Homo Ludens

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Йохан Хейзинга – выдающийся голландский историк и культуролог. Он оставил современному поколению богатое наследие и совершенно новую концепцию в культурологии. Выбор темы данной курсовой работы обусловлен тем, что Й. Хейзинга не похож на других исследователей мировой культуры, его оригинальная концепция внесла большой вклад в изучение истории мировой культуры.

Файлы: 1 файл

номо люденс.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Введение 

     Йохан Хейзинга – выдающийся голландский  историк и культуролог. Он оставил  современному поколению богатое  наследие и совершенно новую концепцию  в культурологии. Выбор темы данной курсовой работы обусловлен тем, что  Й. Хейзинга не похож на других исследователей мировой культуры, его оригинальная концепция внесла большой вклад в изучение истории мировой культуры.

     Имя выдающегося голландского историка и мыслителя Й.Хёйзинги известно в России давно. Сначала оно прозвучало в узком интеллектуальном кругу, так как официальная советская идеология с недоверием относилась к создателю «Homo Ludens», бывшему одним из властителей дум западной интеллигенции. В 60-е годы в «Вопросах философии» появилась статья С.С. Аверинцева, тогда еще молодого, но очень авторитетного ученого, посвященная анализу культурологии Й.Хёйзинги, которая положила начало серьезному изучению его наследия в нашей стране. В 1988 г. в серии «Памятники исторической мысли» увидело свет в русском переводе знаменитое сочинение Й.Хёйзинги «Осень Средневековья», а в 1992 г. вышли «Homo Ludens» и «В тени завтрашнего дня». Это только часть теоретического наследия, опубликованного в Европе в 9 томах. Популярность И. Хейзинги имела подготовленную почву. Помимо С.С. Аверинцева в 60-е и последующие годы к анализу творчества Й.Хейзинги обратились отечественные исследователи  такие, как Т.А Кривко-Апинян, Л.С. Боткин, А В.Михайлов, Н.А Колодки, И.И.Розовская, Г.М.Тавризян. В их статьях и книгах очень бережно и доброжелательно представлена оригинальная концепция истории мировой культуры Й.Хейзинги

     После этого сложилась новая ситуация - с творчеством Й.Хейзинги познакомились не только профессионалы, но многие из тех, кто интересуется историей и культурологией, а познакомившись, обнаружили близость идей и мироощущения Й.Хейзинги российской ментальности и почувствовали насущную необходимость новой встречи с прославленным историком. Это пробудило редколлегию «Памятников исторической мысли» РАН и фирму «Культура» Издательской группы «Прогресс» предпринять новое трехтомное издание сочинений Й.Хёйзинги, в которое войдут «Осень Средневековья», «Homo Ludens», «Эразм», другие важнейшие работы и письма в переводе Д.В. Сильвестрова.

. В культурологии И. Хейзинги можно выделить три аспекта:

Во-первых, историографический анализ эпохи позднего Средневековья в Нидерландах, европейской культуры XV в.

Во-вторых, роль Игры в возникновении и развитии культуры всех времен и народов.

В-третьих, анализ духовного кризиса западной культуры, Духовной трагедии человечества, связанной с фашизмом и тоталитаризмом.

      Целью моей курсовой работы является анализ творчества Й. Хейзинги, выделение его  целостной культурологической концепции на основе трех его произведений, при этом естественно учитывая критику в адрес ученого. На основе всего этого моей задачей является сделать вывод о вкладе данного автора в развитие теории и истории мировой культуры.

      Источниками, с помощью которых будет проведено  исследование, являются книги «Осень Средневековья», «Homo Ludens», «В тени завтрашнего дня».  «Осень Средневековья» - работа, увидевшая свет в 1919 году, интересна как для изучения теории культуры, так и для изучения культуры повседневности. Но нас интересует только первый аспект.  В этом произведении Хейзинга обратился к рассмотрению форм повседневной жизни и изучению ментальности, как позже назовут эту методологию последователи Й.Хейзинги. Идеи, заложенные в «Осени Средневековья» позже возьмут за основу создатели французской школы «Анналов» Ф.Бродель, Ле Гофф, Февр и другие.  В 1938 году выходит еще одна работа ученого «Homo Ludens», в которой ученый обращается к сфере человеческого существования. В этой работе Й. Хейзинга излагает свою оригинальную концепцию культуры. Хейзинга публикует свою книгу как «протест против лживой игры, против использования игровых форм в антигуманных целях, в защиту «настоящей игры. Противопоставить игру кризису, игрой спасти культуру – вот цель моего произведения».1 И последняя работа, которая будет мной рассмотрена это трактат «В тени завтрашнего дня» (1935 г.), где автор, как и многие другие исследователи и культурологи ХХ века, рассматривает кризис культуры и, что важно, излагает основные условия, при которых может существовать культура. С первого взгляда кажется, что между этими работами нет ничего общего, но они преемственны. В них ясно прослеживается четкий, ясный, эмоционально-выразительный язык автора.

