонет XV, посвященный главнокомандующему Ферфаксу (1648 г.), сонет XVI, посвященный Кромвелю (1652 г.), сонет XVII, обращенный к Генри Вену младшему (1652 г.), и сонет XVIII, в котором Мильтон выразил свое возмущение злодейской резней, учиненной в 1655 году над пьемонтскими протестантами в Италии. Небезинтересно отметить, что в отличие от других поэтов, прославлявших диктатуру Кромвеля, сонет Мильтона, посвященный Кромвелю, воспевает его как борца за свободу и призывает не стремиться к личному возвеличиванию и злоупотреблению властью. Из сонетов на личные темы наиболее значительны сонет XIX ("О своей слепоте") и Сонет XXIII ("Памяти моей второй жены") [3, с. 118].

По сравнению  с сонетами английского Возрождения сонеты Мильтона гораздо ближе к классической итальянской форме, созданной Петраркой [5, с. 186]. 

 

                                     2.3. Третий период

Третий  период творчества Мильтона, начинающийся с Реставрации 1660 г., заканчивается  со смертью поэта. В эти именно годы он создал произведения, на которых  покоится его слава, как одного из величайших поэтов Англии. Именно в  эти последние годы  жизни он осуществил мечту, которую лелеял с  юности: "оставить что-либо, написанное для грядущих поколений, которые  не дадут моему труду умереть" [5, с. 187].

Еще в  первые годы своей творческой деятельности Мильтон задумал написать эпическую  поэму, которая стала бы таким  же народным, национальным эпосом, каким была "Илиада" Гомера. В поисках эпического сюжета Мильтон изучал историю и литературу. Первоначально его выбор остановился на легендарном короле Артуре. Но скоро сам пуританская революция подсказала Мильтону сюжет для эпической поэмы. Поэтические произведения, созданные Мильтоном в последний период творчества, являются наивысшим художественным отражением буржуазной революции XVII века, "ее языка, страстей и иллюзий, заимствованных из Ветхого Завета" [5, с. 187].

Говоря  об этих произведениях, нельзя забывать об условиях того времени, когда они  создавались. "Потерянный рай", "Возвращенный  рай" и "Самсон борец" писались уже тогда, когда пуританская  революция окончилась. В обстановке торжествующей реакции прозвучал  мощный голос поэта, который с  пафосом библейского пророка  вещал о том, что дух пуританской  революции не умер, что он еще  живет в сердцах ее верных приверженцев. Этот голос звучал как призыв к  борьбе и мести. Поэзия Мильтона была вызовом, брошенным победившей реакции: она служила выражением непримиримого  революционного духа.

Уже при  жизни Мильтона установился взгляд на произведения его, как на чисто  религиозные поэмы. Заслуга раскрытия  революционного содержания поэзии Мильтона принадлежит революционным романтикам начала XIX века - Шелли, Байрону и Лэндору, которые почувствовали в Мильтоне родственного им по духу поэта.

Если  влияние идеологии пуританской  буржуазной революции определило выбор  Мильтоном библейских сюжетов, то, с  другой стороны, нельзя недооценивать  также значительного влияния  на него сложившейся к этому времени  литературной традиции [5, с. 187].

В английской поэзии XVII века религиозные мотивы получили значительное преобладание. Еще до Мильтона были попытки создать эпическую поэму на библейский сюжет. Кроме того, Мильтон опирался на традицию религиозной поэзии, возникшей на европейском континенте в связи с реформацией и контрреформацией.

Еще в  конце XVI века в Англии пользовались известностью произведения французских протестантских поэтов, из которых особую популярность получил Дю Барта, автор эпических поэм "Неделя" и "Вторая неделя". Во второй из них излагалась легенда об Адаме и Еве. Знакомство Мильтона с этим произведением бесспорно,  хотя большее влияние на него оказали два других поэтических произведения континентальной Европы. Это - драматическое произведение величайшего представителя нидерландской литературы эпохи Возрождения Иоста фан ден Фонделя - "Люцифер", и, в особенности, трагедия итальянского писателя Джамбатиста Андреини - "Адам". Но скольким бы ни был обязан Мильтона своим предшественникам, он создал величественную эпическую поэму, в которой во всей силе проявился его оригинальный поэтический гений.

Странны и причудливы бывают судьбы некоторых  литературных произведений. Больше двух веков "Потерянный рай" Мильтона считался одним из самых благочестивых  произведений. В Англии его издавали бесчисленное количество раз. Это была книга для семейного чтения. Считалось  даже, что она вроде бы дополняет  священное писание. Таким же было отношение к поэме и в других странах, где ее переводили и издавали по многу раз. Что Мильтон - поэт, восславивший божье дело, совсем отрицать нельзя [2, с. 54].

В "Потерянном  рае" поражает, прежде всего, эпическая грандиозность. Местом действия является вселенная, время действия - бесконечность. Такою же отдаленностью от обычного и повседневного отличаются и персонажи поэмы. Сюжет "Потерянного рая" является в подлинном смысле слова космическим.

Революционное содержание поэмы во всей силе проявляется  в изображении борьбы Сатаны против Бога. Согласно смыслу религиозной  легенды, в этой борьбе должны обнаружится  благость и величие Бога и низость  Сатаны. В поэме Мильтона мы видим  нечто совсем иное. Бог Мильтона - это суровый пуританский бог, обрушивающий кары на непокорных ему  духов и людей. Он - всемогущий монарх вселенной, и ангелы называют его "небесным королем"; архангел Рафаил даже уточняет это определение политическим термином  "суверенный король". Бог правит миром самодержавно. От своих небесных и земных подданных от требует безусловного подчинения. Божественная мудрость не всегда проявляется в его приказах.  И не даром Сатана говорит о нем, что он

Информация о работе Творчество Джона Мильтона