Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:25, курсовая работа
В своей курсовой работе я постаралась подробно рассказать о методах снижения себестоимости продукции, акцентировав внимание как на положительных, так и на отрицательных факторах внедрения данных методов на предприятиях разного сектора.
Для последовательности понимания описываемой проблематики первую главу я посвятила общей теории классификации, группировки и возникновения себестоимости продукции, а также принципам, сущности и природе отклонения себестоимости от базового уровня. При этом заключительные положения данной главы описывают общую теорию динамики себестоимости на производстве, благодаря которой мы сможем вывести ключевой метод снижения себестоимости – метод экономии на масштабе.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общая теория образования себестоимости продукции
1.1 Понятие себестоимости
1.2 Значение себестоимости
1.3 Классическая теория динамики себестоимости на производстве
Глава 2. Пути снижения себестоимости продукции
2.1 Определение способов снижения себестоимости
2.2 Способы снижения амортизации основных средств
2.3 Способы снижения заработной платы и ЕСН
2.4 Способы снижения материальных затрат
2.5Способы снижения прочих расходов
Глава 3. Факторный анализ себестоимости продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Все оставшиеся статьи калькуляции (с 8 по 13 пункты) являются комплексными, а значит расходы по данным статьям собираются в некие группы, затем распределяются пропорционально каждой единицы продукции в зависимости от ассортимента с целью определения полной себестоимости единицы продукции. Так, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования включают затраты на техническое обслуживание машин и механизмов, расходы на текущие и капитальные ремонты основных фондов, полную амортизацию основных средств, закрепленных за цехами и др. В статью на подготовку и освоение производства входят затраты некапитального характера: совершенствование технологий, переналадка оборудования, изготовление специального оборудования и т.д. Данные затраты распределяются между всеми видами произведенной продукции пропорционально выбранной базе или же по отношению к уровню использования на каждый ассортимент продукции (в случае, если данные статьи затрат были использованы при производстве этой продукции). То есть, при наличии таких затрат на производственном узле они будут начисляться на себестоимость ассортимента той продукции, производство которой затронуло данный узел. Если эти расходы невозможно отнести на определенную продукцию, то их учитывают в составе цеховых расходов, а затем распределяют пропорционально всей стоимости продукции в зависимости от ассортимента, выпускаемого цехом. Поэтому данные затраты можно назвать косвенными. Косвенные затраты учитываются следующим образом: как только учтены по всем ассортиментам продукции прямые затраты, те затраты, которые мы не отнесли к прямым, начисляются по всем ассортиментам продукции пропорционально прямым затратам или же по отношению к уровню использования данной затраты на конкретный ассортимент. Тем самым мы получаем долю косвенных затрат по каждому ассортименту. Затем калькулируют эту долю в стоимостном выражении как с единицы продукции конкретной партии конкретного ассортимента, так и с полной конкретной партии конкретного ассортимента. Сумма таких затрат, как прямых, так и косвенных, на конкретный ассортимент составляет цеховую себестоимость конкретной партии и ассортимента продукции, так как они учитываются лишь в пределах конкретного цеха. Цеховую себестоимость конкретной партии и ассортимента можно поделить на количество произведенной продукции в данной партии и тем самым получим цеховую себестоимость конкретной партии и ассортимента на единицу продукции. Если же сложить все цеховые себестоимости конкретных партий и ассортиментов продукций, произведенных в конкретном цеху, то получим цеховую себестоимость данного цеха.
В состав цеховых расходов включаются затраты на управление, обслуживание и содержание цеха: заработная плата цехового персонала (за исключением основных производственных рабочих), освещение, отопление, уборка цехов, амортизация здания и общехозяйственного оборудования, износ инвентаря и материальных предметов цехового назначения и др. Сумма всех цеховых затрат составляет общепроизводственные расходы. И если учесть потери от брака и различного рода общехозяйственных расходов, то мы получим производственную себестоимость товарной продукции. Сумма потерь от брака и дополнительных общехозяйственных расходов начисляется пропорционально продукции конкретного ассортимента, относительного которого возникла необходимость данного учета (к примеру, брак на производстве конкретного ассортимента).