      Для анализа творчества голландского ученого  будет использован герменевтический и компаративистский методы. На основе герменевтического метода основано вчувствование в текст, его понимание, а компаративистский метод поможет сравнить различных исследователей, писавших о Й. Хейзинге и интерпретировать на основе этого сравнения целостную концепцию автора своими словами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Жизненный путь Йохана Хейзинги
 

     Жизненный путь и судьба теоретического наследия Й.Хейзинги были полны драматическими событиями.

Йохан Хейзинга родился 7 декабря 1872 года в небольшом городе Гронинген, что на севере Голландии. Несколько поколений его предков были протестантскими священниками менонитского толка. В семье строго соблюдались религиозные традиции меннонитов, проповедовавших нравственную жизнь, пацифизм и этику ненасилия, воздержание от светских удовольствий, браки внутри общины. Его отец вначале продолжил семейную традицию, поступив в духовную семинарию, но затем увлекся естествознанием и математикой, оставив духовное поприще. В отличие от отца, уже с самого начала своей жизни Й. Хейзинга был абсолютным гуманитарием и не интересовался естественными науками. В гимназии Хейзинга увлекся семитскими языками - ивритом и арабским. Знавшие его отмечали, что он всегда работал без спешки и суеты, при этом, не ставя перед собой никаких целей. Он изучал только то, что ему было интересно само по себе. В своей автобиографии "Мой путь историка" он говорит, что не был усердным читателем. При этом с юности за Хейзингой закрепилась слава человека, который рано встает и все успевает. Хотя его любимым занятием были просто одинокие прогулки, во время которых так хорошо думается. Он ценил свои мысли и старался просто понять то, что парит в воздухе.

Семья Хейзинги не была богатой и у нее  не хватило денег, чтобы послать сына в Лейденский университет, где он смог бы продолжить изучение семитских языков. Пришлось ограничиться университетом в Гронингене, где была специальность "Голландская филология".

     Юный  Й. Хейзинга был подчеркнуто аполитичен. Он не читал никаких газет и считал, что настоящая жизнь пребывает в душе человека. Искусство Хейзинга почитал выше жизни, точнее - ее высшей ступенью.  
После Гронингена он продолжил обучение в Лейпциге, где изучал славянские языки, а также литовский и древнеирландский. Его диссертация называлась: "О видушаке в индийской драме" (видушака - шут), для чего ему понадобилось прочитать на санскрите большинство древнеиндийских пьес. В работе Хейзинга показал глубокое отличие восточного понимания смешного от европейского. После защиты диссертации он не нашел работы по специальности, и ему пришлось пойти обычным гимназическим учителем истории в Харлеме. Он избирает своеобразный метод обучения истории по картинкам. Уже в эти годы он предпочитает "связный образ истории", который впоследствии широко использует в своих исторических трудах. В 1950 г. сборник этих рассказов "Окно в мир" был издан в Голландии.

     В 1903 г. Й.Хейзинга становится приват-доцентом истории древнеиндийской литературы в университете в Амстердаме, но, читая курс "Ведийско-брахманская религия", чувствует перемену в своих научных интересах. Его увлекает позднее средневековье западной культуры. Он переходит на кафедру истории Гронингенского университета и работает профессором с 1904 по 1915 г . За время преподавания он практически не опубликовал ничего. С точки зрения классических университетских традиций - почти нонсенс. Уже в эти годы возникает замысел книги "Осень Средневековья", которая издается в Голландии в 1919 г. и приносит ему всемирную славу и известность. Она переводится в различных странах, а в 1988 г. впервые публикуется на русском языке. Во время одной из прогулок голландского ученого осенила идея: позднее Средневековье - не провозвестие будущего, а отмирание уходящего в прошлое. Уходила в прошлое история, начавшаяся от республиканского Рима.

     В 1915 г. он переходит в Лейденский университет, возглавляет кафедру истории, а  затем становится ректором. В Лейдене  он проработал вплоть до 1942 г., когда во время фашистской оккупации университет был закрыт.            

