Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2010 в 20:05, Не определен
Взаимное влияние безработицы и инфляции
Процент Процент Процент
изменения изменения изменений
удельных ≈ ставок - в производитель-
трудозатрат номинальной ности труда
В итоге
создалась экономическая
1.3
Взгляды экономистов
на факторы влияния
на сдвиг кривой Филлипса.
Последняя четверть столетия развития экономической мысли была подпорчена великой тяжбой между «монетаризмом» и «фискализмом», произошло такое разъединение экономистов, какого не видали после 30 – х годов. На одной стороне здесь те, кто согласен с Милтоном Фридманом, с другой – с Кейнсом. Для того чтобы лучше понять, кто из них более точно смог определить факторы, влияющие на кривую Филлипса, и впоследствии, путем сравнения, выделить недостатки и достоинства каждой модели, предложенных этими учеными – экономистами.
Простейшая кейнсианская модель показывает, что в экономике может возникнуть либо безработица (отрыв, вызванный спадом), либо инфляция (отрыв, вызванный инфляцией), но инфляция и безработица возникнуть одновременно простейший кейнсианский анализ предполагает, что кривая совокупного спроса имеет вид «обратной L».
Кривая совокупного спроса имеет понижательный наклон в результате богатства, процентных ставок и иностранных закупок. Точка пересечения кривых совокупного спроса определяет объем реального национального продукта (и занятость), с одной стороны, и уровень цен – с другой. Предположим, что в некоторый данный промежуток времени совокупный спрос расширяется с AD0 до AD1. Такой сдвиг мог стать результатом изменения любой из неценовых детерминант совокупного спроса. Например, предприниматели могут принять решение о покупке большого количества инвестиционных товаров или правительство может решить увеличить свои расходы для обеспечения большого объема общественных товаров. В соответствии с этим виден рост уровня цен с P0 до P1, тогда как реальный выпуск возрастает с Q0 до Q2.
Теперь сравним, что произошло бы при увеличении совокупного спроса с AD0 до AD3. Новое равновесие достигается в точке, где и величина инфляции, и объем реального производства были бы больше (а уровень безработицы соответственно ниже). Аналогично предположим, что совокупный спрос в данном году увеличился незначительно – с AD0 до AD1. Мы видим, что по сравнению с первоначально рассматривавшимся случаем сдвига с AD0 до AD2 и инфляция, и прирост реального продукта оказывается меньше (а уровень безработицы – выше). То есть высокие темпы инфляции должны сопровождаться низким уровнем безработицы, и наоборот.
История же монетаризма начинается с фридменовской формулировки 1956 г. того, какой, по его мнению, должна быть количественная теория денег. Количественная теория денег состоит из ряда взаимосвязанных положений: 1. активная и причинная роль денег в определении уровня цен, а, следовательно, номинального национального дохода; 2. нейтральность денег в условиях долгосрочного равновесия, т.е. долгосрочная пропорциональность между деньгами и ценами, основанная на стабильности денежного спроса или обратной ему величины – скорости обращения денег; 3. не нейтральность денег в краткосрочном и среднесрочном периодах, причем продолжительности этих периодов уделяется различное внимание разными авторами; 4. экзогенность предложения денег; 5. подозрительное отношение к дискреционному управлению предложением денег и предпочтение определенных правил, таких как жесткая привязка денежной эмиссии, к золоту, принуждение банков к тому, чтобы они обеспечивали 100 % своих депозитов или резервов, фиксация ежегодного темпа роста денежного предложения на уровне, соответствующем долгосрочному темпу роста производства.
Фридмен
предпринял огромное исследование истории
денежного обращения США, имевшее
своей целью показать посредством
прямого сопоставления
Ученый перенес фокус своей теории с краткосрочного на долгосрочный период, введя гипотезу естественной нормы безработицы (ЕНБ - тот уровень, при котором на рынке труда не будет ощущаться ни нехватки, ни избытка рабочих). Согласно этой гипотезе рабочие формируют свои ожидания не так, как наниматели, до идеи о том, что все ожидания носят адаптивный характер, ориентируясь на средневзвешенную из прошлых темпов инфляции. Он считал, что в краткосрочном периоде может существовать альтернативность инфляции и безработицы, но в долгосрочном плане такой альтернативности нет. Всякая попытка снизить уровень безработицы ниже естественного уровня приводит в движение силы, которые дестабилизируют кривую Филлипса и сдвигают ее вправо. В разных работах он писал, что этот короткий период может длиться «и восемнадцать месяцев … и два года», а в некоторых случаях может потребоваться и три года, чтобы полностью вернуться к ЕНБ.
Возникшая позднее теория рациональных ожиданий доказала, что макроэкономическая политика оказывается неэффективной, поскольку ее последствия заранее учитываются рабочими, тем самым, поддерживая Фридмена в точке зрения о том, что «деньги – это единственное, что имеет значение». Сам монетарист избегал комментариев относительно концепции РО, согласно которой темпы инфляции определяются исключительно случайными шоками, рассмотренными ранее.
