Анализ миграции трудовых ресурсов в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 01:29, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной работы состоит в выявлении особенностей трудовой миграции в современном мире.
Задачам работы является:
рассмотрение теоретических аспектов миграционных процессов;
раскрытие сущности международного разделения труда;
рассмотрение основных центров притяжения трудовой миграции в современном мире;

Файлы: 1 файл

Миграционные процессы в мировой экономике.doc

— 1,017.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Анализ миграционных процессов на современном рынке трудовых ресурсов

2.1 Основные направления и центры притяжения трудовых ресурсов

Международная трудовая миграция, будучи одним из важнейших проявлений глобализации, играет значимую роль в экономическом развитии большинства стран мирового сообщества.

Современный этап развития миграционных процессов дает все основания говорить о существовании нескольких центров притяжения международных мигрантов. Первыми в их списке числятся США и Канада, трудовые ресурсы которых сложились исторически за счет иммигрантов.

 Однако если до 50-х годов XX века иностранная рабочая сила  этих государств формировалась  в основном за счет европейцев, то со второй половины прошлого  столетия и в настоящее время основу гастарбайтеров в этом регионе составляют выходцы из Латинской Америки и стран Азии.

На рубеже тысячелетий ежегодный приток иммигрантов в США и Канаду оценивался в пределах одного миллиона. Общее же число иностранных работников в этот период составило от 8 до 12 миллионов человек.

Второй центр, привлекающий международных мигрантов, находится в Западной Европе (государства ЕС). Миграционные потоки, которые устремляются в этот регион, условно можно разделить на 3 части: рабочая сила из восточноевропейских государств и стран СНГ; мигранты из развивающихся стран; международное движение трудовых ресурсов между развитыми странами ЕС.

Сегодня общая численность официально трудоустроенных гастарбайтеров в мире находится в пределах 17–21 миллиона человек, что составляет около половины всех международных трудовых мигрантов на планете. Основными реципиентами иностранных трудовых ресурсов в регионе являются Германия, Франция, Великобритания, Италия и Швейцария.

Третий центр притяжения трудовых ресурсов сформировался на Ближнем Востоке, страны которого специализируются на добыче нефти. Миграционные потоки в этот регион начали формироваться в середине прошлого века в результате развития нефтедобывающих отраслей Саудовской Аравии и Кувейта. Вскоре, бедные на собственную рабочую силу, к услугам иностранцев стали также прибегать ОАЭ, Катар, Оман и Бахрейн. В данный момент эти государства аккумулируют около 6 миллионов трудовых мигрантов, которые занимают непривлекательные рабочие места в строительстве и сфере обслуживания. Характерной особенностью центра является то, что страны-реципиенты имеют самую высокую в мире долю иммигрантов в структуре трудовых ресурсов: Катар – 92 %, ОАЭ – 89 %, Кувейт – 86 %, Оман – 70 %, Саудовская Аравия – 60 %, Бахрейн – 51 %. [17]

Рисунок 3 - Гендерная структура трудовых мигрантов в мире на 2013 г.

Латинская Америка – четвертый пункт назначения для трудовых мигрантов. По разным оценкам количество иностранной рабочей силы в регионе составляет от 8 до 10 миллионов человек. В качестве главных импортеров выступают Аргентина, Бразилия, Боливия, Венесуэла и Чили. Что касается поставщиков трудовых ресурсов, то это в основном слаборазвитые соседние государства. Важной чертой трудовой миграции в Латинской Америке является сезонность, связанная с сельскохозяйственными работами. Однако более продолжительная по времени миграция в целях трудоустройства также имеет место быть. В этом случае речь идет о квалифицированных специалистах, приезжающих из стран Восточной Европы.

Еще один международный рынок рабочей силы функционирует в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Здесь основными реципиентами человеческих ресурсов давно уже стали Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Южная Корея и Бруней. В свою очередь, экспорт рабочей силы наладили Китай, Вьетнам, Филиппины, Индонезия, Бангладеш и другие страны. По мнению экспертов, в настоящее время общее число гастарбайтеров в регионе составляет 4 миллиона человек. [16]

Помимо традиционных центров целесообразно выделить относительно новые центры притяжения трудовых мигрантов. Во-первых, это Африка, отдельные государства которой являются активными импортерами рабочей силы. Речь идет о ЮАР, Камеруне и Ливии, которые в достаточном количестве используют труд иностранцев из других стран континента. По некоторым подсчетам, общее число трудовых мигрантов в Африке достигает 6 миллионов человек.

Но на сегодняшний день основным лидером в мировых миграционных процессах остается США. Рассмотрим график представленный на рисунке 5, для понимания соотношения численности трудоспособного населения.

 

Рисунок 4 - Соотношение численности трудоспособного населения в США

Как видим, участие США в мировых миграционных процессах обусловливает необходимость оптимизации ее миграционной политики. Это позволяет не только минимизировать негативные последствия экспорта зарубежной рабочей силы на международные рынки, но и извлечь выгоду от привлечения в экономику страны грамотных иностранных специалистов.

