Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2010 в 20:05, Не определен
Взаимное влияние безработицы и инфляции
За весь период с 1991 по 1999 гг. российская экономика пережила два высоких взлета уровня инфляции: первый пришелся на 1992г., второй – на 1998г. Правительство разрабатывало различные программы (федеральные, территориальные и местные) и системы, заимствовало опыт других стран, что, несомненно, давало результаты (хотя проблему раскрученной, начиная с 1992 г., инфляции не удалось решить до сих пор). Однако в течение этого периода должным образом не уделялось внимание «скрытой» и «открытой» безработицы. Государство стремилось создать стопроцентную занятость, при этом, не обращая внимания на уровень заработной платы рабочих, а значит и жизненный уровень населения. Именно по этой причине уровень безработицы заметно повышался, начиная с 4,8% в 1992 г. до 14,6% в 1999 г.
Экономические
проблемы наряду с параллельно возникающими
социальными вопросами создают социально-экономическую
напряженность в стране, которая в дальнейшем,
судя по следующим годам, неблагоприятно
сказалась и будет сказываться на социально
– экономическом положении страны. Поэтому
я считаю, что в связи с возможными последствиями
безработицы политике занятости необходимо
уделять значительное внимание со стороны
государства. Должна быть создана правительственная
программа содействия занятости
населения, которая будет опираться
на государственную политику
занятости. Согласно российскому
закону о занятости, главной целью
государства должно стать содействие
полной, продуктивной и свободно
избранной занятости
путем обеспечения профессиональной
подготовки, повышения квалификации
и переподготовки высвобождаемых
граждан, сдерживание массовой
долгосрочной (хронической) безработицы,
повышение эффективности государственной
службы занятости и реализации
других мер, направленных на
обеспечение социальной защиты
граждан на рынке труда.
2.3
Экономическое состояние 2000
– 2007гг.
Опыт государственного регулирования безработицы и инфляции различен во времени и пространстве, эффективность социальной политики часто довольно низка. Универсальных рецептов в этой области не существует, поскольку социальная жизнь напрямую связана с историческими традициями, склонностями населения, его привычками, политической активностью и т. д. У каждого населения страны своя реакция на инфляцию и безработицу, а также степень социальной защищенности. При рассмотрении среднегодового темпа колебаний по этим показателям видно, что, например, для Швеции или Италии ориентиром выступает занятость, отчасти в ущерб антиинфляционной коррекции. В то же время для Германии последняя является ключевой. Англосаксонский регион также обнаруживает склонность к сдерживанию инфляционного процесса.
В России в период с 2000 по 2004 гг. в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2 % до 10,0%. В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако это не удалось, и он составил 10,9%.
Но почему снова наметилась тенденция роста уровня цен? Я думаю, что в первую очередь виновником является само правительство. Оно утверждает тарифы на электроэнергию и энергоносители, железнодорожные перевозки и услуги ЖКХ. Именно рост цен на инфраструктурные услуги в последние годы на 40 – 50% определяет инфляцию на потребительском рынке.
Вторая причина – большое влияние поведения монополистов на экономику. Неумеренное стремление к обогащению и потреблению толкает их на путь использования любого повода для повышения цен. Эти действия проявлялись в 2005 – 2006 гг. в решениях нефтяных монополий страны, способствующих увеличению внутренних цен на горючесмазочные материалы до мирового уровня.
Не менее важная заинтересованная в повышении цен группа – торговые и финансовые посредники. Достаточно привести пример хлебного рынка, на котором доля сельскохозяйственных производителей составляет 15 – 20%, а посредников – 40 – 50% конечной цены.
Четвертый источник инфляции – теневая экономика. Действительный избыточный денежный спрос создает частный бизнес. В покупательные фонды перекачиваются обналиченные оборотные средства предприятий, не учитываемая оплата труда. Согласно статистике теневой оборот средств, думаю, занижен. Так, согласно опубликованным отчетам теневая заработная плата в 2004 г. оценена в 11%.
