Шпаргалка по "Литературоведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2017 в 23:16, шпаргалка

Описание работы

1.Филоло́гия (от др.-греч, «любовь к слову») — совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. В словаре Даля «филология»(греч. любословие) наука или изучение древних, мёртвых языков; изучение живых языков — лингвистика.
Термин филология начал складываться в конце III – начале I в. до н.э. со значением всеобъемлющая наука. «Филологом» именовал себя грек Эратосфен (конец III – начало II в. до н.э.)-поэт, грамматик, математик, географ, историк.

Файлы: 1 файл

ЛИТВЕД.docx

— 602.82 Кб (Скачать файл)

Нестрофические двустишия — не образуют отдельную строфу и не отделяются пробелами от других строк. Встречаются: - В стихотворениях вольной рифмовки — в них используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши нестрофические двустишия. Александрийский стих — твердая форма, пишется шестистопным ямбом со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских рифм. Этот стих встречается в двух основных формах — свободной и замкнутой. Свободная форма александрийского стиха — в 18-м веке использовалась преимущественно в драматургии: реплики персонажей могут включать не только половины одного двустишия, но даже части одного стиха. Замкнутая форма александрийского стиха — либо с замыканием фразы в конце рифменной пары, либо с переносом ее в следующую. Александрийский стих в русском стихосложении — состоит из двустиший цезурованного шестистопного ямба с парными рифмами, попеременно то мужскими, то женскими — обязательная форма классической трагедии и героической поэмы.

Строфические — четко замкнуты тематически, разделяются пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо уложить законченную мысль.

Источник: http://reftrend.ru/296141.html

Рондо́ (фр. rondeau) — поэтическая (твёрдая форма) и старинная музыкальная форма с рефреном из пятнадцати строк тремя строфами.

В свою очередь строфические образования делятся на: А) одиночные и повторяющиеся Б) тождественные и нетождественные В) обособленные и цепные

Одиночные строфы представляют собой целые произведения. Для их идентификации необходимо, чтобы количество строк и их композиция были легко узнаваемы и соответствовали бы определенной традиции. Повторяющиеся стопы отличаются составляющей их чуть кратностью. НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ - строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр.

Обособленные и цепные строфы противостоят друг другу отсутствием или наличием общих элементов: при этом и те и другие графически суверенны. Обособленные строфы воспринимаются как некая форма, на фоне которой резко выделяются своей аномальностью строфы цепные. 
Строфа - обособленная группа стихов определенного тематического, ритмического и интонационного построения, являющаяся мельчайшей формой композиции стихотворного произведения.

Наиболее употребительные строфические формы:

1) ДВУСТИШИЕ, дистих — простейшая  форма строфы, завоевавшая популярность  во всем мире. Представляет собой  два стиха одинакового или  неодинакового ритмического строения:эллегический дистих,

2) Т р е х с т и ш  и е ( т е р ц е т ) относится  к асимметричным,с нечетным количеством  строк строфическим построениям, а потому и более редким. Самая  простая форма связывает все  три стиха одним созвучием: AAA:терцина,

3) Четверостишие - строфа из 4 стихов (обычно с рифмовкой abab, abba или aabb), самая употребительная в европейской  поэзии; многие другие строфы  развились из четверостишия путем  удлинения (ababab),надставки (ababcc) и пр.

4) ПЯТИСТИШИЕ - стихотворение, строфа  в пять стихов.

5) ШЕСТИСТИШИЕ — строфа из 6 стихов, обычно на три, реже на две  рифмы

Твердые строфические формы:

1)терцины – 2-стишная строфа  из непрерывной ципи тройных  рифм АВС ВСВ СDC

2)секстина – стихотворение на  две рифмы, состоящее из шести  строф, каждая из которых включает  по шесть стихов. Каждая новая  строфа повторяет конечные слова  предыдущей строфы. Секстина пишется  на рифмы, употреблённые в первом  шестистишии, в последующих 5-ти окончания  строк повторяются в последовательности 6-1-5-2-4-3 по отношению к предыдущей  строфе. Завершает секстину трёхстишие, в котором повторяются все  её шесть ключевых слов.

3) Окта́ва — строфа из 8 стихов  с твёрдой схемой рифмовки  «a b a b a b c c».

4)одическое десятистишие – строфа  с рифмовкой ABAB CC DEED.ей пишутся  торжественные оды.

5)рондо – стихотворение в 15 строк  с рифмовкой AABBA ABC AABBAC(С – нерифмующийся  рефрен,повторяющийся 1-е слова 1-й  строки)

34. В текстах прозы самостоятельно значимые слова имеют одинаковый словный акцент(ударение).В стихах на последнем слове каждого стиха возникает более сильное ритмическое ударение.Такое постоянное уд. называется константным.Оно организует весь стих и делает его соразмерно повторяющейся ед. ритма стихотворной речи.