     В своих трудах по истории мировой культуры Хейзинга погружен в отдаленные эпохи, в них постоянно ощущается пульс современных проблем. Размышления о судьбах культуры, взаимоотношениях культуры и власти, кризисе духовности в формах повседневной жизни, умонастроениях и ценностях обращены к новой реальности середины XX века. Таковы его работа «В тени завтра. Диагноз культурного недуга нашего времени», опубликованная в 1935 г., переведенная на многие европейские языки, но запрещенная в годы фашизма, а также книга «Истерзанный мир», изданная в 1945 г., после окончания II мировой войны. Й.Хейзинга становится видным общественным деятелем, он избирается президентом Академии наук в Амстердаме, а с 1938 г. председателем Международного комитета по культурному сотрудничеству Лиги Наций. 

     Интеллектуальный  статус Хейзинги в Европе был необычайно высок, хотя и в достаточно узких  кругах. Тем не менее, для своей  страны он был одним из интеллектуальных и моральных лидеров. В Европе же и в Америке его идеи расходились как горячие пирожки. Причем слишком многие не только не ссылались на Хейзингу как на первоисточник своих упражнений, а, скорее, стремились уколоть его как пусть и блистательного, но непрофессионала. Он не обижался и никому не отвечал на упреки. Гуманистические идеи были изложены в книгах "Эразмус" (1942), посвященной биографии Эразма Роттердамского, а также в работе "Голландская культура XVII века" (1933), Необычайную популярность приобрела работа Homo Ludens (1938), отличающаяся новым подходом в освещении сущности, происхождения и эволюции культуры, энциклопедической эрудицией, блеском литературного стиля. В ней изложена культурологическая концепция Й.Хейзинги. В предисловии он писал, что человеческая культура возникает и развертывается в игре. Это убеждение зародилось у него еще в 1903 г., а в 1933 он посвятил этой проблеме вступительную речь при избрании ректором Лейденского университета, назвав ее "О границах игры и серьезного в культуре". Затем эти идеи излагал в Цюрихе, Вене, Лондоне в докладах "Игровой элемент культуры". В этой работе наиболее полно воплотился гуманистический, жизнелюбивый, нравственно светлый, творческий мир Й.Хейзинги2.

     Началась Вторая мировая война. Голландия была оккупирована почти без боя. Но и сопротивление не прекращалось. Хейзинга не участвовал в нем, но оставался гуманистом, не желающим сдавать своих позиций. И таким он был для всех антинацистов. В конце концов, Лейденский университет, где к тому времени (с 1932 года) ректорствовал Хейзинга, был закрыт, а сам он оказался в лагере для интернированных. В качестве заложника. Нацисты знали, кого взять. Но не знали его самого. Он оставался историком. 3 октября 1942 года он выступил перед интернированными с лекцией. Это случилось в годовщину снятия осады Лейдена испанцами, состоявшегося в 1574 году. Он говорил о свободе, мужестве, стойкости. А в конечном итоге - о доброте и мудрости. Это была его ментальность. Это была его культура.  
Немецкие ученые, равно как и оставшиеся на свободе ученые-гуманитарии оккупированной Европы, не побоялись выступить в его защиту. Он был освобожден из лагеря интернированных и сослан на жительство в небольшую деревушку под Арнемом.           

       Он был уже немолод. Он прекратил принимать пищу и умер от истощения 1 февраля 1945 года.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Новые  подходы Йохана  Хейзинги в изучении  истории мировой  культуры 

    2.1 Изучение исторической ментальности как основа методологии Й. Хейзинги. 

   Хейзинга  – прежде всего историк рассказывающий. Его теоретические взгляды на  историческое исследование, на его предмет и методологию могут быть уяснены в первую очередь через его историографию, в которой воплотилось его понимание задач воссоздания облика прошлой культуры. Живое и яркое видение истории, тонкое мастерство анализа исторических форм принесло Хейзинге славу «Буркхардта ХХ века». Хотя его взгляды на историю, оригинальность его методологии подвергались жесткой критике. Хейзинга высказывался по широко дискутируемым вопросам теории как бы уклончиво и неохотно, его теоретическим формулировкам свойственна недоговоренность, нелюбовь к категоричности. Этим Хейзинга также не мог завоевать доверия у представителей академической науки. «Осень Средневековья» - уникальное произведение, в котором слишком мало сказано о проблемах и методологии, но очень широко описано живое видение жизни. Этот труд, переведенный за короткое время на многие языки мира, подвергся критике со стороны представителей строгой исторической науки. Коллеги Хейзинги особенно резко отреагировали на это произведение. Один из них сказал, что это роскошная вещь, но речь в ней идет явно не об истории.

Информация о работе Homo Ludens