Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:47, Не определен
1 Общая характеристика региона, региональной экономики и региональной политики
2 Оценка уровня жизни с учетом особенностей (специфики) региона
3 Формирование уровня жизни в современных экономических условиях.
4 Особенности региональных инвестиционных процессов
5 Сравнительный анализ уровня жизни Приволжского федерального округа
Приволжский федеральный округ включает в себя 15 административных единиц: Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская и Чувашская республики, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области, а также Коми-Пермяцкий автономный округ.
Тринадцать из пятнадцати территорий, входящих в Приволжский федеральный округ (ПФО), по валовому региональному продукту на душу население находились на низком среднем уровне (в 1999 г. производился душевой ВРП в диапазоне от 2560 долл. по биржевому курсу в Республике Татарстан до 1020 долл. в Чувашской Республике). Пензенская область и Коми-Пермяцкий автономный округ имели низкий уровень душевого ВРП, составлявший, соответственно, 800 и 620 долларов.
Все регионы Приволжского федерального округа сгруппированы нами по покупательской способности населения, характеризующей уровень его жизни.
По состоянию на 1-ое полугодие 2005 г. в Приволжском Федеральном округе не было административных субъектов первой-третьей групп, в которых покупательная способность достигла бы высокого и среднего уровня, превышающего, соответственно, бюджет высокого достатка и минимальный потребительский бюджет.
Четвертая группа регионов включала республики Башкортостан, Татарстан, Пермскую и Самарскую области. В целом это были наиболее успешные административные субъекты ПФО. Их экономическое развитие было наиболее высоким среди административных субъектов округа (ВРП составлял от 2560 до 1760 долларов) и значительно превышало средний российский уровень (душевой ВВП составлял примерно 1333 долл.). Покупательная способность среднедушевых денежных доходов в них превышала общероссийское значение и приближалась к уровню средней обеспеченности, находясь в диапазоне от 2-х до 1,85 ПМ. Нижней границей средней обеспеченности по душевым доходам, как известно, является минимальный потребительский бюджет, составляющий примерно 2 ПМ.
В рассматриваемых регионах наблюдался наименьший в округе уровень бедности (от 26,1 до 29,6 процента). Ее масштабы были несколько ниже, чем в целом по стране. Средние и высокообеспеченные слои населения были представлены шире (от 36 до 41 процентов).
Вследствие этого в данной группе регионов сложился наиболее высокий уровень неравенства по душевым денежным доходам (от 0,44 до 0,48), превышающий его общероссийское значение (0,40).
В целом в наиболее успешных административных субъектах округа обеспечивался более высокий, чем в большинстве российских регионов уровень жизни. Они входили в число 12 российских регионов с наиболее высокой покупательной способностью средних денежных доходов населения. Наиболее благополучной являлась Самарская область, которая по всем сравниваемым показателям благосостояния людей выглядела лучшей в округе.
В
пятую по уровню жизни группу регионов
были объединены Нижегородская, Оренбургская,
Ульяновская области и
Экономическое неравенство в пятой группе регионов сложилось ниже (составляло от 0,42 до 0,39 относительных единиц), чем в 4-ой группе регионов и примерно соответствовало общероссийскому значению.
В
шестой группе с низким низким уровнем
жизни, были представлены семь из пятнадцати
административных единиц, входящих в
Приволжский федеральный округ.
В них наблюдались наиболее низкие (составлявшие
от 1185 до 620 долл.), значительно меньшие,
чем средние российские, душевые ВРП и
уровень жизни населения. Покупательная
способность денежных доходов населения
едва соответствовала потребительской
корзине прожиточного минимума (составляла
от 1,18 до 0,83 ПМ), наиболее широко были представлены
бедные (составляли от 34,1 до 39,4 процентов
общей численности населения) и наименее
– средне- и высоко обеспеченные слои
(от 15,7 до 29,3 процентов населения). Экономическое
неравенство в этих административных
субъектах, хотя сложилось ниже, чем у
населения, проживающего в четвертой и
пятой групп регионов, тем не менее, оно
было неадекватно высоким (составляло
от 0,30 до 0,40 относительных единиц) по сравнению
с социально-экономическими условиями
их развития.
5.2.
Покупательная способность
населения
Регионы четвертой группы по покупательной способности денежных доходов входили в число наиболее благополучных российских регионов. Значения покупательной способности в этих субъектах только приблизились к уровню среднего потребления, тем не менее, они превышали общероссийские показатели. Покупательная способность населения выросла до уровня, достигнутого в 1998 г., в Самарской и Пермской областях, а также ощутимо его превысила в Республиках Башкортостан и Татарстан. Последним это позволило направить дополнительные доходы и потребительские ресурсы на снижение уровня бедности и рост обеспеченных слоев населения.
Башкортостан входил в число российских регионов, наиболее повысивших покупательную способность населения после 1998 г. В отличие от Татарстана и Башкортостана, в Пермской и Самарской областях восстановление докризисного уровня покупательной способности отразилось на сжатии низко обеспеченного слоя при более высоком, чем до кризиса уровне бедности и некотором росте удельного веса благосостоятельных слоев.
В пятой группе регионов покупательная способность населения была ниже ее общероссийского значения. В Нижегородской, Ульяновской и Оренбургской областях имелись экономические ресурсы для ее повышения за счет использования производимого в этих субъектах сравнительно высокого душевого валового регионального продукта.
