Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 10:29, курсовая работа
Теневая экономика - одна из самых сложных проблем современной Украины и всего мира, т.к. это социальное явление свойственно всем странам независимо от их модели и уровня социально-экономического развития. Экономическое положение Украины на протяжении последних лет характеризуется значительным расширением масштабов теневой экономики и усиления её влияния на социально-экономическую жизнь общества.
Неформальное производство основано на применении не капитало -, а трудоемких технологий: для приобретения сложной техники необходим доступ к кредиту, а, самое главное, ее почти невозможно применять скрытно от глаз государственных чиновников. Занятые в неформальном секторе обладают в основном одним капиталом – «человеческим»; поэтому их производство концентрируется главным образом в сфере услуг, а также в производственной сфере с простыми технологиями. Например, в Италии 1980-х «неформалы» производили более 33% коммерческих услуг (в т. ч. 65 % услуг в гостиничном деле и коммунальной сфере, 50% ремонтно-восстановительных работ), но лишь немногим более 10% промышленного производства. [2]
Для
неформального сектора
Неформальный бизнес характеризуется также высокой степенью уязвимости: нет стабильных заказов, невозможно страхование, защита прав собственности. Поэтому занятые в этой сфере получают довольно нерегулярные и часто весьма низкие доходы.
Наряду с общими чертами следует выделить особенности, характерные для качественно различных обществ.
Наиболее
масштабно неформальный сектор представлен
в развивающихся странах, где
теневая занятость часто
В
развитых странах «гнет законов»
также толкает многих предпринимателей
на организацию подпольного
Когда в странах социалистического лагеря началась рыночная модернизация, то резкое снижение среднего уровня доходов и их дифференциации привело к столь же резкому разбуханию «теневой» занятости («челноки», тиражирование «пиратских» аудио- и видеокассет, торговля без лицензий и др.), а некоторые успехи в экономическом развитии после кризиса 1998 года привели к ее сокращению. Видимо, динамика «серой» теневой экономики может служить своеобразным индикатором удачи или неудачи реформ.
3.
Подпольная экономика («черная»
Хотя преступность известна со времен рождения цивилизации, организованная преступность окончательно сложилась только к 20 веку. Современная организованная преступность – это, прежде всего, деятельность по «социальному заказу», «преступления без жертв». С появлением устойчивого спроса на запрещенные товары и услуги, преступность частично трансформируется в специфическую разновидность бизнеса, когда для минимизации трансакционных издержек становится выгодным создание стабильных «фирм» – преступных группировок.
Мафиозный бизнес, как и легальный, обычно является многопрофильным. Пока правовая защита предпринимательства слаба, мафия специализируется на рэкете – нелегальной правоохранительной деятельности (занимающиеся легальным бизнесом вынуждены за обеспечение безопасности платить регулярную дань контролирующей данную территорию группировке); когда же правовые институты упрочиваются, организованная преступность уходит в основном в сферу наркобизнеса. Хотя наркотики обеспечивают примерно половину доходов организованной преступности в мировом масштабе, тем не менее, современные преступные организации сохраняют позиции и в контроле над азартными играми, и в порнобизнесе, и в подпольном ростовщичестве, и в иных криминальных промыслах.
Экономика
организованной преступности олигополистична
по форме и монополистична по существу.
В большинстве стран, как правило,
действует несколько мафиозных
организаций (кланов), занимающихся схожими
промыслами. Как и в легальном
бизнесе, олигополистическая конкуренция
в «черной» экономике заведомо неэффективна.
Во избежание потерь от самоубийственной
междоусобной борьбы, контролируемые
территории делятся на районы, закрепленные
за отдельными мафиозными группами. Центральное
руководство гангстерского
Мафиозный
бизнес высокоприбылен, причем средняя
норма прибыли отличается от нормальной
средней нормы прибыли на несколько
порядков. В легальном бизнесе 10%
годовых считаются очень
Итак,
теневая экономика проявляется
в трех формах: неофициальной, фиктивной
и черной. Надо отметить то, что в
реальной жизни бывает сложно отнести
какое-то явление к конкретной форме.
1.3.
Историческое развитие
теневой экономики
Теневая экономика как явление повсеместна и все исторична. Коррупция разного рода зафиксирована летописцами и литераторами древности в Китае, Египте, Элладе, Персии, Риме и Индии. Много позже коррупция туземных верхов сделала возможным образование Европейских колониальных империй.
С дальнейшим формированием государств теневая экономика приобретала более разносторонние формы. Прежде всего, теневая экономика стала развиваться в сфере торговли и в некоторых видах высокоприбыльного производства. Морские страны (Англия, Франция, Голландия и др.) вводили жёсткое законодательство против контрабандистов, но контрабанда процветала. Уже тогда проявились признаки сращения теневой экономики с властью: контрабандисты могли выжить только благодаря щедрым взяткам портовым чиновникам и охране.