Фридмен считал, что долгосрочная траектория роста производства и занятости в экономике определяется наличием ресурсов, технологией и предпочтениями потребителей, так что деньги - всего лишь связующая. Отсюда следует, что реальную процентную ставку невозможно надолго изменить с помощью денежной политики, с тем, чтобы стимулировать инвестиции и накопление капитала, как полагал Кейнс, поскольку она определяется реальными факторами, производительностью и бережливостью. А ЕНБ, по мнению монетаристов, – «якорь», который удерживает процентную ставку в устойчивом положении, - это реальный постоянный спрос на денежные остатки, но сегодня подразумевается, что одним из детерминантов этого постоянного спроса является ожидаемый темп инфляции, так что если постоянное «накачивание» денег привело к перманентному росту ожидаемого темпа инфляции, то для поддержания денежного равновесия должны повышаться в большей пропорции, чем изменение предложения денег. Однако эмпирически он не смог обнаружить никаких доказательств того, что процентные ставки действительно влияют на спрос на деньги, что усиливало позиции простой количественной теории с ее упором на «прямой», а не «косвенный» механизм. Данное открытие впоследствии было отвергнуто самими монетаристами, но поскольку оно носило второстепенный характер по сравнению с главной линией аргументации, это едва ли повредило репутации монетаризма.
В итоге, мы видим активное противоборство двух сторон, каждая из которых хочет доказать, что именно их теория в достаточной мере выделяет те необходимые принципы действия экономической политики и те важные факторы, влияющие на экономическую деятельность. Монетаристы считают, что самым мощным фактором, влияющим на экономическую активность, является изменение денежного запаса. Они анализируют процесс определения уровня дохода, используя некую версию количественной теории денег, с чем не согласны наследники Кейнса, считающие, что базисными определяющими уровня экономической активности в любой момент времени являются силы, воздействующие на компоненты совокупного спроса, и верящие в то, что изменения расходов могут влиять на уровень реального дохода независимо от количества денег. Как следствие, сторонники Кейнса придерживаются того мнения, что деньги никак образом не влияют на производство и не являются никаким благом, а монетаристы напротив выделяют особую роль денежной не нейтральности. Первые отрицают способности фискальной политики, в то время как вторые уверены, что и денежная и фискальная политика в состоянии оказывать существенное воздействие на доход и производство. Кроме того, существуют разногласия относительно того, насколько быстро и эффективно передаются денежные импульсы, и действительно ли изменения денежного запаса носят типично экзогенный характер или в свою очередь вызваны изменениями экзогенных политических переменных.
Кейнсианская
концепция занятости и
Впоследствии, экономисты кейнсианского направления выявили причины «Великой депрессии», которые были названы шоками предложения, которые влияли на уровень инфляции через издержки производства.
Вскоре этой теории был брошен вызов альтернативными макроэкономическими концепциями, в частности монетаризмом и теорией рациональных ожиданий (ТРО). Лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г., Милтон Фридмэн, являющийся интеллектуальным лидером монетаристской школы, положил начало эмпирическим и теоретическим исследованиям, показывающим, что деньги играют гораздо более важную роль в определении уровня экономической активности и цен, чем предполагала кейнсианская теория.
В крайних
проявлениях кейнсианские и монетаристские
взгляды существенно расходятся в вопросе
о внутренней стабильности капиталистической
экономики. Стало видно, что существуют
разнообразные суждения о том, насколько
экономике, основанной на частной собственности,
органически присуща нестабильность;
о способах, которыми денежная политика
воздействует на экономику; об эффективности
денежной и фискальной политики.
Глава
2. Взаимосвязь уровня
инфляции и безработицы,
имевшие место в экономике
России в 1991 - 2007 гг.
Инфляция - неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции - цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако инфляция - сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающий споры и разногласия среди экономистов.
Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Например, неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В-третьих, политика правительства в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда. В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. Наконец, в-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.
Две
противоположные позиции: безработица
– вынужденное явление, причиной
которого является недостаток совокупного
спроса (Кейнс), и зависимость
предложения труда от уровня зарплаты,
неповышение которой снижает инфляцию
и благотворно влияет на условия производства
и занятость, - продолжают
сосуществовать в теории занятости. В
сложных условиях переходной экономики
проблема безработицы выглядит неразрешимой.
С одной стороны, никак не хотелось
бы допускать развития массовой безработицы,
но с другой – не следует
препятствовать высвобождению работников,
связанному со структурной
перестройкой.
В условиях незначительной инфляции,
когда рост зарплаты покрывает
издержки от роста цен, кривая Филипса
как будто отражает действительность.
Задача состоит в нахождении оптимальной
точки пересечения между линиями,
идущими от оси зарплаты и от оси безработицы.