Если эти расходы невозможно отнести на определенную продукцию, тогда их учитывают пропорционально общепроизводственным расходам в зависимости от каждого отдельного ассортимента. Тем самым, мы получаем долю стоимостной оценки потерь от брака, а также долю дополнительных общехозяйственных расходов. С помощью этой доли можно определить общепроизводственную себестоимость товарной продукции как отдельной партии конкретного ассортимента, так и единицы продукции конкретной партии конкретного ассортимента. Денежные средства, составляющие производственную себестоимость товарной продукции, направляются на покрытие затрат по управлению и обслуживанию общехозяйственных нужд предприятия: аппарата управления, содержание зданий, территорий, транспорта и пр., имеющих общепроизводственное назначение.
Если к производственной себестоимости товарной продукции прибавить внепроизводственные расходы, тогда мы получим полную себестоимость товарной продукции. Внепроизводственные расходы начисляются по аналогии с браком в производстве или дополнительными общехозяйственными расходами. Эти расходы включают в себя затраты, связанные с реализацией продукции, а также различного рода отчисления и платежи.
Поэтому при группировке затрат калькуляционным методом выделяют три вида себестоимости:
1) цеховую – включает затраты на производство продукции в пределах цеха;
2) производственную
3) полная себестоимость товарной продукции – помимо производственной себестоимости включает внепроизводственные расходы.
1.2 Значение себестоимости
В основе принципов принятия экономических решений лежит тот факт, что хозяйствующий субъект сталкивается с ограниченностью ресурсов, имеющихся на предприятии. Следовательно, производитель должен учитывать различного рода альтернативные возможности эффективного использования этих ресурсов. Тем самым выявить наиболее эффективные системы затрат, то есть более ресурсоотдачливые5.
Так как главной целью предприятия мы выводим повышение ресурсоотдачи, то надо разобраться, что может дать компании рост этого показателя. Повышение ресурсоотдачи, как гласит определение, может проходить как экстенсивно6, так и интенсивно7.
Экстенсивное повышение ресурсоотдачи
При экстенсивном повышении ресурсоотдачи качество продукции не меняется, правда меняется уровень объема производства. Так как уровень затрат остается неизменным, как и уровень качества продукции, то можно заметить, что при таком повышении ресурсоотдачи снижается себестоимость на единицу продукции. Следовательно, это напрямую повышает конкурентоспособность продукции, так как дает дополнительный резерв для активной ценовой борьбы с конкурентами. Это означает, что при такой ситуации повышается прибыльность предприятия, ведь если предприятие не будет вступать в активную ценовую борьбу, а будет реализовывать продукцию, объем которой увеличился, по прежней цене, то мы увидим явный прирост прибыли. К примеру: предприятие произвело 4 изделия, общая себестоимость которых составляет 1000 рублей. Предположим, был найден способ с 1000 рублей затрат произвести 5 изделий, качество которых идентично тем 4 изделиям. Следовательно, себестоимость на единицу продукции с 1000 рублей / 4 изделия = 250 рублей, стала 1000 рублей / 5 изделий = 200 рублей. Так как продукция продолжала реализовываться по прежней цене, то разница между первой и последующей себестоимостью будут составлять дополнительную прибыль. Т.е. 250 рублей - 200 рублей = 50 рублей - дополнительной прибыли с реализованной единицы продукции.
Правда, у такой чисто экстенсивной модели повышение ресурсоотдачи есть один недостаток – в модели, которая была описана выше, говорится о полной реализации продукции, что означало ненасыщение рынка данным товаром. В случае же, если спрос удовлетворен полностью и рынок перенасыщен (правда данная организация имеет свой стабильный сегмент покупателей, то есть производимая продукция реализуется в строго определенном объеме по определенной цене), тогда вступает в силу маржинальный закон убывающей полезности (то есть уровень реализации остается прежним, но с последующим ростом экстенсивной ресурсоотдачи уровень объемов производства растет, а с ним и уровень нереализованной продукции, а значит и повышается уровень убытков).