В прозе тексты отделяются только логическими паузами,часто обозначаемыми знаками препинания,стихи – ритмическими.В стихе границы фразы и границы стиха могут не совпадать.

Формальные признаки поэтической речи (рифма, ритм, образность, ясность, ёмкость, глубина, лаконичность, приёмы построения).

Верлибр – стихи,в которых единственным признаком стихотворного единства текста становится лишь само деление на строки,которые не обладают никакими другими признаками соизмеримости.Но часто членение на строки сопровождается упорядочиванием строк по тем или иным признакам их соизмеримости:1)по кол-ву слов(11-13) – силлабическая система стихосложения;2)по кол-ву слов определенного качества – тоническая,метрическая(важна долгота звуков),мелодическая системы стихосложения;3)равносложность,равноударность,равномерность – силлабо-тоническая система стихосложения.

Факторы-определяющие систему стихосложения:1)просодия языка;2)литературная традиция.

Акцентные (речевые) системы стихосложения делятся на три основные группы: силлабическое, силлабо-тоническое и тоническое. В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк, безотносительно к их количественным соотношениям, и выразительность которых зависит от интонационно-синтаксического (а не музыкального) строения стиха.

Тоническое стихосложение.Простейшей формой акцентной системы является тонический стих, в котором соизмеримость строк основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Одинаковое число ударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмического шаблона это не меняет. Простейшим образом тонический стих может быть обозначен схемой: «×′ ×′ ×′», где «′» — ударный слог, а «×» — переменное число безударных слогов. В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т.д.

В русской поэзии исторически наиболее ранней системой стихосложения была система песенно-тоническая, возникшая и развившаяся с очень давних времен в устном народном творчестве. Это те особенности стиха, которые можно найти в народном песенном эпосе — былинах, исторических песнях, народной обрядовой поэзии, а также в так называемых «протяжных» лирических народных песнях. Внутреннюю ритмическую организованность таких стихов очень трудно понять, если ограничиться чтением этих стихов в рукописном или печатном тексте, не слушая их песенного исполнения, хорового или сольного. Только в устном исполнении такие стихи обнаруживают присущую им своеобразную систему ритмической акцентации, не свойственную никакой другой стиховой системе. Свойства ритма песенно-тонических стихов. Первое — при исполнении песни на некоторых самостоятельных по значению словах обычные словные ударения не ставятся, если они не совпадают с акцентами самой вокальной мелодии. Второе — в клаузуле стихов константный акцент всегда получает последний слог стиха, обычно не имеющий речевого, слоеного ударения. В этих случаях песенно-тонические стихи имеют как бы двойную константу: первую, более сильную, — на третьем, четвертом слоге, со словным ударением, вторую, более слабую, — на последнем слоге стиха, обычно неударном.

39. Клаузула (лат. clausula ‒ заключение, концовка), ритмическое окончание (в прозе ‒ фразы, в стихах ‒ строки), определяемое количеством безударных слогов после последнего ударного. Если ударение падает на последний слог, К. называются мужскими (голова); если на второй с конца ‒ женскими (головка); на третий ‒ дактилическими (головы); на четвёртый и далее ‒ гипердактилическими (покрякивает, падающие). Т. к. в стихах с рифмами созвучны именно К., то употребляются также термины: «мужские рифмы» и т.д. Характер К. влияет на ритмическое звучание стиха: стихи с мужским К. отрывисты, с женским и дактилическим ‒ более плавны. Среднее звучание строк, ритмически различающихся только К.: «Ворон ворону кричит: └Ворон! где б нам отобедать?» (А. С. Пушкин); «Ой, полна, полна коробушка» (Н. А. Некрасов); «В блеске зимней ночи тающая» (А. А. Блок). Влияние на ритм стихотворения оказывает также характер чередования К. ‒ один из определителей строфы (см. Строфика). В русской поэзии чаще всего чередуются мужские и женские К.

Ри́фма (др.-греч. ῥυθμός «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство. В отличие от аллитерации и ассонанса (которые могут возникать в любом месте текста), рифма определяется позиционно (положением в конце стиха, захватывающим клаузулу). Звуковой состав рифмы — или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, — различен в разных языках и в разное время.

Современная традиция русской рифмы начинается с русской книжной поэзией, но более-менее привычный нам вид рифма приобретает в XVIII веке. Мы же за точку отсчёта возьмём не архаичные на сегодня стихи XVIII века, а пушкинскую эпоху, когда поэзия приобретает родные нам формы. В ту пору царила точная рифма, с неё и начнём. Потом перейдём к кризису рифмы в XIX веке, а затем обсудим то, как этот кризис был разрешён.

