Структура Международной организации труда и ее методы работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время произошла ощутимая поляризация участников общественного труда, на собственников (работодателей, нанимателей, предпринимателей) и наемных работников, которые имеют противоречивые интересы в производстве, труде, распределении прибыли. Эти противоречия создают объективную основу для возникновения различных разногласий, споров и конфликтов в социально-экономическом и трудовом отношениях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..4
1. Теоретические аспекты изучения деятельности Международной организации труда
1.1. Причины создания Международной организации труда…………….……5
1.2. Цели и задачи Международной организации труда……………………….6
1.3. Структура Международной организации труда и ее основополагающие документы……………………………………………………………...………….7
2. Современные механизмы деятельности Международной организации труда
2.1. Методы работы Международной организации труда…………………….13
2.2. Основные сферы деятельности Международной организации труда…...17
2.3. Эффективность деятельности Международной организации труда….…20
3. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Международной организации труда
3.1. Проблемы сотрудничества России и Международной организации труда………………………………………………………………………………28
3.2. Перспективы развития сотрудничества России и Международной организации труда…………………………………………………………...…..29
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

MOT.doc

— 495.50 Кб (Скачать файл)

В значительной степени это  объясняется ростом экспорта из более  бедных стран, издержки на труд в которых  незначительны, а трудовые стандарты  низки.

Если сравнить объем валового внутреннего продукта на душу населения и количество ратификаций Конвенций в государствах – участницах МОТ, получится достаточно показательная статистика (рисунок 2.3).

 

Рисунок 2.3. Отношение  ВВП на душу населения к количеству ратифицированных Конвенций МОТ

 

Рисунок 2.3 показывает, что  среди наиболее богатых стран  с ВВП на душу населения 25 тысяч долларов и более самый высокий средний показатель ратификации – 67,8.

В группе стран ВВП на душу населения от 10 тысяч долларов до 25 тысяч долларов (куда входит и Россия) среднее количество ратификации – 44,05. Если в этой группе не учитывать ближневосточные страны, среднее количество ратификаций также будет больше – 49,2.

Далее, в группе стран с ВВП от 5 тысяч долларов до 10 тысяч долларов среднее количество ратификаций уменьшается до 42,2, в группе от 2 тысяч долларов до 5 тысяч долларов – соответственно до 35,8, и в беднейшей группе до 2 тысяч долларов на душу населения – 27,1 ратификаций.

Упоминавшееся экономическое соображение богатых  стран о необходимости продвижения международных стандартов труда для защиты своих рынков от «социального демпинга» имеет прямо противоположный эффект, когда речь идет о правительствах развивающихся стран. Для того чтобы сохранить за собой конкурентное преимущество, заключающееся в низких издержках на труд, власти более бедных стран стремятся избежать ратификаций Конвенций МОТ. Данный экономический аргумент (даже если не брать в расчет социальные и гуманитарные соображения о праве человека на достойные условия труда и социального обеспечения) действует только в краткосрочный и среднесрочной перспективе [5].

Государство, опирающееся  на дешевый труд, не тратит значительных денежных средств на образование  и технические инновации. Даже если экспортируемый предмет труда высокотехнологичен (как, например, труд индийских программистов), это государство обрекается быть либо поставщиком комплектующих для бизнеса, организованного в другой стране, либо экспортером дешевого товара широкого потребления или сырья для развитых стран. Такая экономика обречена быть вечно развивающейся, т.е. бесконечно догоняющей и обслуживающей более развитые. Наиболее устойчивый, хотя и не такой быстрый, рост экономики достигается за счет увеличения внутреннего потребления, основанного, прежде всего, на высоком уровне заработной платы работников.

Попытки более  богатых стран подтолкнуть развивающиеся  страны к установлению международных  стандартов труда сталкиваются с  подозрением их в «социальном  империализме», в желании еще  более увеличить экономический разрыв между «золотым миллиардером» и остальным человечеством. Помимо этого большое количество уже принятых норм, существенная часть которых по тем или иным причинам устарела, неактуальная или не применяется на практике, не способствует ратификации Конвенций [2].