К примеру: предприятие произвело 4 изделия, общая себестоимость которых составляет 1000 рублей. Предположим, был найден способ с 1000 рублей затрат произвести 5 изделий, качество которых идентично тем 4 изделиям. Следовательно, себестоимость на единицу продукции с 1000 рублей / 4 изделия = 250 рублей, стала 1000 рублей / 5 изделий = 200 рублей. Но уровень реализации остался прежним – 4 изделия. Предприятие реализовывала продукцию по 300 рублей. Тогда можно вывести уровень прибыли: 4*300 - 4*250 = 200 рублей; с учетом экстенсивного прироста ресуросоотдачи: 4*300 - 5*200 = 200 рублей. Мы видим, что уровень доходности и реализации предприятия не изменился, а вот уровень нереализованной продукции неминуемо увеличивается, просто при такой ситуации (чистый экстенсивный канонический рост ресурсоотдачи) себестоимость продукции уменьшается настолько, насколько увеличивается убыток от нереализации.
Тем самым изменяется лишь структура доходов, но не его сумма. Это связано с тем, что нефиксированные8 показатели: уровень объема производства и уровень затрат на единицу продукции имеют между собой гиперболаобразную зависимость по отношению к фиксированному показателю9 – сумме общей себестоимости выпускаемой продукции. Фиксированная общая себестоимость выпускаемой продукции = Объем производства * Себестоимость единицы продукции.
Следовательно, можно сделать вывод – при неизменчивом уровне реализации уровень изменения прибыли будет составлять ровно столько, сколько составляет отклонение полной себестоимости товарной продукции в «+». Тем не менее, коммерсант продолжил увеличивать объемы производства и затем увеличил их еще на две единицы продукции. После такой процедуры произошло некое изменение в уровне реализации – он вырос на 4 единицы (мы не будем сейчас останавливаться на причинах10 такого следствия повышения реализации, в связи с акцентированием внимания непосредственно на пороках эластичности, связанных с увеличением объема; поэтому мы лишь постфактум укажем, что организация пересекла порок эластичности по объему со всеми вытекающими последствиями).
Можно и дальше продолжать увеличивать производство и затем смотреть на эластичность объемов выпуска. Но как мы заметили – не только цена имеет свою динамику пороков эластичности. А значит, прибыль также можно поставить в математический ряд по отношению к объемам производства. Это означает, что на динамике выпуска продукции можно просмотреть тенденции сходимости и расходимости рядов, найти критические точки, которые будут эквивалентны значениям пороков эластичности, посмотреть на графике тенденции возрастания и убывания и далее определить уровень колебания прибыли. После чего можно оценить деятельность предприятия на наличие краш-синдрома, рабдомиолиза или пропорциональности динамики ряда на линиях уровня и т.д.
Соответственно, можно сделать следующий вывод: отклонение полной себестоимости в «+» при наличии прироста ресурсоотдачи означает, что предприятие начинает увеличивать выпуск продукции. Но с дополнительно произведенной продукцией всегда возникает вопрос о ее реализации. Так как динамика пороков эластичности не всегда предсказуема, из-за сложности учета ранее упомянутых факторов, то попытки сыграть на этой закономерности в свою пользу довольно рискованны.
