Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 01:18, Не определен
Актуальность рассматриваемой темы связана со значительной активизацией международной экономической интеграции в последнее десятилетие XX века. Активизация экономической интеграции проявляется как в географическом расширении интеграционных блоков, так и в качественном усложнении международного экономического взаимодействия. Актуальность темы также обусловлена наметившимся дальнейшим развитием интеграционных процессов в мировой экономике в наступающем тысячелетии.
Из других интеграционных группировок развивающихся стран можно назвать Андоррскую группу (образована в 1969г. в составе Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу, Уругвая, Чили, Эквадора); Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК), в который входят Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика; Ассоциацию регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), образованную в 1985г. в составе государств Бангладеш, Бутан, Индия, Непал, Мальдивская Республика, Пакистан, Шри-Ланка.
Что же касается интеграционных процессов в рамках СНГ, то следует признать их значительную противоречивость и непоследовательность. Сам процесс создания СНГ рассматривался его инициаторами как стремление государств - бывших членов СССР к своей реальной независимости. Однако этот процесс «развода» сопровождался разрывом традиционных экономических, культурных и иных связей стран Союза, обострением межнациональных конфликтов.
За шесть лет, прошедших со дня принятия «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (8.12.91 г.), было подписано более 800 совместных документов о координации и сотрудничестве в самых различных сферах. Создан и функционирует Координационно-консультативный комитет СНГ для согласования действий в сфере экономического развития; достигнуто соглашение о формировании экономической системы Содружества и создании Международного экономического комитета (МЭК); завершается подготовка к переходу в рамках СНГ к «Общему рынку», где бы свободно перемещались товары, услуги, капиталы и рабочая сила. Происходит юридическое оформление единого торгового пространства стран Содружества.
Следует, однако, признать, что в международной иерархии СНГ занимает пока довольно низкое место. На его долю приходится всего 3 % мирового ВВП. Товарооборот между странами Содружества к началу 1997г. составлял примерно 6 % объема ВВП. Значительное уменьшение его имело место в первом полугодии 1997г., в то время как с другими странами мира наблюдался некоторый рост. В структуре производства и экспорта увеличивается доля сырьевых товаров и энергоносителей, а в импорте - изделий машиностроения,- перерабатывающих отраслей.
К середине 90-х гг. в интеграционных процессах стран Содружества появились новые моменты: в апреле 1996г. были сформированы два новых интеграционных объединения — «союз четырех» (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) и «союз двух» в составе России и Беларуси. Несколько ранее Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан заключили свое «тройственное соглашение».
Такая сложность интеграционной структуры СНГ объясняется, во-первых, различиями в подходе к национальному суверенитету лидеров стран Содружества; во-вторых, различиями в понимании механизма и направленности проводимых реформ.
Наибольшей зрелости интеграционные процессы достигли в отношениях Беларуси и России. Здесь формируются совместные межгосударственные и негосударственные органы, решения которых являются обязательными для национальных правительств, ведется работа по созданию совместного бюджета за счет ежегодных отчислений из государственных бюджетов обеих сторон, разрабатывается совместная структурная политика в промышленности, предусматривающая взаимодополнение экономик обеих стран.
В то же время лидеры некоторых бывших союзных стран рассматривают СНГ как временное объединение, призванное обеспечивать цивилизованную процедуру разъединения государств бывшего СССР. Отсюда становится очевидным, что будущее стран Содружества зависит от того, какие тенденции — разъединительные или объединительные — будут приоритетными в рамках СНГ.
ГЛАВА
4. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ
ПРОЦЕССЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ
ТУРИЗМЕ
Среди современных тенденций развития мирового рынка вообще и рынка услуг в частности особого внимания заслуживают процессы интеграции, а точнее процессы глобализации в области туризма. Транснациональные корпорации (ТНК), которые получили значительное развитие во второй половине XX в., от однонациональности капиталов и сепаратности действий перешли к политике сотрудничества, реализации совместных программ. Эта тенденция находит проявление в образовании глобальных союзов корпораций.
Быстрое увеличение их числа происходит под влиянием ряда факторов, среди которых решающее воздействие оказывает обострение конкурентной борьбы на мировых рынках. Оно имеет место не только между компаниями наиболее развитых стран. Очень опасными их соперниками стали фирмы из новых индустриальных стран, которые постепенно завоевывают все больше «ниш» на мировых рынках. В гостиничном хозяйстве это — цепи отелей, принадлежащие Сянгану (Гонконгу), «Шангри-Ла», «Регал Хоутелз», «Мандарин Ориентл».
Суть глобальных союзов состоит в объединении человеческих, финансовых и научно-технических ресурсов разными фирмами для достижения определенных целей наиболее эффективным путем с помощью сотрудничества. Они совместно используют достижения каждой из участвующих сторон и распределяют расходы и риски, связанные с реализацией общих программ.
Заключение глобальных союзов практикуется в разных секторах индустрии туризма и гостеприимства. Ярким примером действенности подобного рода объединений являются глобальные компьютерные системы бронирования туристских продуктов. Благодаря им внешние системы связи авиакомпаний были соединены с комплексом компьютерных сетей отелей, турагентств, фирм по прокату автомобилей и т.д. Они позволяют забронировать пакеты туристских услуг или отдельные их элементы — от авиаперелетов и размещения в отелях до билетов в театр и страховых полисов.