Последнее соображение  послужило основой тому, что в  течение последнего десятилетия  Международная организация труда  стремится максимально сфокусировать  свое внимание на соблюдении, в основном, важнейших принципов, закрепленных в Декларации МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Речь идет о контроле соблюдения, прежде всего, восьми Конвенций, называемых фундаментальными и посвященными четырем основополагающим принципам: свободе объединения и праву на ведение коллективных переговоров (Конвенция № 87 и № 98), искоренению принудительного и обязательного труда (Конвенция №29 и № 105), устранению дискриминации в области труда и найма (Конвенция №100 и № 111) и запрету детского труда (Конвенция №138 и № 182). Для осуществления контроля соблюдения этих основополагающих принципов были установлены специальные механизмы контроля [4].

Благодаря концентрации внимания МОТ на упомянутых фундаментальных  Конвенциях они стали абсолютными  рекордсменами в части ратификации.

Среди Конвенций МОТ есть и немало таких, которые были ратифицированы очень небольшим количеством государств или вообще не были никем ратифицированы в течение десятилетний своего существования.

Для оценки эффективности  международных стандартов труда  недостаточно понимания объемов нормотворчества и ратификации государствами – членами Конвенций. Существенным показателем можно назвать также исполнение странами принятых на себя обязательств.

Специалисты разработали  систему оценки соблюдения странами – членами МОТ обязательств по ратифицированным Конвенциям. Система основывается на соотношении общего количества ратифицированных страной Конвенций и сделанных этому государству замечаний Комитетом экспертов Международного Бюро Труда по применению Конвенций и Рекомендаций (далее – Комитет экспертов) в связи с их нарушениями. Государства были поделены на пять категорий в зависимости от количества ратифицированных Конвенций: более 80 (14 стран), от 40 до 80 (60 стран), от 20 до 40 (64 страны), от 10 до 20 (24 страны) и менее 10 ратификаций – 12 стран [5].

Кроме последней  категории, где количество ратификаций  слишком мало для анализа их исполнения, остальные категории были поделены на группы с высоким и низким уровнями нарушений Конвенций. Для первой группы (80 ратификаций и более) была установлена норма в 50 и более замечаний Комитета экспертов в связи с нарушениями Конвенций за период с 1989 по 1993 года, для второй категории – 25 замечаний и более, для третьей – 13 и более, для четвертой – 7 и более.

Только в  самой бедной на ратификации из оцениваемых категорий было одинаковое количество стран с высоким и невысоким уровнем нарушений (по 12), в категории от 20 до 40 ратифицированных Конвенций на 11 стран с невысоким уровнем нарушений пришлось 53 страны с высоким, на категорию от 40 до 80 – 18 стран с невысоким и 42 с высоким уровнем нарушений, на категорию более чем с 80 ратификациями – 4 страны с невысоким уровнем нарушений и 10 с высоким. Таким образом, абсолютное большинство (117 против 45) членов МОТ допускает высокий уровень нарушения международных трудовых стандартов, что можно назвать весьма тревожным фактом [5].

Деятельность  контрольных органов МОТ чаще всего становится объектом критики  за то, что их эффективность зависит  от доброй воли государства – члена, которая у самых злостных нарушителей международных трудовых стандартов отсутствует.

В значительной степени эта критика справедлива. Более или менее очевидно, что  в современных политических условиях международная организация не может  силой принуждения заставить  суверенное государство вести ту или иную социальную политику. Если же представить себе возможность наложения экономических санкций в рамках процедур МОТ, понятно, что результатом таких санкций будет выход государства – нарушителя из состава Организации и денонсация всех ее Конвенций [1].

Но в исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда все же может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз — в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

 

 

3. Проблемы сотрудничества России и Международной организации труда

 

3.1 Проблемы сотрудничества России и Международной организации труда

 

Членство в  МОТ – одной из старейших и  ведущих международных организаций – позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство – профсоюзы – предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в том числе малых предприятий, решению проблем занятости [1].

Россия принимает  активное участие во всех мероприятиях, проводимых МОТ. Нашей страной ратифицированы десятки конвенций и среди них наиболее важные (Приложение 6). МБТ оказывало помощь нашей стране в разработке проектов закона «О занятости населения Российской Федерации», «Положения о российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» [2].