2.2 Демографические причины и последствия трудовой миграции

Сегодня становится очевидным, что без регулируемого притока трудовых мигрантов развитие экономики Дальнего Востока невозможно. Существуют различные причины, побуждающие людей переезжать в другие регионы и страны. В связи с этим можно выделить несколько основных групп трудовых мигрантов:

1. Беженцы: лица, которые (по определению Конвенции  о статусе беженцев 1951 г.) в силу  вполне обоснованных опасений  могут стать жертвой преследований  по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений, находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны, или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в неё вследствие таких опасений. Также к беженцам часто относят внутренне перемещённых лиц; лиц, ищущих убежище (но ещё не получивших статуса беженца); вообще всех лиц, вынужденно переселившихся из одного места в другое. [8]

На Дальний Восток основное число беженцев и вынужденных переселенцев прибыло в середине 90-х годов. Большей частью это русскоязычное население, вынужденное возвращаться в Россию из республик бывшего Советского Союза. В Дальневосточном регионе из общего числа беженцев на начало 1994 г. 8,3 % являются выходцами из Чечни и Ингушетии, 23,6% – из других районов России, 45,7 % – из Таджикистана, 11,7% – из Азербайджана, 10,7% – из Грузии. [16]

2. Низкоквалифицированные  работники – работники, занятые  низкоквалифицированным и низкооплачиваемым  трудом на территории другой  страны, региона.

3. Высококвалифицированные  работники – специалисты, обычно  приезжающие в страну, регион по приглашению, занятые на высокооплачиваемых должностях. На сегодняшний день квоты на иностранных мигрантов включают также и высококвалифицированных специалистов, вопрос об их отмене для данной категории мигрантов уже был поднят в 2008 году.

4. Переселенец – тот, кто переселен или переселился на новое постоянное место жительства. В 2008 г. на Дальний Восток по госпрограмме переселения приехало всего 63 человека.

5. Нелегальные  мигранты – мигранты, которые  незаконно находятся на территории  страны либо не имеют разрешения на работу в стране, регионе. Точной статистики по нелегальной миграции в Сибири и Дальневосточном регионе нет: по некоторым данным, на территории региона находятся от 350 тыс. до 1 млн нелегальных трудовых мигрантов. В России, по последним данным, находится примерно 4 млн незаконных мигрантов.

Принятие решения о переселении обычно связано с надеждами на улучшение уровня жизни либо профессиональную самореализацию. Существуют различные подходы к анализу миграции. Например, когда миграция представлена в виде инвестиционного проекта. Чистая текущая стоимость выгод от миграции определяется следующим соотношением:

  ,

где А1t – полезность, полученная от работы на новом рабочем месте в момент времени t;

А0t – полезность, полученная от работы на старом рабочем месте в момент времени t;

T – ожидаемое  время работы на новом рабочем  месте;

r – ставка  дисконтирования;

t1 – время, затрачиваемое на миграцию и  поиск работы на новом месте;

В – издержки от миграции (как прямые расходы на переезд, так и альтернативные как упущенная выгода от работы на прежнем месте жительства). Издержки от миграции можно определить так:

,

где Сt – прямые издержки на миграцию в момент времени t. Первое слагаемое формулы представляет собой текущую альтернативную стоимость упущенных заработков, второе – текущую стоимость прямых затрат на миграцию.

Также существуют социологические подходы к анализу миграции. То есть изучается определённый набор факторов, который становится решающим для каждого человека, принимающего решение о миграции, как, например, сопоставление своего уровня жизни на данный момент и информация об уровне жизни в другом регионе. Для наиболее эффективного анализа необходимо совмещение обоих подходов. При данном анализе необходимо учитывать следующие факторы: [19]

1. Демографическая  обстановка региона. Наиболее распространённая  причина здесь – это «устаревание»  населения промышленно развитых  стран, для которых характерны  низкий уровень рождаемости и  смертности. В развивающихся же странах на сегодняшний день, в связи с сохраняющимся высоким уровень рождаемости, растёт число экономически активного населения. Следовательно, в развивающихся странах наблюдается избыток рабочей силы, а в развитых – её дефицит, который может покрываться за счёт миграционных движений.

В условиях сокращения экономически активного населения Дальний Восток всё более нуждается в привлечении ресурсов труда. Ожидается, что КНР течение первых 20 лет ХХI в. будет испытывать большой пресс со стороны занятости. В 2001 – 2005 гг. отмечены самые высокие темпы роста населения трудового возраста – 13,6 млн человек в год; вплоть до 2010 г. численность трудоспособного населения будет ежегодно возрастать на 10 млн; после 2010 г. рост трудоспособного населения замедлит темпы. К 2020 г. численность населения трудового возраста достигнет 940 млн человек. В ближайшие 20 лет напряжённость с трудоустройством в Китае будет только возрастать. Рост населения трудового возраста привёл к тому, что в деревнях насчитывается 150 – 200 млн излишних трудовых ресурсов. В городах и поселках – 8 млн человек. Кроме того, есть потребность в трудоустройстве 11 млн высвобожденных работников. Таким образом, прирост населения в трудоспособном возрасте, превышение предложения над спросом рабочей силы приобретёт ещё более острый характер.