Итак, классическая точная рифма. Самое первое правило, с которого стоит начать, звучит просто:

МЕНЬШЕ ДВУХ СОВПАДАЮЩИХ ЗВУКОВ -- НЕ РИФМА (но и двух может не хватать)

Представления о классической точной рифме сформировались ещё в пушкинское время. Все последующие эпохи шло последовательное развитие рифм неточных. Но о неточных рифмах сейчас речи идти не будет. Вернёмся в XIX век, к азам уровня урока русского и литературы классе в пятом, без них двигаться к неточным рифмам бессмысленно. 99% нормальных рифм того времени строятся так:

1. Все звуки, начиная с последнего  ударного гласного, совпадают. Не  буквы, звуки. Когда рифмуют "Бог -- вздох", "сержусь -- ус", "милый -- силой", "дождь -- рощ", это значит, что произносят их одинаково (Бох, сержус, милой, дощ -- и в сценической  речи всё это живо до сих  пор). Когда в одном слове глухая  согласная, а в другом -- звонкая, то рифма есть только тогда, когда звучание схоже. "Поп -- лоб" -- пожалуйста, а вот "строфа -- голова" -- нет. Из гласных можно считать  одним звуком И и Ы.

2. Не меньше двух совпадающих  звуков, в том числе хотя бы  один согласный. Если слова кончаются  ударным гласным, то и звук  перед ним должен совпасть. "Луна -- волна" и т.п., но не "луна -- душа". ВСЁ, ГДЕ СОВПАДАЕТ МЕНЕЕ  ДВУХ ЗВУКОВ -- НЕ РИФМА. А если  гласных звуков на конце несколько  подряд, так что нет даже Й, возникшего между гласными буквами, то созвучие распространяется  до тех пор, пока не захватит  хоть какой-то согласный звук.

3. Если ударение падает не  на последний слог, то допускается, чтобы одно из слов заканчивалось  на Й, а другое -- нет: "Тани -- свиданий" и т.п. Но не "свежо -- чужой".

4. Однокоренные слова почти никогда  не рифмуют (хотя можно вспоминать  знаменитое пушкинское "занемог -- не мог").

5. Обычно хорошо, если совпадает  больше звуков, чем минимально  требуется. Такая рифма называется  богатой. Если рифма грамматическая (слова одной части речи в  одной форме), желательно богатое  созвучие, а если ещё и ударение  на последнем слоге, то оно  почти обязательно. "Водой -- пеленой" -- рифма бедноватая, а вот "водой -- слюдой" уже лучше.Есть буквально  несколько исключений, но они  большой роли не играют. Можно  вспомнить лермонтовское "ловлю -- на Ю"... И забыть.

 

Как правило, рифмы находятся на окончаниях стихов (стихотворных строк). Исходя из этого, важным признаком для классификации рифм являются сами окончания стихов, называемые клаузулами. В русском стихосложении, метрически основанном на чередовании сильных мест (ударных слогов) и слабых мест (безударных слогов) клаузулы могут быть четырех типов.

1. Мужская клаузула. Стих оканчивается  ударным слогом.

Духовной жаждою томим

Это может быть завершение стопы ямба, или анапеста, усеченные стопы хорея, дактиля и амфибрахия, или различные варианты дольников, тактовиков, акцентных стихов, завершающиеся иктом.

2. Женская клаузула. Стих оканчивается  одним безударным слогом.

В пустыне мрачной я влачился

В данном случае этот одиночный безударный слог – усеченная стопа ямба. По аналогии с мужской клаузулой можно найти массу вариантов осуществления такого окончания.

3. Дактилическая клаузула. Стих  оканчивается двумя подряд безударными  слогами:

По вечерам, над ресторанами

«Незнакомка» Блока на писана четырехстопным ямбом, как и пушкинский «Пророк». Но у Блока непарные строки заканчиваются двумя безударными слогами, пиррихием, следующим за последней ямбической стопой. Дактилическая клаузула может получаться в случае добавления одного безударного слога к хорею, при «полностопном», не усеченном дактиле, при усечении на последний слог стопы анапеста.

4. Гипердактилическая клаузула. Стих  оканчивается тремя и более  безударными слогами подряд.

Вечер, тайно очаровывающий (Брюсов)

Это четырехстопный хорей, после последней стопы которого следуют три безударных слога. Данный тип клаузулы наиболее редок.

Стихи могут слагаться как с однородными клаузулами, так и с чередованием разных клаузул – упорядоченным (закономерным) и неупорядоченным.

В этом мире есть большие звезды,

В этом мире есть моря и горы,

Здесь любила Беатриче Данте,

Здесь ахейцы разорили Трою (Гумилев)

Это пример белого стиха с однородными женскими клаузулами.

Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Информация о работе Шпаргалка по "Литературоведение"