МОТ оказывает  России консультативную помощь в  проведении экспертной оценки социально-трудового  законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

Россия внимательно  следит за работой контрольных органов МОТ и сотрудничает с ними. В мае-июне 2008 года в связи с поступившими жалобами российских профсоюзов на заседаниях Комитета МКТ по применению Конвенций и Рекомендаций и Комитета Административного Совета по свободе объединения состоялось рассмотрение ситуации с выполнением Россией Конвенций МОТ № 87 и № 98 (о свободе объединений и праве на ведение коллективных переговоров).

Контрольные органы МОТ пришли к заключению о наличии  некоторых проблем с практикой применения трудового законодательства в России и высказали ряд рекомендаций [1].

В настоящее  время, несмотря на благоприятную, в  целом, ситуацию, сохраняется ряд  конвенций, о выполнении которых  России следует своевременно предоставлять отчеты с целью избегания вынесения обсуждения этих вопросов на более высокий уровень. К таким конвенциям относятся следующие:

1) Вышеупомянутые № 87 и № 98 (среди рекомендаций МОТ – необходимость снятия запрета на забастовки работников почтовой и железнодорожных служб, предоставление более полной информации относительно мер, принятых по отношению лиц, виновных в дискриминации профсоюзов);

2) Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (требуется реализация постоянного контроля и усиления уголовного и административного наказания за нарушения в данной области);

3) Конвенция № 100 «О равном вознаграждении» (МОТ интересует статистика по уровню заработной платы мужчин и женщин в частном и государственном секторах экономики);

4) Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятости» (рекомендуется пересмотреть список о запрете женского труда в 38 промышленных секторах);

5) Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (МОТ запросил дополнительную статистику по уровню занятости, а также относительно мер правительства для обеспечения полной занятости);

6) Конвенция № 138 «О минимальном возрасте» (рекомендация по дополнительной защите несовершеннолетних, работающих без оформления трудового договора);

7) Конвенция № 182 «Об искоренении наихудших форм детского труда» (необходимость принятия срочных мер для пресечения торговли детьми и наказания виновных) [5].

 

 

3.2. Перспективы  развития сотрудничества России и Международной организации труда

 

Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной  организацией труда (МОТ) на 2013-2016 гг. является продолжением предшествующих программ сотрудничества, с учетом новых условий, сложившихся в результате последствий мирового финансового и экономического кризиса, послекризисного восстановления экономики и влияния глобализации рынка труда.

Основная цель Программы – содействие дальнейшему  развитию социально-трудовых отношений  в Российской Федерации в направлении  достижения достойного труда путем  концентрации усилий в таких областях, как расширение занятости, социальная защита, оплата и охрана труда, международные трудовые нормы и основополагающие принципы и права в сфере труда, социальный диалог.

Выступая на 100-й сессии Международной конференции  труда в июне 2011 года в Женеве, В.В. Путин, занимавший в то время  пост Председателя Правительства Российской Федерации, отметил важнейшую роль МОТ на мировой арене, уникальность и эффективность ее трехстороннего формата:

Новой формой сотрудничества Российской Федерации и МОТ является финансируемое российской стороной партнерство в области применения Стратегии стран Группы двадцати «Квалифицированная рабочая сила – основа интенсивного, устойчивого и сбалансированного экономического роста». Эта стратегия профессиональной подготовки была разработана МОТ и при финансовой и технической поддержке Российской Федерации будет реализована в ряде стран в целях удовлетворения их потребности в высококвалифицированных кадрах.

В условиях замедления роста глобальной экономики в  результате мирового финансового и  экономического кризиса Российская Федерация продолжает принимать активные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда, обеспечения его гибкости и сбалансированности, предоставление социальных гарантий и защиту трудовых прав граждан. Максимальный учет социального фактора в реализации антикризисной программы позволил Российской Федерации стабилизировать ситуацию и выйти на докризисный уровень по основным индикаторам рынка труда.

По данным Росстата, численность экономически активного населения в Российской Федерации в среднем за 2011 г. составила 75,8 млн. человек, при этом численность занятых в различных секторах экономики достигла 70,7 млн. человек. В III квартале 2012 г. аналогичные показатели составили 76, 3 млн. человек и 73,3 млн. человек (или около 54% от общей численности населения). Удельный вес женщин в численности занятого населения составил 49,1%.

Информация о работе Структура Международной организации труда и ее методы работы