Ощутимо выросла по сравнению с 1998 г. покупательная способность в Нижегородской и Оренбургской областях. В Удмуртской Республике наблюдалось восстановление ПС. Ульяновская область находилась в числе российских регионов, в которых покупательная способность наиболее отставала от ее значений, имевшихся в 1998 г. Это проявилось в более высоком, чем до кризиса уровне бедности и снижении благосостоятельных слоев населения. В Удмуртской Республике и Оренбургской области бедные слои также были представлены более широко, а благосостоятельные не утратили своей численности. В Нижегородской области рост покупательной способности населения позволил снизить уровень бедности и расширить благосостоятельные слои.
В
шестой группе регионов с низким низким
уровнем жизни покупательная
способность выросла в
В
целом можно заметить, что по мере
перехода от регионов четвертой к
шестой группе не только снижалась
покупательная способность
5.3.
Бедность
В административных субъектах, входивших в 4-ую группу по уровню жизни, бедность была ниже общероссийского уровня. Самарская область и Республика Башкортостан были в числе российских регионов с наименьшими масштабами бедности.
В этой группе не все регионы преодолели докризисный уровень бедности. Республики Башкортостан – 3,1 процентных пункта и Татарстан – 0,5 процентных пункта по снижению бедности входили в число наиболее успешных российских регионов. В Самарской и Пермской областях уровень бедности еще оставался выше уровня 1998г., соответственно, на 4,1 и 2,6 процентных пункта.
В пятой группе субъектов по уровню жизни: Удмуртской Республике, Нижегородской, Оренбургской и Ульяновской областях бедность соответствовала или была выше общероссийского значения. Ее масштабы снизились по сравнению с 1998 годом только в Нижегородской области, которая по этому параметру входила в число наиболее успешных российских регионов. В остальных субъектах бедность еще была выше до кризисного уровня.
В самой многочисленной 6-ой группе регионов Приволжского округа с наиболее низким уровнем жизни лишь в Пензенской области бедность оставалась ниже уровня 1998г., что также позиционировало ее по этому параметру среди наиболее успешных регионов России.
В
Коми-Пермяцком автономном округе были
восстановлены масштабы бедности, имевшиеся
в 1998г. В других 5-ти административных субъектах
бедность еще оставалась выше докризисных
значений.
5.4
Среднее и высокообеспеченное
население
Регионы ПФО, входящие в верхнюю, 4-ю группу, имели более широкое представительство благосостоятельных слоев, чем в целом по Российской Федерации.
По этому показателю Самарская область находилась в числе лучших российских регионов. Она же и Республика Татарстан имели лучшие в нашей стране показатели удельного веса высокообеспеченного населения.
В пятой группе регионов обращало на себя внимание более низкое представительство благосостоятельных слоев по сравнению с общероссийскими показателями в Нижегородской, Ульяновской и Оренбургской областях, имевших сравнительно более высокую эффективность использования экономического потенциала.
В
шестой группе регионов с наиболее
низким уровнем жизни наименьшее
представительство
В
большинстве субъектов ПФО
В 4-й группе субъектов этот рост наиболее ощущался и достигал от 4-х до 9,8 процентных пунктов.
В 5-ой группе регионов, в целом, рост численности обеспеченных слоев был выражен в меньшей мере: от 3,9 и ниже процентных пунктов.
В
шестой, наименее успешной, группе административных
субъектов ПФО обращал на себя
внимание довольно высокий рост благосостоятельных
слоев в Чувашской Республике
и в Коми-Пермяцком автономном
округе. Это явилось следствием повышения
в первом и восстановления во втором субъектах
покупательной способности денежных доходов
населения. Благосостоятельные слои в
этих регионах выросли за счет сокращения
низкообеспеченного населения.
5.5.
Экономическое неравенство
Все четыре наиболее успешных административных субъекта ПФО: Самарская и Пермская области, республики Татарстан и Башкортостан входили в число российских регионов с наиболее высоким уровнем экономического неравенства.
Учитывая сравнительно высокие значения покупательной способности денежных доходов в этих административных субъектах, сложившийся в них более высокий уровень экономического неравенства можно считать объяснимым. Потребительских ресурсов хватало на поддержание сравнительно низкой бедности и достаточно широкое представительство благосостоятельного населения.
В
регионах пятой группы по уровню жизни
концентрация денежных доходов населения
несколько превышала или
При более низких значениях покупательной способности денежных доходов, наблюдавшихся в данных регионах по сравнению с общероссийскими показателями, это создавало предпосылки расширения представительства бедного и низкообеспеченного населения.
В регионах шестой группы с низким уровнем жизни наблюдавшаяся концентрация денежных доходов являлась неоправданно высокой. Это выражалось в более высоких, чем в других регионах, масштабах бедности и низкой обеспеченности и низком представительстве средних и высокодоходных слоев.
Экономическое неравенство в регионах, отнесенных к 4-ой группе, наиболее благополучной по уровню жизни в ПФО, в период 1998–2005 гг. выросло. При этом Башкортостан и Пермская область были в числе российских регионов, лидирующих по повышению концентрации денежных доходов. Это явилось следствием разных тенденций.
В Башкортостане и Татарстане снизилась бедность и выросло представительство благосостоятельных слоев. В Самарской и Пермской областях, в которых еще не был восстановлен докризисный уровень покупательной способности, рост экономического неравенства произошел при более высоком, чем в 1998 г. уровне бедности и явился следствием перераспределения потребительских ресурсов в средние и высокодоходные слои населения.
Информация о работе Региональные особенности формирования уровня жизни в регионах