Мало того, что к 2007 г. уровень инфляции составил 11,9%, но и уровень безработицы также начинает расти. Так, например, уровень безработицы в России достиг к концу 2002 года рекордно высокой отметки, составив 12,4% от численности экономически активного населения. В 2003 Госкомстат России оценивал уровень безработицы в стране в размере 11,8% от численности экономически активного населения (рабочей силы). В 2003 общая численность безработных, активно ищущих работу любыми способами (по объявлениям, через знакомых, через биржу труда) и готовых к ней приступить, составила в России 8 млн. 956 тыс. За год она выросла на 0,3% (против 8 млн. 930 тыс. человек)
К началу
2004 года численность безработных
в России на 8,3% превышала их количество
годом раньше. Между тем численность зарегистрированных
в службе занятости безработных по сравнению
с началом февраля прошлого года снизилась
на 1,6% и составила лишь 1 млн. 938 тыс. человек.
Уровень безработицы в России за годы
реформ неизменно увеличивался из года
в год, колеблясь лишь по месяцам года.
На конец 2003 года в органах государственной
службы занятости состояло на учете 1,7
миллиона незанятых трудовой деятельностью
граждан, из них 1,5 миллиона человек имели
статус безработного (2,1% экономически
активного населения). Нагрузка на одну
заявленную вакансию - 1,8 человек.
Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числа преступлений. В Санкт-Петербурге эту закономерность отмечали 12,7% опрошенных. Рост безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений на 8%, 39% зарегистрированных преступлений совершают лица, не имеющие постоянного источника дохода.
В настоящее
время в нашей стране распространена
неполная, частичная
занятость, когда работник трудится не
40, а 18 часов в неделю. Очагами
незанятости в России становятся Кировская,
Свердловская области, Челябинск и
Пермь, Омск, Хабаровск, Иркутск. Последствия
реформ, проводимых в 1990 – х гг., привели
к тому, что доходы немалого числа людей
ниже прожиточного минимума, который в
2007 г. составил 3,9 тыс. руб.
Наша проблема заключается в том, что государство считает, что повышение доходов бесполезно, поскольку «съедается» ростом цен. Необходимо развеять этот «железный закон заработной платы», потому что такие факторы, как: повышение уровня преступности, снижение стимула к труду, а значит и снижение уровня ВВП, значительное превышение уровня цен по сравнению с уровнем заработной платы, которой едва хватает на удовлетворение жизненно важных потребностей - создают неблагоприятную обстановку в стране.
Начнем с того, что, во – первых, надо различать индексацию доходов и их повышение. Если потребительские цены выросли на 10%, то индексация пенсий и заработной платы сохраняет баланс предложения и спроса, емкость рынка. Во – вторых, рост доходов и покупательной способности происходит в ситуации превышения номинальных доходов над инфляцией. Допустим, правительство прогнозировало инфляцию на уровне 8,5%, а рост номинальных доходов на 15%, то покупательная способность возрастает только на 7,5%. В – третьих, прирост доходов и спроса также не вызовет повышения цен, поскольку растут объемы производства и предложения. В – четвертых, необходимо распродавать избыточные товарные запасы, которые достигают 20 – 30 % товарооборота.
Наконец, если даже возникает дефицит предложения по какой – то товарной группе, то его можно устранить через импорт. И Китай, и Европа готовы быстро заполнить любую рыночную нишу в условиях открытой экономики. Часть нереализованных доходов трансформируется в сбережения, что увеличит инвестиционные ресурсы страны. Таким образом, можно повышать доходы бюджетников и пенсионеров на 30 – 40% в год без опасения спросовой инфляции.
Для последней четверти ХХ века характерна возросшая гибкость рынка труда. Иным становится его экономическое содержание. Теперь это не просто частично безработные или женщины, обремененные семьей, но квалифицированные рабочие, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи, «неконкурентная» молодежь (выпускники школ, колледжей, вузов). Доля безработной молодежи в общей численности незанятых граждан не снижается и составляет более 32%. Возросла и средняя продолжительность молодежной безработицы, которая превысила 6 месяцев. На начало 2000г. в России насчитывалось около 33млн. чел. в возрасте от 14 до 29лет. Из них экономически активными считались 17,5млн. чел. В общественном производстве были заняты 14,2млн., не работали и не учились более 3млн. юношей и девушек. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника – наряду с возможными тяготами самоизоляции и более низкой профсоюзной организованностью.
Тенденции к гибкости затронули и рабочее время. Предприниматели стремятся закрепить в коллективных договорах схему гибкости трудового года, то есть право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.
