Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2010 в 17:47, Не определен
Глинка - наш гений, композитор, для которого народ и родина составляли главное, основное содержание его величайших произведений. Всегда живой в сознании русских музыкантов, Глинка столь же дорог сердцу русского народа
Смоленский Гуманитарный
Университет
Реферат
по дисциплине «Культурология»
на тему:
«М.И.Глинка»
Работу выполнила:
студентка 2 курса 1 группы
экономического
Савченкова Юлия
Александровна
Научный руководитель:
Пастухова Зинаида Исаевна
Смоленск
2006
год
План:
1. молодые годы
I.
Введение.
Великого русского композитора Михаила Ивановича Глинку справедливо называют основоположником русской музыкальной классики. Это не значит, что русская музыка до Глинки не представляла собой ничего ценного,— Россия испокон веков славилась талантами, и даровитые музыканты в ней были не редкость. Но печальная судьба ожидала многих из них: те, которым досталась участь родиться крепостными, всю жизнь были обречены подчинять свой талант прихотям барина. Тем же немногим, кому удалось выбиться в люди, всегда угрожало соперничество иностранных артистов.
Иные препятствия стояли на пути музыкантов из высших сословий. В дворянской среде музыка считалась обязательным элементом хорошего воспитания. Посещение театров и концертов было таким же непременным светским ритуалом, как посещение балов, маскарадов и званых обедов. Образованные любители музыки — дилетанты, как тогда их называли,— пользовались вниманием и симпатией. Но сделать музыку основным своим занятием — вместо военной или дипломатической карьеры, вместо хозяйственного управления родовым поместьем — казалось непростительным легкомыслием.
Для Глинки музыка была не только основным делом жизни — она была самой жизнью. Еще мальчиком, потрясенный первыми музыкальными впечатлениями, сказал он о себе: “Музыка—душа моя!” Так она и осталась навсегда его судьбою, целью и смыслом его существования. Потому-то в творениях великого композитора нам слышен и голос самого художника, и голос времени, самые яркие и лучшие черты которого он уловил и запечатлел.
Время это, трудное и сложное, было временем великих надежд и великих разочарований. Два события определили его облик. Первое - победоносная война с Наполеоном Бонапартом, в которой русский народ показал не только военную доблесть, но и невиданную силу и стойкость духа. Война пробудила в лучших умах России уверенность в том, что такой народ сумеет уничтожить или хотя бы обуздать самовластье и добиться свободы. Здесь лежали корни второго события: восстания декабристов, закончившегося трагедией на Сенатской площади, казнью и ссылкой самых честных и благородных людей. А за этим последовали годы мрачнейшей реакции, “дух неволи”, прочно завладевший всей необъятной империей—от крепостной деревни до чиновного Петербурга.
Но наперекор историческим испытаниям именно тогда, в первой половине XIX века, Россия выдвинула целую плеяду талантливых людей, уверенно поставивших ее молодое искусство в один ряд с уже зрелыми национальными школами. Современниками Глинки и почти его ровесниками были Пушкин, Гоголь, Баратынский, Тютчев. Девятью годами старше— Грибоедов, десятью годами моложе — Лермонтов. Им на смену пришла плеяда младших современников, первые успехи которых совпадают с годами полного расцвета творчества Глинки: Некрасов, Достоевский, Тургенев, Лев Толстой.
Разные характеры, разные таланты, разные судьбы. Но есть у них и общие черты, позволяющие считать их единой национальной школой. Это прежде всего вера в созидательный дух своего народа и стремление прикоснуться к живому источнику его искусства—отражению “чаяний и ожиданий народных”, как много лет спустя назвал русскую народную песню Ленин.
Творческие
принципы, характерные для русской
литературной классики XIX века, легли в
основу и других искусств, в том числе
музыки. Первыми образцами музыкальной
классики стали произведения Глинки, в
которых и эстетические идеалы русского
искусства его времени выражены в прекрасной
художественной форме, во всеоружии уверенного
мастерства.
Если проследить жизненный и творческий путь Глинки, то легко обнаружить какое большое значение имела для него связь со Смоленщиной. Здесь, в селе Новоспасском, он родился, провел свое детство, получил первые музыкальные впечатления и познал красоту русской народной песни. Здесь же под влиянием событий Отечественной войны 1812 года в нем навсегда пробудились патриотические чувства и вера в могучие народные силы, что нашло в дальнейшем глубокое отражение в его музыке.
Но смоленская земля была дорога Глинке не только благодаря Новоспасскому. Его привлекали здесь многие места, и в том числе, конечно, сам Смоленск. В этом городе жили его родственники и друзья, у которых он любил останавливаться - часто проездом, а иногда приезжал к ним специально на несколько дней и даже недель погостить. Зимой же 1847/48 годов Глинка прожил в Смоленске около шести месяцев.
Первый раз Глинка посетил Смоленск в начале 1826 года. В то время он был ещё музыкантом-любителем. Однако уже тогда его пригласили участвовать в домашнем представлении не только в качестве исполнителя-певца, но и композитора.
Очень
важно при этом отметить, что со
Смоленском у Глинки связаны определенные
этапы творческой биографии, здесь
создан им ряд вокальных и
В
30-40х годах Глинка живет преимущественно
в Петербурге и своими сочинениями
приобретает большую
Родина всегда была для композитора источником сил и вдохновения.