В отличие от цены, которую можно переписать в любой момент, объем производства не имеет столь высокой гибкости. То есть когда товар произведен, его нужно реализовать. Иначе он будет затоварен на складах и полках магазина. Что, разумеется, отрицательно сказывается на оборачиваемости вложенных средств. Ведь процесс производства затормаживается, возникает временной лаг перепроизводства. Этот лаг вынуждает коммерсанта сокращать объемы производства до минимумов, которые позволили бы не затоварить склады еще больше, но не нарушили бы конвейерный поток, пока не рассосется данный затор. Или предприниматель может пойти по второму пути – сыграть на эластичности цены на тенденцию к понижению. То есть понизить цены до такой степени, пока уровень реализации не станет достаточно высоким, что поможет стабилизировать уровень оборачиваемости вложенных ресурсов. Но снижение цены может повлечь за собой снижение прибыли. Это произойдет лишь в том случае, если будет иметь место неравенство следующего характера: пропорция повышения уровня реализации < пропорции занижения цены. То есть когда процент повышения реализации влияет меньше на уровень выручки, чем процент занижения цены. К примеру: предприятие реализовывало 5 единиц продукции по 100 рублей за каждую. Соответственно, уровень выручки станет 100*5 = 500 рублей. Предположим, уровень реализации повысился на 20%, а уровень цены понизился на 20%. Тогда получим следующий уровень выручки (100 рублей - 20%)*(5 единиц + 20%) = 80 рублей * 6 единиц = 480 рублей. Как мы видим, процент снижения цены повлиял больше на уровень выручки, чем тот же процент повышения объема реализации. Получается, чтобы повлиять на выручку сильнее, чем снижение цены, объем реализации должен вырасти на некий дополнительный процент, который бы смог перекрыть снижение цены.
Давайте предположим, что этот дополнительный процент будет равен 5 %, тогда уровень реализации повысился на 20%+5% = 25%. Следовательно, уровень выручки станет (100 рублей - 20%)*(5 единиц +25%) = 80 рублей * 6,25 единиц = 500 рублей. Получается, чтобы перекрыть влияние снижения цены на 20%, объем производства должен увеличиться больше чем на 25%. В таком случае приведенное выше неравенство будет иметь обратную характеристику. И тогда предприятию станет выгодно повышать объемы производства, а затем продавать товары по заниженной цене. При таких условиях этот лаг не будет иметь ужасающий характер, а наоборот скажется положительно на эффективности производственного процесса. Это явление связано с фактором эластичности цены. Ведь природа динамики пороков эластичности такова, что может как при увеличении, так и при снижении цены и(или) объема отражать прибыльность предприятия. Поэтому проблема эластичности по объему производства может быть решена коммерсантом с помощью воздействия на эластичность по цене продукции и наоборот.
Другими словами, проблемы могут оказаться мотивом для перемен. А ликвидация причин – есть не что иное, как борьба с течением, а значит, попытка оставить все как есть. Возможно, стоит задуматься, куда ведут новые потоки, а не цепляться за пережитки старого. Кто-то может сказать, что если ты преодолеваешь проблемы, значит каждый раз идешь вперед, выходишь с каждой победой на принципиально новый шаг дороги, ведущей в будущее. Но заверяю вас, они ошибаются. Так как этот постулат имеет свой изъян, заключающийся в том, что объект может преодолевать препятствия, используя всегда лишь свои старые, хорошо выученные методы и механизмы, не желая постигать ничего нового.
В этом и заключается проблема: нет динамики внедрения нового опыта, нет желания осознать возможную полезность иного знания, иных методов, иных технологий, иных моделей и всего иного. Как можно говорить о новом, если ничего тем самым не изменилось, за исключением того, что разрешилась проблема. Каждая система имеет свои конфигурации, определяющие ее. Система может довольно хорошо справляться с поставленными задачами. Но если эта система устойчива и неизменчива, не имеет никакой синергии внутри себя, то рано или поздно от нее может потребоваться выполнение аналогичной задачи, но имеющей в своей основе небольшое производное дополнение.
Тем самым система может дать трещину, оказаться неадоптивной, и в результате она не справится. Ведь ничто не живет вечно. Поэтому проблему можно воспринять как сигнал для возможности внедрения перемен, которые помогут обогатить систему, сделать ее более гибкой, более адоптивной, более свежей. Но кто сказал, что новое есть лучше старого. Необязательно новое принесет лишь благо. Новое всегда покрыто тенью неопределенности, что пугает и отталкивает. Ведь эта неопределенность может оказаться как счастливым билетом, так дорогой в бездну. Именно из-за наличия второго варианта внедрение нового является азартной игрой.