На территории современной Украины первой крупной отраслью, которая ушла в „тень”, стала водочная промышленность (с 16 столетия). Государство, которое зарабатывало на водочной монополии, нещадно преследовало производителей самогона, но их количество не уменьшалось. И на данный момент ликёро-водочная промышленность продолжает оставаться одной из самых „теневых” в Украине.
Настояний
расцвет теневой экономики
Особенно
показательным состояние
В Советском Союзе „тень” была загнанна в узкие рамки, но всё так существовала. Она носила географический и отраслевой характер.
Уже
в послевоенное время стало использоваться
производство дефицитных товаров народного
потребления в подпольных цехах
или путем сверхурочной работы на
неучтенном ("левом") сырье в
цехах государственных
В начале 1960-х годов объем теневой экономики находился на уровне 3-5 млрд. руб. в год (в текущих ценах). Первые ростки коррупции укреплялись, расширялись границы и сферы нелегальных промыслов. В 1970-е годы правоохранительными органами уже фиксировались более масштабные операции.
Произошел всплеск корыстной ориентации в широких слоях общества.
Приток нефтедолларов в 1970-е годы способствовал росту импорта качественных западных потребительских товаров, в том числе и по нелегальным каналам. На внутреннем рынке быстро расширялось нелегальное предложение услуг.
Под все больший контроль теневой экономики попадали должности, связанные с распределением дефицита. Широко стали использоваться приемы искусственного создания дефицита, переброски в спекулятивных целях крупных оптовых партий товаров из столицы на периферию.
К началу 1980-х годов сформировалось шесть основных каналов распределения теневых доходов и капиталов. Первый и второй каналы связаны с созданием условий для функционирования (обеспечение материально-технической базы - помещения, транспорт, фондодержатели, товароведы, грузчики и пр.; финансового капитала - как правило, в виде "черной кассы", "черного нала"). Третий канал - защита от нежелательных ревизий и проверок. Четвертый - сверхпотребление. Пятый - тезаврация, т.е. превращение денег в сокровища или ценную недвижимость. И, наконец, шестой канал - сбережение теневых капиталов (рублей) в "чулках" в домашних условиях.
После развала Советского Союза масштабы теневой экономики напоминали постреволюционное время. В 1992-1994 гг. Сказочные богатства делались на всём – на бензине, сахаре, металлах. Со временем началась приватизация. Государство если и принимало участие в распределение этих прибылей, то самую малость.
В наше время проблемы теневой экономики заявили о себе в полную силу, особенно в постсоциалистических странах. Реформирование социально-экономических отношений привело лишь к смене структуры, форм и методов теневой экономической деятельности.
История
показала, что теневая экономика
в своём первоначальном виде зародилась
давно, существует и проявляется
в разнообразных формах до наших
дней.
2.
Исследование развития
теневой экономики
2.1.
Теневая экономика
в мире.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса во всем мире расширяется сектор теневой экономики. В постсоветских странах все не так однозначно. Одни эксперты говорят, что компании слишком долго шли к «белой» экономике и поэтому резко в тень уйти не могут. Другие же заверяют, что в «серую» и так работали почти все.
По мнению экономического эксперта Организации экономического сотрудничества и развития Фридриха Шнейдера, прирост теневого сектора экономики 14 крупнейших стран Европейского союза в 2009 году составил около 0,9%. Сравнительно немного, однако «серость» в Европе выросла впервые за последние 15 лет. Растущая безработица на фоне высоких налогов вызвала рост числа нелегально занятых. Экономисты также отмечают рост коррупции. [3]
Сейчас объем теневой экономики в целом по Европе оценивается на уровне 35% ВВП. Объем теневой экономики Великобритании эксперты оценивают в 10% от ВВП, Германии – 14%, Франции – 16%. Самый большой объем теневой экономики в ВВП в Нигерии – 76% ВВП – цифра ошеломляющая. Самый низкий показатель в Швейцарии – всего 8%. В Грузии – 68%, в Узбекистане – 37,2%. ВВП В скандинавских странах серый сектор составляет 9–15% ВВП. В Италии и Испании «серый» сектор оценивается в 25% ВВП, а в Греции – 30–35%. Самая сложная ситуация в постсоциалистических странах: в целом по Восточной Европе – до 40% ВВП, в Российской федерации 49% ВВП, а на Украине – около 50%. [4]
Однако, по словам других экономистов, «серость» расползлась повсюду. Ею в украинской экономике в той или иной степени охвачены 77% экономических агентов. Это и не вполне «белые» зарплаты, и не всегда прозрачные схемы приобретения материалов и оборудования, и перевод средств в оффшоры.