В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей.
Несмотря на большие разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно – производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления тенденций ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ.
Прежде всего, это: высокий уровень образования населения и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный творческий труд, социальную справедливость и партнерство, самореализацию личности в интересах общества; развитый научно – производственный потенциал; наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий в перспективных направлениях развития; достаточные масштабы свободных производственных мощностей в наукоемкой промышленности; богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях; огромная территория и емкий внутренний рынок, дающие возможность широкого разнообразия потребностей населения; исторические традиции великой державы и авторитет, заставляющий мировое сообщество считаться с национальными интересами; значительные валютные резервы; большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно удвоить инвестиционную активность.
Обеспечение
добросовестной конкуренции. Выход
на траекторию устойчивого экономического
роста предусматривает
Обеспечение механизмов добросовестной рыночной конкуренции требует упорядочения процедур ценообразования, введения их правового регулирования в целях предотвращения дискриминации потребителей, обеспечения расширенного воспроизводства товаров и услуг. Должны быть установлены четкие правовые рамки и процедуры регулирования цен на федеральном и региональном уровнях, которые обеспечили бы прозрачность ценообразования. Для этого необходимо принятие федерального закона о ценообразования и ценовой политике, регламентирующего функции и методы государственного регулирования цен, а также ответственность хозяйствующих субъектов за соблюдение дисциплины цен.
Так же нельзя забывать и о политике эффективной заработной платы. Высокая оплата труда выгодна всем предпринимателям и всему обществу. Для производственников расширяется емкость рынка, растет скорость оборота капитала, возврат выручки, уменьшается задолженность, нормализуется воспроизводственные связи. В торговле сокращаются избыточные товарные запасы, сокращается время обращения, возрастают годовые обороты и прибыль. Улучшается ассортимент товаров, поскольку спрос покупателей из среднего класса выгодно отличается от спроса бедных. Высокие доходы выгодны и банкам, и страховым компаниям, и пенсионным фондам. Избыточные доходы конвертируются в сбережения и в инвестиции. При росте доверия к надежности банков и других финансовых институтов их капиталы, обороты и годовая прибыль тоже будут расти даже при низкой марже в 1,5 -3%. При повышении заработной платы вырастет и подоходный налог. А, как известно, государственный бюджет формируется налогоплательщиками – гражданами. То соответственно появится экономическая основа роста требовательности к органам власти, их ответственности за качество управления и принимаемых решений.
Очевидно, что важнейшими
приоритетами в борьбе с безработицей
в России являются переход к активной
политике занятости в сочетании с макроэкономической
стабилизацией и ростом производительности
труда. Многие недостатки прежних государственных
программ в области занятости и рынка
труда были учтены в последней "Концепции
действий на рынке труда на 2003-2005 гг.",
одобренной распоряжением Правительства
Российской федерации от 06.05.2003 г. за №568-р1.
В концепции достаточно объективно, в
том числе и в количественном выражении,
представлены тенденции, сложившиеся
на российском рынке труда с 90-х гг. ушедшего
века, учитываются все наиболее острые
его проблемы.
За
весь переходный период, начиная с 1992
г., и до настоящего времени российская
экономика характеризовалась
На протяжении 1992 – 2007 гг. российская экономика характеризовалась почти одними и теми же негативными показателями: большое число человек, имеющих доходы ниже прожиточного минимума; монопольное влияние государства на трудовую деятельность и распределение им доходов населения; невнимательность на проблему занятости; экономическая отсталость по сравнению с зарубежными странами; длительные задержки выплат пособий по безработице; сокращение размера выплачиваемых пособий; увеличение разрыва между начисляемыми и выплачиваемыми пособиями; широкое распространение в течение 90 – х гг. практика выплат пособий в форме товаров и услуг, когда выплаты в денежной форме во многих регионах производились лишь в экстренных случаях и в форме единовременной помощи; сведение к минимуму программы досрочных пенсий, при этом сокращение числа досрочных пенсионеров «компенсировалось» расширением их участия в общественных работах (более чем в три раза в 1996 – 2000 гг.); увеличение масштабов и углубление бедности семей безработных; несоответствие темпов роста уровня цен и заработной платы; низкий объем производительности.