Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2015 в 17:06, дипломная работа
Цель исследования: Инновационные подходы ландшафтного проектирования учреждений социально - культурной сферы на современном этапе.
Объект исследования: Учреждения социально - культурной сферы.
Предмет исследования: Процесс формирования инновационных подходов в проектировании Тирлянского сельского дома культуры.
Введение
Глава I. Сущность социально-культурного проектирования
1.1. Теоретико-методические истоки социально-культурного проектирования
1.2. Проектная сущность социально-культурных технологий
1.3. Методологические особенности в системе социально- культурного проектирования
1.4. Объекты социально-культурного проектирования
1.5. Цели социально-культурного проектирования
Глава II. Теоретическое обоснование истории и теории современного состояния ландшафтного проектирования
2.1. История развития ландшафтного дизайна
2.2. Стили ландшафтного дизайна
2.3. Этапы ландшафтного проектирования
2.4. Озеленение, освещение, благоустройство
Глава III. Технологическое проектирование ландшафтного оформления Тирлянского сельского дома культуры
3.1. Анализ исследования социально-экономического и культурного развития села Тирлян Белорецкого района РБ
3.2. Градостроительная ситуация в селе Тирлян на данном этапе
3.3. Исследование общественного мнения
3.4. Инновационные подходы проектирования Тирлянского сельского дома культуры.
3.5. Программа кружковой деятельности на базе Тирлянского сельского дома культуры
Заключение
Глоссарий 95
Список использованной литературы 98
Методологические основы региональной культурной политики должны исходить из диалектико-материалистического подхода к анализу объективной реальности. При анализе объективной реальности следует опираться на принцип системности, принципы проблемного и ситуационного подхода, актуальности, научности комплексности. Первым методологическим основанием при разработке региональных культурных программ является выявление приоритетных направлений в социокультурном развитии. Второе требование исходит из первого – разработка или инициирование в соответствии с указанными или провозглашенными приоритетами /Законодательными собраниями краев и областей/ различных социокультурных программ. Поиск данных программ может быть и «на стороне», т.е. исходить из опыта других краев и областей, городов и сельских районов. Третье методологическое исходное правило – поддержка и реализация программ путем распределения различных ресурсов /финансовых, материальных, энергетических, людских, интеллектуальных, информационных и т.п./
Определение основных элементов культурной политики: инфраструктура, ресурсы, социальные механизмы и процедуры, технологии и т.д., составляют четвертое методологическое основание.
Т.М. Бирженюк и А.П, Марков предлагает следующие этапы разработки региональных культурных программ.
1-й этап – диагностический
– изучает объект
2-й этап – нормативно-
Т.М. Дридзе рекомендует
разработку «дерева целей», в
котором ствол – главная
3-й этап – концептуальный, решает задачи разработки вариантов различных концепций, вариантных образцов решения проблем – управленческих, эмпирических, экспериментальных, предписывающих.
4-й этап – проектно-
5-й этап – внедренческо-
6-й этап – контрольно-
Таким образом, проектирование региональных культурных программ является очень важным этапом в системе управленческой и функциональной деятельности всех структур и отраслей социально-культурной сферы, обеспечивающих стратегию и тактику культурной политики в регионе.
1.3. Методологические особенности в системе социально - культурного проектирования
Проектирование и прогнозирование социально-культурных процессов и культурной среды относятся к сложной и многоаспектной научной проблеме проектирования КПЧ (культурного прогресса человечества) как одной из функций интеллигенции. В теории и практике устоялось мнение, что проектирование культурной среды – это проектирование в сфере культуры, проектирование институционализированных моделей культуры и культурных программ малых городов, целевых комплексных программ без опоры на социальное проектирование. Не вдаваясь в подробный анализ исследований, нельзя не заметить, что в подходе к решению этой проблемы есть много белых пятен.
Во-первых, нет четкой опоры на принцип системности в теории и методологии проектирования и прогнозирования социально-культурных процессов и культурной среды, отсутствует глубокий анализ понятия "среда", культурный ландшафт и т.п.
Во-вторых, некоторые авторы делают ошибку, акцентируя внимание на разработке целевых комплексных программ (ЦКП) как "продуктивного способа оптимизации культурной политики" на третьем эмпирико-социологическом уровне.
В-третьих, на втором уровне специальной социологической теории качественно-преобразовательная общественная и индивидуальная деятельность, как объект исследования, сведена к деятельности государственных и общественных (в прошлом и партийных) органов в области культуры.