Располагая гигантскими трудовыми ресурсами, Китай выдвинул задачу завоевания примерно 10 % мирового рынка (в настоящее время только 2,3 %).

Только в одной китайской провинции Хэйлунцзян в ближайшее время ожидается массовая безработица, которая, по прогнозам, коснется 20 млн человек. Следовательно, иммиграционные процессы будут приобретать размах и не обойдут Дальний Восток России.

2. Экономический  рост. Несмотря на то, что в  стране-экспортёре рабочей силы  тоже может наблюдаться экономический рост, это не всегда способствует уменьшению миграции экономически активного населения, скорее, наоборот, при повышении уровня жизни в развивающейся стране люди, стремящиеся выехать на заработки, имеют возможность нести прямые издержки на переезд и обоснование на новом месте. На Дальнем Востоке есть множество неосвоенных территорий, которые требуют для своего развития приложения значительных трудовых ресурсов, и, несмотря на очевидное развитие экономики Китая, всё больше китайских мигрантов стремятся в Дальневосточный регион. Китайцы считают, что им выгодно работать в России. Исследования показали, что в основной массе на Дальний Восток едут вовсе не безработные. Из общего числа китайских граждан, опрошенных в г. Хабаровске в 2002 г., 45,7 % работали на постоянной основе у себя на родине.

3. Организованный  набор рабочей силы. Одним из  признаков успешной миграционной  политики считается организованный  набор рабочей силы, который говорит  о контролируемости и управляемости  миграционными процессами. Несмотря на то, что данный процесс находится под контролем государства, осуществляют его именно коммерческие структуры. В мировой практике на сегодняшний день наиболее активны организации по набору рабочей силы в Азии. Кроме непосредственно самих организаций-потребителей таких трудовых ресурсов, на международном рынке рабочей силы действуют предприятия-посредники. Деятельность этих организаций практически не контролируется, поэтому и нелегальные мигранты большей частью приезжают в страну не самостоятельно, а по налаженным каналам таких организаций.

4. Различие  в уровне жизни населения. Основной  причиной миграции является неравенство  уровня жизни, доходов, возможностей  в разных странах. Миграционные  потоки обычно направлены из  регионов с низким уровнем жизни в более богатые и стабильные регионы.

Кроме того, чем меньше уровень безработицы, тем сильнее миграционная нагрузка: люди стремятся туда, где есть предложение на рынке труда. Несмотря на сокращение численности населения, условия формирования предложения на рынке труда на Дальнем Востоке сохраняются более благоприятными, чем в целом по стране. Ввиду этого, и на фоне перспектив развития многих отраслей экономики региона усиливается миграционное давление на Дальний Восток.

5. Взаимосвязь  стран-экспортёров и стран-импортёров рабочей силы. Именно по этой причине мигранты из бывших республик СССР едут на заработки в Россию. Владение русским языком (в большей или меньшей степени), общие исторические корни, культурная, экономическая взаимосвязь стран помогают социально адаптироваться приезжим работникам. Такая же ситуация наблюдается и с другими международными миграционными потоками, например между Африкой и Европой, где имеет место общее колониальное прошлое.

6. Глобальные  информационные сети. Данный фактор стимулирует миграционные процессы, с одной стороны обеспечивая человека информацией о перспективах и возможностях работы в другом регионе или стране, а с другой – позволяет человеку, находясь вдалеке от дома, поддерживать связь с близкими и родными. Тем самым увеличивается мобильность и снижаются издержки как материальные, связанные непосредственно с переездом и трудоустройством на новой территории, так и моральные, связанные с социальной адаптацией.

7. Семейная  миграция. Решение о миграции  всей семьи принимается намного реже, чем решение о поездке на заработки её отдельных членов. При этом не всегда на заработки отправляется именно глава семьи. Если вспомнить о демографических проблемах Дальнего Востока, то семья мигрантов – это именно тот потенциал, который необходим нашему региону. При этом стоит учесть, что в данном случае приоритет должен быть отдан именно семьям переселенцев из других регионов страны, так как одно дело, когда происходит социальная адаптация одного иностранного работника, и другое – когда необходимо адаптировать семью. Нельзя забывать при этом, что в приграничных регионах существует определённая напряжённость по отношению к иностранцам. По данным социальных опросов, население пограничных городов региона считает, что Россия не должна предоставлять китайцам жилье, работу, гражданство, право приобретения земли.

Информация о работе Анализ миграции трудовых ресурсов в мировой экономике