Отчий край дал композитору немало жизненных наблюдений, впечатлений, перевоплотившихся впоследствии в непревзойденные музыкальные образы, проникнутые духом народа, отражающие характерные черты русской жизни и русских людей.
Мне кажется, что связь М.И.Глинки со Смоленщиной очень интересный вопрос для исследований. В ходе работы над рефератом мне хотелось бы узнать больше о таком великом композиторе, как Глинка (факты из его жизни, создание музыкальных произведений), проследить связь М.И.Глинки со смоленской землей и рассказать о увековечении памяти М.И.Глинки.
II.
Жизнь М.И.Глинки.
1.
МОЛОДЫЕ ГОДЫ
Дальний край русской земли. Смоленщина. Холмистые просторы полей и лугов. Вековые леса, что на юге переходят в Брянские. В ста верстах от древних башен губернского города Смоленска у истоков полноводной Десны - село Новоспасское, поместье секунд-майора Николая Алексеевича Глинки.
Здесь, на утренней заре, 20 мая 1804 года, в лучшую пору цветения весны, у сына его, капитана Ивана Николаевича и невестки Евгении Андреевны, родился второй сын, Михаил. «По рассказу матери, после первого крика новорожденного, под самым окном её спальни, в густом дереве, раздался громкий голос соловья с его восхитительными трелями», - писала впоследствии о рождении брата Людмила Ивановна Шестакова.
Для родителей, ещё горевавших о потере первенца Алексея, рождение сына было радостью и утешением. Тем «ужаснее» оказалось их положение, когда вскоре им пришлось против воли «предоставить» младенца на попечение бабушки Феклы Александровны. Мальчик был слабым, поэтому бабушка решила сама выходить внука. Она выбрала ему кормилицу и нянек, следила за воспитанием ребенка не спуская глаз. Как вспоминал впоследствии Глинка, она унесла его на свою жарко натопленную (несмотря на летнее время) половину, обрядила в беличью шубку и закармливала сладкими крендельками. Властная старуха, «не совсем хорошо» обращавшаяся с крепостной прислугой, баловала своего внука « до невероятной степени»2.
Вредные последствия шести лет тепличного воспитания, прожитых им почти без воздуха, имели отрицательное влияние на всю остальную жизнь Глинки, сделав его «мимозой» - «недотрогой» с неустойчивым здоровьем. Старания матери приучить тогда сына к свежему воздуху не имели большого успеха. И прелесть общения с русской природой он постиг лишь со временем.
Ограниченными были и впечатления мальчика в его тепличном заточении. Тем глубже запечатлелись в нём с первых лет жизни русские песни и сказки, которыми забавляли его няни Татьяна Карповна, Авдотья Ивановна и особенно Ирина Федоровна Мешкова, если он бывал скучен или нездоров. Для будущего композитора они стали теми первыми музыкальными впечатлениям, на которых воспитывался его слух и укрепилась ещё его безотчетная, но глубокая любовь к родной русской песне. Мише нравилось бывать в церкви и слушать колокольный звон. К радости близких мальчик рано выучился читать, любил рисовать и «ловко» подражал трезвону колоколов: ударяя по гулким медным тазам, он долго прислушивался к медленно замиравшим звукам и впоследствии полагал, что то было первое выражение его музыкальных способностей. Я думаю, что из всех этих впечатлений, запавших в раннем детстве в душу будущего великого композитора и сплелась глубоко народная основа его творчества. Мне кажется, что именно на этом этапе жизни маленького Глинки, в его душу была заложена вся та любовь к русскому народу, которую он передал в своих произведениях в зрелом возрасте.
Окружение, в котором провел свое детство Глинка, оказалось для него в высшей степени плодотворным. Одним из первых, кто это подметил, был выдающийся русский музыкальный критик В.В.Стасов, высоко ценивший гений Глинки. «Глинка родился, - писал Стасов, - провел первые годы и получил свое образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности, которые… и образовали впоследствии главные черты артистической физиономии Глинки». Эти элементы народности, или, как далее писал Стасов, «животворные соки национальности», Глинка впитывал «прямо из сердца своей родины» как в детстве, так и в более поздние годы, во время своего пребывания на Смоленщине.
В 1810 году скончалась бабушка, управление имением полностью перешло в руки Ивана Николаевича Глинки. Но к затеянным им хозяйственным преобразованиям он успел едва лишь приступить. Грянули грозные события Отечественной войны 1812 года.
Огненный отблеск тех лет навсегда запечатлелся в юной душе будущего музыканта. Я думаю, что неизгладимая память о величии и героизме русского народа стала основой, на которой впоследствии выросла и сформировалась личность Глинки - художника и гражданина. Неудержимо стремясь к Москве, в пушечном грохоте и полыхании пожаров, неприятель вторгся на смоленскую землю. «Капитан Глинка, обремененный многочисленным семейством, удалился в другие губернии», - писал позднее один из его современников3 (И.Н.Глинка с женой и детьми поселился на время в Орле). Возвратилась семья Глинок домой лишь в следующем,1813 году, после изгнания французов из России.