В-четвертых, первый уровень общесоциологической теории, объектом которого выступает все общество или крупные системные объекты, опирающийся на философские и общетеоретические методы, в науке вообще недостаточно разработан. До сих пор нет серьезных работ, посвященных оценке, критериям и показателям социальных последствий инновационных управленческих решений в масштабах общества, например, перестройки в СССР и реформ в России.
В-пятых, не рассмотрена и предсказательная функция проектирования культурной среды в рамках научных теорий, элементами которых она является. Как известно, научные теории классифицируются по различным основаниям: по степени их общности, по характеру взаимоотношений между теориями и т.д. Для нас важна классификация теорий по характеру их связей с опытом, т.е. по тому, являются ли они индуктивными или дедуктивными. При осуществлении научного предвидения, в особенности, когда нет готового закона, теории или хотя бы гипотезы, приходится прибегать к использованию моделей и аналогий [37, с.119].
В-шестых, несмотря на провозглашение принципа системности ведущим методом при исследовании всех процессов, он не стал основополагающим принципом системно-целостного изучения общества.
Социально-культурные процессы, составляя культурную среду, являясь целостной системой, входят как элемент иерархии систем в более сложные полисистемные объекты. При этом, они как качественно преобразовательная деятельность, становятся культурной, оценочной категорией всех глобальных общественных процессов. Иными словами, все общественные процессы являются культурно-прогрессивными или культурно-регрессивными, созидательными или разрушительными.
В содержательном аспекте культурная среда образует единое целое, т.к. она представляет объект – нерасчлененную социокультурную реальность. Но, как и любой полисистемный объект, культурная среда как интегративная целостность может быть подвержена логическому анализу и представлена в виде связки различных типов среды (сельская, городская, этническая и т.п.).
Например, проектирование городской и сельской культурной среды региона, культурного ландшафта, как целостной системы в пространстве и во времени, должно быть комплексным и взаимосвязанным.
При этом самым трудным является определение уровня и стадий развития всех системообразующих элементов, что и показало логическое завершение перестройки в рамках бывшего СССР, а теперь и сотрудничества стран СНГ. Уровни и стадии развития всех элементов культурной среды находятся в объективном противоречии с объектом проектирования, т.к. его противником является само нововведение. Социальные проектанты не могут предусмотреть все моменты становления, развития целостности системы [24, с.32].
Правдивая социальная информация позволяет наиболее полно и объективно изучить, проанализировать культурные потребности, а затем на основе социального заказа приступить к формированию культурно-разумных потребностей. Практика же показывает, что выдвинутый наукой социальный заказ игнорируется авторитарной системой, а органы государственной власти препятствуют его реализации, тем самым тормозится прогресс общества. В этом случае необходимо рассмотреть лестницу или пирамиду системных оснований при проектировании культурной среды. В объективной реальности микросистемы действительности как бы входят одна в другую: низшая является исходным пунктом и основанием для более высокой и т.д., как указывал еще Гегель: «...одна ступень есть власть над другой ступенью, и это - взаимно...». Сменность и преемственность социальных структур, накапливающая достижения социального опыта, служит основанием для всеобщего культурного прогресса. При этом следует помнить, что преемственностью обладают не только позитивные, но и негативные элементы, служащие основанием для общего или частного культурного регресса. Анализ показал, что государственные и общественные организации региона «Большой Урал» не рассматривают комплексно проблемы культуры, науки, образования, здравоохранения, быта, экологии, молодежи и т.п. Аполитичность многих регионов страны, таких, как Прикамья, общеизвестна. А ведь без формирования и развития демократических институтов общества, влияющих на зрелость массового сознания, все проблемы проектирования и формирования любой культурной среды и культурного пространства останутся бумажными планами.
Формирование нового невозможно без нормативно-целевого прогноза и без разработки комплексной программы инновационной деятельности во всех сферах общества. Социокультурное проектирование, интегрирующее процессы разработки и внедрения, должно акцентировать внимание не на производстве ресурсов для жизни, а на производстве самой жизни, в центре которой человек.
Актуальность этого требования очевидна для большинства регионов России, в которых сосредоточен огромный производственный, научно-технический и людской потенциал, направленный не на производство средств жизни, а на производство средств самого производства. При этом нельзя не учитывать стремление человека к свободе выбора, экономии своих сил и средств (закон выживания), формирование социальных ограничителей (законы, мораль). Поэтому, одной из стратегических ошибок архитекторов перестройки в бывшем СССР, прежнего Верховного Совета, сегодняшней Государственной Думы и Правительства России является забвение интересов науки, культуры, образования, что обрекает на бесперспективность и общества, и его политики, т.к. именно интеллектуальная элита служила своеобразным индикатором устремленности в будущее во все времена и эпохи. Общественный организм должен сформировать демократическую культурную среду, а затем, выиграв время, от организованной защиты перейти к атаке на вредоносные явления прошлого, без чего невозможен Культурный прогресс человечества.