Одной из самых крупных и известных компьютерных систем бронирования туристских продуктов, наряду с СЕЙБР, «Амадеус» и «Уорлдспэн», является «Галилео Интернешнл». Ее визитными карточками стали мощная информационная база, широкие возможности резервирования и гибкость. В современном виде «Галилео Интернешнл» существует с 1993г. в результате слияния двух электронных систем бронирования «Галилео» и «Ковья-Аполло». Учредителями объединенной сети выступили североамериканские и европейские авиаперевозчики. При равном долевом участии они сформировали уставный фонд новой компании в размере 1,5 млрд. ам. долл. В 1997г. она имела 120 тыс. терминалов, охватывала 500 авиакомпаний, 31 тыс. отелей, 44 фирмы по прокату автомобилей. Число ее абонентов достигло 42 тыс.
Несмотря на слияние, создание единой базы данных и штаб-квартиры в г. Денвер (США, штат Колорадо), «Галилео Интернешнл» намерена сохранять, поддерживать и развивать «Ковья-Аполло» и «Галилео» как две самостоятельные системы. Если первая продолжает обслуживать США, Мексику и в меньшей степени Японию, то вторая работает на все остальные страны, за исключением Канады, где действует сеть «Джемини».
В настоящее время, кроме глобальных союзов, формируются стратегические альянсы. Первым присущи изменения имущественных отношений. Вторые же основаны на согласии сторон и не затрагивают отношения собственности, поэтому они получили более широкое распространение.
Стратегические альянсы могут принимать разный вид (консорциумов, совместных предприятий стратегического характера и т.д.). В отличие от традиционных межфирменных договоров все они нацелены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ для компаний-участниц альянса в рамках глобальной стратегии их деятельности.
В
гостиничном хозяйстве
Примером стратегического альянса служит заключенное в конце 1996 г. партнерское соглашение между группой «Карлсон Хоспитэлити Уорлдуайд» (США) и корпорацией «Фор Сизнз» из Торонто. Его цель — расширить принадлежащую последней международную цепь отелей «Риджент,».
Доказав свою эффективность, альянсы станут главной стратегией роста гостиничных компаний в ХХI в. К такому выводу пришли специалисты Нью-Йоркского университета, проводившие обследование в индустрии гостеприимства.
Наиболее
четко процессы глобализации просматриваются
на воздушном транспорте. Налаживаются
прочные партнерские связи
Соглашения между авиакомпаниями касаются разных сфер деятельности. Раньше они распространялись в основном на управление погрузо-разгрузочными работами в аэропортах, инвестирование и текущее финансирование (совместные закупки топлива, самолетов, пользование мастерскими технического обслуживания и ремонта и т.д.), а также открытие объединенных коммерческих представительств. Например, авиакомпании «Джапан Эйрлайнз», «Люфтганза» и «Эр Франс» заключили соглашение о совместном строительстве терминала в Нью-Йоркском аэропорту им. Дж. Кеннеди.
Сегодня международные стратегические альянсы на воздушном транспорте переживают новый этап развития. Стремясь установить контроль над рынком авиаперевозок, члены альянса перешли к взаимообмену своими идентификационными кодами и к сотрудничеству в рамках специальных поощрительных программ для часто летающих пассажиров. Такого рода практика привела к глубоким переменам на рынке авиауслуг.
Специальные программы закрепляют клиентов за определенными авиакомпаниями и препятствуют перетоку пассажиров к другим перевозчикам. В последнее время они превратились в мощный маркетинговый инструмент, эффективность применения которого возрастает многократно в случае его интеграции в глобальные стратегические альянсы. Недавно авиакомпании «Юнайтед Эйрлайнз», «Люфтганза», «Эйр Канада» и САС выработали совместную стратегию в отношении постоянных пассажиров.
Объединяя поощрительные программы, члены альянсов расширяют свою клиентскую базу и занимают доминирующее положение на рынке. Эта стратегия ведет к монополизации авиаперевозок в условиях всеобщей либерализации воздушного транспорта. Она создает барьеры для выхода на рынок новых игроков и ограничивает конкуренцию.
Мелкие и вновь образованные авиакомпании обвиняют альянсы, имеющие многочисленный контингент постоянных пассажиров, в нарушении антимонопольного законодательства. Специальные органы по контролю над действиями монополий и защите конкурентной среды внимательно наблюдают за формированием и стратегией развития альянсов. Но пока они не усматривают в их деловой практике фактов нарушения установленных правовых норм.
Кроме
объединения поощрительных
Каковы бы ни были аргументы «за» и «против» обмена идентификационными кодами, число соглашений растет. В 1997г. авиакомпании испанская «Иберия», щвейцарская «Свиссэйр» и австрийская «Остриан Эйрлайнз» договорились об обмене кодами с «Дельта Эйрлайнз», «Бритиш Мидлэнд» с «Галф Эйр», а «Джапан Эйрлайнз» с австралийской «Куантас Эйрлайнз». В том же году «Дельта Эйрлайнз» и «Континентл Эйрлайнз» подписали многоплановое соглашение с «Эр Франс», включающее обмен кодами. Заключаемые соглашения об обмене идентификационными кодами часто перерастают в международные стратегические альянсы.
В 1997 г. в мире насчитывалось 363 альянса авиакомпаний. Их число увеличивается. Большинство новых альянсов отличает гибкая организация с упором на совместный маркетинг и техническое развитие.
Набирающая силу политика налаживания партнерских отношений между перевозчиками наталкивается на препятствия. США предоставляют антитрестовый иммунитет альянсам при условии, что будут подписаны двусторонние соглашения об «открытом небе». Эти соглашения делают возможным доступ американских перевозчиков к авиарынкам Европы и Азии. Некоторые страны (Швейцария, Япония и др.) пытаются противостоять давлению американской стороны.
Информация о работе Проблема формирования интеграционных объединений развивающихся стран