Методологически сложной является проблема разработки региональных и локальных программ «Культура» и общегосударственной культурной политики, направленных на формирование гуманной среды обитания. Ведущим аспектом в решении этих проблем и в проектировании культурной среды должна стать не проблема возрождения культуры, а возрождение и воспитание активной культурной деятельности людей на принципах и идеалах гуманизма. В противном случае, все проектирование и прогнозирование сведется к мифотворчеству, т.к. прошлое нашего общества сформировало у людей возможность волевого отказа от самозащиты, парализовало их разум и волю командной системой и ее аппаратом , стала сущностью программы социального будущего личности, обусловив стратегию и тактику практической деятельности всех общественных институтов.
Основной сущностью культурного прогресса является не распространение и накопление материальных и духовных ценностей, а разрешение, а затем и преодоление противоречий между обществом и природой, между человеком и человеком, между свободой и необходимостью, между индивидом и обществом.
Важную роль в решении проблем проектирования культурной среды играет закон больших чисел, теория множеств, теория нечетких множеств, размытых функций принадлежности. Теория множеств позволяет сделать вывод о том, что на основании человеческой практики социально-культурные процессы и культурная среда, с одной стороны, будут иметь бесконечное множество сущностей, а с другой – эти сущности будут нечеткими, размытыми. Расплывчатая классификация культурной среды по теории множеств обычно больше соответствует реальности, чем строгая, четкая. Этот прикладной аспект расплывчатой классификации исключительно важен при разработке и выборе программ и проектов культурной среды и культурных ландшафтов. Социально-культурные процессы, происходящие в определенной культурной среде, могут быть четкими, строгими (конкретными, элементарными) и нечеткими, размытыми (комплексными, универсальными) [33, с.213].
Нечеткое множество культурных сред и пространств задается функцией принадлежности: этноса региона, административного района, но функция принадлежности тоже может быть нечеткой, размытой. Например, этнос Большого Урала размыт, нечеток и т.п. Нечеткое множество различных типов и видов сред – экономических, политических, сельских, городских и т.п. – выдвигает перед социальными проектантами задачу определения степени четкости указанных сред и сознательной деятельности в них населения.
Категория «деятельность» занимает ведущее место в системе общественных наук. В ней «скрыты» идеи, цели, смысл жизни, ценности и идеалы, методы и приемы теоретической и практической деятельности. Проектная «деятельность» как собирательный образ преобразовательной практики людей становится критерием и показателем их разумности и культурности.
1.4. Объекты социально-культурного проектирования
В философии и социологии под объектом понимается то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не просто тождествен объективной реальности, а выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом, причем само выделение объекта проектирования (познания) осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности, выработанных обществом и отражающих свойства объективной реальности. В практике проектирования может быть рассмотрен и идеализированный объект (ИО) как мысленная познавательная конструкция, являющаяся результатом идеализации. Будучи элементами научной теории, ИО служат важнейшими средствами познавательной деятельности в науке.
В самом широком философском понимании вся окружающая реальность перед проектантом предстает в виде макро- и микрообъектов; микро- и макрокосмоса ; малый мир и большой мир, иначе – человек и Вселенная, в астрономии мега- и метамир. На уровне общесоциологической теории макромир понимается как в целом человечество или большая географическая и математическая величина, например Россия. Большим объектом проектирования является и регион – экономический и географический район (Центр России, Поволжье, Большой Урал, Западная Сибирь и т.п.).
В прикладной социологии, в т.ч. и в проектировании, применяется и понятие сферы, большая или малая среда жизнедеятельности различных социальных слоев населения. Например, проектирование социально-культурной деятельности молодежи в сфере досуга («Досуг и молодежь»), содержание или направление какой-либо деятельности («Спорт», «Туризм», «Досуг», «Художественное воспитание» и т.п.» [33, с.45].
Объектами социально – культурного проектирования являются проблемные ситуации на глобальном и локальном уровнях. На глобальном уровне ситуации, как правило, заключают в себе социально-значимую проблему («Дети России», «Молодежь и культура» и т.п.). В практике социально-культурного проектирования рассматриваются такие объекты, как город, село, микрорайон, учреждение культуры, культурные услуги, культурное пространство, культурный ландшафт. Л.Б. Переверзев объектом выдвигает пространственно-смысловые оппозиции «ДОМ – МИР», «ЗЕМЛЯ – НЕБО» и на основании этого «читательское восприятие» становится объектом реформирования современной школы.
Информация о работе Современные технологии ландшафтного оформления учреждений культуры